ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»
О.В. ИЕРУСАЛИМЦЕВА, ИРО, Ярослав^ая область, Россия
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в сфере дополнительного профессионального образования. Анализируются исследования, посвященные профессиональной подготовке кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Описываются преимущества данного вида образования и трудности, с которыми столкнулись авторы и администраторы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки с использованием дистанционных образовательных технологий, и пути их разрешения. Представлены конкретные примеры программ дистанционного обучения педагогов, реализуемых в системе дистанционного обучения ШЛБ Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования». Представлен учебно-тематический план программы профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт», включая название дисциплин, объем
часов, формы контроля и контролируемые результаты.
Ключевые слова: профессиональная переподготовка, специалист в области физической культуры и спорта, дистанционное обучение, обучение в дистанционном режиме, повышение квалификации, профессиональные
компетенции педагога.
DISTANCE EDUCATION TEACHERS IN THE SPHERE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
O.V. IERUSALIMTSEVA, IDE, Yaroslavl region, Russia
Abstract
The article deals with the issues of training specialists in the field of physical culture and sports in the field of additional professional education. Analyzed are studies devoted to professional training in accordance with the professional standard of a teacher. It describes the advantages of this type of education and the difficulties faced by the authors and administrators of advanced training courses and professional retraining using distance learning technologies, and ways to resolve them. Concrete examples of distance learning programs for teachers implemented in the distance learning system ILIAS of the State Educational Institution of Further Professional Education of the Yaroslavl Region "Institute for the Development of Education" are presented. The training and thematic plan of the program of professional retraining "Physical Culture and Sport", including the name of the disciplines, the amount of hours, forms of control and monitored results.
Keywords: professional retraining, a specialist in the field of physical culture and sports, distance learning, distance
learning, advanced training, professional competence of a teacher.
Современные требования профессионального стандарта педагога диктуют необходимость в дополнительной профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту, тем самым удовлетворяя потребности в их образовании.
Однако при подготовке специалистов в области физической культуры и спорта возникает множество проблем, таких как: отсутствие профессиональной и социальной мобильности, недостаточность ответственности, профессиональной самостоятельности и активности в процессе обучения. По мнению А.М. Воронова, О.В. Гаевской, Л.И. Лубышевой, в теории и практике обучения недостаточно разработано методическое обеспечение профессио-
нальной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Исследования факторов отношения населения к образовательным услугам (% опрошенных) с применением дистанционных форм обучения указывают, что данный вид образовательной услуги имеет следующие преимущества [2]:
- возможность совмещения работы и учебы (63%);
- отсутствие проблемы предоставления работодателям официального и оплачиваемого отпуска (39%);
- отсутствие потери времени на дорогу до места учебы (36%);
- использование информационно-коммуникационных технологий (34,5%);
Теория и методика спорта высших достижений
- возможность совмещения обучения на двух курсах или специальностях (10%).
В то же время 21% опрошенных считают, что традиционное и дистанционное обучение будут одинаково востребованы на рынке труда [2].
В настоящее время в Ярославской области активно развиваются информационно-коммуникационные технологии, среди которых большую популярность у педагогических кадров приобрели курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в системе дистанционного обучения ILIAS (СДО ILIAS). Характерными чертами этого обучения является применение современных образовательных технологий и средств обучения в информационной среде Internet.
Система дистанционного обучения ILIAS предназначена для планирования, проведения, а также управления учебными мероприятиями в организации дополнительного профессионального образования, например, обучения по программам повышения квалификации [1]. Авторы программы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий формируют содержание курса, состоящего из учебных, практических и контрольно-тестовых материалов. В течение сроков обучения они сопровождают учебный процесс в «форуме». Администраторы курса вносят в систему дистанционного обучения ILIAS содержание курса, контрольные материалы, регистрируют обучающихся в системе, присваивают логин и пароль каждому обучающемуся для входа в систему, а также обрабатывают результаты мониторинга результативности выполнения заданий обучающихся с целью выявления уровней усвоения программы, выявления типичных ошибок и последующих действий.
