УДК 378: 004 (571.56)
Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Ikonnikova A.N., senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Semenova A.V., student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF MOODLE LEARNING MANAGEMENT SYSTEM IN LANGUAGE EDUCATIONAL PROCESS. The work discusses introduction of online learning into modern education. Particular attention is given to the concepts of e-learning and independent learning activities. The characteristic features of the learning management system of Moodle are highlighted as effective online teaching tools. As a result of practical work with the study group, positive trends in the widely used distance learning technologies into the educational process at a language institution are revealed. Online learning is suggested to have become an integral part of modern education. The benefits of distance learning for students are listed. The survey to identify possible problems which North-Eastern Federal University students face while using LMS Moodle was carried out. Students choose blended learning as preferred form of study. In the conclusions, the idea that modern online learning tools can be successfully applied in the process of education and socialization, including professional socialization, is reasoned.
Key words: distance learning, distance educational technologies, learning management system of Moodle, independent learning activity.
М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
А.Н. Иконникова, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
А.В. Семенова, студентка, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ МOODLE В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ЯЗЫКОВОГО ВУЗА
В данной статье рассматриваются вопросы реализации онлайн-обучения в современных условиях. Особое внимание уделено понятиям «электронное обучение» и «самостоятельная учебная деятельность». Выделяются характерные особенности электронной образовательной среды Moodle как эффективного средства онлайн-обучения. В результате практической работы с учебной группой выявлены положительные тенденции широкого внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс в языковом вузе. Обосновывается мысль о том, что онлайн-обучение стало неотъемлемой частью современного образования. Перечислены преимущества дистанционного обучения для студентов. Проведено тестирование с целью выявления возможных проблем, возникающих при использовании системы Moodle у студентов Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Предпочтение студенты отдают смешанной форме обучения. В выводах проводится идея о том, что современные инструменты могут быть успешно использованы при реализации воспитательной функции образования, а также в профессиональной социализации.
Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронная образовательная среда Moodle, самостоятельная учебная деятельность.
Развитие информационного общества - это процесс, который является одним из важнейших составляющих развития и жизнедеятельности современного человека. Информационное будущее в образовательном процессе активно влияет на цели, содержание и технологии обучения. Актуальность проблемы состоит в создании, развитии и улучшении информационных технологий в методике обучения, в частности в оптимизации электронного обучения.
В современных условиях происходит интенсивное развитие дистанционного образования, которое основано на применении в обучении дистанционных образовательных технологий, внедрении современных образовательных средств и использовании современных телекоммуникаций. Оно нацелено на информационную поддержку образовательных программ для обучающихся, которые не имеют возможности учиться очно.
По мнению зарубежного методиста Галуша Ж.М., «в дистанционном обучении преподаватель больше не является единственным источником знаний. Вместо этого он становится посредником в поддержке и помощи при обучении студента, в то время как студент также активно участвует в получении новых знаний. Более того, дистанционное обучение больше, чем любая другая форма обучения, требует совместных усилий студента и преподавателя, которые не ограничены временем, помещением и усилием только одного субъекта» [1, с. 5].
Современное электронное обучение представлено в разных формах: чат-занятия, веб-занятия, видеоконференцсвязь, вебинары и др. Обучающиеся, вступившие в образовательный процесс, получающие разные уровни образования, отмечают, что объем электронного обучения с годами поступательно увеличивается. Дистанционное обучение прежде всего развивает навыки самостоятельной учебной деятельности у студентов, что является одной из целей современного образования.
Анализ публикаций на тему организации самостоятельной работы студентов позволил выявить ряд определений самостоятельной учебной деятельности. Данное понятие наиболее подробно раскрывается у Кузнецовой Т.Г., которая отмечает, что «самостоятельная деятельность способствует не только развитию познавательных способностей студентов, но и способности к самоорганизации, самоконтролю. Самостоятельная учебная деятельность - процесс, направленный на достижение результата, которым является учебная самостоятельность» [2, с. 259].
