ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 181013 2018, № 3 (март) УДК 378.147:004.9
Особенности работы в системе Moodle как средства развития информационной компетентности студентов в условиях вуза
Колодезникова Сардаана Ивановна1
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия
Неустроева Екатерина Николаевна2
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия
Аннотация. На практике использование информационных технологий в учебном процессе становится обязательным элементом различных форм обучения, направленным на повышение эффективности данного процесса. В работе затрагиваются вопросы оптимизации учебного взаимодействия между преподавателем и студентами в вузовской системе образования на примере виртуальной обучающей системы Moodle, которая используется для поддержки и соединения обучения по принципу «преподаватель - студент». На основе обзора понятий «информационные технологии» и «информационная компетентность» дана попытка определения специфики электронной обучающей платформы Moodle, осмысления ее возможностей и перспектив. Авторами поставлена цель: поделиться опытом использования указанной платформы в учебном процессе. По результатам опроса студентов и преподавателей представлен анализ недостатков и преимуществ учебной платформы Moodle. Исследуются возможности и способы использования ресурса «Тест», даются рекомендации по его применению в качестве средства контроля знаний студентов. Затрагиваются вопросы более масштабного использования возможностей системы Moodle не только в рамках субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, но и всего образовательного учреждения, а именно администрации, менеджеров, тьюторов в виртуальной системе, например, о зачислениях, отчислениях, переводах, назначениях стипендий - информации, которая для студента достаточна важна, и обеспечение ее своевременности, прозрачности и доступности подтвердит мобильность руководства всех уровней. Другими словами, грамотное использование всех возможностей системы Moodle позволит добиться рейтингового уровня предоставления широкого спектра образовательных услуг.
Ключевые слова: Moodle, высшее образование, информационные технологии, информационная компетентность, студент, преподаватель, учебная платформа, образовательная среда.
Поступила в редакцию Received 13.02.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 06.03.2018
Принята к публикации Accepted for publication 20.03.2018 Опубликована Published 26.03.2018
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Колодезникова Сардаана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», г. Якутск, Россия
2 Неустроева Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», г. Якутск, Россия
Введение
Актуальность статьи обусловлена прежде всего качественными изменениями современного образовательного пространства, связанными с использованием электронных образовательных ресурсов, определенными в ст. 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» [1]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, компетентностная модель выпускника также предполагает наличие способности решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий [2]. Массовая компьютеризация проникает практически во все сферы жизнедеятельности современного общества, которое можно с уверенностью назвать информационным.
В условиях реформы высшего профессионального образования России, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, одним из важных направлений развития образования выступает использование инновационных информационных технологий в учебном процессе. Учебный процесс с использованием информационных технологий получает поддержку и у самих преподавателей. П. О. Иванова указывает на причины, побуждающие преподавателей делать выбор в пользу применения компьютерных технологий:
- стимулируют процесс изучения любого предмета и облегчают обмен опытом преподавания различных учебных дисциплин;
- существенно повышают интерес учащихся к учебному процессу;
- расширяют коммуникативную практику учащихся;
- делают возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся и тех данных, которые они получают в результате общения [3].
Необходимо также акцентировать внимание на том, что конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда формируется в том числе за счет сформированности информационной компетентности. В требованиях работодателя данный критерий является одним из важнейших. Принцип конкурентоспособности в совершенствовании качества системы высшего образования предполагает реализацию стратегии совершенствования качества подготовки и воспитания студентов как конкурентоспособных личностей в условиях международной мобильности и интеграции.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Обзор существующих мнений в определении понятия ««компетентность будущего выпускника вуза» позволяет выделить ряд качеств личности - компетенций:
- сотрудничать в тесной кооперации с членами коллектива, проявляя ответственность в принятии решений в процессе деятельности;
- самостоятельно находить решение проблем;
- осуществлять адекватный анализ профессионально ориентированных ситуаций, реализуя имеющийся уровень сформированности общих компетенций (знания; умения; экзистенциальная компетенция: совокупность черт характера, взглядов, способность к социальному взаимодействию; способность учиться) и специальных (профессионально ориентированных) компетенций;
- постоянно повышать уровень информационной компетенции;
- осуществлять коммуникацию, проявляя такие важные качества общения, как эмпатия, толерантность, терпимость, конструктивность, трансперсональность, конгруэнтность, рефлексия и уважение к традициям национальной культуры [4].
