Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / СИСТЕМА MOODLE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / E-LEARNING / STAFF MOTIVATION / MOODLE SYSTEM / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саломатина Наталья Сергеевна

В статье на примере ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» рассматривается опыт организации внедрения в образовательный процесс средств электронного обучения, в том числе в период дистанционного обучения в связи с пандемией. Выявлен алгоритм внедрения электронных образовательных ресурсов. Предложены пути решения проблем, возникающих при организации данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саломатина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS USING E-LEARNING TECHNOLOGY IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Using the example of the South Ural State Technical College, the article examines the experience of organizing the introduction of e-learning tools into the educational process, including during the period of distance learning in connection with the pandemic. An algorithm for the introduction of electronic educational resources has been identified. The ways of solving the problems arising during the organization of this process are proposed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Сведения для цитирования: Саломатина, Н. С. Особенности организации образовательного процесса с применением технологии электронного обучения в профессиональной образовательной организации / Н. С. Саломатина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С. 39-43.

УДК 377+371 ББК 74.57

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Н. С. Саломатина

В статье на примере ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» рассматривается опыт организации внедрения в образовательный процесс средств электронного обучения, в том числе в период дистанционного обучения в связи с пандемией. Выявлен алгоритм внедрения электронных образовательных ресурсов. Предложены пути решения проблем, возникающих при организации данного процесса.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, среднее профессиональное образование, электронное обучение, мотивация персонала, система Moodle, образовательный процесс.

Современная система профессионального образования вступает в сложную эпоху своего развития. Оставаясь одной из фундаментальных систем современного общества, она должна обладать максимальной гибкостью по отношению к его запросам, отзывчивостью к изменениям в социальной и экономической среде не только в нашей стране, но за ее пределами [1].

Всего несколько лет назад, в начале 2000-х, далеко не в каждом доме был установлен персональный компьютер и имелся выход в сеть Интернет. Всю необходимую информацию можно было найти только в библиотеках, в печатных источниках. Недавнее прошлое обуславливало основные подходы к системе образования. Необходимые знания и умения учащиеся могли получить только в образовательных учреждениях. Существовали три основные формы обучения: очная, заочная и очно-заочная (вечерняя). Каждая из них предполагает самостоятельную работу студента, только в разном объеме. Интересно, что, по данным статистики и мониторинга экономики образования [2], количество студентов заочного отделения стало расти с 2005 г. — именно на это время приходится начало всеобщего распространения сети Интернет и компьютеризации населения. Информация сделалась доступнее, причем без особых физических и временных затрат.

В нынешнем мире самым ценным ресурсом является время. Технические средства позволяют в большой мере управлять этим ресурсом,

выстраивая индивидуальный график для каждого студента: темп работы, количество повторений, время обучения [3]. Это стало возможным благодаря широкому введению электронного, а также дистанционного обучения.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информации, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ, и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [4]. Термин вобрал в себя все основные характеристики системы электронного обучения.

В данной статье приводится опыт организации электронного обучения на примере архитектурно-строительного отделения ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» (далее — ЮУрГТК), а также анализ алгоритма внедрения электронного обучения в организациях системы СПО.

Гипотеза исследования состоит в том, что при выполнении алгоритма внедрения электронного обучения в образовательный процесс данный вид обучения будет функционировать с максимальной эффективностью и тем самым обеспечит повышение качества образования.

Для того чтобы успешно внедрить систему электронного обучения, образовательному учреждению необходимо решить следующие задачи:

- создать или укрепить развитую материально-техническую базу в достаточной степени;

- иметь специальное программное обеспечение, дающее возможность хранить и обрабатывать информацию, поступающую в систему электронного обучения;

- иметь в своем штате квалифицированных работников, способных создать необходимые ресурсы и применять их в процессе обучения.

Решение первой задачи в образовательном учреждении может осуществляться двумя способами: из собственных средств образовательного учреждения или с помощью полученных грантов на определенные направления деятельности.

