УДК 614.23:616.9:378.661.046.4(470.57):614.4 © Коллектив авторов, 2021
В.В. Викторов, С.Г. Ахмерова, Г.Я. Хисматуллина, Э.М. Назарова, А.Г. Имельбаева О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ И ПРОВИЗОРОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа
В статье представлена организация повышения квалификации врачей и провизоров на базе Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Изменения в организации образовательного процесса предусматривают по возможности переход на дистанционные образовательные технологии и электронное обучение, он-лайн-контроль знаний и доступных практических навыков. Учитывая, что многие навыки, необходимые в профессиональной деятельности врача, невозможно отработать в он-лайн-режиме, переход на удаленный формат обучения требует разработки нового дизайна преподавания, оптимального соотношения между дистанционной и очной частями обучения. Очно практические занятия проводятся на базе симуляционных центров и на клинических базах с учетом противоэпидемических требований.
Дополнительно разработаны программы по тематике диагностики, лечения и профилактики новой коронавирусной инфекции. По данным программам проведено 115 циклов, обучено 15237 специалистов из 83 регионов Российской Федерации. Реализуются программы для школьных медицинских инспекторов и лиц с немедицинским образованием, в том числе для медицинских инспекторов - сотрудников предприятий и организаций Республики Башкортостан, осуществляющих контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
Ключевые слова: новая коронавирусная инфекция COVID-19, повышение квалификации врачей и провизоров, дополнительное профессиональное образование.
V.V. Viktorov, S.G. Akhmerova, G.Ya. Khismatullina, E.M. Nazarova, A.G. Imelbaeva ABOUT ADVANCING THE QUALIFICATION OF DOCTORS AND PHARMACISTS UNDER THE PANDEMIC OF NEW CORONAVIRUS INFECTION COVID-19
The article presents the organization of advanced training for doctors and pharmacists on the basis of the Institute of Continuing Professional Education of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Bashkir State Medical University» of the Russian Ministry of Health in the context of the spread of the new coronavirus infection COVID-19.
Changes in the organization of the educational process provide, if possible, a transition to distance educational technologies and e-learning, online control of knowledge and available practical skills. Considering that many of the skills required in the professional activity of a doctor cannot be practiced online, the transition to a remote training format requires the development of a new teaching design, an optimal balance between distance and face-to-face training. Full-time practical classes are conducted on the basis of simulation centers, clinical bases, taking into account anti-epidemic requirements.
Additionally, programs have been developed for the diagnosis, treatment and prevention of new coronavirus infection. According to these programs, 115 cycles were carried out, 15,237 specialists from 83 regions of the Russian Federation were trained. Programs are being implemented for school medical inspectors, for people with non-medical education, including medical inspectors - employees of enterprises and organizations of the Republic of Bashkortostan who monitor compliance with sanitary and epidemiological requirements.
Key words: new coronavirus infection COVID-19, advanced training of doctors and pharmacists, additional professional education.
Распространение новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 (далее - коронавирусная инфекция) повлияло на все сферы жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом [13,14]. В значительной мере затронуло систему образования, в том числе и медицинского [12].
В условиях самоизоляции и проведения ограничительных противоэпидемических мероприятий наиболее простым и логичным представлялся переход на систему дистанционного обучения [2,4].
Использование дистанционного обучения в медицинском образовании на протяжении ряда лет является предметом многочисленных дискуссий, в которых выражаются мнения от явной его поддержки до полного неприятия [1,3,5,6,15].
Несмотря на то, что все дополнительные профессиональные программы (далее -программы), как правило, предусматривают
дистанционные образовательные технологии и электронное обучение, однако многие навыки, необходимые в профессиональной деятельности врача, невозможно отработать в он-лайн-режиме на симуляторах и тренажёрах.
В соответствии с приказами по ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России (далее -БГМУ) о введении противоэпидемических мероприятий были приняты распоряжения по Институту дополнительного профессионального образования БГМУ (далее - ИДПО БГМУ) [9,10].
В данных распоряжениях указывалось об особенностях организации учебного процесса по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации в условиях предупреждения распространения новой ко-ронавирусной инфекции.
Данные распоряжения предусматривали:
- по возможности переход на дистанционные образовательные технологии и электронное обучение в части освоения теоретических разделов дисциплин, отработки доступных практических навыков;
- проведение практических занятий на базе симуляционных центров и клинических базах с учетом противоэпидемических требований;
- внесение в учебные планы программ разделов по коронавирусной инфекции COVID-2019;
- разработка отдельных новых специальных программ по диагностике, лечению, профилактике коронавирусной инфекции COVID-2019.