Перед авторами дистанционных курсов возникла необходимость в адаптированности дистанционного курса под разный уровень обучающихся, который должен состоять из трех блоков [5]:
• первый - содержательный блок: информация о сроках проведения, инструкции по изучению лекционного материала, открытие презентаций и видеолекций;
Примеры программ дополнительного в области физической
• второй - контрольный блок: тестовые задания, практические работы и итоговые аттестационные работы обучающихся;
• третий - организационный блок: групповые и индивидуальные консультации, обсуждения, вопросы и объявления, возникающие в процессе обучения в «форуме» или по e-mail, рефлексия после изучения каждой темы и в конце курса.
При анализе входной, промежуточной и выходной диагностики авторы и администраторы курсов повышения квалификации с применением дистанционных форм обучения педагогов столкнулись с некоторыми сложностями, такими как:
- трудности в усвоении учебного материала у некоторых обучающихся в связи с низким уровнем ИКТ-ком-петенций;
- трудности в планировании обучения педагогов и контроле качества освоения знаний, т.к. скорость усвоения обучающихся учебной программы значительно отличается.
Обучение педагогов Ярославской области по дополнительным профессиональным программам по направлению «Физическая культура и спорт» осуществляется в Государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования» (далее -ИРО) как в очной форме с отрывом от работы, так и дистанционно без отрыва. В настоящее время обучение в дистанционном режиме осуществляется по программам с различным объемом часов (табл. 1).
Внедрение дистанционного образования в Ярославской области повысило конкурентоспособность образовательных организаций, предоставляющих платные образовательные услуги, тем самым цены на дистанционные образовательные услуги значительно ниже, чем на услуги очного обучения.
Таблица 1
профессионального образования культуры и спорта
Объем часов
360 108 72 36
Программа профессиональной переподготовки (ППП) «Физическая культура и спорт» Программа повышения квалификации (ППК) «Осуществление тренировочного процесса и состязательной деятельности спортсменов» ППК «Формирование культуры здоровья как основы для реализации требований ФГОС» ППК «Реализация концепции преподавания учебного предмета "Физическая культура"»
ППП «Физическая культура и спорт» ППК «Применение физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном процессе» ППК «Реализация адаптированной программы по физической культуре в рамках ФГОС»
В ИРО разработаны видеокурсы для педагогов и старшеклассников для реализации индивидуального образовательного маршрута «Спортивно-оздоровительные дыхательные упражнения» и «Дыхательные упражнения спортивно-оздоровительной йоги». Данные курсы обес-
печивают методическое сопровождение курсов повышения квалификации учителей физической культуры, профессиональной переподготовки по специальности «Физическая культура», «Физическая культура. Фит-нес», «Адаптивная физическая культура» [4, с. 43].
В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а срок освоения должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе [3, 6].
Программа профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт» (360 часов), утвержденная ученым советом ИРО, предназначена для специалистов с высшим образованием или средним профессиональным образованием. Желающие овладеть дополнительным профессиональным образованием по направлению деятельности, связанной с физической культурой и спортом, имеют возможность повысить профессиональные компетенции, соответствующие профессиональному стандарту педагога, и в будущем осуществлять деятельность в сфере физической культуры и спорта.
У освоивших программу область профессиональной деятельности включает в себя образование в сфере физической культуры и спорта, пропаганду здорового образа жизни и сферу услуг в области физической культуры и спорта.
В программе предусмотрены две формы обучения:
• очно-заочная - с частичным отрывом от основного места работы. Ежемесячно организуется учебная сессия в очной форме в течение одной недели в вечернее время. Режим занятий осуществляется с учетом пожеланий обучающихся;
• заочная - с применением дистанционных форм обучения, самостоятельным изучением теоретических материалов, выполнением контрольно-тестовых и практических заданий в СДО ША8.
