Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ БИЛИНГВАЛЬНОГО ПОДХОДА'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ БИЛИНГВАЛЬНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИГРОВЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ / БИЛИНГВАЛЬНЫЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE SKILLS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / CONTEMPORARY PRIMARY SCHOOL / GAME DEVELOPMENT CLASSES / BILINGUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садилова Оксана Павловна, Бзегежева Зулима Зулькариновна, Игнатьева Ольга Валерьевна, Нубарян Карина Мирановна

Рассматриваются особенности организации внеурочной деятельности с младшими школьниками на основе билингвального подхода с учетом требований ФГОС НОО, в котором содержатся личностные характеристики выпускника: умение слушать и слышать, соблюдение требований речевого этикета, умение высказывать свое мнение, анализировать и составлять тексты, вести диалог со взрослыми и сверстниками, формулировать вопросы и ответы, разрешать конфликты. В современной практике начальной школы наблюдается противоречие между требованиями ФГОС НОО и отсутствием целостной системы, включающей временной, учебно-методический, технологический, культурологический ресурсы. Учителями-практиками, методистами, психологами отмечается неготовность младших школьников демонстрировать коммуникативный потенциал в связи с их увлеченностью виртуальным общением. Также в современных социально-экономических и культурно-психологических реалиях наблюдается тенденция расширения дифференциации детей по уровням подготовленности к обучению в школе, что усугубляет противоречие исследуемой проблемы. Сформулированы выводы экспериментального исследования по апробации авторской программы, включающей серию тематических учебно-тренинговых ситуаций, театрализованных игр, содержащих лингвокультурологические учебные единицы русской и английской лексики с национально-культурным компонентом. Для повышения эффективности реализации авторской программы были определены следующие психолого-педагогическое условия: создание мотивирующей коммуникативной среды; включение обучающихся в практическую коммуникативную деятельность; организация диалогового взаимодействия на русском и английском языках, обеспечивающих поэтапное развитие структурных элементов коммуникативной компетентности. Проведенный диагностический эксперимент позволил подтвердить эффективность разработанной программы внеурочной деятельности в условиях современной начальной школы и развивающейся языковой среды. В качестве оценочных средств был использован комплекс методик на определение уровня развития коммуникативной компетентности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садилова Оксана Павловна, Бзегежева Зулима Зулькариновна, Игнатьева Ольга Валерьевна, Нубарян Карина Мирановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES BASED ON BILINGUAL APPROACH

The article considers the peculiarities of organizing extracurricular activities with junior students on the basis of a bilingual approach taking into account the requirements of the Federal State Education Standards of Primary Basic General Education (FSES PBGE), which contains the personal characteristics of the graduate: the ability to listen and hear, compliance with speech etiquette, the ability to express one's opinion, analyze and compile texts, conduct a dialogue with adults and peers, formulate questions and answers, and resolve conflicts. In modern primary school practice, there is a contradiction between the requirements of the FSES PBGE and the lack of a holistic system, including temporary, educational, technological, and cultural resources. Practical teachers, methodologists, and psychologists note the unwillingness of junior schoolchildren to demonstrate communicative potential in connection with their passion for virtual communication. Also, in modern socio-economic and cultural-psychological realities, there is a tendency to expand the differentiation of children by levels of readiness for school, which exacerbates the contradiction of the problem under study. The authors formulate the conclusions of the experimental study on the testing of the authors’ program, which includes a series of thematic educational and training situations, and theatrical games containing linguoculturological educational units of Russian and English vocabulary with a national-cultural component. To increase the effectiveness of the implementation of the author's program, the following psychological and pedagogical conditions were determined: the creation of a motivating communicative environment; inclusion of trainees in practical communication activities; organization of interactive interaction in Russian and English languages, ensuring gradual development of structural elements of communicative competence. The diagnostic experiment conducted confirmed the effectiveness of the developed extracurricular program in the conditions of modern primary school and a developing language environment. As evaluation tools, a set of methods was used to determine the level of development of communicative competence of younger students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ БИЛИНГВАЛЬНОГО ПОДХОДА»

