Научная статья на тему 'Методическая система контроля качества обучения дисциплинам математического и естественнонаучного цикла обучающихся в условиях дистанционного обучения'

Методическая система контроля качества обучения дисциплинам математического и естественнонаучного цикла обучающихся в условиях дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
744
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE CONTROL / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E LEARNING / МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / METHODOLOGICAL MODEL / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ ОБУЧЕНИЯ / A SYSTEMATIC APPROACH TO EDUCATION CONTROL / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костылев Денис Сергеевич, Костылева Елена Анатольевна, Кабадько Галина Ивановна

Статья посвящена вопросу контроля качества знаний обучающихся в условиях системы дистанционного обучения для дисциплин математического и естественнонаучного цикла, путем внедрения в учебный процесс методической системы контроля знаний и готовности к профессиональной деятельности. Одним из перспективных путей решения этой проблемы является применение информационно-коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять поиск возможных путей повышения эффективности образовательного процесса. Описаны теоретические аспекты контроля обучения, описана методическая модель, примененная на практике. Методологические основы исследования и поставленные задачи определили процедуру опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в период с 2013 по 2015 г. в Институте пищевых технологий и дизайна. Педагогический эксперимент подтвердил, что использование методической системы контроля качества обучения дисциплинам математического и естественнонаучного цикла и сформированности у них общих и профессиональных компетенций студентов вуза в системе дистанционного обучения способствует повышению качества знаний по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла. Анализ результатов среза осуществлялся по фиксированной схеме. Это позволило определить действия педагогов в отношении методики преподавания, уровень учебных программ и успешность учащихся в предметной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костылев Денис Сергеевич, Костылева Елена Анатольевна, Кабадько Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODICAL SYSTEM OF QUALITY CONTROL OF TEACHING THE DISCIPLINES OF MATHEMATICAL AND NATURAL SCIENCES TO STUDENTS IN DISTANCE-LEARNING ENVIRONMENTS

The article focuses on the quality control of students' knowledge in a distance learning system for mathematics and natural science disciplines cycle by introducing into the learning process of methodical system of controlling knowledge and readiness for professional work. One of the promising solutions to this problem is the use of information and communication technologies to search for the ways improving the effectiveness of the educational process. The article describes theoretical aspects of the learning control and methodological model used in practice. Methodological basics of the research and its tasks determined the procedure of the experimental work which was carried out in the period from 2013 to 2015 at the Institute for Food Technologies and Design. The pedagogical experiment confirmed that the use of methodical system of monitoring the quality of teaching mathematics and natural science disciplines and the formation of general and professional competencies of university students in distance education system improves the quality of knowledge of mathematics and natural science. The analysis of the results was made according to a fixed scheme. It made possible to determine the actions of teachers relating to methods of teaching, level of training programs and the success of students in the subject area.

Текст научной работы на тему «Методическая система контроля качества обучения дисциплинам математического и естественнонаучного цикла обучающихся в условиях дистанционного обучения»

УДК 37

КОСТЫЛЕВ Денис Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин

КОСТЫЛЕВА Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

КАБАДЬКО Галина Ивановна,

старший преподаватель кафедры математических и

естественнонаучных дисциплин

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена вопросу контроля качества знаний обучающихся в условиях системы дистанционного обучения для дисциплин математического и естественнонаучного цикла, путем внедрения в учебный процесс методической системы контроля знаний и готовности к профессиональной деятельности. Одним из перспективных путей решения этой проблемы является применение информационно-коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять поиск возможных путей повышения эффективности образовательного процесса. Описаны теоретические аспекты контроля обучения, описана методическая модель, примененная на практике. Методологические основы исследования и поставленные задачи определили процедуру опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в период с 2013 по 2015 г. в Институте пищевых технологий и дизайна. Педагогический эксперимент подтвердил, что использование методической системы контроля качества обучения дисциплинам математического и естественнонаучного цикла и сформированности у них общих и профессиональных компетенций студентов вуза в системе дистанционного обучения способствует повышению качества знаний по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла. Анализ результатов среза осуществлялся по фиксированной схеме. Это позволило определить действия педагогов в отношении методики преподавания, уровень учебных программ и успешность учащихся в предметной области.

Ключевые слова: контроль знаний, дистанционное обучение, методическая модель, системный подход к контролю обучения, качество обучения.