Необходимость в самостоятельной учебной деятельности при реализации любой образовательной программы чрезвычайно высока. Она является практической основой для обучения и является фундаментом для дальнейшего качественного развития в профессиональной сфере. При самостоятельном изучении учебного материала, дополнительной практике обучающийся более успешно усваивает учебную дисциплину. Также самостоятельная работа помогает преподавателю раскрыть проблемы у студентов по каким-либо темам, аспектам дисциплины. Самостоятельная работа рассматривается также как средство обучения. Готовность к самостоятельной деятельности является приобретенной в
процессе самореализации и развития человека. Высокая организация данного процесса является результатом кропотливой и упорной работы преподавателя. В настоящее время в условиях реализации онлайн-обучения увеличился объем самостоятельной работы студентов вуза. По мнению Строкань В.И., «применение интернет-ресурсов и мультимедийных средств дает педагогам прекрасную возможность усовершенствовать управление обучением, увеличить эффективность и объективность учебного процесса, сэкономить время преподавателя, повысить мотивацию студентов на получение знаний, заинтересовать их изучением иностранных языков, привить стойкое желание к самоконтролю и самосовершенствованию, что положительно скажется на результатах обучения» [3, с. 66]. Жари-нова Л.Л. отмечает, что для организации самостоятельной работы студентов требуется осознание ими цели заданий; знание процедуры их выполнения; умение пользоваться средствами обучения; умение применять опоры и создавать их при подготовке заданий; учет соответствующих дидактических условий [4, с. 1054].
Цифровизация образовательного процесса предоставляет наиболее удобные средства для быстрого и эффективного усвоения учебного материала с множеством функциональных возможностей. Организация и проведение дистанционного обучения представлена комплексом современных программ, в виде системы управления электронным обучением (learning management system - LMS) и широко используется в образовательных программах. В своей работе И. Аль-марашде пишет, что в наше время использование таких технологий в образовании, как система управления обучением (LMS), становится неотъемлемой частью. LMS включает в себя полный спектр инструментов, которые предоставляют учебным заведениям эффективные и действенные средства поддержки дистанционного обучения. Большое значение для расширения практики использования LMS имеет принятие преподавателями данных инструментов [5, с. 254].
Экспериментальной базой для исследования служит Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. В университете широко используется система управления электронным обучением Moodle (yagu.s-vfu.ru). Система электронного и дистанционного обучения (СЭДО) обязательна к использованию каждым студентом и преподавателем СВФУ. Также в связи с глобальной проблемой пандемии в мире в 2020 году с марта месяца университет полностью перешел на онлайн-обучение. На сегодняшний день платформа Moodle является основным средством обучения студентов в СВФУ наряду с видеоконференцией Zoom, Microsoft teams.
На диаграмме 1 приведены наиболее популярные мировые системы дистанционного обучения, из которой следует, что наиболее востребованной является платформа Moodle.
Система Moodle хорошо справляется с задачами ДО и имеет следующие преимущества:
- система бесплатна;
- открытый доступ для студентов и преподавателей вуза;
- широта возможностей управления курсами;
Результаты анкетирования
■ Edmodo ■ iSpring Online ■ Antitremngi.m
■ Skill Soft "Saba ■ Developed In-House
■ Moodle
Диаграмма 1. Системы дистанционного обучения
- дифференциация обучения;
- включает в себя программирование, индивидуальное, модульное, социальное обучение;
■ создание качественного аппарата тестирования;
- разнообразные учебные элементы;
■ возоожаостьнасгройки управления доступа к курсам;
■ возможность овтсмааизивнванногоотспожовонвспрогресса студентов;
■ испооьзованне анжо формнсреимгв обучоиия;
- дифференцированная система оценивания.
Оражржниоследоиония Номо проведено анкетирование среди студентов групнв|АПО-18-261 ИаеомтуторьррОожноРьВпнологиин рогионьосднния в коьиг честве 24 человек на тему «Дистанционное обучение».
Вопрноы впяеты
вопрос ^-
вопрос
3 вопрос , , ,
4 вопрос |___|
вопрос
б вопрос ,
О 5 10 15 20 25 30
■ 4 вариант ответа ■ 3 вариант ответа ■ 2 вариант ответа ■ 1 вариант ответа
Диаграмма2.Результаты анкетирования
Результатыанкегированияпвказали, чтсвсестудвнтыимеютсредотва для обучения, такие как компьютер, ноутбук, смартфон, планшет, что свидетельству-вв ж инвичин ннмв ыеобходиоых усневий для дистазцииннк^воч^^чсзк?^.