УДК 373.3.018.4:81'246.2 ББК 74.027 Р 17

О.П. Садилова

Кафедра педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия; E-mail: [email protected]

З.З. Бзегежева

Кафедра романо-германской и русской филологии, Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия; E-mail: [email protected]

О.В. Игнатьева

Кафедра романо-германской и русской филологии, Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия; E-mail: [email protected]

К.М. Нубарян

Кафедра романо-германской и русской филологии, Сочинский государственный университет; г. Сочи, Россия; E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ БИЛИНГВАЛЬНОГО ПОДХОДА

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматриваются особенности организации внеурочной деятельности с младшими школьниками на основе билингвального подхода с учетом требований ФГОС НОО, в котором содержатся личностные характеристики выпускника: умение слушать и слышать, соблюдение требований речевого этикета, умение высказывать свое мнение, анализировать и составлять тексты, вести диалог со взрослыми и сверстниками, формулировать вопросы и ответы, разрешать конфликты. В современной практике начальной школы наблюдается противоречие между требованиями ФГОС НОО и отсутствием целостной системы, включающей временной, учебно-методический, технологический, культурологический ресурсы. Учителями-практиками, методистами, психологами отмечается неготовность младших школьников демонстрировать коммуникативный потенциал в связи с их увлеченностью виртуальным общением. Также в современных социально-экономических и культурно-психологических реалиях наблюдается тенденция расширения дифференциации детей по уровням подготовленности к обучению в школе, что усугубляет противоречие исследуемой проблемы.

Сформулированы выводы экспериментального исследования по апробации авторской программы, включающей серию тематических учебно-тренинговых ситуаций, театрализованных игр, содержащих лингвокультурологические учебные единицы русской и английской лексики с национально-культурным компонентом. Для повышения эффективности реализации авторской программы были определены следующие психолого-педагогическое условия: создание мотивирующей коммуникативной среды; включение обучающихся в практическую коммуникативную деятельность; организация диалогового взаимодействия на русском и английском языках, обеспечивающих поэтапное развитие структурных элементов коммуникативной компетентности. Проведенный диагностический эксперимент позволил подтвердить эффективность разработанной программы

внеурочной деятельности в условиях современной начальной школы и развивающейся языковой среды. В качестве оценочных средств был использован комплекс методик на определение уровня развития коммуникативной компетентности младших школьников.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативные умения, внеурочная деятельность, современная начальная школа, игровые развивающие занятия, билингвальный подход.

O.P. Sadilova

Department of Pedagogical and Psycho-Pedagogical Education, Sochi State

University, Sochi, Russia; E-mail: [email protected]

Z.Z. Bzegezheva

Department of Romano-Germanic and Russian Philology, Sochi State University,

Sochi, Russia; E-mail: [email protected]

O.V. Ignatieva

Department of Romano-Germanic and Russian Philology, Sochi State University,

Sochi, Russia; E-mail: [email protected]

K.M. Nubaryan

Department of Romano-Germanic and Russian Philology, Sochi State University;

Sochi, Russia; E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES BASED ON BILINGUAL APPROACH

Abstract. The article considers the peculiarities of organizing extracurricular activities with junior students on the basis of a bilingual approach taking into account the requirements of the Federal State Education Standards of Primary Basic General Education (FSES PBGE), which contains the personal characteristics of the graduate: the ability to listen and hear, compliance with speech etiquette, the ability to express one's opinion, analyze and compile texts, conduct a dialogue with adults and peers, formulate questions and answers, and resolve conflicts. In modern primary school practice, there is a contradiction between the requirements of the FSES PBGE and the lack of a holistic system, including temporary, educational, technological, and cultural resources. Practical teachers, methodologists, and psychologists note the unwillingness of junior schoolchildren to demonstrate communicative potential in connection with their passion for virtual communication. Also, in modern socio-economic and cultural-psychological realities, there is a tendency to expand the differentiation of children by levels of readiness for school, which exacerbates the contradiction of the problem under study.

