В контрольной группе сдвиг есть, но не существенный. Существенный положительный сдвиг экспериментальной группы в разделах «Теория 2 семестр» величина расхождения от критической точки на 10,202. В разделе «Практика 4 семестр» величина расхождения от критической точки на 15,978.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование результатов исследования в физкультурно-оздоровительной деятельности расширяет практические возможности студента и преподавателя: возможность объективного анализа и учёта.; Возможность одновременной групповой регистрации показателей занимающихся, мониторинг и динамика морфофункциональных характеристик, система обратной связи, контроль пиковой работоспособности и спортивных нагрузок, что относится как к тренировочному процессу, так и медико-биологическому обеспечению деятельности занимающихся.
Паспорт здоровья предполагается составить и направить на формирование ценностного отношения к своему здоровью, воспитание здоровых и физически подготовленных студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коротаева, О.В. Оценка качества учебной деятельности студентов в физическом воспитании и определение суммарного индекса / О.В. Коротаева // Социально-гуманитарное знание: история и современность : материалы международной научно-практической конференции / Мурманский государственный технический университет. - Мурманск, 2015. - С. 127-299.
2. Котова, С.С. Формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Котова С.С. - Екатеринбург, 2008. -26 с.
3. Положение о центре здоровьесбережения от 13.09.2017 г. Мурманского арктического государственного университета. - URL : http://www.masu.edu.ru/upload/iblock/269/statement.pdf (Дата обращения: 09.09.2019).
REFERENCES
1. Korotaeva, OV (2015), "Assessing the quality of educational activities of students in physical education and determining the total index", Social and humanitarian knowledge: history and modernity: materials of the international scientific and practical conference, Murmansk State Technical University, Murmansk, pp. 127-299.
2. Kotova S.S. (2008), Formation of competencies for self-organization of educational and professional activities of university students, dissertation, Ekaterinburg.
3. Regulation on the center of health conservation of September 13, 2017, Murmansk Arctic State University, availablr at: http://www.masu.edu.ru/upload/iblock/269/statement.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.10.2019
УДК 378.046.4
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА И КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ
Нина Евгеньевна Копылова, старший преподаватель, Светлана Игоревна Бочкарева, старший преподаватель, Александр Георгиевич Ростеванов, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
В исследовании разработана дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки тренеров, осуществляющих спортивную подготовку. Название
программы: «Спортивная подготовка по виду спорта (группе видов спорта)», после завершения обучения будет присваиваться квалификация - Тренер по виду спорта (группе видов спорта), преподаватель. Программа обучения будет производиться на базе высшего образования, в течение одного учебного года, в объеме 724 часа (очно-заочная форма обучения). Программа отличается применением дистанционных форм обучения; внедрением аппаратных методик контроля функционального состояния спортсменов; использованием средств фитнеса в повышении физической подготовки спортсменов; предоставлением возможности выбора вариативных модулей (профилей) по виду спорта (группе видов спорта); разработкой тестовых заданий в Google форме; наличием видео уроков; курсом антидопингового образования; обучением электронной регистрации на соревнования.
Ключевые слова: спорт, тренеры, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, инновации в обучении тренеров.
PROFESSIONAL RETRAINING AND REFRESHER COURSES FOR TRAINERS
Nina Evgenyevna Kopylova, the senior teacher, Svetlana Igorevna Bochkareva, the senior teacher, Alexander Georgievich Rostevanov, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Annotation
The study developed the additional professional program for the professional retraining of the coaches engaged in sports training. The name of the program: "Sports training in the sport (group of sports)", after completion of the training there will be assigned the qualification - Coach in the sport (group of sports), teacher. The training program will be carried out on the basis of higher education, during one academic year, in the amount of 724 hours (full-time and part-time education). The program is characterized by the use of the distance learning; introduction of hardware methods of control of the functional condition of the athletes, use of means of fitness in increase of the physical preparation of the athletes; providing possibility of the choice of variable modules (profiles) by the sport (group of sports); development of test tasks in the electronic form; availability of video lessons; course of anti-doping education; training to the electronic registration for the competitions.
Keywords: sport, coaches, professional development, professional retraining, innovations in training of coaches.
Специфика современного этапа совершенствования обучения тренера состоит в том, что в новых условиях показатели эффективности основной формы организации обучения не ограничиваются внешними проявлениями (четкости, организованности, использования комплекса методов и средств), а определяются конечными результатами обучения, уровнем овладения слушателями научными знаниями, сформированностью уровня познавательных интересов, качеств всесторонне развитой личности [1, 3]. Вместе с тем сводные данные Минспорта на количество специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, можно констатировать, около 1/3 занимающихся спортом не получают достаточно квалифицированную специализированную подготовку в своей спортивной деятельности. Что не может являться удовлетворительным показателем и является лимитирующим фактором качества подготовки спортивного резерва на всех его уровнях. В своей профессиональной деятельности будущие тренеры основываются на опыте, полученном ими в ходе тренировок, а не образования. В подавляющем большинстве случаев это выливается в использование устаревших подходов, что приводит к снижению профессиональной компетентности тренеров по виду спорта, к недостаточному использованию экспресс показателей морфо-функционального состояния спортсменов и другим [1, 3].
