• формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;
• формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ИКТ;
• развитие педагогического мастерства в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных, предметных и метапред-метных компетентностей:
• вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, как залог всестороннего развития личности и повышения самооценки;
• формирование исследовательской компетентности, как составляющей учебно-познавательной компетентности;
• освоение учащимися навыков работы с различными источниками информации.
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителям. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные решения проблем. Большое значение имеет готовность учиться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, осуществлять рефлексию по поводу собственной практики и практической деятельности коллег, теоретически осмысливать существующие и формулировать возникающие новые проблемы.
Список литературы
1. Гузеев В. Матрица разнообразия - способ определения компетентности педагогов, 2006.
2. Печерикина Л. Какой учитель нужен нынешним школьникам? «Директор школы», № 2, 2007.
3. Метаева В.А. Рефлексия как метакомпе-тентность. «Педагогика», №3, 2006.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Демченко Е.В.
филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и психолого-педагогических дисциплин
Ромаданова И.Н.
филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и психолого-педагогических дисциплин
Слюсаренко Э.Е.
филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске, к.б.н., доцент
кафедры естественнонаучных и психолого-педагогических дисциплин
Черкасская И.М.
филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и психолого-педагогических дисциплин
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE ORGANIZATION OF DISTANCE
LEARNING IN MODERN CONDITIONS
Demchenko E.
branch of the Adyghe state University in Belorechensk, senior lecturer of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines
Romadanova I.
branch of the Adyghe state University in Belorechensk, senior lecturer of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines
Slusarenko E.
branch of the Adyghe state University in Belorechensk, PhD in Biological sciences, Associate Professor of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines
Cherkasskaya I.
branch of the Adyghe state University in Belorechensk, senior lecturer of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines
Аннотация
Дистанционная форма обучения направлена на тесное взаимодействие участников образовательного процесса в условиях виртуальной среды. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения заключаются в отсутствии межличностного общения преподавателя и студента. Abstract
Distance learning is aimed at close interaction of participants in the educational process in a virtual environ-
ment. Psychological and pedagogical features of distance learning are in the absence of interpersonal communication between teacher and student.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационная среда, межличностное общение, педагогические технологии, современные образовательные технологии, психолого-педагогические особенности дистанционного обучения.
Keywords: distance learning, information environment, interpersonal communication, pedagogical technologies, modern educational technologies, psychological and pedagogical features of distance learning.
Развитие современного общества невозможно без организации эффективной системы образовательного процесса. А залогом эффективности данной системы может стать инновационный подход к процессу обучения. В нем находят свое отражение научные достижения и технологические новинки и разработки последних десятилетий.
В современных реалиях мы столкнулись с необходимостью организации дистанционного обучения на разных уровнях образовательного процесса. Напряженная эпидемиологическая обстановка, сложившаяся в нашей стране и во всем мире, привела к тому, что его субъекты разделены в пространстве.
Дистанционная форма обучения должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к инновационному образованию, основываться на использовании информационно-коммуникативных технологий, современного мультимедийного интерактивного оборудования. Она должна обеспечивать эффективность реализации основных образовательных программ, а так же сочетать в себе все лучшие качества виртуального и традиционного образования.
При вынужденном ограничении контактов между преподавателями и обучающимися, дистанционное образование позволит удовлетворить потребности в познавательной деятельности. Даст возможность доступа к электронным материалам и видеозаписям, а так же привлечет тех участников, которые не могут присутствовать на занятиях в силу нехватки времени или географической удаленности; предоставит возможность выбора индивидуального темпа освоения знаний; будет стимулировать самостоятельную познавательную активность.
У преподавателей вузов переход на инновационные формы обучения вызывает различные психологические реакции, от восторга до полного неприятия. Этот настрой передается студентам, которые быстро перенимают отношение преподавателя к своему предмету и форме его преподавания.
Даже если преподаватель замотивирован на внедрение инноваций, то это только половина успеха. Подготовка к дистанционному обучению как преподавателя, так и студента на сегодняшний день становится основным вопросом, поскольку в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой данная форма массово внедряется в учебный процесс по всей стране. Организационные мероприятия вызывают у преподавателей множество вопросов.
Использование дистанционных технологий в образовательном процессе нуждается в тщательной
подготовке материалов. Образовательное учреждение должно иметь соответствующее программное обеспечение, планы и учебные пособия по управлению программой, инструкции и требования к технической оснащенности, разработанные дистанционные учебные курсы. Однако, возникает ряд сложностей при подготовке к реализации дистанционных курсов.
Перейдя полностью на дистанционную форму обучения во время карантина, мы столкнулись с некоторыми сложностями ее реализации, таких как: неэффективность репродуктивного обучения; неэффективность контроля знаний; проблема аутентификации личности учащегося при контроле и другие.