The authors formulate the conclusions of the experimental study on the testing of the authors' program, which includes a series of thematic educational and training situations, and theatrical games containing linguoculturological educational units of Russian and English vocabulary with a national-cultural component. To increase the effectiveness of the implementation of the author's program, the following psychological and pedagogical conditions were determined: the creation of a motivating communicative environment; inclusion of trainees in practical communication activities; organization of interactive interaction in Russian and English languages, ensuring gradual development of structural elements of communicative competence. The diagnostic experiment conducted confirmed the effectiveness of the developed extracurricular program in the conditions of modern primary school and a developing language environment. As evaluation tools, a

set of methods was used to determine the level of development of communicative competence of younger students.

Keywords: communicative competence, communicative skills, extracurricular activities, contemporary primary school, game development classes, bilingual approach.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на развитие личности младшего школьника, обладающей творческими, интеллектуальными, коммуникативными способностями, что предполагает умение рассуждать, сравнивать, оценивать информацию, находить необходимые факты в различных источниках, аргументировать собственную точку зрения, то есть демонстрировать на практике сформированную коммуникативную компетентность [1: 5]. Согласно ФГОС НОО, важнейшие характеристики выпускника начальной школы - предприимчивость, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность, толерантность, способность видеть и решать проблемы, готовность к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется текущими изменениями современной теории и практики начальной школы [1: 6].

В этой связи сфера коммуникации - одна из приоритетных в системе начального образования, которая призвана развивать коммуникативные способности и умения младших школьников, в том числе на уроках иностранного (английского) языка и во внеурочной деятельности с использованием современных интерактивных технологий на основе би-лингвального похода [2: 151].

Во ФГОС НОО коммуникативная компетентность определяется как совокупность коммуникативных, речевых умений, навыков общения и опыта в сфере русского и иностранного (английского) языков. Соответственно целенаправленное развивающее взаимодействие субъектов образовательного процесса

может обеспечить развитие коммуникативной компетентности обучающихся с целью достижения результатов обучения и развития коммуникативных и лидерских качеств младших школьников. Коммуникативная компетентность на основе билингвального подхода предполагает совокупность способов взаимодействия с людьми непосредственно и дистанционно; навыки работы в малой группе, коллективе; владение различными социальными ролями [3: 110].

Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что развитие коммуникативной компетентности следует начинать с раннего возраста, при этом данный процесс должен опираться на систему знаний, которые характеризуют возрастной этап развития ребенка, в нашем исследовании - младшего школьника. В реальной жизни учащиеся большую часть времени проводят индивидуально, наедине с гаджетами, в школе, дома, практически вне живого общения друг с другом или группой сверстников. Возникает проблема общения, развития умений осуществлять совместную работу, принимать самостоятельные и групповые решения, выстраивать взаимоотношения в группе, идти на компромисс и др., то есть совместная деятельность, организованная учителем на уроке и во внеурочной деятельности, является важным условием развития коммуникативной компетентности младших школьников. Мы считаем возможным в условиях начальной школы организовать взаимодействие детей с целью развития составляющих коммуникативной компетентности [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. В процессе построения диалоговой речи, работы в

малых группах, вербальной коммуникации, чтения текстов по ролям у учащихся развиваются умения договариваться друг с другом, выстраивать отношения с одноклассниками, используя в речи принятые в культуре страны изучаемого языка нормы поведения, развиваются умения слушать и слышать речь друг друга, уважительно относиться к точке зрения собеседника - все это способствует развитию коммуникативной компетентности [11: 87].

Существуют исследования, характеризующиеся современным пониманием природы общения (А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.). Изучением особенностей развития детей младшего школьного возраста занимались Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.С. Кон, В.И. Слободчиков и др. Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники в процессе общения, рассмотрены в трудах И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой и др. В числе способов преодоления трудностей в сфере коммуникации исследователи называют организацию общения младших школьников. Данной проблемой в нашей стране занимались Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, А.В. Мудрик, Д.Б. Эльконин и др. Проблема организации общения младших школьников остается актуальной и на сегодняшний день, об этом свидетельствуют работы ряда отечественных и зарубежных авторов, которые едины во мнении о том, что только через межличностное взаимодействие формируется активное отношение младших школьников к учебной деятельности, реализуется личностный потенциал учащихся.