В рамках статьи нас интересует понятие «информационная компетентность». Впервые понятие начало использоваться еще 70-90-е годы прошлого столетия в связи с необходимостью дифференциации, дальнейшими теоретическими изысканиями трактовки понятия «компетентность» и внедрением его в практику обучения. Так, Дж. Равен выделил 39 компетентностей, востребованных в современном обществе. По его мнению, некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, другие -к эмоциональной, компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения [5].
В 1996 году Советом Европы вводится понятие «ключевые компетенции», которые должны способствовать сохранению демократического общества, соответствовать новым требованиям рынка труда и экономическим преобразованиям. В их состав включены компетенции, связанные с информационным обществом:
- владение информационными технологиями;
- понимание возможностей их применения, силы и слабости;
- способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и др.;
- компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни [6].
Если обратиться к дефиниции самого понятия «информационная компетентность», то на сегодняшний день существуют достаточно разнообразные трактовки, в частности, определяющие ее как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию [7]. У многих исследователей понимание сути информационной компетентности схожее или близкое по смыслу. Так, О. Б. Зайцева отмечает, что эта компетентность формируется на основе интеграции теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий при наличии определенного набора личностных качеств, характеризующих готовность к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества [8].
Л. К. Раицкая определяет информационную компетентность как «умение работать с информацией в самых разных форматах, искать релевантную информацию и знания в массивах информации, оценивать качество информационных источников и информации, уметь формулировать запросы в информационно-поисковых системах и осуществлять эффективный поиск» [9].
А. Л. Семенов понимает ее как новую грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [10].
П. В. Сысоев выделяет способность использовать широкий диапазон информационно-коммуникационных технологий [11].
С. В. Тришина дает следующее определение: «это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовы-вать оптимальные решения в различных сферах деятельности» [12].
Л. Г. Осипова информационную компетентность рассматривает как «умение ориентироваться в обширном, бурно обновляющемся и растущем информационном поле, быстро находить необходимую информацию и встраивать ее в свою систему деятельности, применять для решения практических и исследовательских задач» [13].
Конкретизирует определение специалистов О. Н. Грибан: информационная компетентность - это «приобретённые в результате обучения конкретные знания, умения, навыки и способы деятельности, нацеленные на эффективное принятие решений в учебной и профессиональной деятельности посредством использования компьютерных технологий» [14].
Нужно отметить, что многие авторы считают: содержание понятия «информационная компетентность» тесно связано с содержанием понятия «информационная культура» [15], подчеркивая, что информационная культура определяется «как совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Эта составляющая является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» [16].
Обстоятельно объясняет неразрывную связь информационной компетентности и информационной культуры в современном мире Г. Б. Паршукова в своем труде «Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование». На основе изучения электронных библиографических каталогов, интернет-браузеров, предлагающих разнообразные библиотечные каталоги, культурно-просветительские сайты, автор утверждает, что Интернет из специальной научно-технической среды превращается в специфическое виртуальное социокультурное пространство. Насыщенность глобальной сети ресурсами, отражающими современный культурный контекст, творческие процессы в искусстве, требует самостоятельного исследования этого пространства и его освоения населением. Игнорирование источников Интернет обедняет культурную компетентность населения. Но с позиции компетентностного подхода следует отметить дуальность умений и навыков для использования социокультурных ресурсов Интернета. В этом смысле необходимо сочетание таких базовых компетентностей, как «культурная» и «информационно-коммуникационная» [17].
