Научная статья на тему 'БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ'

БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ / MEDICAL CARE / CORONAVIRUS INFECTION / HEALTH CARE SYSTEM / MEDICAL STAFF / TRAINING OF DOCTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шкрумяк А. Р., Камынина Н. Н., Аксенова Е. И.

В статье рассмотрены изменения, внесенные в существующий порядок непрерывного медицинского образования и аккредитации медицинских работников, обусловленные пандемией, начавшейся вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 в начале 2020 г. Медицинские организации в сложившихся обстоятельствах столкнулись с трудностями в организации карантина, закупке дезинфицирующих препаратов, средств индивидуальной защиты и дополнительного количества медицинского оборудования, необходимости введения экстренного режима работы сотрудников, поэтому возникла необходимость пересмотра и разработки новых правил работы медицинских работников во время коронавирусной пандемии. Медицина является одной из прогрессивных сфер научной и предпринимательской деятельности, предъявляющей к медицинским работникам высокие требования. Поэтому постоянное повышение квалификации врачей и медицинского персонала вызвано жизненной необходимостью, особенно в условиях коронавирусной пандемии. В настоящее время на законодательном уровне предусмотрено перепрофилирование врачей других специальностей и привлечение преподавателей и обучающихся медицинских организаций к противодействию коронавирусной инфекции. В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ было принято решение о переходе образовательных организаций на дистанционное обучение с применением образовательных технологий, что требует значительных усилий со стороны врачей, так как специалистам медицинской сферы требуется не только большой объем теоретических знаний, но и достаточное количество практических навыков. В статье представлены статистические и аналитические данные, позволяющие сделать выводы относительно эффективности образовательных программ и курсов для профессиональной переподготовки врачей в условиях коронавирусной пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шкрумяк А. Р., Камынина Н. Н., Аксенова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC ASPECTS OF ORGANIZING MEDICAL TRAINING IN THE CONTEXT OF A CORONAVIRUS PANDEMIC

The article discusses the changes made to the existing procedure for continuing medical education and the accreditation of medical workers due to a pandemic that began with the outbreak of coronavirus infection COVID-19 in early 2020. Under current circumstances, medical organizations encountered difficulties in organizing quarantine, purchasing disinfecting drugs, personal protective equipment and additional medical equipment, the need to introduce an emergency mode of work for employees, so there was a need to review and develop new rules for the work of medical workers during a coronavirus pandemic. Medicine is one of the progressive fields of scientific and entrepreneurial activity, making high demands on medical workers. Therefore, continuous training of doctors and medical personnel is caused by vital necessity, especially in the context of the coronavirus pandemic. Currently, the legislative level provides for the re-profiling of doctors of other specialties and the involvement of teachers and general medical organizations in the fight against coronavirus infection. In the face of the threat of the spread of coronavirus infection, on the recommendation of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, it was decided to transfer educational institutions to distance learning using educational technologies, which also requires great efforts on the part of doctors, as medical specialists need not only a large amount of theoretical knowledge , but also a sufficient number of practical skills. The article presents statistical and analytical data, the results of surveys of Russian doctors, expert estimates that allow us to draw conclusions regarding the effectiveness of educational programs and courses for the professional retraining of doctors in the context of a coronavirus pandemic.

Текст научной работы на тему «БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ»

Современное здравоохранение и здоровье населения: социально-экономические, правовые и управленческие аспекты

© Коллектив авторов,2020 УДК 614.2

Шкрумяк А. Р., Камынина Н. Н., Аксенова Е. И. БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ

ГБУ г. Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения

города Москвы», 115088, г. Москва

В статье рассмотрены изменения, внесенные в существующий порядок непрерывного медицинского образования и аккредитации медицинских работников, обусловленные пандемией, начавшейся вспышкой коронавирус-ной инфекции COVID-19 в начале 2020 г. Медицинские организации в сложившихся обстоятельствах столкнулись с трудностями в организации карантина, закупке дезинфицирующих препаратов, средств индивидуальной защиты и дополнительного количества медицинского оборудования, необходимости введения экстренного режима работы сотрудников, поэтому возникла необходимость пересмотра и разработки новых правил работы медицинских работников во время коронавирусной пандемии. Медицина является одной из прогрессивных сфер научной и предпринимательской деятельности, предъявляющей к медицинским работникам высокие требования. Поэтому постоянное повышение квалификации врачей и медицинского персонала вызвано жизненной необходимостью, особенно в условиях коронавирусной пандемии. В настоящее время на законодательном уровне предусмотрено перепрофилирование врачей других специальностей и привлечение преподавателей и обучающихся медицинских организаций к противодействию коронавирусной инфекции. В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ было принято решение о переходе образовательных организаций на дистанционное обучение с применением образовательных технологий, что требует значительных усилий со стороны врачей, так как специалистам медицинской сферы требуется не только большой объем теоретических знаний, но и достаточное количество практических навыков. В статье представлены статистические и аналитические данные, позволяющие сделать выводы относительно эффективности образовательных программ и курсов для профессиональной переподготовки врачей в условиях коронавирусной пандемии.

Ключевые слова: медицинская помощь; коронавирусная инфекция; система здравоохранения; медицинский персонал; обучение врачей.

Для цитирования: Шкрумяк А. Р., Камынина Н. Н., Аксенова Е. И. Базовые аспекты организации обучения врачей в условиях коронавирусной пандемии. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины . 2020;28(спецвыпуск):851—856. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s1-851-856

Для корреспонденции: Аксенова Елена Ивановна, д-р экон. наук, доцент, директор ГБУ г. Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», e-mail: [email protected]

Shkrumyak A. R., Kaminina N. N., Aksenova E. I.

BASIC ASPECTS OF ORGANIZING MEDICAL TRAINING IN THE CONTEXT OF A CORONAVIRUS

PANDEMIC

The State Budget Institution of Moscow "The Research Institute of Health Care Organization and Medical Management of the Moscow Health Care Department", 115088, Moscow, Russia

The article discusses the changes made to the existing procedure for continuing medical education and the accreditation of medical workers due to a pandemic that began with the outbreak of coronavirus infection COVID-19 in early 2020. Under current circumstances, medical organizations encountered difficulties in organizing quarantine, purchasing disinfecting drugs, personal protective equipment and additional medical equipment, the need to introduce an emergency mode of work for employees, so there was a need to review and develop new rules for the work of medical workers during a coronavirus pandemic. Medicine is one of the progressive fields of scientific and entrepreneurial activity, making high demands on medical workers. Therefore, continuous training of doctors and medical personnel is caused by vital necessity, especially in the context of the coronavirus pandemic. Currently, the legislative level provides for the re-profiling of doctors of other specialties and the involvement of teachers and general medical organizations in the fight against coronavirus infection. In the face of the threat of the spread of coronavirus infection, on the recommendation of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, it was decided to transfer educational institutions to distance learning using educational technologies, which also requires great efforts on the part of doctors, as medical specialists need not only a large amount of theoretical knowledge, but also a sufficient number of practical skills. The article presents statistical and analytical data, the results of surveys of Russian doctors, expert estimates that allow us to draw conclusions regarding the effectiveness of educational programs and courses for the professional retraining of doctors in the context of a coronavirus pandemic. Keywords: medical care; coronavirus infection; health care system; medical staff; training of doctors.

For citation: Shkrumyak A. R., Kaminina N. N., Aksenova E. I. Basic aspects of organizing medical training in the context of

a coronavirus pandemic. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2020;28(Special Issue):851—856 (In

Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s1-851-856

For correspondence: Aksenova Elena Ivanovna. e-mail: [email protected]

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.

Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 24.04.2020 Accepted 24.06.2020

Введение

Пандемия, начавшаяся вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 в начале 2020 г., сильно по-

влияла на жизнь людей во всем мире. Во многих странах был введен карантинный режим, запрещающий людям без специального разрешения покидать

Current Public Health and Health Service: Socioeconomic, Legal and Administrative Elements

свои дома, гулять по улице, посещать торговые центры и передвигаться на транспортных средствах. Сложившаяся ситуация вызвала необходимость пересмотра и разработки новых правил работы медицинских работников во время коронавирусной пандемии, так как все медицинские организации столкнулись с трудностями в организации карантина, закупке дезинфицирующих препаратов, средств индивидуальной защиты и аппаратов искусственной вентиляции легких, необходимости введения экстренного режима работы сотрудников. Поэтому для перестройки работы российской системы здравоохранения в условиях коронавирусной пандемии, для сохранения медицинского персонала и предотвращения заноса коронавирусной инфекции, экспертами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Роспотребнадзора и Росздравнадзора были разработаны меры перехода на режим повышенной готовности.

В условиях коронавирусной пандемии для предотвращения распространения коронавирусной инфекции Президентом РФ с целью укомплектования медицинских организаций медицинским персоналом дано поручение организовать дополнительное обучение высшего медицинского персонала оказанию медицинской помощи с применением оборудования для искусственной вентиляции легких и других средств, используемых в этой сфере Также предусмотрено перепрофилирование врачей других специальностей и привлечение преподавателей и учащихся медицинских вузов к противодействию коронавирусной инфекции.

В настоящее время также ослаблены условия аккредитации для врачей, фармацевтов и провизоров, начавшие действовать с 2016 г. в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Минздравом РФ утвержден новый порядок подготовки кадров медицинской сферы, автоматически продлевающий действие сертификатов, срок которых истекает в 2020 г., на один год, соответствующие поправки закреплены приказом Минздрава от 14.04.2020 № 327н [1].

Ранее планировалось путем введения процедуры допуска к профессиональной деятельности через аккредитацию специалистов обеспечить отрасль здравоохранения квалифицированными специалистами до 100% к концу 2025 г. А за счет внедрения системы непрерывного дополнительного профессионального образования, использующей интерактивные образовательные модули, обеспечить российскую систему здравоохранения квалифицированными кадрами — до конца 2025 г. на 99 %.

Однако вспышка коронавирусной инфекции COVID-19

внесла серьезные коррективы в рабочий ритм и жизнь работников медицинской сферы. Для привлечения к работе с заболевшими COVID-19 медицинским сотрудникам необходимо получить новые знания о заболевании вирусной природы.

Материалы и методы

В основе статьи лежат работы отечественных экспертов, специализирующихся на вопросах дополнительного обучения специалистов медицинской сферы, и анализ нормативно-правовых актов (НПА) в сфере медицинского права.

Результаты

Проблемы подготовки необходимого для охраны здоровья граждан количества квалифицированных специалистов системы здравоохранения —одна из приоритетных задач, стоящих перед российской медициной, способных обеспечить реализацию направлений развития «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 [2]. Качественное образование медицинских работников и непрерывное повышение квалификации с введением системы непрерывного медицинского образования способно найти эффективное решение одной из ключевых проблем системы российского здравоохранения — несоответствие качества медицинского образования международным стандартам. Непрерывное медицинское образование является дополнительным профессиональным образованием, которое можно получить посредством изучения программ повышения квалификации и переподготовки. Схема непрерывного медицинского образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами представлена на рис. 1.

Начиная с 1 января 2020 г. в Российской Федерации произошли изменения сроков аккредитации для некоторых медицинских работников. Поправки, ре-

Высшее образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами 3-го поколения по специальностям группы «Здравоохранение» (5-6 лет)

Обучение по программам подготовки кадров высшей

квалификации по программам ординатуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Первичная \ аккредитация /

Л/

Первичней t пециал« 1м ро едина I» -

аккредитация

_

Специализированная медицинская помощь | поликлиника, стационар, все специальности!