Курс состоит из трех блоков: медико-биологического, психолого-педагогического и профессионального (табл. 2). Каждый блок содержит профильные дисциплины, после освоения которых осуществляется промежуточная аттестация в форме выполнения контрольно-тестовых заданий и практических работ. Шестнадцать профильных дисциплин построены по принципу перехода от теоретического изучения к практическому овладению новой профессиональной деятельностью, что позволяет при сохранении поэтапного изложения и изучения материала ознакомиться с новыми задачами специалиста по направлению «Физическая культура и спорт», а также способами их решения.
Таблица 2
Учебно-тематический план профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт» (в объеме 360 часов)
Название блока (или модуля), темы занятия Всего часов на одного обучающегося Форма контроля Контролируемый результат
Медико-биологический блок 118 - Знание теоретических основ медико-биологических дисциплин, умение на практике решать вопросы по организации образовательного процесса и спортивной подготовки с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей и влияния специфических спортивных нагрузок
Дисциплина 1. «Анатомия человека» 24 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практическая работа № 1 Знание структурно-функциональной организации опорно-двигательного аппарата, особенностей развития адаптации различных органов и систем к физическим нагрузкам. Утомление, его причины и особенности восстановления организма
Дисциплина 2. «Физиология человека в физкультурно- спортивной деятельности» 30 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практические работы № 1-3 Знание физиологических основ ФКиС, умение четко и обоснованно формулировать сведения о физиологических особенностях тела в возрастно-половом аспекте с учетом влияния специфических спортивных нагрузок
Дисциплина 3. «Основы спортивной медицины» 20 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практические работы № 1-3 Знание особенностей функционального состояния нервной системы у спортсменов, методов исследования физического развития занимающихся ФКиС. Умение проводить врачебно-педагогическое наблюдение, выявлять проблемы утомляемости
Дисциплина 4. «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности» 12 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практическая работа № 1 Знание об основных понятиях гигиены и санитарии, методах исследования, закономерностях влияния факторов окружающей среды на здоровье человека, основных положениях по охране здоровья людей. Умение на практике решать вопросы по предупреждению заболеваний и повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды
Продолжение табл. 2
Название блока (или модуля), темы занятия Всего часов на одного обучающегося Форма контроля Контролируемый результат
Дисциплина 5. «Актуальные вопросы спортивного питания» 16 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практические работы № 1-3 Знание биологической роли основных пищевых веществ и микронутриентов в организме. Умение составлять суточный рацион для разных категорий людей, занимающихся спортом, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей
Дисциплина 6. «Биомеханика» 14 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практические работы № 1-2 Иметь представления и знания основных положений биомеханики; практические умения по решению конкретных задач организации образовательного процесса и спортивной подготовки в логике биомеханического анализа двигательной деятельности
Психолого-педагогический блок 60 Контрольно-тестовое задание после прохождения блока Знание теоретических психолого-педагогических подходов в сфере ФКиС; умение на практике решать вопросы по организации образовательного процесса и спортивной подготовки с учетом психолого-педагогических особенностей людей, занимающихся спортом
Дисциплина 1. «Педагогика физической культуры и спорта» 30 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практические работы № 1-3 Знание значения ФКиС в развитии личности; педагогического процесса как динамической педагогической системы, а также педагогического взаимодействия и его видов. Умение применять различные методы и средства воспитания в практической деятельности
Дисциплина 2. «Психология физической культуры и спорта» 20 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практические работы № 1-2 Знание закономерностей психических явлений, процессов и свойств в специфических условиях спортивной деятельности. Умение применять на практике психологические методы и приемы в профессиональной деятельности педагога в сфере ФКиС
Дисциплина 3. «Теория и методика специальной педагогики и инклюзивного образования» 10 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практическая работа № 1 Знание теоретических подходов по организации специального и инклюзивного образования