В настоящее время обучение специалистов происходит c использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на платформах Microsoft teams, nmo.bashgmu.ru (врачебный портал БГМУ), Zoom, edu.rosminzdrav.ru.
Для преподавателей, работающих в ИДПО БГМУ, дистанционное обучение не является новой формой организации учебного процесса, так как обучение специалистов в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования предусматривает он-лайн-освоение некоторых разделов.
Однако переход на удаленный формат обучения потребовал разработки нового дизайна преподавания, новых подходов к логистике проведения занятий и контролирующих мероприятий, определения тематик, выносимых на он-лайн-освоение, и оптимального соотношения между дистанционной и очной частями обучения.
На базе ИДПО БГМУ сложившейся практикой стало использование телекоммуникационных технологий и видеоконференцсвя-зи для проведения вебинаров, конференций, видеолекций, он-лайн-семинаров, он-лайн-мастер-классов, он-лайн-тренингов, а также для контроля знаний обучающихся.
Все эти формы организации учебных занятий были спроектированы на все имеющиеся программы.
Более широкого внедрения потребовало использование он-лайн-тренингов. Для формирования у обучающихся практических навыков используются современные тренажеры, симуля-торы, стандартизованные пациенты. Преподаватели клинических кафедр и сотрудники симу-ляционных центров (центров практических навыков на базе Клиники БГМУ и на базе объединенного симуляционно-аккредитационного центра) разработали видеоматериалы с пошаго-
вой инструкцией и алгоритмами оказания медицинской помощи при критических состояниях в типичных ситуациях.
Формат он-лайн-тренингов также используется преподавателями клинических кафедр для контроля освоения обучающимися пройденного материала.
Однако распространение коронавирусной инфекции требует навыков работы, диагностики, лечения, транспортировки пациентов в условиях повышенной опасности. Востребованы такие навыки, как оказание экстренной помощи, интубация, искусственная вентиляция легких, КТ- и УЗ-диагностика и пр. Отработка подобных навыков в он-лайн-режиме практически невозможна.
Очное обучение врачей осуществляется с максимальным соблюдением противоэпидемических мер на доступных клинических базах и на базе двух центров практических навыков БГМУ.
Группы обучающихся разделяются на подгруппы численностью не более 5 человек. К обучению не допускаются обучающиеся с повышенной температурой и другими симптомами респираторных и вирусных заболеваний. Каждые два часа проводится тщательная санитарная уборка и проветривание учебных помещений, в коридорах и учебных помещениях расположены диспенсеры с антисептиком и мылом для рук, каждый обучающийся должен иметь маску или респиратор, перчатки, сменную обувь. Те же требования распространяются и на профессорско-преподавательский состав БГМУ.
В целях скорейшей подготовки специалистов к работе в новых условиях во все учебные планы программ были включены разделы по коронавирусной инфекции.
Разработаны новые программы для подготовки специалистов к работе в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Разработаны и размещены на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования 43 программы, продолжительностью 36 часов, по вопросам профилактики, диагностики и лечения новой коронавирус-ной инфекции С0УГО-19. Из них 39 программ для специалистов с высшим медицинским образованием, 4 программы для специалистов со средним медицинским образованием.
Для врачей и среднего медицинского персонала, находящихся на сменах в инфекционных госпиталях для пациентов с подозрением на коронавирусную инфекцию и подтвержденным диагнозом в госпиталях COVID-19 или находящихся в медицинских организациях, в
которых введен карантинный режим, были открыты адресные циклы повышения квалификации и проводилось специальное обучение.
За полгода по программам, разработанным по тематике диагностики, лечения и профилактики новой коронавирусной инфекции, проведено 115 циклов. Обучено 15237 специалистов, из них 2682 специалиста со средним медицинским образованием, 404 ординатора, 692 обучающихся в БГМУ по программам специалитета, 364 сотрудника БГМУ.
Расширена география обучающихся: на циклах проучены специалисты из 83 регионов Российской Федерации, в том числе из Республики Башкортостан - 11107 человек, из других регионов - 4130 человек.
Разработанные программы постоянно актуализируются как в плане учета изменений
Помимо обучения врачей и среднего медицинского персонала на кафедре гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО и кафедре эпидемиологии были разработаны специальные программы для лиц с немедицинским образованием.