Вторая задача в ЮУрГТК решена с помощью внедрения системы MOODLE в образовательный процесс.

Третья задача является одной из самых сложных для образовательного учреждения, ее необходимо решать в долгосрочной перспективе. Для этого необходимо не только обучить персонал методике работы в системе управления обучением, что само по себе непросто ввиду различных особенностей, но и обеспечить сопровождение преподавателей в процессе создания электронной образовательной среды.

В силу различных факторов, таких как возраст, уровень освоенности ГГ-компетенций, учебная нагрузка, естественным является выделение части педагогического коллектива, способной решить поставленную задачу. В ЮУрГТК организовано обучение по двум направлениям:

- работа в системе Moodle;

- создание электронных образовательных ресурсов в режиме (путем) разработки сайтов.

Данные курсы прошли преподаватели архитектурно-строительного отделения специальности «строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Они успешно применили полученные навыки, и в кратчайшие сроки была сформирована достаточная база ЭОР для работы студентов на платформе dom.sustec.

Одной из основных задач информатизации профессионального образования является подготовка высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста, готового осуществлять профессиональную деятельность в информационном обществе [5]. Работа с курсами, созданными на платформе dom.sustec, позволяет студентам совершенствовать свои навыки работы в информационном пространстве. Основными элементами при создании ЭОР

выступили «лекция», «тестирование», «задание». Курсы разработаны для достижения двух главных целей: закрепления материала урока, а также самостоятельного изучения темы студентами в случае отсутствия на занятии. После изучения лекционного материала первого раздела обучающимся предлагается ответить на несколько основных вопросов лекции. При успешном окончании тестирования становится доступен следующий раздел.

При разработке тестирований незаменимым является раздел «Банк вопросов». Он может создаваться постепенно по мере наполнения курса, а вопросы могут группироваться в различных сочетаниях. Таким образом, мы получаем различные варианты тестирований с необходимым количеством вопросов, индивидуальным временем прохождения и системой оценивания. Также при создании тестирований значимым инструментом являются функции «перемешать» и «случайный порядок ответов». Они позволяют сделать каждое тестирование уникальным, что повышает объективность оценки уровня знаний студентов.

В процессе создания курсов обучения технической направленности важным аспектом является не только предоставление теоретических разделов МДК, но и демонстрация применения опыта на практике. Неоспоримым плюсом работы в системе Moodle является возможность добавлять в теоретические разделы гиперссылки на видеофайлы, а также непосредственно загружать видеофайлы в саму систему. У студентов появляется возможность повторно посмотреть материал в процессе домашней подготовки, а также прослушать лекцию в записи, если в этом есть необходимость.

Платформа dom.sustec выступила основообразующим компонентом при подготовке к государственной итоговой аттестации (ГИА) в период пандемии весной 2020 года. ГИА включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломный проект). Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускников по специальности при решении конкретных задач, а также выявлению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.

В 2019/20 учебном году выполнение дипломных проектов по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» проходило в дистанционном режиме.

На образовательной платформе dom.sustec был создан курс «Дипломное проектирование», который включал следующую информацию:

- руководители проектов;

- темы дипломов;

- содержание ВКР;

- требования к ВКР;

- график сдачи ВКР;

- макет презентации для защиты.

Курс состоял из разделов, соответствующих содержанию дипломного проекта. Разделы насыщались ссылками на учебную литературу, методическими рекомендациями и документами в виде файлов, объявлениями и прочей информацией общего назначения. Кроме того, в каждом разделе студентам были организованы:

- проверка работы на соответствие методическим указаниям и оформление ВКР согласно требованиям нормоконтроля;

- консультации по разделам дипломного проекта в соответствии с календарным графи-

При работе на платформах для проведения видеоконференций преподаватели учитывали пожелания студентов. Различные платформы использовались для видеоконференций приблизительно в равной степени: Discord и Zoom предпочитали студенты бюджетных групп, Jitsi —

ком, при проведении которых анализировались, структурировались материалы, составляющие основу ВКР;

- финальная проверка руководителем перед защитой.