Резюмируя, согласимся с определением Е. Н. Стручкова, который выделил основные постулаты и дал следующую характеристику: «Информационная компетентность -это сложное индивидуально-психологическое состояние, достигаемое в результате интеграции теоретических знаний и практических умений работать с информацией различных видов, используя новые информационные технологии» [18].
Методологическая база исследования
Методологическую базу данного исследования составили труды, раскрывающие психолого-педагогический подход к рассматриваемой проблеме, в частности теория учебной деятельности В. В. Давыдова [19], психологическая концепция личности А. П. Краковского [20]; компетентностный подход в обучении, конкретно Дж. Равена, впервые классифицировавшего компетенции в зависимости от их востребованности в обществе; концепция ключевых компетенций в образовании И. А. Зимней; дидактическая система компетентности А. В. Хуторского [21-23]. Представляют интерес работы А. П. Базаевой, раскрывающие значимость компьютерных технологий в формировании информационной компетентности обучающихся, в частности будущих учителей [24]; интегративный подход в области инновационных технологий, предлагаемый О. Б. Зайцевой [25]; обеспечение информационного пространства Э. Ф. Морковиной [26].
Результаты исследования
Механизмов, направленных на формирование информационной компетентности в условиях высшей школы, достаточно много, этому способствует развитие информационных технологий и расширение возможностей глобальных сетей. Одним из важных факторов развития информационных технологий стала индивидуализация программ обучения, возможность расширения круга обучающихся через дистанционное образование, систематический контроль самостоятельной работы студентов, обучающихся очно. Одной из таких универсальных, доступных программ является система Moodle.
Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Такие e-learning-системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE) [27].
Это инструментальная среда для разработки как отдельных онлайн-курсов, так и образовательных веб-сайтов. По мнению идеолога системы Мартина Дугиамаса, в основу проекта положена теория «педагогики социального конструктивизма» и ее использования для обучения как средства взаимодействия преподавателя со студентами [28]. Внедренный английским научным сообществом более 10 лет назад, сегодня проект является открытым, привлекая к разработке участников из разных стран. Основное преимущество программы, на наш взгляд, заключается в том, что для работы с Moodle требуются базовые навыки работы с браузером. Основные особенности системы следующие:
- Система спроектирована с учётом достижений современной педагогики c акцентом на взаимодействие между учениками, обсуждение.
- Может использоваться как для дистанционного, так и для очного обучения.
- Имеет простой и эффективный веб-интерфейс.
- Дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется.
- Подключаемые языковые пакеты позволяют добиться полной локализации.
- Студенты могут редактировать свои учетные записи, добавлять фотографии и изменять многочисленные личные данные и реквизиты.
- Каждый пользователь может указать своё локальное время, при этом все даты в системе будут переведены для него в местное время (время сообщений в форумах, сроки выполнения заданий и т. д.).
- Поддерживаются различные структуры курсов: «календарный», «форум», «тематический».
- Каждый курс может быть дополнительно защищен с помощью кодового слова.
- Богатый набор модулей - составляющих для курсов: Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Рабочая тетрадь, Урок, Тест, Анкета, Scorm, Survey, Wiki, Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб-страницы или в виде каталога).
- Изменения, произошедшие в курсе со времени последнего входа пользователя в систему, могут отображаться на первой странице курса.
- Почти все набираемые тексты (ресурсы, сообщения в форум, записи в тетради) могут редактироваться встроенным WYSIWYG RichText-редактором.
- Все оценки (из Форумов, Рабочих тетрадей, Тестов и Заданий) могут быть собраны на одной странице (либо в виде файла).
- Доступен полный отчет по вхождению пользователя в систему и работе с графиками и деталями работы над различными модулями (последний вход, количество прочтений, сообщения, записи в тетрадях).