Программа «Санитарно-эпидемический режим при распространении коронавирусной инфекции» продолжительностью от 6 до 36 часов, разработана и реализуется в нескольких вариантах:
- для сотрудников медицинских организаций с немедицинским образованием, обучение рассчитано на административный со-
в действующем законодательстве Российской Федерации, так и нормативных законодательных документов и информационных материалов Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе методических рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению коронавирусной инфекции, а также действующих санитарно-эпидемиологических правил и требований.
К реализации программ привлечены преподаватели 25 кафедр БГМУ и преподаватели медицинского колледжа.
Участие структурных подразделений БГМУ в реализации программ по вопросам профилактики, диагностики и лечения корона-вирусной инфекции представлено в таблице.
Таблица
став, регистраторов, охранников, работников гардеробных, водителей и др.;
- для населения: контактных лиц и лиц, находящихся в самоизоляции;
- для студентов-старшекурсников, ординаторов БГМУ, обучающихся медицинских колледжей, подведомственных Минздраву Республики Башкортостан при подготовке их к работе в качестве медицинских инспекторов в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан [11].
Деятельность медицинских инспекторов основана на поручениях Правительства Республики Башкортостан в целях контроля в
Участие структурных подразделений БГМУ в реализации программ по вопросам профилактики, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19
Кафедра Количество Количество
циклов слушателей
Медицинский колледж 6 2684
Терапии и общей врачебной практики с курсом гериатрии ИДПО 6 1895
Анестезиологии и реаниматологии с курсом ИДПО 7 1538
Общественного здоровья и организации здравоохранения ИДПО 11 1472
Скорой помощи, медицины катастроф с курсами термической травмы и трансфузиологии ИДПО 7 1391
Факультетской педиатрии с курсами педиатрии, неонатологии и симуляционным центром ИДПО 9 1295
Инфекционных болезней с курсом ИДПО 5 854
Поликлинической терапии с курсом ИДПО 6 555
Педиатрии с курсом ИДПО 5 431
Лабораторной диагностики ИДПО 5 383
Онкологии с курсами онкологии и патологической анатомии ИДПО 4 380
Терапии и сестринского дела с уходом за больными (обучение студентов БГМУ) 3 291
Общей хирургии с курсом лучевой диагностики ИДПО 2 265
Фармации ИДПО 5 229
Госпитальной терапии №2 5 229
Дерматовенерологии с курсами дерматовенерологии и косметологии ИДПО 2 226
Акушерства и гинекологии с курсом ИДПО 2 219
Внутренних болезней 2 189
Психиатрии и наркологии с курсом ИДПО 2 145
Терапии и профессиональных болезней с курсом ИДПО 4 140
Кардиологии и функциональной диагностики ИДПО 3 92
Урологии с курсом ИДПО 2 90
Лучевой диагностики и лучевой терапии, ядерной медицины и радиотерапии с курсом ИДПО 3 84
Госпитальной терапии .№1 1 63
общеобразовательных организациях Республики Башкортостан соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и социальной дистанции, обучения учителей и других сотрудников школ профилактике коронави-русной инфекции. По программе обучено более 1500 человек. Медицинские инспекторы направлялись в школы с числом обучающихся не менее 300 человек. Всего было охвачено 465 школ Республики Башкортостан;
- для медицинских инспекторов - сотрудников предприятий и организаций Республики Башкортостан (с медицинским или немедицинским образованием), осуществляющих контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Функционал медицинских инспекторов на предприятиях и в организациях внедрен по инициативе Главы Республики Башкортостан Р.Ф. Хаби-рова. На официальном сайте БГМУ размещен образовательный контент и он-лайн-курс обучения «Медицинский инспектор». В настоящее время зафиксировано 44775 просмотров лекционных занятий. Для он-лайн-обучения зарегистрированы 24918 человек.
Существенное изменение произошло в планирование деятельности ИДПО БГМУ внес мораторий на выдачу сертификатов специалистов и свидетельств об аккредитации специалистов [7].
До 14 апреля 2020 г. выдан 2021 сертификат. С 15 апреля 2020 г. прошли обучение 900 специалистов без выдачи сертификатов. С 29 сентября 2020 г. возобновились проведение сертификационных экзаменов и выдача сертификатов [8]. Сертификационные экзамены принимаются не только у специалистов, окончивших обучение осенью 2020 года, но и у специалистов, проучившихся с апреля по октябрь 2020 г.
