Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СВФУ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СВФУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционный формат / система электронного и дистанционного обучения СВФУ MOODLE / облачная платформа для проведения видеоконференций / distance format / NEFU MOODLE electronic and remote learning system / cloud platform for video conferencing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнухина М. М., Алексеева Л. Н., Бускарова М. Ф.

опыт работы организации обучения в дистанционном формате КИТ СВФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND SOLUTION OF DISTANCE LEARNING PROBLEMS AT THE NEFU COLLEGE OF INFRASTRUCTURE TECHNOLOGIES

experience of the organization of training in the distance format of the NEFU KIT

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СВФУ»

УДК 377

Грязнухина М.М.

Алексеева Л.Н.

Бускарова М.Ф.

Gryaznukhin M. M.

Alekseeva L. N.

Busarova M. F. преподаватели кафедры ЭОИС КИТ СВФУ

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СВФУ

ORGANIZATION AND SOLUTION OF DISTANCE LEARNING PROBLEMS AT THE NEFU COLLEGE OF INFRASTRUCTURE

TECHNOLOGIES

Аннотация, опыт работы организации обучения в дистанционном формате КИТ СВФУ.

Ключевые слова, дистанционный формат, система электронного и дистанционного обучения СВФУ MOODLE, облачная платформа для проведения видеоконференций.

Abstract, experience of the organization of training in the distance format of the NEFU KIT.

Keywords, distance format, NEFU MOODLE electronic and remote learning system, cloud platform for video conferencing.

Пандемия в марте 2020 года заставила учебные заведения перейти на новый формат обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

В Колледже инфраструктурных технологий ФГАОУ ВО «СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» обучение организовано в режиме онлайн работы обучающихся и педагогических работников в электронной информационно-образовательной среде с использованием образовательных технологий, позволяющих обеспечить взаимодействие на расстоянии, в том числе с применением электронного

Международная научно-практическая конференция обучения и дистанционных образовательных технологий. Используются

следующие программы:

- система электронного и дистанционного обучения СВФУ MOODLE (yagu.s-vfu.ru);

- облачная платформа для проведения видеоконференций, вебинаров и других онлайн мероприятий ZOOM, DISCORD.

- платформа для проведения видео встреч Google Meet;

- мессенджер WhatsApp и др.

При организации онлайн-обучения учитывались:

- модель обучения;

- темп освоения;

- технология педагога (объясняющий, практико-ориентированный, исследовательский курсы, а также курс для организации совместной коллективной деятельности);

- оценивание (диагностика готовности обучающегося к новому материалу, организация адаптивного обучения, диагностика достигнутых результатов обучения, накопительная система оценок, выявление отстающих обучающихся);

- преподавательская роль (взаимодействие со студентами, онлайн-присутствие, отсутствие преподавателя в онлайн-среде);

- роль студента (чтение; решение задач, ответы на вопросы, активное экспериментирование через симуляторы и другие инструменты, взаимодействие с другими обучающимися);

- синхронизация взаимодействия (асинхронное, синхронное, смешанный формат взаимодействия)

- обратная связь (со стороны системы, от преподавателя, от обучающихся).

В нашем университете более пяти лет используем электронную

обучающую среду Moodle.

Задачи Moodle, как системы взаимодействия между учителями и учениками:

- создавать и управлять дистанционным курсом;

- управлять пользователями внутри курса;

- предоставлять дифференцированный доступ для участников образовательного портала;

- отслеживать выполнение учебных элементов - как учителем, так и учениками;

- публиковать учебные материалы различного формата: графики, тексты, аудио, видео.

Moodle отличается гибкой схемой наполнения. В нее можно загружать простые схемы вроде файлов и папок или более сложные: разделы Wiki, глоссарии (могут заполнять ученики), задания, различные формы тестирования.

Организация обучения только на платформе Moodle не достаточна, так как большая часть студентов колледжа проживают в районах, где затруднен доступ в Интернет, либо в семье нет соответствующих условий для организации обучения в данном формате. Использование общего чата в мессенджерах WhatsApp, Viber, Телеграмм оказались хорошим вариантом для мотивации студентов, для быстрой передачи информации, обмена мнениями при работе в новых условиях, так как являются наиболее привычным инструментов общения среди студентов. Данные платформы позволяют студентам и преподавателям пересылать учебные задания, выполненные домашние работы, записи лекций и другие учебные материалы без необходимости дополнительной платы за их использование.

Проблемы обучения в дистанционном формате:

- возросла нагрузка на преподавателей;

- отсутствие устойчивого Интернет-соединения в отдаленных улусах;

- у значительной части студентов СПО отсутствие персональных компьютеров или иных технических средств;

- отсутствие программного обеспечения.

Эффективность и успех дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также того, насколько

Международная научно-практическая конференция учтены особенности представления информации, уровня подготовки педагогов,

участвующих в этом процессе.

В нашем колледже преподаватели хорошо владеют необходимыми техническими и методическими навыками, используют инновационные методы обучения, что помогло при переходе на дистанционное обучение.

Прохождение студентами производственной практики и организация выпускных квалификационных работ является одной из наиболее важных составляющих обучения в системе среднего профессионального образования. Именно эти элементы учебного процесса, требующие, как правило, оффлайн режима, вызвали наибольшие трудности в условиях введения карантина.

В этой ситуации было организовано удаленное прохождение производственной практики на базе лабораторий колледжа. И соответственно, внеслись коррективы в рабочие программы практик и в индивидуальные задания. Основной задачей у руководителей практики является мотивация и контроль студентов. Для динамического контроля и планирования работы студентов использовали различные платформы, такие как google календарь, Bitrix24, Мегаплан.

Государственную итоговую аттестацию, защиту выпускных квалификационных работ проводили с помощью дистанционных технологий. Была организована идентификация личности обучающихся и контроль за соблюдением экзаменационных требований.

Вся воспитательная, образовательная работа колледжа проводится с учетом ограничений, связанных с пандемией - научно-практические конференции, семинары, олимпиады, научно-популярные лекции и мастер-классы полностью проходят в онлайн-формате на платформе Zoom. Так, 8-9 декабря прошел Республиканский научный форум «CROSS EDU. Сквозные технологии в цифровом образовании» с охватом разных школ и колледжей республики. Проходят отборочные соревнования по WorldSkillsRussia по 22 компетенциям.

Научные исследования и инновации

Опыт организации обучения в дистанционном формате наглядно продемонстрировал дефицит достаточного количества современных онлайн курсов именно по IT дисциплинам.

Большинство преподавателей уверены, никакие технологии не заменят живого общения, но и в переходе на дистанционное обучение видят свои плюсы - опыт работы в онлайн среде с современными форматами, подача материала и более активное внедрение цифровых технологий в традиционное образование после пандемии.

Библиографический список:

1. Бичева И.Б., Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности. Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь.

2. Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теория, практика и перспективы развития: Монография / Э.Г. Скибицкий, В.В. Егоров. - Алматы: Гылым, 2004. - 221 с.

3. Усков, В.Л., Иванников, А.Д., Усков, А.В. Перспективные технологии для электронного образования. Информационные технологии в образовании. №7, 2007. - С. 32-38.

4. Интернет-ресурсы: Открытые технологии. Преимущества Moodle http://www.opentechnology.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.