Та1чне^;з^ну^р)^ьпак^| в ипво, сзе70,а%онрошинных студентов находятся в деннч1Ймовентммп ределамигорода, а вТкнтске. Эроитков^1вает нам
пренмгщества ыP■ы'aнциавноьo ебучения на рассшоянии.
Ьов^^э^ий^г^г^fэ(^c;еши студоьты синвсиии, что занятия в период обучения в дистанционном режиме проводятся регулярно, что показывает нам организованность и гюдратбнленчостъ .ВФУ нрчлайн-и^чению
С^н нчoбJKPM з ДО пр^низ! вамемаичт слeаyющne: ггэлоб ильное нoдклюлониeк Инмopнerм слабые технические характеристики электронных увтрвйств. епч этом ниодин рэ^ы^пундентчиытмелты шылыЧ опгчнзсполгзования програ мм, коточые зео бсоеимы ДJЧТ(^HJЧлHвю бхибниы;ило пока зы^^^ггмп одго-товленность студентов к такой форме обучению.
Вкачест вспpeдг^o^ы■ивэлочсз фчрмы оnпчмнт%в2:6(%opnсватдeреoвyказа-нн сммшэвмый фа^ах м%6%- динoынциаены0| 16,6%- зафодмклзсь симетить н ы.o%-оpлдицoонрыз форфаг обусловлен стремлением студентов к
eoммyнзкыциирЭиивзытюмeжмвн%ocтниlчaтн ошений.
Сбмдз пох^и^^н^^пн^^с^рпасс^^х ио о ирн ееоения ДО CT7peHT6i вкау % и:
■ нбмможношъобуненнярзаонзойфовмм собеспареннамбесвпасно сти в данной проблемной ситуации, связанной с пандемией;
■ бoлэшe%вoбoднoгoвхe мени для обучения;
- проявление творческих способностей;
- развитие и совершенствование навыков самостоятельной работы;
- развитие мобильности в обучении;
- удобный формат обучения из дома;
- совершенствование пользования платформой Moodle.
Далее студенты отметили широкое внедрение в учебный процесс приложения Zoom, Microsoft teams, а также социальных сетей и мессенджеров (WhatsApp, ВКонтакте). Отдельно студенты указали на широкое использование электронно-библиотечной системы СВФУ
В результате анкетирования следует, что дистанционное обучение является наиболее удобным способом обучения студентов, в котором проявляются творческие способности студентов, их навыки самостоятельной учебной деятельности, происходит развитие профессиональных навыков, предоставляется доступ к множеству дополнительных источников информации. Также ДО позволяет преподавателям совершенствовать свои педагогические навыки и реализовать формы и методы онлайн-обучения.
Дистанционное обучение является перспективным направлением в образовании, которое широко используется, развивается и совершенствуется в настоящее время. Данный формат обучения является удобным и универсальным для обучающихся и преподавателей. В отсутствие возможности обучения в очном режиме обучающийся имеет возможность получения полноценного образования в любом месте его пребывания благодаря онлайн-обучению. Отдельно следует отметить, что такие цели обучения, как воспитание и социализация вполне реализуемы благодаря современным технологиям (видеосвязь, аудиосвязь и др.). Дальнейшее совершенствование технологий позволит ДО развиться и широко использоваться в всем мире.
1. Где вынаходитесь наданный момент? 1.Во бщежитии СВФУ 2. В Якутске (не в общежитии СВФУ) 3. РС(Я)(ыо ^еделсмы Як°тска) в.Ла пненесамиеС(Я)
2. Скакнгоунт°айсева сы влхо-дитев Инсхеиет (дноеввевенный выбор)? 1. Юяопндсе^ин^бук 2.ееpнфои/нлa ншет 3. Устройство отсутствует
3. Праконятся лиеВаа всвнаня-тия в настоящее время (на период дестс нциинногвоНнивнис)н 3Дн 2. Нет
4. С какими проблемами вы стол-енулеиоен времярвбсаы в дистла-ционной форме? 1. Проблемы с постоянным подключени-санИнтернету 2. Малый опыт пользования программ, которые необходимы для онлайн-обу- ения 3. Слабые технические характеристики электронных устройств
5. Какая форма обучения предпочтительнее для Вас? 1. Традиционная (посещение занятий) 2. Исключительно дистанционная (только в режиме онлайн) 3. Смешанный формат (традиционная + дистанционная) 4. Затрудняюсь ответить
6. Какие плюсы Вы можете привести в проведении и организации ДО? Какие средства обучения помимо (\Moodle Вы используете при онлайн-обучении? Свободная форма ответа
Библиографический список
1. Galusha J.M. Barriers to Learning in Distance Education. Interpersonal Computing and Technology. 1998; № 5 (3-4): 6 - 14.