Профессиональный блок 136 - -
Дисциплина 1. «История физической культуры и спорта» 8 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практическая работа № 1 Представления и знания об исторической эволюции ФКиС, их значимости в образовательном процессе и спортивной подготовке
Дисциплина 2. «Правовые основы профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта» 12 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практические работы № 1-3 Представления и знания основных положений правоведения в области ФКиС, практические умения по решению конкретных задач организации образовательного процесса и спортивной подготовки в логике правовых основ ФКиС
Дисциплина 3. «Менеджмент физической культуры и спорта» 12 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практические работы № 1-6 Представления и знания основных положений менеджмента, практические умения по решению конкретных задач образования и спортивной подготовки в логике менеджмента ФКиС
Окончание табл. 2
Название блока (или модуля), темы занятия Всего часов на одного обучающегося Форма контроля Контролируемый результат
Дисциплина 4. «Социология физической культуры и спорта» 8 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практические работы № 1-3 Представления и знания основных положений социологии ФКиС; практические умения по решению конкретных задач организации образовательного процесса и спортивной подготовки в логике социологического анализа ФКиС
Дисциплина 5. «Теория и методика физической культуры и спорта» 36 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практические работы № 1-4 Представления и знания основных положений теории и методики ФКиС, практических умений по решению конкретных задач организации образовательного и тренировочного процесса в логике методики ФКиС
Дисциплина 6. «Основы адаптивной физической культуры» 10 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практические работы № 1-2 Представления и знания основных положений теории и методики АФК, практические умения по решению конкретных задач организации образовательного процесса и спортивной подготовки в логике методики АФК
Дисциплина 7. «Теория и методика обучения базовым видам спорта» 50 Контрольно-тестовые задания после каждой темы дисциплины. Практические работы № 1-6 Представления и знания основных положений теории и методики обучения базовым видам спорта; практические умения по решению конкретных задач организации образовательного процесса и спортивной подготовки в логике методики легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр, лыжного спорта и плавания
Стажировка 42 Зачет (отчет о стажировке) Умение проектировать и реализовывать физкультурное образование и спортивную подготовку в образовательных организациях
Итоговая аттестация 4 Итоговая работа. Проектирование рабочей программы по дисциплине «Физическая культура» для одной возрастной группы Формирование профессиональных компетенций обучающихся, соответствующих профессиональному стандарту педагога, и позволяющих осуществлять деятельность в сфере ФКиС
Всего часов 360 - -
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме:
- трех экзаменов по трем ведущим дисциплинам: «Физиология человека в физкультурно-спортивной деятельности» (медико-биологический блок), «Педагогика физической культуры и спорта» (психолого-педагогический блок», «Теория и методика физической культуры и спорта» (профессиональный блок) по итогам выполнения контрольно-тестовых заданий и практических заданий;
- 13 зачетов по другим дисциплинам по итогам выполнения контрольно-тестовых заданий и практических заданий;
- стажировки.
Итоговая аттестация проводится в форме защиты проекта рабочей программы по дисциплине «Физическая культура» для одной возрастной группы, основываясь на представлениях, знаниях и умениях по всем трем блокам изученных дисциплин. К тому же, выполнение итогового
задания предполагает привнесение собственного видения проблемы, собственного варианта решения практических задач в области физкультуры и спорта, проявления творческих способностей в понимании и применении на практике содержания обучения двигательным действиям.
Программа считается завершенной, если обучающиеся полностью выполнили следующие требования:
> освоили предусмотренные учебной программой дисциплины (имеют положительную оценку по всем дисциплинам, представленным в табл. 2).
> прошли итоговую аттестацию в форме, предусмотренной программой.
> произвели оплату за обучение за 10 дней до окончания обучения.
После успешного прохождения дистанционного курса, выполнения квалификационных испытаний обучающиеся получают диплом о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение деятельности по направле-
нию «Физическая культура и спорт». Основным видом профессиональной деятельности дипломированных специалистов является педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях.
Анализируя отзывы 176 обучающихся, закончивших в 2018 г. курсы профессиональной переподготовки по программам «Физическая культура и спорт» (в объеме 360 часов) и «Физическая культура. Фитнес» (в объеме 360 часов) в дистанционном режиме, можно выделить следующие преимущества обучения с использованием дистанционных образовательных технологий [5]:
- непосредственный контакт в режиме реального времени с преподавателем, возможностью обсуждения различных учебных тем и вопросов;
- возможность обмена информацией в «форуме» между обучающимися;
- удобный график учебного процесса по возможности обучающегося -по месту жительства или работы;
- контроль качества прохождения курсов по мере освоения материала;
- проверка достижения поставленной цели по результатам текущей и итоговой аттестации.
Можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение, обладая такими преимуществами, как модульность, гибкость, эффективность, отвечает требованиям современной жизни и имеет перспективы в сфере дополнительного профессионального образования.
Таким образом, при дистанционном обучении работа обучающегося становится организованной и в основе своей самостоятельной. Обмен учебной информацией происходит с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий на расстоянии. Следовательно, дистанционное обучение является оптимальной формой опережающего обучения педагогов, соответственно, расширяются возможности получения качественного образования, тем самым дистанционное обучение займет выгодную позицию на рынке образовательных услуг.
Литература
1. Иерусалимцева, О.В., Перфилов, В.П. Повышение профессиональных компетенций педагогов по вопросам профилактики противодействия идеологии экстремизма и терроризма // Педагогический журнал. - 2018. -Т. 8.-№ 6А. - С. 262-269.
2. Колганов, Е.А. Дистанционное образование в системе высшего профессионального образования региона: дис. ... канд. соц. наук. // Гос. акад. экономики и сервиса. -Уфа, 2010.- 190 с.
3. Реутова, О.В., Григорьева, Е.Л. Проектирование технологий обучения дисциплине «Физическая культура» в формате требований ФГОС // Вестник Красноярского гос. педаг. ун-та им. В.П. Астафьева. - 2017. - № 4. -С. 103-106.
4. Рощина, Г.О., Иерусалимцева, О.В., Чешуина, Е.И. Технология здоровьесбережения на уроке физической культуры в аспекте гуманистического подхода в образовании // Научный журнал «Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация». - 2016. - Т. 1. - № 2. -С. 42-46.
5. Щербак, А.П., Иерусалимцева, О.В., Чешуина, Е.И. Направления повышения квалификации инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций // Материалы Международной научно-практической заочной конференции «Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования». -Ярославль: РИО ЯГПУ. - 2016. - С. 66-69.
6. Щербак, А.П., Смирнов, Е.А. Анализ требований федерального государственного стандарта в области физического развития детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 5. -С.128-131.
References
1. Ierusalimtseva, O.V. and Perfilov, V.P. (2018), Improving the professional competence of teachers in the prevention of countering the ideology of extremism and terrorism, Pedagogical journal, vol. 8, no. 6A, pp. 262269.
2. Kolganov, E.A. (2010), Distance education in the system of higher vocational education in the region: dis. PhD in Sociology, Ufa: Gos. Ak. Economy and Service, 190 p.
3. Reutova, O.V. and Grigorieva, E.L. (2017), Designing technology training discipline "Physical Education" in the format of the requirements of the FSES, Bulleten' Krasnoyarskogo Gos. Pedag. Un-ta im. V.P. Astafieva, no. 4, pp. 103-106.
4. Roshchina, G.O., Ierusalimtseva, O.V. and Cheshui-na E.I. (2016), Technology of health preservation at the lesson of physical culture in the aspect of humanistic approach in education, Nauchniy zhurnal "Fizicheskaja kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya", vol. 1, no. 2, pp. 4246.
5. Shcherbak, A.P., Ierusalimtseva, O.V. and Cheshuina, E.I. (2016), Directions of advanced training for instructors in physical culture of preschool educational organizations, In: Materials of the International scientific-practical correspondence conference "Formation of professional competence of a preschool teacher in the context of continuous education", Yaroslavl: RIO YAGPU, pp. 66-69.
6. Shcherbak, A.P. and Smirnov, E.A. (2016), Analysis of the requirements of the federal state standard in the field of physical development of children of preschool age, Yaroslavskaya Pedagogicheskaya Gazeta, no. 5, pp. 128131.