Научная статья на тему 'НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ'

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1223
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / ОБЩЕНИЕ / НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ЖЕСТЫ / ЗНАКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черкасская И.М., Ромаданова И.Н., Демченко Е.В., Слюсаренко Э.Е.

Статья посвящена языку, текстам, интерпретации текстов, смыслам и способам их выражения. Автор говорит об особом способе выражения смыслов и, соответственно, об особой знаковой системе, поскольку язык и текст так или иначе связаны со знаками. Особое внимание уделено невербальным способам общения, тому, что такое вообще этот невербальный мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-VERBAL COMMUNICATION

The article is devoted to language, texts, interpretation of texts, meanings and ways of expressing them. The author speaks about a special way of expressing meanings and, accordingly, about a special sign system, since language and text are somehow connected with signs. Particular attention is paid to non-verbal communication methods, to what this non-verbal world is in general.

Текст научной работы на тему «НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ»

- выполнение разнообразных письменных заданий;

- электронные рефераты и эссе;

- курсовые работы;

- индивидуальные портфолио и проекты;

- онлайн тестирование;

- экзамены и зачеты в онлайн режиме;

- аналитические обзоры;

- творческие задания.

На наш взгляд оценка знаний при дистанционном обучении должна проводиться при помощи бально-рейтинговой системы. Она наиболее эффективна и позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, а так же готовит к началу самостоятельной научно-исследовательской работы.

Так же можем обозначить и положительные факторы. Дистанционное обучение, включающее использование различных педагогических технологий, позволяет решить проблему привязки к территории и ко времени; справиться с недостаточной самостоятельной активностью студентов и директив-ностью обучения. Дает возможность максимально расширить аудиторию обучающихся, удовлетворить индивидуальные образовательные потребности студентов и реализовать творческий потенциал при выполнении заданий.

Мы можем констатировать, что при изучении реализации дистанционного обучения рассматриваются только отдельные аспекты психолого-педагогических особенностей разработки и внедрения

дистанционных технологий в образовательных организациях. Влияние же дистанционных технологий на личностные и когнитивные качества студентов, их психологическое состояние не рассматривается. Считаем, что в перспективе должна быть разработана комплексная программа психолого-педагогических основ дистанционного обучения.

Список литературы

1. Авраменко Е.П., Аванесова Р.Р., Кардава Е.Е. Програмно-целевое прогнозирование как инструмент разработки муниципальных программ в образовательной среде. // Международный журнал - Проблемы научной мысли. 2019. Т. 9. №1. С. 2126.

1. Елисеева Н.В., Чехович Э.Е. Преодоление трудностей в методике преподавания предмета «Экология» для студентов экономических специальностей / Экономические, экологические и социальные пути развития региона / под ред. В.В. Яно-вой. - Краснодар, 2011. - С. 206-212.

2. Никуличева Н.В., Дьякова О.И., Глуховская О.С. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе // Открытое образование. -2020. - №24(5). - С. 4-17.

3. Слюсаренко Э.Е. Совершенствование методов преподавания естественнонаучных дисциплин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11-1. С.29-30.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Черкасская И.М.

Филиал ФГБОУ ВО Адыгейский государственный университет в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и психолого- педагогических дисциплин

Ромаданова И.Н.

Филиал ФГБОУ ВО Адыгейский государственный университет в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и психолого- педагогических дисциплин

Демченко Е.В.

Филиал ФГБОУ ВО Адыгейский государственный университет в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и психолого- педагогических дисциплин

Слюсаренко Э.Е.

филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске , к.б.н., доцент

кафедры естественнонаучных и психолого-педагогических дисциплин

NON-VERBAL COMMUNICATION

Cherkasskaya I.

Branch of Adyghe State University in Belorechensk, Senior Lecturer of the Department of Natural Science

and Psychological and Pedagogical Disciplines

Romadanova I.

Branch of Adyghe State University in Belorechensk, Senior Lecturer of the Department of Natural Science

and Psychological and Pedagogical Disciplines

Demchenko E.

Branch of Adyghe State University in Belorechensk, Senior Lecturer of the Department of Natural Science

and Psychological and Pedagogical Disciplines

Slusarenko E.

Branch of the Adyghe state University in Belorechensk, PhD in Biological sciences, Associate Professor of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines

Аннотация

Статья посвящена языку, текстам, интерпретации текстов, смыслам и способам их выражения. Автор говорит об особом способе выражения смыслов и, соответственно, об особой знаковой системе, поскольку язык и текст так или иначе связаны со знаками. Особое внимание уделено невербальным способам общения, тому, что такое вообще этот невербальный мир.

Abstract

The article is devoted to language, texts, interpretation of texts, meanings and ways of expressing them. The author speaks about a special way of expressing meanings and, accordingly, about a special sign system, since language and text are somehow connected with signs. Particular attention is paid to non-verbal communication methods, to what this non-verbal world is in general.

Ключевые слова: язык, общение, невербальное общение, жесты, знаки.

Keywords: language, communication, non-verbal communication, gestures, signs.

Если мы просто скажем, что невербальное общение - это общение языком тела или с помощью жестов, то тогда, например, сразу же возникнет первая ассоциация - язык глухонемых. Чем язык глухонемых отличается от невербального общения в прямом смысле этого слова?

Язык глухонемых - это язык, специально построенный. Это не то, что можно было бы назвать естественным языком, он специально построен именно для общения людей, обладающими соответствующими недостатками. Общение на нем происходит по определенным правилам, система эта выстроенная. Причем, на самом деле языков глухонемых много, примерно столько же, если не больше, чем естественных языков.

Например, в Америке существует минимум два таких языка - америнд (язык американских индейцев) и амслен (American sign language), то есть язык, более широко принятый на территории Соединенных Штатов.

Есть бритлен (британский язык), есть руслен (русский язык). Возможно, есть и другие языки. Но это совершенно отдельный класс языков. И они обладают такими же правами, что и естественные языки - английский, французский и так далее. В частности, когда проводятся языковые конгрессы, есть специальные переводчики, которые переводят с какого-то естественного языка на этот язык, и этот язык уже транслируют на аудиторию.

Существует мнение, что язык жестов разных народов и национальностей в некоторой степени отражает структуру того или иного языка. Поскольку создавались они в разные эпохи и служили специально утилитарным целям - помочь людям общаться не только между собой, но и слушать, что говорят другие через такой язык-посредник. Например, большой палец, поднятый вверх, в разных культурах имеет много смыслов. Но, тем не менее, наиболее распространенный как такой знак качества. Хотя, в невербальной коммуникации появляются уже сегодня довольно любопытные интерпретации этого жеста. Этот жест используется, например, у дайверов. «Поднять наверх». Это по сути дела знак одобрения.

Есть специальные подсистемы, например подсистема общения брокеров, спортивных судей, спортсменов. То есть можно распределить некоторые употребления жестов по разным сферам, где встречаются свои знаки, свои способы интерпретации, свои способы комбинирования со словами. То

есть речь тоже может участвовать вместе с жестами и параллельно жестам. И это тоже важно. Любопытная тема - изобретение жестов, когда жест становится способом выражения, манифестации личности, тем более индивидуальный. Мы можем наблюдать их, например, у футболистов и хоккеистов, когда они забивают гол. Если рассматривать футбол или хоккей как некоторую систему знаков, там тоже есть свои способы коммуницирования или общения. Может быть, какие-то особые взгляды. Жесты тренера могут быть какие-то свои в качестве целенаправленных указаний, направленные на выполнение каких-то действий на поле. В данном случае мы говорим о некотором осмысленном использовании жестов. Понятно, что у нас существует определенный жест, выдуманный, приобретенный или усвоенный, но желание выразить какую-то эмоцию сопровождается определенным жестом. Даже не столько и не только эмоции, но и какие-то ментальные качества. Когда человек задумывается, голову подпирает. Или обхватывает голову, чтобы мысли привести в порядок, иногда ведь это жест непроизвольный. Иными словами, тело само говорит. И жест иногда может даже противоречить речи и смыслам.

Например, когда человек бегает по комнате и говорит «я спокоен», мы как-то больше верим его невербальному поведению, чем вербальному. Можно даже предположить, что если речь служит для того, чтоб скрывать свои мысли, то жесты выдают эти мысли. Поэтому часто по жестам можно считать эмоциональное, рациональное состояние человека, его направленность на какие-то действия, поступки и так далее. Внимательный наблюдатель, человек, который интересуется этим, или специально работает над интерпретацией, над выражением соответствующих смыслов, например, психолог или театральный режиссер, которые могут управлять поведением человека во время постановки или инсценировки той или иной пьесы, они должны более внимательно подходить ко всем этим нюансам и изучать их.

Невербальная коммуникация - это язык тела в широком смысле, потому что тело говорит иногда помимо и независимо от человека, что он хочет сказать. Это может быть язык не только жестов, но и язык запахов, язык вкусов и многих других вещей. Это то, чем пользуются люди, вполне говорящие на данном естественном языке. И у них есть свои си-

стемы общения. Разговор идет телом вместе с речевым аппаратом, который тоже встроен в тело. Так что, конечно, разумеется, тело - очень важный инструмент для передачи всяких мыслей, для того, чтобы, наоборот, опровергнуть какие-то речевые вещи, которые человек произносит, иногда даже непроизвольно.

Помимо специальных языков глухонемых, которые тоже могут быть по-разному устроены, потому что одно дело, когда у нас жест передает буквы, из которых складывается слово, а другое дело, когда жест выступает как некий иероглиф. И, кстати говоря, в повседневном общении некоторые жесты как знаки-иероглифы расположенности или наоборот отчуждения вполне распространены.

Можно даже составить какую-нибудь типологическую картину тела с точки зрения выражения разных смыслов. Григорий Крейдлин со своим коллективом написал книжку «Образ тела в языке и культуре», большую коллективную монографию, где как раз описывается участие очень многих телесных объектов в выражении разных смыслов, передаче разных идей. И не только самих этих телесных объектов. Но ведь на их базе часто, на базе некоторых выражений, связанных с телесными объектами, происходит речевое отражение этих процессов. Например, фразеологизмы, которые построены на базе жестов: «махнуть рукой». Изначально это был жест. И сейчас есть такой жест «махнуть рукой». Но если мы скажем «махнуть рукой на все», то это уже будет не жест, а некоторая фразеологическая единица, которая говорит о том, что все попытки повлиять на данного человека в нужном направлении, изменить его поведение остались безуспешными. И человек машет рукой на все, подчеркивает безуспешность этих попыток.

И есть еще и другие жестовые фразеологизмы, которые построены на базе жестов. И поэтому, когда мы говорим об участии тела, мы должны видеть и отражение этого участия в разного рода языковых единицах.

Понятно, что с некоторыми жестами, если мы имеем в виду все тело и все изменения, многие жесты имеют какую-то вполне устойчивую фразеологию. «Он побледнел от гнева» или «Он покраснел от стыда». У нас эти сравнения вполне устойчивы и связаны с определенной жестикуляцией. Хотя здесь есть некоторые любопытные вещи. Вот, например, Федор Михайлович Достоевский ввел, как известно, в русский язык глагол «стушевался». Какое соответствие жестикулярное есть этому глаголу, и есть ли?

Можно предположить, что это некоторое положение тела. Человек становится как бы замкнутым, как бы более сложенным. И в глазах выражается, может быть, испуг, недоумение. Если это сыграть, то человек должен быть как-то сжатым. Иными словами, одно слово, один глагол должны изображать все тело. Это целый конгломерат всяких идей, связанных с разными частями - и тело, и глаза, и положение рук, и так далее. Не может человек двигаться беспорядочно, если он выражает идею «стушеваться». Это будет неестественное поведение.

Еще один пример, «потупил взор» - что это такое изначально?

Изначально - это вниз опущенные глаза. Это очень важный жест для выражения идей стеснения, смущения. Или, если человек не хочет видеть какие-то картины, он это делает.

В пособиях, которые можно назвать по языку глаз, специальных книгах по языку глаз, почти стандартным является выражение «опустить глаза», «потупить взор», связанными с идеями смущения, стеснения - такими эмоциональными состояниями из области психологии. Иными словами, язык тела, невербальное сообщение дают возможность понять нечто о человеке, о том, что он думает, чувствует и так далее. И это действительно одна чрезвычайно важная проблема.

Любопытно, что если мы все-таки говорим о языке, когда мы говорим о языке, нам сразу же все-таки приходит в голову понятие нормы. Ведь и в языке жестов тоже существует представление о норме. На этом строятся целые поведенческие программы.

В словаре языка русских жестов как раз эта норма зафиксирована. Это конвенциональные жесты, которые исполняются без непосредственного участия речи, точнее, могут исполняться без непосредственного участия речи. В словаре отражена норма их физической реализации, норма их физического воплощения. А также есть нормы, связанные со смыслом. Но, конечно, язык жестов - это язык, потому что там есть морфология, то есть устройство разных жестов. Есть семантика, что они означают. Есть синтаксис. Причем, синтаксис очень сложный. Имеется в виду соединение жестов разных классов друг с другом. Это внутренний синтез. И соединение жестов одного знакового класса с речью - это другой, внешний синтаксис.

Потому что, если мы хотим показать, что мы угрожаем человеку, например, если бабушка показывает пальцем внучке или внуку и при этом улыбается, внук понимает, что это жест ненастоящей угрозы, потому что здесь улыбка, сочетание с жестом угрозы дает такой странный игровой момент, такое игровое сочетание.

Если говорить о нормах жестов, можно ли пальцем указывать на другого человека?

Все зависит от ситуации. Если мы с вами общаемся, я хочу показать на какую-то звезду, совсем не будет это считаться неприличным жестом. Если же говорят ребенку «не показывай пальцем», это обычно на близком расстоянии, это потому, что протыкает личное пространство человека. А личное пространство человека без разрешения нельзя трогать. Это табу. Точно так же, как нельзя во многих культурах прикоснуться к телу человека.

С другой стороны, норма вроде бы прямо противоположная. Требование смотреть в глаза собеседнику - это как раз вроде бы вторжение взглядом в чужое пространство.

Это зависит, во-первых, от ситуации общения. Когда мы с вами общаемся, и вы слушаете, вы не смотрите в глаза. Вы смотрите на лицо, а не в глаза. На лекциях часто смотрят в глаза, потому что

можно считать некоторую информацию по глазам. Поэтому преподаватели часто ловят студентов на том, что они смотрят им в глаза. И вообще, когда идет откровенный разговор, люди часто смотрят в глаза.

Но есть культуры, где в глаза совершенно не смотрят. У них, если ребенок смотрит в глаза, это знак того, что по-английски называется challenge. Если ребенок смотрит учителю в глаза, то тем самым выказывает неуважение к нему.

Многие правила жестов усваиваются с детства. Вспомните замечательное стихотворение Маршака «Медведей лет 5-6 учили, как себя вести». Там же перечисление жестов. Знакомым надо кланяться, снимать перед ними шляпу.

Вообще этикет, этикетное поведение во многом жестовое. Это не только вербальное, но и невербальное. Невербальный этикет соотносится с вербальным. Например, если вы входите в тронный зал, королю вы кланяетесь. Но при этом вы не можете с ним здороваться и что-либо говорить. Вы можете только молча поклониться. А в другом случае, например, если вы встречаетесь в коридоре, вы

можете совершить такой академический кивок и при этом сказать что-то вроде «здравствуйте, Иван Петрович». То есть невербальный этикет часто сочетается с вербальным, и весьма прихотливым образом. И этого всего, к сожалению, в учебниках по этикету пока нет.

В учебниках необходимо ввести специальные разделы, связанные с преподаванием невербалики, какими речевыми особенностями, какими речевыми выражениями это невербальное поведение может сопровождаться.

Список литературы

1. Аллан Пиз, Язык жестов. Увлекательное пособие для деловых людей Менеджмент Практическая психология. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1992. - 218 с.

2. Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь: Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

3. Крейдлин Г. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2002.- 592 с.

ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Семенова Ю.Н.,

магистрант 3 курса Института непрерывного педагогического образования «Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, Республика Хакасия, Российская Федерация

Дорофеева Т.А. научный руководитель канд. пед. наук, доцент Института непрерывного педагогического образования «Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, Республика Хакасия, Российская Федерация

FEATURES OF MENTAL OPERATIONS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH DISORDERS

OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

Semenova Yu.,

master's student of the 3rd year Institute of continuing teacher education «Khakass State University named after N.F. Katanov», Abakan, Republic of Khakassia, Russian Federation

Dorofeeva T. scientific supervisor candidate of pedagogical sciences, associate professor Institute of continuing teacher education «Khakass State University named after N.F. Katanov», Abakan, Republic of Khakassia, Russian Federation

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы развития мышления у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить уровень сформированности операциональных компонентов мышления. Анализируются результаты исследования сформированности мыслительных операций у старших дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Abstract

The article deals with the problems of thinking development in children with disorders of the musculoskeletal system. Diagnostic methods are presented to reveal the level of formation of operational components of thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.