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.238-242

KOSTYLEV Denis Sergeevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair of Mathematical and Natural Sciences

KOSTYLEVA Elena Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair of Humanitarian and Socio-Economic

Sciences

CABADKO Galina Ivanovna, Senior lecturer, Chair of Mathematical and Natural

Sciences

THE METHODICAL SYSTEM OF QUALITY CONTROL OF TEACHING THE DISCIPLINES OF MATHEMATICAL AND NATURAL SCIENCES TO STUDENTS IN DISTANCE-LEARNING ENVIRONMENTS

The article focuses on the quality control of students' knowledge in a distance learning system for mathematics and natural science disciplines cycle by introducing into the learning process of methodical system of controlling knowledge and readiness for professional work. One of the promising solutions to this problem is the use of information and communication technologies to search for the ways improving the effectiveness of the educational process. The article describes theoretical aspects of the learning control and methodological model used in practice. Methodological basics of the research and its tasks determined the procedure of the experimental work which was carried out in the period from 2013 to 2015 at the Institute for Food Technologies and Design. The pedagogical experiment confirmed that the use of methodical system of monitoring the quality of teaching mathematics and natural science disciplines and the formation of general and professional competencies of university students in distance education system improves the quality of knowledge of mathematics and natural science. The analysis of the results was made according to a fixed scheme. It made possible to determine the actions of teachers relating to methods of teaching, level of training programs and the success of students in the subject area.

Keywords: knowledge control, e - learning, methodological model, a systematic approach to education control, quality of education.

Высокие темпы развития современного общества, его материально-технической базы обусловливают необходимость осуществлять в высших учебных заведениях подготовку высококвалифицированных кадров. В связи с этим возникает проблема поиска педагогических новаций, интенсифицирующих процесс их качественной профессиональной подготовки и формирование общих и профессиональных компетенций. Одним из перспективных путей решения этой проблемы является применение информационно-коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять поиск возможных путей повышения эффективности образовательного процесса. Создание системы оценки качества обучения в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах вуза. В связи с этим актуальна задача создания методической системы для получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами и современными требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам.

Сегодняшний выпускник должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания в избранной им области деятельности, но и иметь достаточное фундаменталь-

ное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте новое знание в соответствии с новыми условиями. Дисциплины естественнонаучного и математического цикла являются одним из фундаментов, который закладывается на первых курсах обучения в вузе.

Анализ научных трудов отечественных ученых, занимающихся проблемой контроля сформированности компетенций с помощью систем дистанционного обучения, свидетельствует о том, что в настоящее время в образовательном процессе используется большое количество различных систем автоматизированного обучения и компьютерного контроля качества обучения. Однако разнообразие предлагаемых систем требует особого внимания к проблеме качественной оценки знаний студентов и сформированности у них общих и профессиональных компетенций.

Вместе с тем вопросы повышения качества обучения, в частности вопрос систематизации контроля качества обучения студентов по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла в условии дистанционного обучения, исследованы недостаточно. В связи с этим мы можем назвать следующие противоречия между:

• потребностями субъектов образования, общества и государства в получении теоретически обоснованной объективной, полной, своевременной информации о качестве обучения и сложившейся практикой оценки обученности студентов и сформированности у них общих и профессиональных компетенций;

• потребностями обучаемых и обучающих в получении оперативных, актуальных, многоаспектных данных, обеспечивающих непрерывный контроль качества обучения, и отсутствием регулярного контроля;

• широкими возможностями информационно-коммуникационных технологий как средства осуществления непрерывного контроля качества обучения студентов вузов дисциплинам математического и естественнонаучного цикла и нереализацией потенциала современных информационных технологий дистанционного обучения в частности.

Игнорирование этих противоречий затрудняет для студентов анализ собственной деятельности, сдерживает самоорганизацию и не стимулирует обучаемых к переходу на новый уровень обученности и развития компетенций.

Методологические основы исследования и поставленные задачи определили процедуру опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в период с 2013 по 2015 г. в ИПТД-филиале ГБОУ ВПО НГИЭИ.

Этапы исследования

Первый этап (2012-2013) состоял в обосновании актуальности выбранной проблемы, определении цели, задач, объекта, предмета, формулировки гипотезы исследования, определении общей методологии, теоретической основы и методов исследования.

Осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме оценки эффективности процесса обучения, проводилось исследование основных понятий проблемы. Были изучены различные подходы к оценке эффективности процесса обучения информатике в вузе, выделены особенности оценки эффективности обучения студентов по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла, проводились отдельные этапы эксперимента.