Таким образом, на фоне распространения новой коронавирусной инфекции СОУГО-2019 в БГМУ продемонстрирована возможность успешной организации учебного процесса по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов в сфере здравоохранения. Осуществлен переход на дистанционные образовательные технологии и электронное обучение в части освоения теоретических разделов дисциплин. Практические занятия проводятся на базе си-муляционных центров и на клинических базах с учетом противоэпидемических требований. В учебные планы дополнительных профессиональных программ внесены разделы по ко-ронавирусной инфекции С0УГО-2019, разработаны новые программы по диагностике, лечению, профилактике коронавирусной инфекции, в том числе для специалистов с немедицинским образованием.
Сведения об авторах статьи:
Викторов Виталий Васильевич - д.м.н., профессор, проректор по региональному развитию здравоохранения, директор ИДПО ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected]. ORCID: 00000001-5260-2319
Ахмерова Светлана Герценовна - д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИДПО ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail [email protected] Хисматуллина Гюльназ Ягафаровна - к.м.н., доцент, заместитель директора ИДПО ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. ORCID: 0000-0002-0590-8443.
Назарова Эльмира Муратовна - к.м.н., доцент, заместитель директора ИДПО ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. ORCID: 0000-0002-1160-7241.
Имельбаева Альбина Гайнулловна - к.м.н., доцент, заместитель директора ИДПО ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авачева, Т.Г. Формирование информационных компетенций студентов медицинского университета с применением технологий электронного обучения / Т.Г. Авачева, Э.А. Кадырова // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2018. -Т. 32, № 2. - С. 102-111.
2. Алексеева, А.Ю. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения / А.Ю. Алексеева, З.З. Балкизов // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2020. - Т. 11, N° 2. - С. 8-24.
3. Гарас, Н.Н. Роль дистанционных элементов обучения в преподавании клинических дисциплин в медицинском вузе / Н.Н. Гарас // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - № 2. - С. 72-75.
4. Медицинский вуз в условиях пандемии C0VID-19: новые вызовы и выученные уроки / К.Р. Амлаев [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2020. - Т. 11, № 3. - С. 176-185.
5. Медицинский университет XXI века: единство традиций и новаций / В.Н. Павлов [и др.] // Высшее образование сегодня. -2018. - №4. - С. 40-50.
6. Митрофанова, К.А. Дистанционные образовательные технологии в медицинском университете для обучения иностранному языку / К.А. Митрофанова // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2015. - Т. 102, № 12. - С. 11-21.
7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.04.2020 № №327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста, или свидетельством об аккредитации специалиста».
8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.08.2020 № 890н «О признании утратившим силу пункта 2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской и (или) фармацевтической деятельности без сертификатов специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста, или свидетельством об аккредитации специалиста».
9. Распоряжение ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России от 17.03.2020 г. № 18 «Об изменениях в организации учебного процесса по дополнительным профессиональным программам в ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID 2019».
10. Распоряжение ИДПО БГМУ от 27.03.2020 г. N° 20 «Об изменениях в организации учебного процесса по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки в ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019».
11. Совместный приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18.08.2020 №1289-Д/822 «Об организации проведения практической подготовки обучающихся по образовательным программам медицинского и фармацевтического образования в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан».
12. Современные проблемы медицинского образования как угроза национальной безопасности России / А.В. Балахонов [и др.] // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2020. - Т. 29, № 1. - С. 40-46.
13. Спасенников, Б.А. Пандемия COVID-19: некоторые уроки / Б.А. Спасенников // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2020. - № 4. - С. 52-57.
14. Тимербулатов, В.М. Здравоохранение во время и после пандемии COVID 2019 / В.М. Тимербулатов, М.В. Тимербулатов // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. - 2020. - Т. 35, № 2 (98). - С. 77-86.
15. Токмакова, С.И. Опыт дистанционного обучения студентов стоматологического факультета в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / С.И. Токмакова, О.В. Бондаренко, Ю.В. Луницына // Современные проблемы науки и образования. -2020. - № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29772 (дата обращения: 30.11.2020).