- врач-стоматолог

- провизор, провизор технолог

- врач-терапевт участковый

- врач-педиатр участковый

- врач по общей гигиене, врач-

эпидемиолог - врач-статистик - врач клинической лабораторной диагностики - врач по функциональной диагностике

Профессиональная деятельность в течение 5 лет Непрерывное медицинское и

фармацевтическое образование

Рис. 1. Система непрерывного медицинского образования в РФ [3].

Современное здравоохранение и здоровье населения: социально-экономические, правовые и управленческие аспекты

гламентированные Приказом Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н [4], гласили, что проходить аккредитацию необходимо медицинским работникам, получившим в 2020 г. и позже высшее образование (ординатура, бакалавриат) по направлению «Здравоохранение и медицинские науки», работникам медицинской сферы, которые в 2020 г. успешно пройдут курс обучения по дополнительному профессиональному образованию или переподготовку по новой специальности. Важным изменением является возможность работающим специалистам продолжать работу до выдачи свидетельства, а подтверждением квалификации служит выписка из итогового протокола аккредитационной комиссии. Порядок допуска к медицинской деятельности через процедуру аккредитации специалиста представлен на рис. 2.

Аккредитация специалистов медицинской сферы подразделяется на первичную, первичную специализированную и периодическую. Для специалиста, окончившего медицинский вуз или колледж, обязательна первичная аккредитация; для специалистов , завершивших курс обучения в ординатуре или решивших освоить новую специальность, пройти программу переподготовки, необходима специализированная аккредитация; для работающих врачей предназначена периодическая аккредитация, проводимая каждые 5 лет. Процедура аккредитации врачей в порядке непрерывного медицинского образования проходит в виде теста и не является самым трудным испытанием для специалиста, в рамках периодического подтверждения своей квалификации стоит задача набрать необходимое количество баллов для аккредитации. Индивидуальный пятилетний цикл обучения специалиста медицинской сферы предусматривает накопительную систему повышения квалификации с получением 250 зачетных единиц (ЗЕТ) , которые соответствуют непрерывному медицинскому обучению 250 академическим часам, по 50 ЗЕТ в год. Из этого количества 36 ЗЕТ должны быть получены за освоение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и 14 ЗЕТ — если специалист принимал участие в таких образовательных мероприятиях, как конференции, семинары, мастер-классы, вебинары и заочные онлайн-образовательные мероприятия. НПА в сфере обучения медицинских работников в Российской Федерации представлены в таблице.

Однако в условиях пандемии, начавшейся вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 в феврале текущего года, Минздравом России в правительственном Постановлении от 03.04.2020 № 440 регламентировано право временно, до конца 2020 г., осуществлять допуск медицинских и фармацевтических работников к деятельности, не предусмотренной их свидетельством об аккредитации или сертификатом специалиста. Если сохранится необходимость в привлечение большого количества медиков для предотвращения распространения коронавирус-ной инфекции, действие разрешительных документов может быть продлено еще на 12 мес [6].

Рис. 2. Допуск к профессиональной деятельности через аккредитацию в РФ [3].

Инициатором продления действия сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста выступил Минэкономразвития России в связи с возникшей из-за вспышки новой коронавирусной инфекции необходимостью нарастить штат медицинских работников для борьбы с распространением заболеваемости COVID-19. В настоящее время прогрессирующее распространение коронавирусной инфекции и рост числа заболевших обусловили принятие дополнительных мер для перепрофилирования врачей и среднего медицинского персонала, не оказывающих первичную медико-санитарную, скорую и специализированную медицинскую помощь.

По поручению Президента РФ В. Путина Минздравом России проводится вовлечение в работу с больными коронавирусной инфекцией COVID-19 профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, аспирантов, ординаторов, докторантов и студентов медицинских вузов, оказывая им меры компенсационного характера за работу в опасных условиях. Планируется также привлечение сотрудников организаций санаторно-курортного сектора к работе в инфекционных отделениях, принимающих пациентов с подозрением на наличие коронавирусной инфекции.

