формирования нравственных понятий:
- этап актуализации нравственных представлений, выявления критериальных признаков понятий, обобщение существенных признаков, переход с уровня представления на уровень понятий - прием постановки вопросов и прием словарной работы;
- этап применения нравственных понятий в речи адекватно их содержанию
- прием конструирования нравственной ситуации, прием выявления оценок автора и соотнесения их со своими, прием сравнения образов героев.
Таким образом, комбинированная краеведческая работа включает в себя те виды деятельности, в процессе которых дети знакомятся с различными объектами родного края, его природой, культурой, историей, экономикой и с жизнью знатных людей. Такое широкое ознакомление со своей местностью
возможно через кружковую работу, туризм, работу музея.
Список литературы
1. Веденеева, Г.И. Аксиосфера краеведения и её роль в нравственном воспитании младших школьников/ Г.И. Веденеева // Начальная школа плюс До и После. -2011. -№3.-С.76-81.
2. Землянская, Е.Н. Деятельностный подход к организации познания родного края в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся / Е.Н. Землянская, Г.И. Веденеева // Начальная школа.-2016.-№2.-С.36.
3. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2011.-130с.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Ромаданова И.Н.
Филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске
старший преподаватель кафедры естественно-научных и психолого-педагогических дисциплин
Черкасская И.М.
Филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске
старший преподаватель кафедры естественно-научных и психолого-педагогических дисциплин
Демченко Е.В.
Филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске
старший преподаватель кафедры естественно-научных и психолого-педагогических дисциплин
Слюсаренко Э.Е.
филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске , к.б.н., доцент
кафедры естественно-научных и психолого-педагогических дисциплин
IMPROVING THE LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER TO ENSURE THE QUALITY OF EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL
STANDARD
Romadanova I.
Branch of FSBEIHE " Adyghe State University " in Belorechensk
senior lecturer of the department natural science and psychological and pedagogical disciplines
Cherkasskaya I.
Branch of FSBEI HE " Adyghe State University " in Belorechensk
senior lecturer of the department natural science and psychological and pedagogical disciplines
Demchenko E.
Branch of FSBEI HE " Adyghe State University " in Belorechensk
senior lecturer of the department natural science and psychological and pedagogical disciplines
Slusarenko E.
branch of the Adyghe state University in Belorechensk, PhD in Biological sciences, Associate Professor of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines
Аннотация
Наличие у педагогов профессиональных компетенций, позволяющих качественно планировать и проводить занятия в рамках школьной программы по ФГОС НОО, способствует не только усовершенствованию образовательного процесса, переводя его на новое, деятельностно - ориентированное направление, отвечающее ФГОС НОО, но и повышает таким образом, качество образования в целом.
Abstract
The fact that teachers have professional competencies that make it possible to qualitatively plan and conduct classes within the framework of the school curriculum for the Federal State Educational Standard for IEO contributes not only to the improvement of the educational process, transferring it to a new, activity-oriented direction that meets the Federal State Educational Standard of the IEO, but also thus increases the quality of education in.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, самореализация, готовность, профессионализм, педагогическое мастерство
Keywords: professional competence, self-realization, readiness, professionalism, pedagogical skill.
Учитель - это человек, передающий нам свой опыт и свои знания.
Современный учитель - творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением
Для успешной работы учителя в условиях введения ФГОС необходимо желание меняться и способность видеть проблемы, а не только их следствия.
В современном мире каждому учителю приходит осознание того, что необходимо постоянно повышать свою личностную и профессиональную культуру педагога. На сегодняшний день практически каждый критически мыслящий учитель задает себе вопросом: «а насколько я приблизился в своей педагогической деятельности к образу современного учителя?»
Учитель должен быть современным, востребованным и конкурентоспособным. Основными приоритетами современного образования во всём мире является: учить учиться т.е. научить получать знания; научить жить - учение для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя - учение для совместной жизни
Основной целью современного образования также становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс учения и оценивать полученный результат а не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику.
Обновление образования, предполагает определенные изменения в первую очередь, в деятельности учителя и деятельности участников образовательного процесса. Так как именно учитель является главной фигурой при реализации на практике основных нововведений, он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализмом, для успешного введения в практику различных инноваций и реализации поставленных задач.
Совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности является профессиональной компетентностью учителя.
Профессионально компетентным сегодня считается учитель, который, на достаточно высоком уровне, осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности -это формирование творческой индивидуальности,
восприимчивой к педагогическим инновациям, способной адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Понятие профессиональная компетентность педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда - это и особое мировоззрение человека. Таким образом, профессионализм педагога - это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. «Профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников (эти стороны составляют пять блоков профессиональной компетентности). При этом компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества — с другой» (А.К. Маркова).