- Возможна настройка e-mail-рассылки новостей, форумов, оценок и комментариев преподавателей [29].
В Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова система Moodle начала внедряться в 2009 году, но широкое применение получила с 2015 года с целью повышения качества образования и обеспечения доступности учебных программ СВФУ Якутского глобального университета (далее - ЯГУ) на веб-сайте: http://yagu.s-vfu.ru. Специалистами ЯГУ в помощь преподавателям были разработаны методические рекомендации [30]. Также проводятся краткосрочные курсы повышения квалификации по программе «Использование технологий электронного обучения на примере системы управления обучением Moodle».
Несмотря на систематическую методическую помощь со стороны специалистов ЯГУ, в настоящее время имеются некоторые затруднения при работе с системой. Так, опрос студентов Института физической культуры и спорта и Педагогического института показал следующее.
Во-первых, большинство студентов указывает на проблемы с регистрацией. Из-за этого им приходится обращаться к специалистам ЯГУ, что вызывает дополнительные трудности у студентов. В некоторых случаях даже при наличии кода подтверждения приходится регистрироваться заново.
Во-вторых, студенты жалуются, что с некоторых носителей доступ к системе с первого раза невозможен. Опять же проблема устраняется лишь после обращения к IT-специалистам. Так как сайт обновляется постоянно, такие сложности действительно есть.
В-третьих, по мнению как студентов, так и преподавателей, система работает слишком медленно. Это связано с большим количеством пользователей на сайте. В некоторых случаях к ресурсу невозможно подключиться из-за низкой скорости Интернета. Данная проблема, скорее всего, относится не к функционированию самой платформы, а к возможностям интернет-провайдеров, с которыми работает университет.
Безусловно, указанные проблемы вызывают у пользователей системы некоторую настороженность, но нужно признать, что разработчики постоянно трудятся над улучшением работы системы, в том числе и специалисты ЯГУ, оказывающие индивидуальную помощь.
По результатам опроса основным преимуществом платформы Moodle является, прежде всего, возможность использования разнообразных ресурсов со всевозможными формами обучения:
1) самостоятельная работа - изучение тем курса с помощью размещённых в системе теоретических и учебных материалов;
2) выполнение заданий для закрепления полученных знаний по каждой теме;
3) текущий и итоговый контроль знаний [31].
Каждый преподаватель, согласно прикрепленным курсам, последовательно размещает теоретический материал: рабочую программу дисциплины, курс лекций, тем практических (семинарских) занятий. Формы предоставления данных материалов любые, на выбор преподавателя.
Контролирующие материалы вводятся в ресурс в гиперссылку «Диагностический модуль». Задания могут быть разными, как в форме выполнения творческих заданий (эссе, презентаций, рефератов, развернутых ответов), так и более конкретных,
предполагающих точное знание ответа. Особенно востребован, в частности, раздел «Тест», и это неудивительно. Известно, что компьютерное тестирование позволяет преподавателю с минимальными затратами времени проверить знание большого количества студентов.
Как справедливо отметил А. М. Анисимов, «компьютерные тесты положительно воспринимаются студентами. Преимуществом компьютерного тестирования является автоматическая проверка результатов и исключение влияния человеческого фактора» [32].
Процесс создания теста выглядит следующим образом (см. таблицу).
Процесс создания теста
Добавить элемент курса -► Тест
Вступление ^ Короткая инструкция
Начать тестирование -► Дата, время открытия теста
Закончить тестирование -► Дата, время, когда тест закрывается
Ограничение времени ■4-► За одну попытку
Количество вопросов на одной странице ^ ^ Максимальное количество вопросов, которое можно разместить на одной странице
Случайный порядок вопросов -► Возможность изменения очередности вопросов
Перестановка в пределах вопросов ^ ^ Возможность изменения очередности ответов внутри одного вопроса
Количество попыток <-► Разрешенное количество попыток
Каждая попытка основывается на преды- „ ^ Возможность/невозможность корректировки
дущей предыдущего ответа
Метод оценивания л ь Возможность вычисления итоговой оценки исходя из оценки попыток (высокая, средняя и т. п.)