Согласно Приказу Минздрава России от 02.04.2020 № 264н, к работе допускается привлекать студентов медвузов (окончивших минимум три курса) и студентов выпускных курсов медколледжей на должности среднего медицинского персонала после прохождения краткосрочного обучения (не менее 36 ч) и под контролем старшей медсестры. Также допускается привлекать на должности врачей-стажеров обучающихся в ординатуре и врачей, не работав-

Current Public Health and Health Service: Socioeconomic, Legal and Administrative Elements

Нормативно-правовое обеспечение обучения медицинских работников в РФ [5]

Документ

Принявший орган

Дата утверждения

Действующая редакция

Федеральные законы

НПА Правительства РФ

НПА федеральных органов исполнительной власти

Федеральный закон № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 21.11.2011 01.04.2020 Федеральный закон № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 01.03.2020 Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» 29.11.2010 01.04.2020 Постановление Правительства РФ № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения

квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования» 21.04.2016 21.04.2016 Приказ Минздрава России № 926н «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» 21.11.2017 21.11.2017 Приказ Минздрава России № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» 22.12.2017 30.11.2019 Приказ Минздрава России № 575н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования» 04.08.2016 04.08.2016 Приказ Минздрава России № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» 02.06.2016 20.01.2020 Приказ Минздрава России № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» 10.02.2016 10.02.2016 Приказ Минздрава России № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» 08.10.2015 15.06.2017 Приказ Минздрава России № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» 03.08.2012 03.08.2012 Приказ Минобрнауки России № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» 01.07.2013 01.07.2013

ших по специальности более пяти лет (также с прохождением обучения не менее 36 ч) [7].

Кроме того, документ допускает привлечение к неинвазивной искусственной вентиляции легких врачей-специалистов, а к инвазивной вентиляции — врачей хирургического профиля. В этом случае контроль за работой должен осуществлять анестезиолог-реаниматолог, и врачи должны пройти обучение (не менее 36 ч).

В приказе оговаривается, что такие допущения возможны лишь в случае, если медика или будущего медика официально устроили на работу. Привлечь студента или ординатора для работы с «коронави-русными» пациентами в качестве волонтера нельзя.

С целью сокращения времени трудоустройства молодых специалистов медицинской сферы в апреле текущего года Минздравом России подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», определяющих условия для допуска к профессиональной медицинской деятельности, зафиксированной в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, факт прохождения процедуры аккредитации специалиста без предоставления свидетельства [8].

Необходимо отметить, что в России уже начал свою работу портал, созданный на базе «Доктора на работе», позволяющий врачам пройти онлайн-обу-чение борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19. В рамках этого курса врачей обучают работе с пациентами, у которых диагностирована коронавирус-ная инфекция, своей защитите от заражения и ведению отчетной документации. Обучение проходит

онлайн и занимает около двух дней. В курсе обучения врачам предоставляются видеоуроки, статьи и лекции, также команда портала готовит материалы по интересующим медиков вопросам.

В марте этого года Минздравом России в СевероКавказский, Северо-Западный, Южный, Уральский и Приволжский регионы было направлено письмо с просьбой всем работникам медицинской сферы пройти онлайн-курсы, посвященные борьбе с коро-навирусной инфекцией, для привлечения врачей неинфекционного профиля на портале непрерывного медицинского образования Минздрава России.

Работникам медицинских организаций всех направлений даны рекомендации пройти обучение по двум образовательным курсам, посвященным вопросам выявления, профилактики и лечения коро-навирусной инфекции: «Диагностика, лечение, профилактика новой коронавирусной инфекции в первичной медико-санитарной помощи на дому», «COVID-19: Пневмонии и вирусные положения легких (тактика врача стационара неинфекционного профиля)».