2. Кузнецова Т.Г. Формирование учебной самостоятельности студентов при изучении иностранного языка. Образование в современном мире. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2019: 258 - 263.
3. Строкань В.И. Актуальность использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку. Концепт. 2017; № S8: 61 - 66.
4. Жаринова Л.Л. и др. Современные технологии при организации самостоятельной работы на уроках английского языка. Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015: 1053 - 1059.
5. Almarashdeh I. Sharing instructors experience of learning management system: A technology perspective of user satisfaction in distance learning course. Computers in Human
Behavior. 2016; Т. 63: 249 - 255.
References
1. Galusha J.M. Barriers to Learning in Distance Education. Interpersonal Computing and Technology. 1998; № 5 (3-4): 6 - 14.
2. Kuznecova T.G. Formirovanie uchebnoj samostoyatel'nosti studentov pri izuchenii inostrannogo yazyka. Obrazovanie v sovremennom mire. Saratov: Saratovskij nacional'nyj issledovatel'skij gosudarstvennyj universitet imeni N.G. Chernyshevskogo, 2019: 258 - 263.
3. Strokan' V.I. Aktual'nost ispol'zovaniya internet-resursov v obuchenii inostrannomu yazyku. Koncept. 2017; № S8: 61 - 66.
4. Zharinova L.L. i dr. Sovremennye tehnologii pri organizacii samostoyatel'noj raboty na urokah anglijskogo yazyka. Nauka YuUrGU: materialy 67-j nauchnoj konferencii. Chelyabinsk: Izdatel'skij centr YuUrGU, 2015: 1053 - 1059.
5. Almarashdeh I. Sharing instructors experience of learning management system: A technology perspective of user satisfaction in distance learning course. Computers in Human Behavior. 2016; T. 63: 249 - 255.
Статья поступила в редакцию 16.10.20
УДК 373.1
Pushkina O.V., Cand of Sciences(Pedagogy), senior lecturer, Branch of Kuzbass State Technical University n.a. T.F. Gorbachev (Prokopyevsk, Russia),
E-mail: [email protected]
SYNERGETIC PRINCIPLES AND CONDITIONS OF THEIR IMPLEMENTATION IN THE PROCESS OF FORMING THE SUBJECT-PROFESSIONAL POSITION OF A TEACHER. The article reveals theoretical aspects of pedagogical synergetics that allow considering a person as a self-developing system and contributing to his/her immanent changes in personal and professional spheres. The author gives a definition to the notion of "formation of the subject-professional position of a teacher". It is based on the conceptual provisions of the synergetic approach. The author provides the principles of forming the teacher's subjectivity in professional activities, which include fluctuations, "invariance", cooperativeness, openness and resonant influence. All of them characterize non-linearity and ambiguity of the process and design the optional scenario for implementing it into a pedagogical reality. The author concludes that the fundamental conditions for the use of synergetic principles include the teacher's active interaction with the external environment, his/her desire for self-improvement and self-realization, changing the subject relations developing in the system of dialogue and cooperation. The conditions also include orientation to self-development and the formation of values and moral dominants.
Key words: synergetic, subject-professional position of teacher, synergetic principles, fluctuation principle, principle of "invariance", principle of cooperation, principle of openness, principle of resonant interaction, fundamental conditions for implementation of synergetic principles.