Модель профессиональной компетентности педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности к профильной педагогической деятельности. В этом случае появляется возможность расширения его компетенции, а профессиональные умения можно распределить в четыре группы:
- умение внедрять понимание содержания объективного процесса социализации личности в конкретные задачи обучения и воспитания, изучение личности с целью определения уровня ее подготовленности к активному учению и проектирование его развития на основе сформулированных прогностических обучающих, воспитывающих и развивающих задач;
- умение конструировать логически понятную педагогическую систему, позволяющую ставить задачи, отбирать содержание учебного материала, выбирать методы, формы и средства организации учебно-воспитательского процесса;
- умение педагогически действовать, предполагающее вычленение и установление взаимосвязи между различными структурными элементами процесса обучения и воспитания, создание необходимых условий (материальных, организационных, гигиенических, морально-психологических и собственно педагогических) для осуществления учебно-воспитательного процесса, создающего среду развития ребенка из объекта в субъект познавательно-умеющей деятельности. Обеспечение связи учреждения дополнительного образования с окружающей средой, прогнозирование и регулирование внешних неучтенных воздействий;
- умение рефлексировать свою педагогическую деятельность и вносить коррективы, оптимизирующие последующую деятельность.
Чтобы соответствовать всем требованиями в профессии, учителю нужно постоянно саморазвиваться, заниматься самообразованием. Ключевое значение приобретает готовность (стремление) педагогов к постоянному профессиональному росту. Это призвано обеспечить реализацию стратегической задачи системы непрерывного профессионального педагогического образования - формирование нового поколения педагогов, владеющими современными компетенциями педагогики, психологии, методологии.
Исходя, из современных требований, в педагогическом коллективе определены основные пути формирования и развитие профессиональной компетентности учителя:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие учителей в педагогических конкурсах;
6. Трансляция собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагоги, сами не будут осознавать необходимость повышения собственной профессиональной компетентности.
Отсюда следует необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Мотивация к развитию профессиональной компетентности, анализ собственного педагогического опыта, здоровая конкуренция в творческом коллективе, активизируют профессиональное саморазвитие педагога. В результате, развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Учитель должен быть вовлечен и в процесс управления развитием школы, что, в свою очередь, способствует развитию его профессионализма.
В чем же новизна современного урока в условиях внедрения ФГОС?
Какие требования предъявляются к современному уроку?
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время сбережение и здоро-вьесбережение;
- в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода.
Таким образом,учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка - это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не могут быть реализованы.
Формирование профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
«Учитель живёт, пока учится» - так считал выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушин-ский. Эти слова сегодня - лучший девиз сознательной самообразовательной деятельности современного учителя. Ведь совершенствование качества обучения и воспитания в школе зависит от уровня подготовки учителя, а от профессионального уровня педагога зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Вот почему уровень профессиональной компетентности должен постоянно расти и, немалую роль, здесь играет самообразование учителя:
• формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих способностей обучающихся;
• формирование педагогической компетентности в области мотивирования учащихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью и всему живому на Земле;
• совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды;
• формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;
• формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ИКТ;
• развитие педагогического мастерства в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных, предметных и метапред-метных компетентностей:
• вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, как залог всестороннего развития личности и повышения самооценки;
• формирование исследовательской компетентности, как составляющей учебно-познавательной компетентности;
• освоение учащимися навыков работы с различными источниками информации.
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителям. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные решения проблем. Большое значение имеет готовность учиться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, осуществлять рефлексию по поводу собственной практики и практической деятельности коллег, теоретически осмысливать существующие и формулировать возникающие новые проблемы.
Список литературы
1. Гузеев В. Матрица разнообразия - способ определения компетентности педагогов, 2006.
2. Печерикина Л. Какой учитель нужен нынешним школьникам? «Директор школы», № 2, 2007.
3. Метаева В.А. Рефлексия как метакомпе-тентность. «Педагогика», №3, 2006.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Демченко Е.В.
филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и психолого-педагогических дисциплин
Ромаданова И.Н.
филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и психолого-педагогических дисциплин
Слюсаренко Э.Е.
филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске, к.б.н., доцент
кафедры естественнонаучных и психолого-педагогических дисциплин
Черкасская И.М.
филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и психолого-педагогических дисциплин
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE ORGANIZATION OF DISTANCE
LEARNING IN MODERN CONDITIONS
Demchenko E.
branch of the Adyghe state University in Belorechensk, senior lecturer of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines
Romadanova I.
branch of the Adyghe state University in Belorechensk, senior lecturer of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines
Slusarenko E.
branch of the Adyghe state University in Belorechensk, PhD in Biological sciences, Associate Professor of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines
Cherkasskaya I.
branch of the Adyghe state University in Belorechensk, senior lecturer of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines
Аннотация
Дистанционная форма обучения направлена на тесное взаимодействие участников образовательного процесса в условиях виртуальной среды. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения заключаются в отсутствии межличностного общения преподавателя и студента. Abstract
Distance learning is aimed at close interaction of participants in the educational process in a virtual environ-