Обучение в рамках этих образовательных модулей имеет высокую социальную значимость в условиях коронавирусной пандемии и ориентировано в том числе и на медицинских специалистов, не работающих в отделениях инфекционного характера. Сейчас исключать сценарий, при котором врачи неинфекционного профиля будут оказывать помощь больным с выявленной коронавирусной инфекцией, нельзя, ведь существует вариант развития событий, когда специализация врача не будет иметь решающее значение.

Современное здравоохранение и здоровье населения: соц]

Согласно данным, представленным министром здравоохранения России, по состоянию на 20 апреля 2020 г. более 1,2 млн медицинских работников прошли обучение для борьбы с коронавирусом [8].

Обсуждение

Таким образом, анализ действующих НПА медицинской сферы показал, что на законодательном уровне обязанность пройти курс обучения врачей с использованием образовательных модулей, которые составлены для обучения диагностики, профилактики и лечения коронавирусной инфекции, не установлена, а только рекомендована ввиду высокой социальной значимости проблемы.

Стоит подчеркнуть, что медицинскому персоналу, контактирующему в рамках оказания медицинской помощи с гражданами, у которых выявлена ко-ронавирусная инфекция, лицам из группы риска заражения и лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции в РФ, предусмотрены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, которые планируется установить с апреля текущего года.

Заключение

Подводя итоги исследования процесса обучения врачей в условиях коронавирусной пандемии, можно сделать следующие выводы: пандемия, начавшаяся вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19, внесла изменения в действующий порядок непрерывного медицинского обучения и аккредитации специалистов. Также в 2020 г. медики имеют право получить допуск к работе по новой специальности без получения свидетельства об аккредитации и без прохождения самой аккредитации после прохождения дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки. Медицинским работникам всех специальностей рекомендовано пройти обучение по вопросам диагностики, лечения и профилактики новой коронавирусной инфекции с целью вовлечения в работу с больными коронавирусной инфекцией.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минздрава России от 14.04.2020 N 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2020 N 58101). Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_320714/ (дата обращения 12.05.2020).

2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения 12.05.2020).

3. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Режим доступа: https:// edu.rosminzdrav.ru/ (дата обращения 15.05.2020).

о-экономические, правовые и управленческие аспекты

4. Приказ Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н (ред. от

31.10.2019) «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2018 № 49696). Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_288409/. (дата обращения

12.05.2020).

5. Сайт Министерства здравоохранения РФ. Режим доступа: https://edu.rosminzdrav.ru/normativno-pravovaja-baza/ normativnye-pravovye-akty-federalnykh-organov-ispolnitelnoi-vlasti/prikazy-minobrnauki-rossii/ (дата обращения 12.05.2020).

6. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 (ред. от 22.04.2020) «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_349481/ (дата обращения 12.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Приказ Минздрава России от 02.04.2020 N 264н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19"» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2020 № 57956). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_349515/ (дата обращения 12.05.2020).

8. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=101101 (дата обращения 12.05.2020).

9. Абубакиров А. С., Ананченкова П. И., Амонова Д. С., Зудин А. Б., Снегирева Ю. Ю. Медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования. Москва—Берлин: Директ-Ме-диа; 2019.

Поступила 24.04.2020 Принята в печать 21.05.2020

REFERENCES

1. Order of the Ministry of Health of Russia dated 04.14.2020 N 327н "On the Peculiarities of Admission of Individuals to Carry out Medical Activities and (or) Pharmaceutical Activities Without a Specialist Certificate or Certificate of Accreditation of a Specialist and (or) for Specialties Not Provided by a Specialist Certificate or Accreditation Certificate specialist "(Registered in the Ministry of Justice of Russia 04.15.2020 N 58101) [Prikaz Minzdrava Rossii ot 14.04.2020 N327n «Ob osobennostyah dopuska fizicheskih lic k osushchestvleni-yu medicinskoj deyatelnosti i (ili)farmacevticheskoj deyatelnosti bez sertifikata specialista ili svidetel'stva ob akkreditacii specialista i (ili) po specialnostyam, ne predusmotrennym sertifikatom specialista ili svidetel'stvom ob akkreditacii specialista» (Zaregistrirovano v Miny-uste Rossii 15.04.2020 N58101)]. Available at: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_320714/ (accessed 12.05.2020).