Обучающий режим ^ ^ Возможность/невозможность изменения ответа при неправильной попытке
Начислять штрафы ^ ^ Разрешается штрафовать студентов за каждый неверный ответ
Десятичные цифры в тестах Количество разрешенных знаков после запятой "" ^ при вычислении набранных баллов студентами
Студенты могут просматривать ^ ^ Нужно отметить галочками разрешенные просмотры и время доступа к нему
Необходим пароль л ь Возможность доступа к тестам студентам, у которых есть пароль
Необходим сетевой адрес л ь Указываются №-адреса компьютеров, с которых выполняется тест
Доступно студентам -► Если тест скрыт, студентам дается ссылка на него
Сохранить
Лишь после создания оболочки теста нужно добавить в него вопросы. Система предлагает различные типы вопросов, что тоже делает ее привлекательной как для создателя теста, так и для решающего его:
- множественный выбор;
- с одним или несколькими правильными ответами;
- альтернативный вопрос (верно/неверно);
- числовой вопрос;
- вычисляемый вопрос (формулы);
- вопрос на соответствие;
- короткий ответ;
- случайный вопрос на соответствие.
Помимо этого присутствуют такие категории вопросов:
- случайный вопрос, предполагающий включение в тест имеющихся в данной категории вопросов, выбранных случайным образом, т. е. это ссылка на другие вопросы этой категории;
- описание, где отображается некоторый текст, не требующий ответа; он нужен для того, чтобы отобразить описание следующей группы вопросов. Понятно, что описание не оценивается;
- эссе, требующее письменного ответа. Преподаватель должен оценить данный ответ вручную.
При желании и возможности можно использовать все типы вопросов при создании одной батареи тестов, нужно лишь в Названии вопроса ввести сам вопрос, затем указать Тип. В параметре Оценка указывается вес данного вопроса в масштабах всего теста. Можно изменять и очередность вопросов в тесте, применив параметр «Случайная последовательность тестов», разрешается редактировать сам вопрос или вообще удалить из теста.
Нужно понимать, что ни один вопрос не может быть включен больше одного раза.
После введения всех вопросов в конце отображается Итог как сумма баллов всех вопросов в тесте. Обязательно указывается Максимальная оценка, если студент правильно отвечает на все вопросы. К слову, в любой момент разрешается менять Баллы за вопросы, соответственно, и Максимальную оценку, только обязательно нужно нажать на Сохранить, иначе изменения не убудут учтены.
В редактируемом варианте страница выглядит следующим образом (см. рисунок).
рование теста: Итоговые тестовые задания по курсу
|е идеи создания теста
(енка: 30,00 | Вопросы: ЗО | Этот тест закрыт
Максимальная оценка: | 1 ,ОР
ете добавить или удалить вопросы, потому что уже были попытки пройти этот тест. (Попыток: 11)
1 & 1 3 Найдите соответствие понятиям по Kvn... 1 = 1 Ha соответствие ^ Балл: 1 | двяипп?
2 ■Ф 1 S Найдите соответствие видам рекламы 5 = 3 Нв соответствие Q, Балл:
3 4 Найдите соответствие понятиям» рассм... 5 = 5 На соответствие Q Балл:
4 ■Qt 1 Поставщиками физкультурно-спортивн... s = Множественный выбор Q Балл:
5 & Ю Как называется налогообложение © стр... ! : Множественный выбор О, Балл: и | двтатат?
