DOI: 10.12731/2218-7405-2013-2-37 УДК 378.881:004.9
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ
MOODLE В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Хусаинова А.А.
В статье рассматривается опыт использования виртуальной обучающей среды и системы управления обучением и курсами MOODLE. Хусаиновой выделены преимущества системы при организации учебной практической работы студентов в системе профессионального образования. Интерактивность обучения, многовариантность представления учебного материала, модульное структурирование содержания, наличие постоянно активной справочной системы, создание индивидуального образовательного плана и конфиденциальность обучения расширяют возможности преподавателей в организации самостоятельной работы. Анализ учебно-методической литературы, педагогических источников, исследования электронного обучающего и образовательного пространства свидетельствуют о необходимости особых педагогических условий для организации процесса электронного образования. Автор указывает, что самостоятельность и учет стиля обучения студента, профессиональное ориентирование, оценка и мониторинг процесса обучения, профессиональная подготовка преподавателя являются обязательными условиями успешности системы.
Ключевые слова: система управления обучением MOODLE, обучение иностранному языку, педагогические условия, профессиональное
ориентирование, оценка и мониторинг процесса обучения, профессиональная подготовка преподавателя.
PEDAGOCICAL CONDITIONS OF USING LEARNING MANAGEMENT SUSTEM MOODLE IN THE ORGANISATION OF INDIVIDUAL WORK IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING STUDENTS OF ECONOMIC
SPECIALITIES
Khusainova A.A.
The article deals with the experience of using learning management system MOODLE, particularly, the individual work organization in foreign language teaching. Khusainova noted the benefits of this system in the organization of practical work of students. Online training, the introduction of learning information, the modular structuring of content, open reference system, an individual education plan creating allow vast possibilities for teachers in the organization of independent work.
The analysis of the educational, methodical literature, pedagogical resources, e-Learning studying indicates the necessity of special pedagogical conditions. Khusainova referred to the idea that professional orientation, assessment and monitoring of process of training, professional qualification of teacher and student training style control are necessary conditions of success.
Keywords: Learning Management System MOODLE, foreign language teaching, pedagogical conditions, professional orientation, assessment and monitoring of process of training, professional qualification of teacher.
Современные социально-экономические процессы, огромный объем информации и растущие темпы накопления новых знаний существенно влияют на процесс профессионального образования. Новые образовательные стандарты определяют изменения в содержании подготовки будущих профессионалов и
диктуют необходимость поиска новых способов организации образовательного процесса.
Согласно принятому в декабре 2012 года Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» большая роль в решении этих вопросов отводится электронному образованию. Электронное образование представляет собой организацию образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса [5].
Особое место среди современных технологических платформ в организации учебного процесса вуза занимает автоматизированная система управления обучением или электронная обучающая среда MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения). MOODLE - это система управления курсами, система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Эта система стала очень популярной среди преподавателей во всем мире как средство для создания динамических веб-сайтов для учащихся. Бесценное творение Мартина Дугимаса, ученого из Австралийского университета, переведено на 80 языков. В 223 странах зафиксировано более 72 тысячи зарегистрированных сайтов. Около 1300 преподавателей работают по 61 миллиону курсов. Интернет совершил революцию в образовании, а электронная образовательная среда MOODLE материализовала данный ресурс.
Педагогический потенциал электронной образовательной среды MOODLE в создании учебных курсов, отвечающих новым стандартам образования, не вызывает сомнений, поскольку технологизация и индивидуализация учебного процесса в целом и самостоятельной работы студентов в частности позволяют
создать единое рабочее пространство для всех участников образовательного процесса: преподавателей, студентов, и администрации [6].
Более того, такие преимущества MOODLE как интерактивность обучения, многовариантность представления учебного материала, модульное структурирование содержания, наличие постоянно активной справочной системы, создание индивидуального образовательного плана и конфиденциальность обучения расширяют возможности преподавателей в организации самостоятельной работы.
Анализ учебно-методической литературы, педагогических источников, исследование электронного обучающего и образовательного пространства свидетельствуют о целом ряде методических направлений и технологий в организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах вузов, в том числе с использованием системы MOODLE [2, 3].