2. Decree of the President of the Russian Federation dated December 31, 2015 No. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" [Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 N 683 «O Strategii nacionalnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii»]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (accessed 12.05.2020).

3. The portal of continuing medical and pharmaceutical education of the Ministry of Health of Russia [Portal nepreryvnogo medicinskogo i farmacevticheskogo obrazovaniya Minzdrava Rossii]. Available at: https://edu.rosminzdrav.ru/ (accessed 15.05.2020).

4. Order of the Ministry of Health of Russia dated December 22, 2017 No. 1043n (as amended on October 31, 2019) "On the approval of the terms and stages of accreditation of specialists, as well as categories of persons with medical, pharmaceutical or other education and subject to accreditation of specialists" (Registered in the Ministry of Justice of Russia 01/19/2018 No. 49696) [Prikaz Minzdrava Rossii ot

22.12.2017 N 1043n (red. ot 31.10.2019) "Ob utverzhdenii srokov i etapov akkreditacii specialistov, a takzhe kategorij lic, imeyushchih medicinskoe, farmacevticheskoe ili inoe obrazovanie i podlezhash-chih akkreditacii specialistov» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii

19.01.2018 N 49696)]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_288409/ (accessed 12.05.2020).

5. Website of the Ministry of Health of the Russian Federation [Sajt Ministerstva zdravoohraneniya RF]. Available at: https://edu.rosmin-zdrav.ru/normativno-pravovaja-baza/normativnye-pravovye-akty-federalnykh-organov-ispolnitelnoi-vlasti/prikazy-minobrnauki-rossii/ (accessed 12.05.2020).

Current Public Health and Health Service: Socioeconomic, Legal and Administrative Elements

6. Decree of the Government of the Russian Federation of 04.03.2020 No. 440 (as amended on 04/22/2020) "On the extension of the validity of permits and other features in relation to licensing in 2020" [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.04.2020 N440 (red. ot 22.04.2020) «Oprodlenii dejstviya razreshenij i inyh osobennostyah v otnoshenii razreshitel'noj deyatelnosti v 2020 godu»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349481/ (accessed 12.05.2020).

7. Order of the Ministry of Health of Russia dated 02.04.2020 N 264n "On Amending Order No. 198n of the Ministry of Health of the Russian Federation of March 19, 2020" On the Temporary Procedure for Organizing the Work of Medical Organizations with the Purpose of Implementing Measures to Prevent and Reduce the Risk of the Spread of New Coronavirus Infection "COVID-19" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 03/03/2020 No. 57956) [Prikaz Minzdrava

Rossii ot 02.04.2020N264n «O vnesenii izmenenij vprikazMinisterstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii ot 19 marta 2020 g. N 198n «O vremennom poryadke organizacii raboty medicinskih organizacij v ce-lyah realizacii mer po profilaktike i snizheniyu riskov rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii COVID-19» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 03.04.2020 N 57956)]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_349515/ (accessed 12.05.2020).

8. Federal'nyj portal proektov normativnyh pravovyh aktov. Available at: https://regulation.gov.ru/projects#npa=101101 (accessed 05.06.2020).

9. Abubakirov A. S., Ananchenkova P. I., Amonova D. S., Zudin A. B., Snegireva Yu. Yu. Medical assistance in the compulsory health insurance system [Medicinskaya pomoshch' v sisteme obyazatelnogo medicinskogo strahovaniya]. Moscow—Berlin: Direkt-Media; 2019 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.