REFERENCES
1. Avacheva, T.G. Formation of information competencies of students of a medical university using e-learning technologies / T.G. Avacheva, E.A. Kadyrova // Medical education and professional development. - 2018. - T. 32, No. 2. - S. 102-111. (In Russ)
2. Alekseeva, A.Yu. Medical education during the COVID-19 pandemic: problems and solutions / A.Yu. Alekseeva, Z.Z. Balkizov // Medical education and professional development. - 2020. - T. 11, No. 2. - S. 8-24. (In Russ)
3. Garas, N.N. The role of distance learning elements in teaching clinical disciplines in a medical university / N.N. Garas // Smolensk Medical Almanac. - 2016. - No. 2. - P. 72-75. (In Russ)
4. Medical university in the context of the C0VID-19 pandemic: new challenges and lessons learned / K.R. Amlaev [and others] // Medical education and professional development. - 2020. - T. 11, No. 3. - S. 176-185. (In Russ)
5. Medical University of the XXI century: the unity of traditions and innovations / V.N. Pavlov [and others] // Higher education today. -2018. - No. 4. - S. 40-50. (In Russ)
6. Mitrofanova, K.A. Distance educational technologies at a medical university for teaching a foreign language / K.A. Mitrofanova // Distance and virtual learning. - 2015. - T. 102, No. 12. - S. 11-21. (In Russ)
7. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 04.16.2020 No. 327n «On the specifics of admitting individuals to carry out medical activities and (or) pharmaceutical activities without a specialist certificate or a certificate of accreditation of a specialist and (or) in specialties not provided for by a specialist certificate or a certificate of accreditation of a specialist». (In Russ)
8. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of August 24, 2020 No. 890n «On invalidating clause 2 of the order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 327n of April 14, 2020 «On the specifics of admitting individuals to carry out medical and (or) pharmaceutical activities without certificates specialist or certificates of accreditation of a specialist and (or) in specialties not provided for by a certificate of a specialist or a certificate of accreditation of a specialist». (In Russ)
9. Order of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education BSMU of the Ministry of Health of Russia dated March 17, 2020. No. 18 «On changes in the organization of the educational process for additional professional programs at the FSBEI HE BSMU of the Ministry of Health of Russia in the context of preventing the spread of the new coronavirus infection COVID 2019». (In Russ)
10. Order of IDPO BSMU dated March 27, 2020 No. 20 «On changes in the organization of the educational process for additional professional professional retraining programs at the FSBEI HE BSMU of the Ministry of Health of Russia in the context of preventing the spread of the new coronavirus infection COVID-2019». (In Russ)
11. Joint order of the Ministry of Health of the Republic of Bashkortostan, the Ministry of Education and Science of the Republic of Bashkortostan dated 18.08.2020 No. 1289-D / 822 «On the organization of practical training of students in educational programs of medical and pharmaceutical education in educational institutions of the Republic of Bashkortostan». (In Russ)
12. Modern problems of medical education as a threat to the national security of Russia / A.V. Balakhonov [and others] // National Security and Strategic Planning. - 2020. - T. 29, No. 1. - S. 40-46. (In Russ)
13. Spasennikov, B.A. Pandemic COVID-19: some lessons / B.A. Spasennikov // Bulletin of the National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko. - 2020. - No. 4. - P. 52-57. (In Russ)
14. Timerbulatov, V.M. Healthcare during and after the COVID 2019 pandemic / V.M. Timerbulatov, M.V. Timerbulatov // Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. - 2020. - Volume 35. No 2 (98). - S. 77-86. (In Russ)
15. Tokmakova, S.I. The experience of distance learning of students of the Faculty of Dentistry in the context of the COVID-19 pandemic [Electronic resource] / S.I. Tokmakova, O. V. Bondarenko, Yu.V. Lunitsyna // Modern problems of science and education. - 2020. - No. 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29772 (date of access: 30.11.2020). (In Russ)
УДК 616.98:578.834.1-07-08-036 © Коллектив авторов, 2021
А.А. Набиева, Б.А. Бакиров, Г.Я. Хисматуллина, Н.Д. Аллаяров, Э.И. Утяшев КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАЦИЕНТОВ С НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа
Проведен анализ клинико-лабораторных данных 790 пациентов с новой коронавирусной инфекцией на базе Клиники БГМУ с апреля по июль 2020 года. Значимых отличий по возрасту и полу не выявлено. Сопутствующая патология выявлена у 400 пациентов (50,63%). Более 50% пациентов имели избыточную массу тела и сопутствующие заболевания. Выписанных пациентов с улучшением было 758 (96,0%), летальных исходов - 32 (4,0%). Средняя длительность госпитализации