Мы полагаем, эффективность организации самостоятельной работы студентов-экономистов может быть обеспечена при соблюдении определенных педагогических условий.
Первое, активизация самостоятельной учебной деятельности студента. Данное условие предполагает формирование и развитие ценностного отношения к изучаемому предмету, процессам и объектам познания, воспитание умений продуктивной самоорганизации учебного труда, проявления себя как самостоятельной активной и творческой личности. Комплексное использование методов модульного обучения и группового взаимодействия является основным условием улучшения показателей самоорганизации учебной деятельности студентов.
Самостоятельная работа студентов с использованием электронного образовательного ресурса MOODLE выходит на новый уровень, преподаватель выступает только как наставник и организатор работы студента. Электронный курс доступен в любое время и дает студентам возможность развивать навыки
планирования личного времени. MOODLE позволяет правильно распределять учебный материал по определенным неделям во время изучения материала, что в свою очередь дает возможность студентам не увеличивать свою нагрузку и нагрузку преподавателя в конце семестра. Опыт показывает, что студенты проявляют большой интерес и готовность к дистанционной работе, отмечая ее эффективность и продуктивность. Чтение материала по профессиональной тематике сопровождается коммуникативными упражнениями сложного и творческого характера. Последующее осмысление и обобщение прочитанного сводится к проектированию материала, включающее подготовку рефератов и презентации. Такие упражнения коммуникативной направленности создают условия для развития личностной активности студентов. Например, работа над таким элементом курса MOODLE как глоссарий предоставляет студенту возможность самостоятельного проектирования содержания электронного ресурса и его активного и успешного изучения. Студенты по данному образцу составляют глоссарий экономических терминов и словосочетаний, впоследствии ссылка на них автоматически выделяется во всех документах курса.
Вторым условием является повышение интерактивности электронной обучающей среды, предполагающее организацию активной коммуникации студентов в процессе учебной деятельности. Ресурсы MOODLE используются для активного вовлечения студента в образовательный процесс, более глубокого изучения материала и для обсуждения совместных проектов.
Преподаватели кафедры иностранных языков в сфере экономики бизнеса и финансов, делая особый упор на самостоятельную работу студентов и коммуникативную роль данной образовательной системы, успешно используют такие интерактивные учебные инструменты среды как форум, чат, электронная почта и обмен личными сообщениями. Использование этих элементов в процессе решения познавательных и практических задач значительно повышают уровень коммуникативной активности студентов.
Третье, учет индивидуального учебного стиля студентов. Данное условие предполагает учет индивидуальных познавательных процессов личности и соответственно выбор определенных методов и технологий обучения. Многовариантность представления учебного материала в системе MOODLE, создание комфортной социально-психологической атмосферы повышают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками в процессе усвоения языкового материала.
Следующее условие состоит в обеспечении профессионально-ориентированного обучения. Названное условие предполагает постановку задачи овладения навыками общения на иностранном языке и приобретения специальных знаний по выбранной специальности. В настоящее время понятие профессионализм предполагает среди прочего качественную иноязычную подготовку, поэтому обязательным компонентом профессиональной подготовки студента университета является профессионально-ориентированное обучение иностранному языку. В связи с этим на кафедре иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов Института экономики и финансов студенты обучаются языку специальности, что предполагает формирование языковой компетенции студентов, позволяющей профессионально общаться во всех ситуациях и пользоваться иностранным языком в различных видах профессиональной деятельности.
В контексте названного условия основой образовательного курса системы MOODLE становятся аутентичные тексты профессионального характера, сформированные по тематическому принципу. На этом этапе студенты преодолевают трудности понимания незнакомого текста, догадываются о значении незнакомых слов по словообразовательным моделям и контексту и проводят смысловой анализ. Учащиеся приобретают навыки работы с источниками информации - определение основной мысли текста, логической основы высказывания, извлечение разных видов информации, приемы компрессии текста и, конечно, приемы комментирования, анализа, синтеза,
аргументирования и дискуссии. Здесь особое значение приобретают упражнения на понимание заголовков, на вычленение ключевых слов, на распознавание дефиниций. Работа над текстом дополняется системой упражнений лексико-грамматического характера (на словообразование, заимствования, нахождение синонимов и антонимов, синтаксические и грамматические конструкции, характерные для языка специальности). Общеязыковой лексико-грамматический компонент дополняется и усиливается специальной терминологией. Глоссарий, как один из элементов обучающей среды MOODLE также способствует усвоению профессиональной лексики.