Второй этап (2013-2014) заключался в моделировании дидактической системы оценки эффективности обучения студентов дисциплинам математического и естественнонаучного цикла и сформированности у них общих и профессиональных компетенций, определении основных ее компонентов, разработке комплекта методического обеспечения оценки эффективности обучения студентов. Осуществлялась разработка технологии оценки обучения студентов и критериально-оценочного комплекса, уточнялась и корректировалась программа исследования, обобщались полученные результаты, проводился формирующий эксперимент.

На данный момент продолжается педагогический эксперимент по определению эффективности разработанной системы оценки эффективности качества обучения по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла и сформированности у них общих и профессиональных компетенций в системе дистанционного обучения, уточняется критериально-оценочный комплекс, осуществляется анализ, систематизация и обобщение полученных результатов.

По результатам исследования определялись основные пути совершенствования системы оценки эффективности обучения по дисциплинам математического и естественнонаучного

цикла и сформированности у них общих и профессиональных компетенций в системе дистанционного обучения.

Педагогический эксперимент подтвердил, что использование методической системы контроля качества обучения дисциплинам математического и естественнонаучного цикла и сформированности у них общих и профессиональных компетенций студентов вуза в системе дистанционного обучения способствует повышению качества знаний по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла.

Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры математических и естественнонауных дисциплин ИПТД - филиала ГБОУ ВПО НГИЭИ (2012 - 2015 гг.), на конференциях и семинарах.

Анализ научной, психолого-педагогической, историко-педагогической литературы, изучение нормативно-программных документов, диссертационных исследований позволили определить следующие выводы:

1. Под системой контроля качества обучения мы понимаем интегрированную педагогическую категорию, отражающую соответствие эффективности обучения студентов (учащихся) дисциплине Государственному образовательному стандарту и современному уровню развития информационно-коммуникационных технологий и включающую совокупность компонентов: информационное обеспечение (критерии контроля качества, задания), методическое обеспечение (методика обучения преподавателей работе с системой контроля качества обучения), организационное обеспечение (методы, формы, условия, этапы проведения контроля), программное обеспечение (электронная база данных, электронный журнал).

2. Организация системного подхода к контролю качества обучения становится особенно эффективной в системе дистанционного обучения, которая обеспечивает:

- возможность использования преимуществ индивидуального обучения;

- интенсификацию обучения;

- возможность индивидуальной адаптации курса обучения к потребностям обучаемых или условиям обучения;

- возможность использования и тиражирования передового опыта;

- обучение навыкам самостоятельной работы;

- разгрузку преподавателя от ряда рутинных, повторяющихся действий;

- применение в обучение междисциплинарных проектов различных уровней сложности.

3. Методическая система контроля качества обучения дисциплинам математического и естественнонаучного цикла и сформированности у них общих и профессиональных компетенций включает в себя цели контроля, неразрывно связанные с целями обучения, которые определяются государственными образовательными стандартами и запросами общества, методы и средства контроля, связанные общими задачами образования, вытекающими из социально-экономических условий развития общества.

4. Использование средств информационно-коммуникационных технологий будет способствовать изменениям методов контроля в сторону активизации учебно-информационной деятельности, развития сознательности, самостоятельности, индивидуализации, интерактивности.

В основу разработанной системы контроля качества обучения нами положены следующие принципы:

- единство и взаимодействие элементов мониторинговой деятельности образуют систему, обеспечивают ее целостность;

- информация, поступающая в систему и выходящая из нее, обеспечивает взаимосвязь системы с внешней средой, определяет степень ее открытости;

- наличие устойчивой обратной связи подтверждает стабильность системы;

- цель контроля качества обучения выступает одним из системообразующих факторов, работа системы в соответствии с заданными целями обеспечивает ее функционирование и развитие;

- изменения свойств системы во времени определяют ее динамичность;

- различия между состояниями системы (существующим, желаемым, перспективным) вызывают необходимость управления ею.

При проектировании методической системы контроля качества обучения дисциплинам математического и естественнонаучного цикла и сформированности у них общих и профессиональных компетенций студентов вуза были выделены следующие критерии эффективности обучения информатике:

- знание основ дисциплин, программного и технического обеспечения автоматизированной обработки информационных процессов;

- умение работать в различных программных средах;

- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и будущих профессиональных задач.

При разработке системы контроля качества обучения дисциплинам математического и естественнонаучного цикла и сформированности у них общих и профессиональных компетенций студентов вуза в системе дистанционного обучения мы исходим из того, что она должна отражать:

- требования, предъявляемые обществом к качеству профессионального обучения в вузе;

- целостность педагогического процесса обучения студентов;

- содержание образования в виде системы знаний и способов профессиональной деятельности будущих специалистов;

- основные критерии и показатели уровней качества обучения студентов.