Поскольку при дистанционном обучении преподаватели лишены возможности взаимодействовать со студентами лично, важно было обеспечить возможность оперативной коммуникации. Значимую роль в этом сыграли видеоконференции, мессенджеры, электронная почта.

Преподавателями использовались следующие платформы для проведения видеоконференций: Zoom, Discord и Jitsi. Разнообразие платформ видеоконференций обуславливалось качеством самих программ.

Сравнительный анализ приведен в таблице 1.

в основном студенты коммерческих групп. Для обратной связи вне видеоконференций использовались мессенджеры «ВКонтакте», WhatsApp, МЬег и электронная почта.

Достоинства и недостатки дистанционного выполнения ВКР отмечены в таблице 2.

Плюсы Минусы

Возможность осуществлять дипломное проектирование вне зависимости от геолокации Возможное отсутствие технических возможностей, таких как доступ к интернету, компьютер, программное обеспечение

Экономия на расходах (проезд, питание) Отсутствие социума

Возможность самостоятельно распределять рабочее время Трудности с самоорганизацией и самомотивацией

Таблица 1

Сравнительный анализ платформ для проведения видеоконференций

Наименование платформы Положительные аспекты Отрицательные аспекты

Discord - имеет продвинутые настройки; - не ограничена по времени; - активирует микрофон по голосу или нажатию - ограничение на размер пересылаемых файлов; - отсутствие белой доски; - ограничение по количеству участников; - сложность управления; - отсутствие защиты сквозным шифрованием

Zoom - удобная организация участников конференции на экране; - возможность демонстрации отдельных приложений; - есть виртуальная доска; - простота использования - ограничение по времени в 40 минут в бесплатной версии; - отсутствие защиты сквозным шифрованием

Jitsi - возможность включить демонстрацию экрана; - не требует регистрации; - неограниченное количество участников - вылетает при многочисленных входах на основную образовательную платформу

Таблица 2

Достоинства и недостатки дистанционного выполнения ВКР

Окончание таблицы 2

Плюсы Минусы

Мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и дипломником Отсутствует постоянный контроль над выпускниками, который является мощным побудительным стимулом

Технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий Вредное влияние компьютера на здоровье

Процесс онлайн-обучения стимулирует и работу преподавателя. Для достижения взаимопонимания с удаленной аудиторией и максимального соответствия нововведениям преподаватель заинтересован в постоянном совершенствовании своих курсов, регулярном повышении профессиональной квалификации и проявлении творческой активности в координировании процесса обучения Затраты большого количества времени на проведение консультаций и отработку обратной связи в течение суток для преподавателей

Затраты личных ресурсов преподавателей и студентов

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о значительной роли ЭОР в структуре СПО. Создание необходимой платформы и насыщение ее учебными материалами — процесс трудоемкий и затратный по всем показателям, как для образовательной организации в целом, так и для преподавателей в частности. Продиктованный реалиями времени переход на образование с применением электронных образовательных ресурсов был необходим системе СПО. Сложившаяся в период пандемии СО"УГО-19 обстановка дала резкий толчок к развитию электронных образовательных платформ образовательных организаций. Степень готовности элементов системы образования была разной. ЮУрГТК обеспечил техническую возмож-

ность проведения обучения в дистанционном режиме, что включило в себя наличие и работу платформы dom.sustec, предоставление необходимой техники преподавателям. По результатам работы в период всеобщего карантина ЮУрГТК со своей задачей справился. Однако несмотря на достойные показатели по итогам дистанционной работы, одним из основных мотивирующих факторов в процессе обучения до сих пор остается живой контакт между преподавателем и студентом. Отсутствие непосредственного взаимодействия, эмоционального обмена негативно сказывается на восприятии учебного материала. Поэтому электронное обучение, хотя и играет важную роль, но все же должно применяться в дополнение к очному формату обучения.