Четвертым условием использования ЭОР в организации самостоятельной работы студентов-экономистов при обучении иностранному языку является обеспечение контрольно-оценочного мониторинга учебного процесса. Это предполагает разработку курса или тематической эпистемы как сбалансированной, логически завершенной части содержания учебной дисциплины с соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков и компетенций, сформированных в результате овладения данной эпистемой [4].
В начале курса в сети выкладывается информационной блок дисциплины, включающий рабочую программу, календарно-тематический план, список экзаменационных вопросов и адреса веб-сайтов, которые являются частью ресурса учебника. Изучаемые темы разработаны в модулях и сопровождаются соответствующими заданиями. Каждое предложенное задание имеет настройку на количество попыток, ограничение по времени и закрывается по истечении указанной даты, что позволяет студентам учиться планировать свою работу. Заложенная в программу MOODLE страница просмотра последних изменений в курсе позволяет прослеживать активность и результативность каждого студента.
Один из элементов системы - лекция - представлена в форме текстового материала и включает в конце каждой страницы два вопроса - верно/неверно. Отвечая на вопросы и переходя на следующую страницу или возвращаясь к
предыдущей, студент определяет маршрут обучения, без понимания прочитанного материала и проверки качества полученных знаний продолжение обучения по данной теме невозможно.
Задания к текстам или к видео файлам дают возможность преподавателю получить ответ на данное задание в электронном виде. Этот элемент системы нашел большое применение в организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка. Используя элемент «Ответ в виде файла», студенты отправляют преподавателю выполненные тесты, тексты презентации домашнего чтения, summary прочитанной статьи и отчет по дополнительным лексико-грамматическим заданиям. Все это предварительно размещается преподавателем в файловой системе курса.
Онлайн тесты, которые создаются, редактируются и управляются преподавателем, позволяют оперативно проверять уровень усвоения материала. В программу данного элемента курса заложены вопросы разных типов: описание, эссе, встроенный ответ, множественный выбор, короткий ответ, ответ «верно/неверно». Редактор программы дает возможность определить шкалу оценки, количество попыток, сроки выполнения, временное ограничение и начисление штрафов, что позволяет дать справедливую оценку работы студентов [7].
Онлайн журнал позволяет организовать контроль успеваемости в режиме преподаватель - студент. Оценивание выполненных работ может происходить и по произвольным, созданным преподавателем шкалам. Существует также возможность оценивать статьи вики, глоссарий и ответов на форуме другими участниками курса. Преподаватель также может просматривать оценки на специальной странице оценок курса, выбирая конкретные группы или всех участников, проводя сравнительный анализ результатов выполненных работ.
Анкета также позволяет установить эффективную обратную связь со студентами (это может быть опрос по результатам изучения модуля или психологический тест) [6].
Обеспечение программно-профессиональной готовности преподавателя к работе со средой MOODLE предполагает возрастающую роль преподавателя в учебно-образовательном процессе. Деятельность руководителя курса достаточно многогранна, она включает разработку содержания курса обучения (тексты, задания к ним, контроль) и управление курсом (посещаемость и успеваемость, обработка результатов).
Неправильное использование электронного обучения может развить у студентов оторванность от реальной жизни. Необходимо, чтобы электронное образование рационально интегрировалось в традиционное образование. Преподаватель использует электронные ресурсы для передачи большого объема информации и контроля знаний, оставляя время на разбор сложных моментов своего обучающего курса. Преподаватель организует свой учебный процесс более рационально и оставляет легкие темы для самостоятельной работы [1].