6 ■tt 11 ____- финансовая поддержка кого-либо в ... : = Множественный выбор О, Балл:
7 ¿Ct 1Д Фирма-производитель спортивной про... ! = Множественный выбор Q, Балл:
8 ■fit 1 & При определении иены используется н»_. 5 = Множественный выбор Q Балл:
9 ^ 17 Какое из утверждений не относится к п.., : = Множественный выбор Q, Балл:
1 0 191 Что из перечисленных не входит в опре... 5 = Множественный выбор СХ Балл:
1 1 ■Cf 2 Сп еииф и ка услуги в профессиональном... s = Множественный выбор О Балл:
1 2 « 20 На основании Федерального закона "О ... ! : Множественный выбор О, Балл: •
1 3 & 21 Какое из приведенных определений ра... 5 = Множественный выбор О, Балл:
Тестовые вопросы
Удобен параметр Просмотр, который позволяет наглядно увидеть, как выглядит тест в процессе работы над ним.
Также обращаем внимание на то, что тесты можно создавать в формате Word, что удобно в условиях удаленности от Интернета, затем экспортировать его в GIFT-формат и далее этот формат импортировать в систему Moodle на свой курс [33]. Так как авторы на практике пока не применили указанный способ создания тестов, более детально объяснить процесс работы в данное время не представляется возможным.
Заключение
В целом мы считаем, что разработка тестовых заданий в системе Moodle достаточно удобный вариант проверки знаний студентов с точки зрения как простоты работы в самой системе, так и возможности минимизировать затраты времени преподавателя: нет необходимости проверять ответы, вручную подсчитывать баллы. Основное условие - всегда нужно детально объяснить студентам особенности теста.
Образовательный процесс на платформе Moodle имеет долгосрочную перспективу, что предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной подготовке преподавателя и учебной деятельности студента. На наш взгляд, целесообразно проведение мониторинга по оценке воздействия системы Moodle на учебный процесс.
Также хотелось бы обратить внимание на следующее: платформа имеет возможности для работы в ней администрации и менеджеров, тъюторов учреждения, например, осуществлять резервное копирование; переводить студентов как с курса на курс, так и с коммерческого отделения на бюджетное и т. п.; завершить учебный год отдельно взятого студента, курса, подразделения, университета; разработать учетные записи в базе данных. Использование этих ресурсов обеспечит прозрачность, мобильность, повысит эффективность работы соответствующих структур. Думается, что положительные результаты применения всех возможностей платформы не заставят себя ждать.
Учитывая, что система Moodle по своим возможностям отвечает самым современным и актуальным требованиям образовательного процесса, мы должны грамотно и полномасштабно использовать все ее возможности для оптимизации деятельности отдельно взятого вуза и университетского сообщества страны в целом.
Ссылки на источники
1. Закон об образовании в РФ. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4.
3. Иванова П. О. Позитивные и негативные стороны использования LMS MOODLE в учебном процессе // Научные и технические ведомости СПбГПУ. - 2015. - № 2(220). - С. 159.
4. Кулагин В. П., Краснова Г. А., Овезов Н. В. и др. Инновационные технологии и информатизация образования / ГНУ «Госинформобр» - М.: Янус-К, 2005. - 180 с.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
6. Совет Европы: симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec (96) 43. - Берн, 1996. - 23 с.
7. Андриенко А. С. Компетентность^ подход к обучению иностранному языку в системе профессиональной подготовки студентов неязыкового вуза. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - 96 с.
8. Зайцева О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. - Армавир, 2002. - С. 71.
9. Раицкая Л. К. Информационная компетенция преподавателя иностранного языка в высшей школе: сущность, пути формирования // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения: пятый межвузовский семинар по лингвострановедению: сб. ст.: в 2 ч. Ч. 1. - М.: МГИМО-Университет, 2008. - С. 141.
10. Семенов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000. - 12 с.
11. Сысоев П. В. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку - URL: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/021044960/04/image/04-096.pdf.
12. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm.
13. Краснощекова Г. А. Непрерывное языковое образование в языковом вузе. - М.: Изд. дом МПА - Пресс, 2005. - 150 с.
14. Грибан О. Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза. - Екатеринбург: УрГПУ, 2015. - С. 14.