Библиографический список

1. Дмитриев, Д. С. Исторический аспект проблемы применения средств электронного обучения преподавателями вузов / Д. С. Дмитриев // Вестник Самарского государственного университета. — 2015. — № 4 (126). — С. 192-196.

2. Угольнова, Л. Е. Заочная форма обучения в учреждениях высшего профессионального образования: характеристики обучающихся / Л. Е. Угольнова // Вопросы образования. — 2012. — № 4. — С. 200-212.

3. Исакова, Г. С. Формирование организационной культуры обучающихся колледжа с использованием электронных ресурсов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. С. Исакова. — Москва, 2014. — 24 с.

4. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 [принят Государственной думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // Консультант Плюс : правовая база : [сайт]. — 2020. — URL: http://www.consultant. m/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.10.2020).

5. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы : Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р // Консультант Плюс : правовая база : [сайт]. — 2020. — URL: http://www. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_173677/ (дата обращения: 01.11.2020).

6. Сэкулич, Н. Б. Интерактивная электронная информационно-образовательная среда университета как средство формирования ИКТ-компетенций студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Б. Сэкулич. — Улан-Удэ, 2018. — 26 с.

For citation: Salomatina, N. S. Features of the organization of the educational process using e-learning technology in a professional educational organization / N. S. Salomatina // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 4 (28). — P. 39-43.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS USING E-LEARNING TECHNOLOGY IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

N. S. Salomatina

Using the example of the South Ural State Technical College, the article examines the experience of organizing the introduction of e-learning tools into the educational process, including during the period of distance learning in connection with the pandemic.

An algorithm for the introduction of electronic educational resources has been identified. The ways of solving the problems arising during the organization of this process are proposed.

Key words: electronic educational resources, secondary vocational education, e-learning, staff motivation, Moodle system, educational process.

References

1. Dmitriev D. S. Istoricheskij aspekt problemy primenenija sredstv jelektronnogo obuchenija prepodavateljami vuzov [Historical aspect of the problem of using e-learning tools by university teachers], Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Samara State University], 2015, No. 4 (126), pp. 192-196. (In Russian)

2. Ugol'nova L. E. Zaochnaja forma obuchenija v uchrezhdenijah vysshego professional'nogo obrazovanija: harakteristiki obuchajushhihsja [Correspondence form of education in institutions of higher professional education: characteristics of students], Voprosy obrazovanija [Education Issues], 2012, No. 4, pp. 200-212. (In Russian)

3. Isakova G. S. Formirovanie organizacionnoj kul'tury obuchajushhihsja kolledzha s ispol'zovaniem jelektronnyh resursov [Formation of the organizational culture of college students using electronic resources]. Cand. ped. sciences diss. Abstr. Moscow, 2014, 24 p. (In Russian)

4. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Feder. zakon № 273-FZ [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 21.12.2012: odobren Sovetom Federacii 26.12.2012], available at: Konsul'tant Pljus, 2020, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 14.10.2020). (In Russian)

5. O Koncepcii Federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody [Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2014 № 2765-r], available at: Konsul'tant Pljus, 2020, http://www.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/ (accessed: 01.11.2020). (In Russian)

6. Sjekulich N. B. Interaktivnaja jelektronnaja informacionno-obrazovatel'naja sreda universiteta kak sredstvo formirovanija IKT-kompetencij studentov [Interactive electronic information and educational environment of the university as a means of forming students' ICT competencies]. Cand. ped. sciences diss. Abstr. Ulan-Ude, 2018, 26 p. (In Russian)

Саломатина Наталья Сергеевна, преподаватель ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Salomatina Natalya Sergeevna, lecturer, South Ural State Technical College, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.