Наш эксперимент был организован на базе МОБУ Лицея № 22 г. Сочи. Участниками исследования стали младшие школьники (3 класс) в количестве 42 человек. Для исследования уровня развития коммуникативных способностей у учащихся экспериментальной группы нами

использовались следующие методики: М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой «Диагностика особенностей общения и развития коммуникативных навыков и умений» [5]; тест «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского (модифицированная методика) [13]; тест Р.С. Не-мова, направленных на определение уровня коммуникативных умений младших школьников [14].

Классному руководителю, учителям-предметникам и родителям предлагалось ответить на 10 вопросов, которые показывают наличие или отсутствие у взрослых досады или раздражения при общении с ребенком по формуле: К = С/10*100, где С - количество неприятных ситуаций, вызывающих досаду или раздражение; 10 - общее количество ситуаций. На основе полученных экспериментальных данных по диагностическим методикам нами определены уровни развития коммуникативных способностей у учащихся младшего школьного возраста.

В коммуникативную компетентность младших школьников, на наш взгляд, входят: коммуникативные способности, коммуникативные качества, коммуникативные умения, коммуникативные действия, которые включают умение слушать и слышать собеседника, умение вступать в диалог, участвовать в обсуждении речевых билингвальных ситуаций, владеть речевыми универсальными учебными действиями, учитывать мнение партнера по общению и высказывать собственное суждение, строить диалог со взрослыми и сверстниками на двух языках, умение выделять главное и второстепенное в процессе построения высказывания, умение работать в группе, умение отвечать и задавать вопросы, умение пересказывать и составлять собственные тексты [15].

В соответствии с выделенными характеристиками мы определили три уровня сформированности составляющих коммуникативной компетентности; в первую вошли

индивидуально-личностные характеристики (эмпатия, рефлексия, доброжелательность, интерес к общению); во вторую группу мы включили навыки и умения культуры поведения и общения; в третью - выделенные выше умения. Для чистоты эксперимента мы сравнили полученные данные в экспериментальной группе с параллельным классом.

В сводной таблице № 1 отражены среднегрупповые показатели диагностики уровня развития коммуникативных способностей у обследуемых детей 9-10 лет (2 третьих класса).

(В.Ф. Ряховский) (по кн. Е.И. Рогова) [13] можно констатировать, что уровень развития коммуникативных способностей в двух третьих классах различен: в экспериментальном - 47%, в контрольном - 62%.

Чтобы улучшить показатели коммуникативных способностей в экспериментальном классе, нами была апробирована авторская программа внеурочной деятельности «В гостях у Винни-Пуха». Занятия проводились на русском и английском языках, с использованием детских литературных произведений отечественных и английских авторов. Цель - развитие следующих составляющих коммуникативной компетентности обучающихся: коммуникативные качества, коммуникативные способности,

По результатам проведения диагностической методики М.В. Гаме-зо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой «Диагностика особенностей общения и развития коммуникативных навыков и умений» [5] в двух третьих классах можно сделать вывод, что в экспериментальном классе 49% обучающихся с низким уровнем развития, 45% - со средним уровнем, и 6% - с высоким. В контрольном классе 60% - низкий показатель, 35% -средний, и 5% - высокий уровень развития коммуникативных способностей у младших школьников.

По результатам проведения теста «Оценка уровня общительности»

коммуникативные умения, коммуникативные действия. Занятия включали подбор рифм, эпитетов, сравнений, чтения наизусть текстов на двух языках, использовался прием драматизации и интерактивных элементов. После проведения итоговой диагностики (по В.Ф. Ряховско-му) результаты в экспериментальной группе увеличились (в экспериментальной группе - 57%, в контрольной - показатели не изменились).

По результатам проведенного исследования можно отметить, что билингвальная коммуникативная компетентность эффективно развивается в интерактивном диалоговом пространстве с предоставлением возможности раскрытия личностного творческого потенциала обучающихся.