Любая педагогическая система, в том числе и система контроля качества обучения, является совокупностью взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Система контроля качества обучения дисциплинам математического и естественнонаучного цикла и сформированности у них общих и профессиональных компетенций представляет собой педагогическую систему, функцией которой является отслеживание соответствия различных параметров качества обучения установленным стандартам и нормам.

Контроль качества обучения дисциплинам математического и естественнонаучного цикла и сформированности у них общих и профессиональных компетенций включает следующие виды контроля:

1. Входной контроль - анкетирование студентов в начале изучения дисциплин с целью выявления начального уровня знаний.

2. Текущий контроль знаний проводится по разделам дисциплины, результаты тестирования заносятся в базу данных «Итоги»:

2.1. Тестирование (результаты тестирования автоматически заносятся в базу данных): первый уровень сложности; второй уровень сложности.

2.2. Оценка практических работ (результаты заносятся в электронный журнал): второй уровень сложности; третий уровень.

2.3. Оценка контрольных практических заданий по разделам дисциплины.

2.4. Оценка самостоятельных работ и междисциплинарных проектов исследовательского уровня сложности.

3. Промежуточная аттестация.

На каждом этапе контроля аналитические данные передаются обучаемому и обучающему. Таким образом, перед семестровым контролем (зачеты, экзамен) обучаемый и обучающий будут иметь полную картину итогов контроля. Так, например, если студент успешно пройдет тестирование по всем разделам дисциплины, изучаемым в семестре, и успешно выполнит все практические работы, контрольные практические задания по разделам и самостоятельные работы, аналитика базы данных предложит преподавателю поставить этому студенту зачет автоматом. В любое время преподаватель может получить полную картину контроля качества обучения информатике по группе или по студенту. Обучаемым сводные итоги выдаются на каждом этапе контроля и за неделю до зачета или экзамена по дисциплине. При использовании модульных технологий важным принципом является реализация обратной связи - основы управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляемый преподавателем, а текущий и промежуточный на стыке учебных элементов мягкий, проходящий в виде само- и взаимоконтроля учащихся.

Эта задача решается путем проведения входного, текущего и промежуточного среза и анализа их результатов.

Анализ результатов среза осуществлялся по фиксированной схеме. Это позволило определить действия педагогов в отношении методики преподавания, уровень учебных программ и успешность учащихся в предметной области.

Таким образом, разработанная методика контроля качества обучения дисциплинам математического и естественнонаучного цикла с использованием глобальной компьютерных сетей носит системный характер, позволяет получить полную информацию о результатах обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Костылев Д.С., Бахтиярова Л.Н. Методическая система контроля обучения информатике студентов вуза. Монография. Изд-во ВГИПУ, 2007.

2. Трайнев В., Гуркин В., Трайнев О. Дистанционное обучение и его развитие. Изд-во Дашков и Ко, 2012.

REFERENCES

1. Kostylev D.S., Bakhtiyoarova L.N. Methodical system of monitoring of teaching computer science students of the University. [Metodicheskaja sistema kontrolja obuchenija informatike studentov VUZa]. Monograph. Publishing UGIU, 2007. (in Russ.).

2. Trainev V., Gurkin V., Trainev O. E-learning and its development. [Distancionnoe obuchenie i ego razvitie]. Publisher Dashkov and Co., 2012. (in Russ.).

Информация об авторе

Костылев Денис Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин, Институт пищевых технологий и дизайна, филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, Нижний Новгород, Россия [email protected]

Костылева Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Институт пищевых технологий и дизайна, филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, Нижний Новгород, Россия

Кабадько Галина Ивановна, старший преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин, Институт пищевых технологий и дизайна, филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, Нижний Новгород, Россия

Получена: 05.05.2015

Information about the author

Kostylev Denis Sergeevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair of Mathematical and Natural Sciences, Institute for Food Technology and Design, branch of Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Nizhny Novgorod city, Russia

[email protected]

Kostyleva Elena Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair of Humanitarian and Socio-Economic Sciences, Institute of Food Technology and Design, branch of Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Nizhny Novgorod city, Russia

Cabadko Galina Ivanovna, Senior lecturer, Chair of Mathematical and Natural Sciences, Institute for Food Technology and Design, branch of Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Nizhny Novgorod city, Russia

Received: 05.05.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.