Положительная динамика развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей, улучшение показателей самоорганизации учебной деятельности студентов, повышение уровня развития таких профессионально-личностных качеств, как самостоятельность, творческая активность и коммуникативность в условиях использования образовательной среды MOODLE в качестве средства организации обучения иностранному языку подтверждает нашу гипотезу о том, что предложенный подход к организации учебной деятельности ВУЗа в среде MOODLE является эффективным и позволяет решать многие задачи, стоящие перед высшей школой сегодня. Взаимосвязь выделенных педагогических условий обеспечивает эффективность процесса самостоятельной работы студентов ВУЗа в электронной обучающей среде MOODLE.
Список литературы
1. Андреев А.А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. 2010. №8-9. С. 41-45.
2. Галишникова Е.М. Концептуальные основы подготовки будущих специалистов в системе дополнительного профессионального образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). №4(12), 2012. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/galishnikova.pdf
3. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В. Электронное образование на платформе MOODLE. Казань: КГУ, 2008. 169 с.
4. Марданшина Р.М. Эпистемологический подход к иноязычному обучению в системе многоуровневого образования // В мире научных открытий. 2012. № 5.2(29). С. 101-110.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie dok.html (дата обращения: 16.01.2013).
6. Шпекторова Н.Ю., Ларькова Г.С. Формирование лексической компетенции как элемента активной технологии при обучении английскому языку студентов экономических специальностей, Материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2-4 февраля 2011. С.762-765
7. Cole, J. Using Moodle. Teaching with the Popular Open Source Course Management System / Jason Cole, Helen Foster. Sebastopol, CA : O'Reilly Media, Inc., 2008. 266 p. URL: http://issuu.com/iusher/docs/usingmoodle2 (дата обращения: 18.12.2012).
References
1. Andreev A.A. Rol i problemy prepodavatelja v srede e-Learning [The role and problems of the teacher in E-Learning environment]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], no. 8-9 (2010): 41-45.
2. Galishnikova E.M. Konceptual'nye osnovy podgotovki budushhih specialistov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija. Sovremennye issledovanija social'nyh problem [Conceptual framework of future specialists preparation in the system of additional professional education]. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem [Modern researches of the social problems], no. 4 (2012). http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/galishnikova.pdf (accessed February 21, 2012).
3. Gilmutdinov A.H., Ibragimov R.A., Civilskij I.V. Jelektronnoe obrazovanie naplatformeMOODLE [E-learning with MOODLE]. Kazan: KGU, 2008. 169 p.
4. Mardanshina R.M. Jepistemologicheskij podhod k inojazychnomu obucheniju v sisteme mnogourovnevogo obrazovanija [Epistemological approach to foreign language education in the system of multi-level education]. Vmire nauchnyh otkrytij, no. 5.2 (2012): 101-110.
5. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012 g. N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» Statja 16. Realizacija obrazovatel'nyh programm s primeneniem jelektronnogo obuchenija i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij [Federal law of the Russian Federation. December 29 2012 N 273-FZ "About the education in the Russian Federation" Implementation of educational programs with the use of e-learning and distance learning technologies]. http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie dok.html (accessed January 16, 2013).
6. Shpektorova N.Ju., Larkova G.S. Formirovanie leksicheskoj kompetencii kak jelementa aktivnoj tehnologii pri obuchenii anglijskomu jazyku studentov jekonomicheskih special'nostej [The lexical competence formation as an element of active technologies in English language teaching of economic specialties students]. Orenburg: OGU, 2011. pp. 762-765.
7. Cole, J. Using Moodle. Teaching with the Popular Open Source Course Management System, Sebastopol, CA: O'Reilly Media, Inc., 2008. 266 p. http://issuu.com/iusher/docs/usingmoodle2 (accessed December 18, 2012).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Хусаинова Аниса Амировна, доцент кафедры иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов, Заместитель заведующего отделением по научной деятельности общеэкономического отделения Института Экономики и Финансов
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет ул. Бутлерова, 4, г. Казань, 420012, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Khusainova Anisa Amirovna, Associate Professor Associate Dean, Candidate of Pedagogical Science
Institute of Economics and Finances Kazan (Volga region) Federal University 4, Butlerov street, Kazan, Tatarstan, 420012, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Марданшина Римма Марсельевна, доцент кафедры иностранных языков в сфере экономики бизнеса и финансов, Института Экономики и Финансов Казанского (Приволжского) Федерального Университета