Таблица 1

Сравнительный анализ данных диагностики уровня развития коммуникативных способностей (по Р.С. Немову) [14]

Уровень развития коммуникативных способностей

Низкий Средний Высокий

Экспериментальная группа 10 чел. (41%) 13 чел. (53%) 7 чел. (6%)

Контрольная группа 9 чел. (34%) 16 чел. (61%) 5 чел. (5%)

Примечания:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 (с изм. и доп. на 31.12.2015 г.) // Гарант. М., 2020.

2. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 149-153.

3. Хакунова М.М., Ахтаов Р.А. Компетентностный подход в образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2016. Вып. 4. С. 109-116.

4. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): монография. М.; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. 187 с.

5. Иванова И.Ю. Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2013. № 2. С. 57-59.

6. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности // Начальная школа. 2011. № 7. С. 91-96.

7. Леонова Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности // Начальная школа. 2011. № 7. С. 91-96.

8. Набиуллина Э.Р. Психолого-педагогические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. URL: http: //festival. 1 September. ru.

9. Пимкина О.А. Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности. URL: http://festival.1september.ru/articles/621311/.

10. Сытенко Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности // Школьные технологии. 2006. № 7. С. 32.

11. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: игровые упражнения. М., 2005. 192 с.

12. Общая психология: учеб.-метод. пособие / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Д.А. Машурцева [и др.]. М.: Ось-89, 2017. 386 с.

13. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога: учеб. пособие: в 2 кн. М.: гуманитарный центр ВЛАДОС, 2009. 480 с.

14. Немов Р.С. Психодиагностика: в 3 кн. Кн. 3. М.: ВЛАДОС, 2016. 564 с.

15. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие // Начальная школа. 2012. № 9. С. 22-26.

References:

1. Federal state educational standard of primary general education: approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 6, 2009 No. 373 (as amended and supplemented as of December 31, 2015) // Garant. M., 2020.

2. Bulygina L.N. On the formation of the communicative competence of schoolchildren // Problems of Psychology. 2010. No. 2. P. 149-153.

3. Khakunova M.M., Akhtaov R.A. Competence-based approach in education // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 4. P. 109-116.

4. Grishanova I.A. Communicative success of junior schoolchildren (theoretical and practical aspects): a monograph. M.; Izhevsk: Institute for Computer Research, 2006. 187 pp.

5. Ivanova I.Yu. Formation of communication skills among first graders in extracurricular activities // Nachalnaya shkola. 2013. No. 2. P. 57-59.

6. Leonova E.V. Development of communication skills of primary schoolchildren in conditions of joint creative activity // Nachalnaya shkola. 2011. No. 7. P. 91-96.

7. Leonova E.V., Plotnikova A.V. Development of communication skills of primary schoolchildren in conditions of joint creative activity // Nachalnaya shkola. 2011. No. 7. P. 91-96.

8. Nabiullina E.R. Psychological and pedagogical aspects of the formation and assessment of communicative universal educational actions of younger students. URL: http: //festival.1september.ru.

9. Pimkina O.A. Formation of communicative UUD in extracurricular activities. URL: http://festival.1september.ru/articles/621311/.

10. Sytenko T.V. The role of communicative competence for the formation of the personality of a younger student by means of a lesson and extracurricular activities // School technologies. 2006. No. 7. P. 32.

11. Derekleeva N.I. Development of the communicative culture of students in the classroom and in extracurricular activities: game exercises. M., 2005. 192 pp.

12. General Psychology: a manual / M.V. Gameso, V.S. Gerasimova, D.A. Mashurt-seva [etc.]. Moscow: Os-89, 2017. 386 pp.

13. Rogov E.I. A handbook of a school psychologist: a manual: in 2 books. Moscow: Humanitarian Center VLADOS, 2009. 480 pp.

14. Nemov R.S. Psychodiagnostics: in 3 books. Book. 3. M.: VLADOS, 2016. 564 pp.

15. Razuvaeva V.Yu. The ability to listen to the interlocutor as a communicative universal educational action // Nachalnaya shkola. 2012. No. 9. P. 22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.