О.В. Пушкина, канд. пед. наук, доц., филиал Кузбасского государственного университета имени Т.Ф. Горбачева, г. Прокопьевск,
E-mail: [email protected]
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА
В статье раскрываются теоретические аспекты педагогической синергетики, позволяющие рассматривать человека как саморазвивающуюся систему и способствовать его имманентным изменениям в личностной и профессиональной сфере. Приводится авторское определение понятия «формирование субъектно-профессиональной позиции учителя», основанное на концептуальных положениях синергетического подхода. В работе представлено обоснование принципов формирования субъектности учителя в профессиональной деятельности (флуктуации, инвариантности, кооперативности, открытости и резонансного воздействия), которые характеризуют нелинейность и неоднозначность осуществления этого процесса и позволяют проектировать оптимальный сценарий его воплощения в педагогическую действительность. Автор приходит к выводу, о том, что основополагающими условиями реализации синергетических принципов являются следующие: активное взаимодействие педагога с внешней средой, его стремление к самосовершенствованию и самореализации; изменение субъектных отношений, развивающихся в системе диалога и сотрудничества; ориентация на саморазвитие и формирование ценностных и нравственных доминант.
Ключевые слова: синергетика, субъектно-профессиональная позиция педагога, синергетические принципы, принцип флуктуации, принцип инвариантности, принцип кооперативности, принцип открытости, принцип резонансного взаимодействия, основополагающие условия реализации синергетических принципов.
Современное российское общество ориентировано на качественные преобразования, закономерно затрагивающие все сферы жизнедеятельности, в том числе и систему образования. Изменяются взгляды не только на методы, формы, средства обучения и воспитания, но и на участников образовательного процесса. Особенно остро стоит проблема, связанная с педагогическими кадрами, которые должны быть квалифицированно подготовлены для решения стратегических задач общества и иметь активную субъектную позицию, посредством которой и достигается высокий уровень мастерства, повышается конкурентоспособность в профессиональной деятельности.
В связи с тем, что проблема формирования субъектности учителя по-прежнему является актуальной и требует дальнейшей разработки, становится целесообразным определить основные пути для её решения, опираясь на концептуальные положения педагогической синергетики. По мнению автора, именно синергетический подход, раскрывая «...универсальные закономерности саморазвития и функционирования систем различной природы.» [1], находящихся в неравновесных условиях, позволяет реализовать идею «включенности» учителя в педагогическую действительность. При этом важно не только выработать способы постижения личности как саморазвивающейся системы, но и механизмы формирования активного, заинтересованного и творческого соучастника развития общества в целом.
Следует отметить, что субъектно-профессиональная позиция учителя чаще всего рассматривается в рамках системно-деятельностного подхода и характеризуется как социальная активность человека во взаимосвязи с обществом, направленная на нахождение своего места в труде и в жизни [2 - 6]. Этот феномен представляет собой активное, избирательное, инициативное и ответственное, преобразовательное отношение личности к себе, к действительности и к миру в целом [7].
В работах по теории синергетики субъектность раскрывается через точки бифуркации, так называемые точки ветвления, связанные с моментами выбора, которые постоянно осуществляет личность, и от которых берут начало множества путей его дальнейшего развития. В этом случае важна не только включенность человека в определенную деятельность, но и её ценностный аспект, потому что каждая самоорганизующаяся система (личность) движется к определенному аттрактору, сформированному её предыдущим развитием и при обмене информацией с окружающей средой изменяется, формируя при этом новые ценности, предопределяющие следующий выбор [8, с. 8].
В основе активности личности лежат «.определенные доминанты, вокруг которых группируются деятельность, поведение и творчество человека, различающиеся по условиям возникновения и по окончательным векторам» [9, с. 237]. По мнению А.А. Ухтомского, доминанты поведения необходимо «.не только создавать, но и воспитывать, а также управлять ими» [9, с. 238]. В связи с этим можно утверждать, что в процессе формирования субъектной позиции учителя необходимо создать условия, которые будут способствовать «воспитанию» у него доминант на осознанное самосовершенствование и целенаправленное улучшение самого себя.
В рамках синергетической парадигмы можно утверждать, что:
• личностная система самоорганизуется посредством самообразования, которое имеет резонансную природу, и за счет этого значительно ускоряется переход к новым модифицированным структурам знаний и поведения;
• самоорганизация личностной системы имеет не только жестко определенную направленность, но и автономность, придающую ей стихийность протекания;
• за счет смены темпа эволюции и деконструкции сложных систем изменяется мышление человека, оно становится нелинейно и альтернативно.