Цель исследования: разработка структуры и содержания дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации тренеров организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено в ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» в 2019 году, в рамках государственного контракта с Министерством спорта РФ: «Разработка научно обоснованных предложений по формированию дополнительной профессиональной программы, направленной на повышение квалификации и/или переподготовку тренеров организаций, осуществляющих спортивную подготовку». Программа обучения (724 часа) строится на основе выявления потребностей работодателей в сфере ФК и С к компетенциям тренеров, на основе профессионального стандарта «Тренер» (Приказ Минтруда России от 28.03.2019 N 191н"Об утверждении профессионального стандарта "Тренер" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2019 N 54519)) и профессионального стандарта ФГОС 3++ по направлению 49.03.01 «Физическая культура».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведенный опрос работодателей (30 специалистов) в Google форме показал необходимость следующих аспектов обучения: 1) краткосрочного обучения, с применением дистанционных технологий (видео уроки, лекции-презентации, конспекты занятий с иллюстрационным сопровождением), 2) новых средств спортивной подготовки, 3) подходов построения тренировочного процесса на основе объективной информации, 4) ведения электронного документооборота, 5) обобщения научных исследований по виду спорта (группе видов спорта) в России и за рубежом, а также средств восстановления спортсменов.
Базовые дисциплины, разработанной программы традиционно включают блок медико-биологических, психолого-педагогических дисциплин, наряду с этим представлены: 1) аппаратно-диагностические комплексы и цифровые технологии для обеспечения спортивной деятельности, 2) базовые виды спорта (гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, плавание, 72 часа), 3) новые направления (фитнес, функциональная тренировка, аэробика, атлетическая гимнастика) в физической подготовке спортсмена, 4) антидопинговое обеспечение спорта (18 часов).
Вариативные модули по выбору: теоретические и методические основы многолетней спортивной подготовки: в скоростно-силовых и силовых видах спорта, спортивных играх [3], циклических видах спорта, в единоборствах, координационных и сложнокоорди-национных видах спорта. Кроме того, вариативные модули, представлены как отдельные программы повышения квалификации в области физической культуры и спорта. Каждый модуль включает в себя разделы с углублёнными специализированными знаниями необходимыми для эффективной работы по спортивной подготовке в конкретных видах спорта и являющимися основой для профессионального роста: особенности тренировочной и соревновательной деятельности, передовые научные исследования, инновационные методики и средства подготовки спортсменов, теория и методика избранного вида спорта.
Разработана программа повышения квалификации с элементами фитнеса в повышении физической подготовленности спортсменов (36 часов): «Новые направления (фитнес, функциональная тренировка, аэробика, атлетическая гимнастика) в физической подготовке спортсмена» [2, 4]. Представлен механизм подбора средств фитнеса для вида спорта (группы видов спорта).
Профессиональная переподготовка содержит новые аппаратные методики (36 часов): «Спорт 3.0», «Спорт 4.0», система Polar, система «Garmin Connect», работа на платформе «Myfitnesspal», биоимпедансный анализ, личный кабинет спортсмена «Гармин». Кроме того, предусмотрено обучение по работе с электронным журналом, который может быть адаптирован под любой вид спорта, журнал отображает выполняемые контрольные упражнения. Тренер сможет составить общий рейтинг спортсменов, наглядно продемонстрировать результаты подготовки.
Также нами подготовлены контрольные тесты в Google форме: 1) тест по дисциплине «Нормативно-правовые и организационно-управленческие основы ФК и С» (https://docs.google.com/forms/d/1pz-8masnnHuT6LFg-ZjMqJoqjK-2Dywf82-aIK1UgHY/edit); 2) тест «Психолого-педагогические основы ФК и С»
(https://docs.google.com/forms/d/1iWebnCv_5nDK9Cf5hJBRWAiMHBx936qlcULxQx6pql4/edit); 3) тест «Теория и методика физической культуры и спорта» (https://docs.google.com/forms/d/1CPEc2f0wZM86egZEwncIGRUy-bMq-cRHn_qPPqhORbQ/edit).