В процессе проведения занятий в дистанционной форме преподаватель может столкнуться так же и с рядом проблем психолого-педагогического характера. В основном они обусловливаются общением в интернете. Такие как:
- установление психолого-педагогических контактов между студентами учебной группы;
- создание рабочей атмосферы в учебной группе при проведении занятий;
- организация работы подгрупп для сотрудничества и работы по интересам;
- определение индивидуальных особенностей восприятия информации студентами;
- определение эффективности используемых технологий обучения с учетом индивидуализации для организации учебного процесса;
- разработка способов повышения мотивации студентов к обучению.
В ряде случаев преподаватель сам не в состоянии решить возникшие проблемы. В этом случае возрастает потребность в консультациях профессиональных психологов. Главной задачей психолого-педагогической поддержки учебного процесса является создание благоприятного психологического климата при проведении занятий в дистанционной форме. В первую очередь психолог помогает самому преподавателю выстроить траекторию своего поведения согласно выбранной для дистанционного обучения педагогической технологии.
Если при очном общении люди воспринимают друг друга на телесном, эмоциональном, чувственном уровне, которые дополняют содержание общения, то при дистанционном общении на первый план выходит уровень интеллекта, выражающийся в текстах, рисунках, схемах, созданных участниками общения, то, что лишено сенсорности, но выражает содержание, предмет общения.
При реализации дистанционных курсов наибольшее распространение получили следующие виды контроля:
- выполнение разнообразных письменных заданий;
- электронные рефераты и эссе;
- курсовые работы;
- индивидуальные портфолио и проекты;
- онлайн тестирование;
- экзамены и зачеты в онлайн режиме;
- аналитические обзоры;
- творческие задания.
На наш взгляд оценка знаний при дистанционном обучении должна проводиться при помощи бально-рейтинговой системы. Она наиболее эффективна и позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, а так же готовит к началу самостоятельной научно-исследовательской работы.
Так же можем обозначить и положительные факторы. Дистанционное обучение, включающее использование различных педагогических технологий, позволяет решить проблему привязки к территории и ко времени; справиться с недостаточной самостоятельной активностью студентов и директив-ностью обучения. Дает возможность максимально расширить аудиторию обучающихся, удовлетворить индивидуальные образовательные потребности студентов и реализовать творческий потенциал при выполнении заданий.
Мы можем констатировать, что при изучении реализации дистанционного обучения рассматриваются только отдельные аспекты психолого-педагогических особенностей разработки и внедрения
дистанционных технологий в образовательных организациях. Влияние же дистанционных технологий на личностные и когнитивные качества студентов, их психологическое состояние не рассматривается. Считаем, что в перспективе должна быть разработана комплексная программа психолого-педагогических основ дистанционного обучения.
Список литературы
1. Авраменко Е.П., Аванесова Р.Р., Кардава Е.Е. Програмно-целевое прогнозирование как инструмент разработки муниципальных программ в образовательной среде. // Международный журнал - Проблемы научной мысли. 2019. Т. 9. №1. С. 2126.
1. Елисеева Н.В., Чехович Э.Е. Преодоление трудностей в методике преподавания предмета «Экология» для студентов экономических специальностей / Экономические, экологические и социальные пути развития региона / под ред. В.В. Яно-вой. - Краснодар, 2011. - С. 206-212.
2. Никуличева Н.В., Дьякова О.И., Глуховская О.С. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе // Открытое образование. -2020. - №24(5). - С. 4-17.
3. Слюсаренко Э.Е. Совершенствование методов преподавания естественнонаучных дисциплин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11-1. С.29-30.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Черкасская И.М.
Филиал ФГБОУ ВО Адыгейский государственный университет в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и психолого- педагогических дисциплин
Ромаданова И.Н.
Филиал ФГБОУ ВО Адыгейский государственный университет в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и психолого- педагогических дисциплин
Демченко Е.В.
Филиал ФГБОУ ВО Адыгейский государственный университет в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и психолого- педагогических дисциплин
Слюсаренко Э.Е.
филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске , к.б.н., доцент
кафедры естественнонаучных и психолого-педагогических дисциплин
NON-VERBAL COMMUNICATION
Cherkasskaya I.
Branch of Adyghe State University in Belorechensk, Senior Lecturer of the Department of Natural Science
and Psychological and Pedagogical Disciplines
Romadanova I.
Branch of Adyghe State University in Belorechensk, Senior Lecturer of the Department of Natural Science
and Psychological and Pedagogical Disciplines
Demchenko E.
Branch of Adyghe State University in Belorechensk, Senior Lecturer of the Department of Natural Science
and Psychological and Pedagogical Disciplines
Slusarenko E.
Branch of the Adyghe state University in Belorechensk, PhD in Biological sciences, Associate Professor of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines