Научная статья на тему 'УРОКИ КУБАНОВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

УРОКИ КУБАНОВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Е.В., Ромаданова И.Н., Слюсаренко Э.Е., Черкасская И.М.

Автором рассматривается проблема формирования нравственности у младших школьников на уроках кубановедения. Комбинированная краеведческая работа на уроках кубановедения включает в себя те виды деятельности, в процессе которых дети знакомятся с различными объектами родного края, его природой, культурой, историей и которые являются мощным инструментом в формировании нравственного сознания учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LESSONS KUBAN STUDIES AS A MEANS OF FORMING MORALS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The author considers the problem of forming morals in younger students at the lessons of Kuban studies. Combined local history work at the Kuban studies lessons includes those activities in which children get acquainted with various objects of their native land, its nature, culture, and history, and which are a powerful tool in forming the moral consciousness of students.

Текст научной работы на тему «УРОКИ КУБАНОВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

carry out successful and effective professional activity in modern conditions [1].

We determine a leader as a free and responsible person who is able to work constructively in problem situations and combine professional competence with moral responsibility, building lines of behavior and making decisions in difficult situations, including ethical ones. Only an ethically competent person is competitive and has the opportunity to take a leading position and a worthy place in the profession [2;6].

We note that the term "dignity" is one of the spiritual core of the individual. We distinguish the category of dignity as a separate priority group, since we consider it the central concept and benchmark for mastering students' ethical knowledge. Understanding the concept of human dignity is the main task nowadays. First of all, dignity is internal confidence in one's own worth, a sense of self-esteem, manifested in one's own individuality and certain independence in freedom of choice. V.M. Khvostov considers it important and in comparison with duty and happiness, it is a sense of human dignity that is the main psychological foundation of the moral principle and emphasizes that "a person imbued with a sense of dignity serves his ideals ... it is in the service of ideals that his dignity" [4]. V.M. Khvostov emphasizes that the actions motive for a moral person is dignity, and he is ashamed to deviate from the ideal, even if serving good leads to the loss of happiness. Reflecting on the ethics of Kant, V.M. Khvostov notes that, introducing an empirical and psychological element into ethics, Kant's concept of duty, from the point of view of dignity ethics, loses the character of a dry prescription, devoid of any motives and acquires a milder color. Thus, a sense of dignity has a psychological aspect, an emotional connotation, it is experienced and is one of the most important characteristics of a future specialist. A modern philosopher Yu. Habermas notes the dignity of the individual is at the core of human rights, and the main socio-anthropolog-ical problem nowadays is the relationship between human dignity and human rights. According to Yu. Habermas the concept of human dignity is a connecting link between the most important human rights associated with his personal independence, choice and activity freedom. It should be noted that the laws of states,

in essence, were created in order to reconcile the interests of the individual and society, i.e. at the heart of modern law is the "golden rule" of ethics.

So human moral values have been developed for centuries and always have been of great importance in society. They were proclaimed in different periods of human existence and were reflected in the commandments of religious teachings, traditions of peoples, and codes of human behavior. It is not accidental, since all people's life activities continue to exist in the plane of morality. Ethical knowledge is a guide to self-knowledge and self-improvement, success of professional activity and self-actualization.

References

1. Adler U.P. Higher education - the higher quality. Naukovedcheskie issledovaniya. M, 2008. - 250 p.

2. Kabanova O.V., Terekhova G.V., Bochkareva T.S. Teaching stages of speech communication of future engineers at English lessons. Sovremennie nau-koemkie tehnologii, 2017. - № 1. - Pp. 99-103.

3. Kessidi H.F. Socrat. - SPb.: Aleteiya, 2001. -352 p.

4. Khvostov V.M. History essays of ethical doctrines: Course of lectures. M: KomKniga, 2016. - 290p.

5. Kiryakova A.V. Theory of the person's orientation in the world of values. Monography. Orenburg, 1996.- 188 p.

6. Mokritskaya E.A. Ethics as a factor of the person's development in the pedagogical process of the higher educational establishment. Philological sciences. Issues of theory and practice. - 2017. - № 2.

2. - Pp. 198-200.

7. Saharova, N.S., Tomin V.V. Cultural and educational environment in polynational groups: developing potential of crosscultural interaction. Bulletin of Orenburg state university, 2017. - №10 (210). - Pp. 144-148.

8. Skripnik A.P. Moral evil in the history of ethic and culture. - M: Politizdat, 2004. - 351p.

9. Zdravomyslov A.G., Yadov V.A. Attitude to work and valuable orientations of the person. Sociology in the USSR. - volume 2. - M: Misl, 1996.- Pp.187207.

10. Zelenkova I.L. Principles of ethics. - Mn.: TetraSystems, 2001. - 496 p.

УРОКИ КУБАНОВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Демченко Е.В.

филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественно-научных и психолого-педагогических дисциплин

Ромаданова И.Н.

филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественно-научных и психолого-педагогических дисциплин

Слюсаренко Э.Е.

филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске, к.б.н., доцент

кафедры естественно-научных и психолого-педагогических дисциплин

Черкасская И.М.

филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске, старший преподаватель кафедры естественно-научных и психолого-педагогических дисциплин

LESSONS KUBAN STUDIES AS A MEANS OF FORMING MORALS IN PRIMARY SCHOOL

CHILDREN

Demchenko E.

branch of the Adyghe state University in Belorechensk, senior lecturer of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines

Romadanova I.

branch of the Adyghe state University in Belorechensk, senior lecturer of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines

Slusarenko E.

branch of the Adyghe state University in Belorechensk, PhD in Biological sciences, Associate Professor of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines

Cherkasskaya I.

branch of the Adyghe state University in Belorechensk, senior lecturer of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines

Аннотация

Автором рассматривается проблема формирования нравственности у младших школьников на уроках кубановедения. Комбинированная краеведческая работа на уроках кубановедения включает в себя те виды деятельности, в процессе которых дети знакомятся с различными объектами родного края, его природой, культурой, историей и которые являются мощным инструментом в формировании нравственного сознания учащихся.

Abstract

The author considers the problem of forming morals in younger students at the lessons of Kuban studies. Combined local history work at the Kuban studies lessons includes those activities in which children get acquainted with various objects of their native land, its nature, culture, and history, and which are a powerful tool in forming the moral consciousness of students.

Ключевые слова: младший школьный возраст, нравственность, нравственные понятия, краеведческая работа.

Keywords: primary school age, morality, moral concepts, local history work.

Младший школьный возраст - это особый период, где оказывается существенное воспитательное влияние школы и учителя, и основой является учебно-познавательная деятельность как ведущая для ребенка. Специфические особенности младшего школьного возраста позволяют рассматривать данный возрастной период и как самоценную возрастную ступень в нравственном развитии, и как сензитивный период для формирования нравственности.

На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования понятий, с выделением особенностей мышления учащихся начальной школы и основных этапов познания, выделенных в работах Л.С. Выготского., Г.Г. Гранатова, К.Д. Ушинского, были выявлены следующие этапы формирования нравственности у учащихся начальных классов:

1. Первичное синтезирование нравственного представления и изначальное определение нравственного понятия. На данном этапе верным будет обращение к личному опыту школьников, актуализация их нравственных представлений, организация эмоционального восприятия нового понятия.

2. Обширная характеристика нравственного понятия, вычленение существенных и несущественных признаков нравственного понятия.

3. Использование, конкретизация и обобщение нравственного понятия в обучении.

4. Внедрение нравственных понятий в активный словарь школьников в процессе оценки себя и

других людей, своих и чужих поступков, каких-либо жизненных ситуаций, в своих творческих работах.

Так же сформулированы факторы, дающие определение специфике процесса формирования нравственных понятий у младших школьников:

- формирование нравственных понятий осуществляется на основе союза логического и эмоционально - образного компонентов мышления младшего школьника;

- целенаправленное осмысление эмоционального восприятия нравственных понятий вместе с рациональным познанием воплощает связь эмоций с логикой и приводит к поэтапному формированию нравственных понятий;

- для формирования необходимо отобрать нравственные понятия с учетом возрастных особенностей мышления учащихся, нравственных ценностей, принадлежащих определенному обществу.

Нравственные понятия отражают стороны нравственных отношений: к другим людям, обществу. Содержание нравственных отношений обуславливается системой нравственных ценностей, принятых в данном обществе.

В процессе учебной работы со школьниками по курсу кубановедение используются разнообразные виды краеведческой работы. По нашему мнению, их следует классифицировать следующим образом:

1) природоведческая работа, изучение куль-

туры края, его экономической жизни, биографическая, комбинированная работа;

2) репродуктивная, продуктивная, поисковая работа;

3) массовая, групповая, индивидуальная работа.

Рассмотрим возможности видов краеведческой работы, выделенных по характеру познаваемого объекта в рамках предмета «Кубановедение», в развитии нравственных качеств личности младшего школьника и младшего подростка.

Природоведческая работа. Чем больше ребёнок узнает о жизни природы Кубани, тем больше у него будет возможностей для формирования правильного к ней отношения, для воспитания любви к красоте родных мест.

Прямое общение с природой и знакомство с ее поэтическим образом оказывает большое влияние на нравственно-эстетические чувства детей. Значение природных объектов раскрывается во взаимосвязи с жизненными нуждами человека. В результате осознаётся ряд нравственных требований общества, касающихся бережного отношения к природе, охране её богатств.

Однако сами по себе знания природных объектов и представления о целесообразности тех или иных требований общества - ещё не показатель нравственного роста детей. Соединяясь с чувствами, они могут стать мотивами поведения, поступков, проявиться в общении, в отношении к порученному делу, и тогда знания приобретают личностный смысл.

Задача педагога состоит в том, чтобы в процессе изучения родной природы стимулировать детей к работе по ознакомлению с ней, к её охране.

Изучение культуры Кубани предполагает знакомство с памятниками и другими достопримечательностями города или села, историей их создания, людьми, которые внесли свой вклад в развитие культуры.

Можно бесконечно говорить о том, какую важную роль играет культура в нравственном воспитании растущего человека. Старинные дома, улицы, памятники, новостройки и т.д., будучи объектами краеведческой работы школьников, могут поведать о жизни целых поколений, поделиться своими тайнами и быть источниками духовного благополучия личности.

Памятники, целые художественные ансамбли посвящены знаменательным историческим событиям, великим свершениям народа. Монументальное искусство, знакомя нас с историей подвигов, напоминает о долге человека, создавая духовную атмосферу нравственности и гражданской ответственности. Воспитывает весь внешний облик города, улицы.

Изучение экономической жизни Кубани знакомит детей с трудом земляков, их достижениями, помогает сравнивать условия и цель труда в прошлом и настоящем.

Отношение к труду как источнику всех благ общества формируется в повседневной жизни. Первое осознание того, что окружающие вещи кем-то

сделаны, приходит к ребёнку ещё в дошкольном возрасте. Элементы этих знаний учитель использует для формирования у младших школьников представлений о нашем обществе как единой семье людей.

Большими возможностями обладают экскурсии. Их подготовка и организация позволяют перейти от бытийных представлений об окружающей действительности к выявлению закономерностей в развитии природы и общества.

Частое использование конкретных фактов происходящего помогает учителям формировать сплочённый коллектив, учит школьников дорожить историей своего края.

Проводя краеведческую работу по приобщению детей к общественно полезному труду, учитель использует такие формы организации деятельности коллектива, как соревнование, игра и т.д. Обеспечив положительную мотивацию совместной деятельности детей, учитель развивает в них потребность заботиться об окружающих людях.

Биографическая краеведческая работа неразрывно связана с осмыслением общественного идеала, который выражает потребности общества на данном этапе его развития и используется им в процессе социальной саморегуляции.

Идеал находит своё конкретное выражение в нравственных нормах и правилах человеческой жизни. Воспитание и обучение направляют ребёнка на реализацию этого идеала, воспитывают потребность и желание поступать согласно образцу.

Однако содержание и способ воздействия образца на личность в значительной степени детерминирован микросредой. Что ценят, уважают в коллективе, соответствует ли этот образец для подражания нравственному идеалу - всё это должен знать руководитель коллектива и учить детей следовать примеру тех людей, жизнь которых достойна подражания.

Идеал общества как совокупность определённых нравственных черт личности труднодоступен детям младшего школьного возраста. Они склонны к копированию поведения конкретных людей, в силу образности мышления им более понятны и близки конкретные примеры. Учитель находит их в самой гуще жизни, причём из биографии человека важно выбрать наиболее яркие факты, способные оставить сильное эмоциональное впечатление. Знакомясь с жизнью тружеников своего края, героев войны и труда, дети усваивают лучшие идеи, черты и качества личности.

Школьная практика располагает различными формами биографической краеведческой работы. К ним относятся рассказы, беседы, экскурсии, встречи.

Уроки Кубановедения обладают достаточно большим потенциалом в формировании нравственных понятий у младших школьников. Ведь основной материал, с которым работают на уроках Куба-новедения, - краеведческий - является мощным инструментом в формировании нравственного сознания учащихся, благодаря целому комплексу педагогических приемов в соответствии с этапами

формирования нравственных понятий:

- этап актуализации нравственных представлений, выявления критериальных признаков понятий, обобщение существенных признаков, переход с уровня представления на уровень понятий - прием постановки вопросов и прием словарной работы;

- этап применения нравственных понятий в речи адекватно их содержанию

- прием конструирования нравственной ситуации, прием выявления оценок автора и соотнесения их со своими, прием сравнения образов героев.

Таким образом, комбинированная краеведческая работа включает в себя те виды деятельности, в процессе которых дети знакомятся с различными объектами родного края, его природой, культурой, историей, экономикой и с жизнью знатных людей. Такое широкое ознакомление со своей местностью

возможно через кружковую работу, туризм, работу музея.

Список литературы

1. Веденеева, Г.И. Аксиосфера краеведения и её роль в нравственном воспитании младших школьников/ Г.И. Веденеева // Начальная школа плюс До и После. -2011. -№3.-С.76-81.

2. Землянская, Е.Н. Деятельностный подход к организации познания родного края в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся / Е.Н. Землянская, Г.И. Веденеева // Начальная школа.-2016.-№2.-С.36.

3. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2011.-130с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Ромаданова И.Н.

Филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске

старший преподаватель кафедры естественно-научных и психолого-педагогических дисциплин

Черкасская И.М.

Филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске

старший преподаватель кафедры естественно-научных и психолого-педагогических дисциплин

Демченко Е.В.

Филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске

старший преподаватель кафедры естественно-научных и психолого-педагогических дисциплин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слюсаренко Э.Е.

филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске , к.б.н., доцент

кафедры естественно-научных и психолого-педагогических дисциплин

IMPROVING THE LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER TO ENSURE THE QUALITY OF EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL

STANDARD

Romadanova I.

Branch of FSBEIHE " Adyghe State University " in Belorechensk

senior lecturer of the department natural science and psychological and pedagogical disciplines

Cherkasskaya I.

Branch of FSBEI HE " Adyghe State University " in Belorechensk

senior lecturer of the department natural science and psychological and pedagogical disciplines

Demchenko E.

Branch of FSBEI HE " Adyghe State University " in Belorechensk

senior lecturer of the department natural science and psychological and pedagogical disciplines

Slusarenko E.

branch of the Adyghe state University in Belorechensk, PhD in Biological sciences, Associate Professor of the Department of natural science and psychological and pedagogical disciplines

Аннотация

Наличие у педагогов профессиональных компетенций, позволяющих качественно планировать и проводить занятия в рамках школьной программы по ФГОС НОО, способствует не только усовершенствованию образовательного процесса, переводя его на новое, деятельностно - ориентированное направление, отвечающее ФГОС НОО, но и повышает таким образом, качество образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.