По результатам исследования разработаны некоторые научно-практические аспекты, ранее не применявшиеся в профессиональной подготовке:
- классификации категорий и групп компетенций, необходимых в профессиональной деятельности тренеров по спорту и их обоснования с учётом запросов и потребностей работодателей;
- мониторинг наиболее востребованных профессиональных знаний, умений, навыков тренеров по спорту, проводящих подготовку занимающихся различных уровней спортивного мастерства и возрастных групп, в том числе старших: спортсмены-ветераны,
спортсмены категорий «Masters»;
- классификация современных средств контроля спортивной деятельности на основе применения современных медицинских аппаратно-диагностических комплексов (компьютерная программа «Спорт 3.0», «Спорт 4.0», система Polar, система «Garmin Con-
nect» и другие);
- электронный журнал, электронная регистрация на соревнования, работа в Excel документах (динамика физической, технической, функциональной подготовки), электронные контрольные тесты, видео уроки.
ВЫВОДЫ
Представленная программа профессиональной подготовки тренеров по спорту на основе модульных технологий представления материала, включающая различные формы обучения для поэтапного освоения знаний, формирования компетенций, позволит получить необходимый уровень знаний проведения и особенностей спортивной подготовки с различным уровнем занимающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрющенко, Л.Б. Разработка дополнительной профессиональной программы обучения тренеров / Л.Б. Андрющенко, Т.Н. Шутова, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 6-9.
2. Рыбакова, Е.О. Совершенствование компетенций рекреационной направленности в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 4. - С. 7784.
3. Столяр, Л.М. Компетенции специалиста по физической подготовке в игровых видах спорта: ожидания и востребованность / Л.М. Столяр, К.Э. Столяр // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания кафедры физического воспитания / под ред. Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. - Москва, 2019. - С. 267-271.
4. Сбалансированное питание и оптимизация двигательной активности как факторы здорового образа жизни студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Везеницын, Н.А. Сидоренко // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - М., 2016. - С. 595-600.
REFERENCES
5. Andrushchenko, L.B., Shutova, T.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of additional professional training program for trainers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 6-9.
6. Rybakova, E.O. and Shutova, T.N. (2016), "Improving the competence of recreational orientation in professional training of bachelors of physical culture", Bulletin of Tula state University, No. 4. pp. 77-84.
7. Stolyar, L.M. and Stolyar, K.E. (2019), "Competencies of a specialist in physical training in team sports: expectations and demand", Physical culture, sports, tourism: innovative projects and best practices : materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 90th anniversary of the founding of the Department of Physical Education, Moscow, pp. 267-271.
8. Shutova, T.N., Bodrov, I.M., Vezenticyn, O.V. and Sidorenko, N.A. (2016), "Balanced diet, and optimization of motor activity as factors of healthy lifestyle of students", Materials IVInternational scientific and practical correspondence internet conference, Moscow, pp. 595-600.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.10.2019
УДК 796.015.47
ОПТИМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ АДАПТАЦИИ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ К УСЛОВИЯМ ОГРАНИЧЕННОГО
ПРОСТРАНСТВА
Евгений Вячеславович Кошкин, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Роман Аркадьевич Солоницин, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; Андрей Александрович Смирнов, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Кристина Сергеевна Кручинина, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии России; Александр Владимирович Мельников, старший преподаватель, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России
Аннотация
В работе рассмотрены факторы, определяющие необходимость адаптации приемов самозащиты к условиям ограниченного пространства для сотрудников уголовно-исполнительной системы. Актуальность проблемы адаптации навыков самозащиты к условиям ограниченного пространства подтверждается ее широким изучением специалистами Министерства внутренних дел. Однако служебная деятельность сотрудников МВД и УИС имеют свои специфические различия.
Ключевые слова: ограниченное пространство, боевые приемы борьбы, приемы самозащиты.
FACTORS THAT DETERMINE THE NEED FOR THE FORMATION OF SELF-DEFENSE TECHNIQUES IN A LIMITED SPACE
Evgeny Vyacheslavovich Koshkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Roman Arcadievich Solonitsin, the candidate ofpedagogical sciences, head of the department, Perm Institute of Federal Penitentiary Service of the Russia; Andrey Alexandrovich Smirnov, the candidate ofpedagogical sciences, deputy head of the department, Christina Sergeevna Kruchinina, the teacher, Perm Military Institute of National Guard Forces of the Russian Federation; Alexander Vladimirovich Melnikov, the senior teacher, Vologda Institute of law and Economics of the Federal penitentiary service of Russia
Annotation
The article discusses the factors that determine the need for the formation of self-defense techniques in a limited space for the employees of the penal system. The relevance of the problem of formation of the self-defense skills in the limited space is confirmed by its extensive study by the specialists of the Ministry of internal Affairs. However, the official activities of the employees of the Ministry of internal Affairs and MIS have their own specific differences.
Keywords: limited space, combat fighting techniques, self-defense techniques.