15. Смолянинова О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2002. - 504 с.
16. Осипова Л. Г. Деятельность педагогического коллектива по достижению современного качества образования // Совершенствование структуры школьного образования на основе возрастного подхода: материалы по итогам конф. / сост. М. В. Гончар. - Калининград, 2003. - 96 c.
17. Паршукова Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование. - Новосибирск: НГТУ, 2006. - С. 49.
18. Стручков Е. Н. Информационная компетентность как условие повышения качества высшего образования // Образовательные технологии и общество. - 2008. - № 11(2). - С. 355.
19. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 2001. - 327 с.
20. Краковский А. П. О подростках. - М.: Педагогика, 1970. - 253 с.
21. Равен Дж. Указ. соч.
22. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
23. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
24. Базаева А. П. Формирование информационно-профессиональной компетентности будущего учителя средствами информационных технологий библиотеки: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2005. - 192 с.
25. Зайцева О. Б. Указ. соч.
26. Морковина Э. Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном пространстве: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2005. - 212 с.
27. Гендина Н. И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) // Школьная библиотека. - 2005. - № 3. - С. 18-24.
28. Стручков Е. Н. Информационная компетентность как условие повышения качества высшего образования // Образовательные технологии и общество. - 2008. - № 11(2). - С. 12.
29. Белозубов А. В., Николаев Д. Г. Система дистанционного обучения Moodle: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Изд-во СпбГЕ BNМо, 2007. - С. 6.
30. Методические рекомендации по работе с системой Moodle. - URL: arctic.s-vfu.ru/moodle3/mod/url/view.php?id=450.
31. Кочеткова И. С., Терская Л. А. Опыт использования системы электронного обучения (Moodle) в общенаучных и специальных дисциплинах // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 4(21). - С. 93-97.
32. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. - Харьков: ХНАГХ, 2009. - С. 177.
33. Белозубов А. В., Николаев Д. Г. Указ. соч. - С. 70.
Sardaana I. Kolodeznikova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mass Sport and Health-Improving Tourism Chair, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia [email protected] Ekaterina N. Neustroeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Primary Education Pedagogy Chair, North-Eastern Federal University
named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia
Features of work in Moodle system as a means of developing information competence of university students Abstract. In practice, the use of information technologies in the learning process becomes an indispensable element of various forms of learning, aimed at improving the effectiveness of this process. The article discusses the issues of optimizing the educational interaction between a teacher and students in the university education system using the example of the virtual training Moodle system which is used to support and connect learning on the principle of "teacher-student". Based on a review of "information technology" and "information competence" concepts, the authors make an attempt to determine the specificity of the electronic training platform Moodle, to understand its capabilities and prospects. The authors set the goal - to share the experience of this platform using in the educational
process. Based on the results of students and teachers questioning, they present analysis of the Moodle training platform shortcomings and advantages. The possibilities and ways of "Test" resource using are investigated. Recommendations for its use as a means of controlling students' knowledge are given. The issues of a more extensive use of the Moodle system capabilities are discussed not only in the context of teacher and student face-to-face interaction, but also concerning the entire educational institution. It is about the work of the administration, managers, tutors in the virtual system, for example, about entering, sending down, transfers, appointments of scholarships -information that is important for the student and ensuring its timeliness, transparency and accessibility will confirm the mobility of management at all levels. In other words, competent use of all Moodle system capabilities will allow to achieve a rating level for providing a wide range of educational services.
Keywords: Moodle, higher education, information technology, information competence, student, teacher, educational platform, educational environment.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
ISSN 2304-120Х
9 772304 120180
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Колодезникова С. И., Неустроева Е. Н. Особенности работы в системе Moodle как средства развития информационной компетентности студентов в условиях вуза// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 3 (март). -С. 142-152. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181013.htm.
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Колодезникова С. И., Неустроева Е. Н., 2018
977230412018003