Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
430
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дареев Вандан Доржоевич

Статья посвящена изучению государственного управления в сфере молодежной политики на регионально уровне на примере Республики Бурятия. Были определены основные проблемы реализации молодежной политики в регионах. Так же предложены основные направления совершенствования управления в сфере молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING GOVERNANCE IN THE SPHERE OF YOUTH POLICY ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

The article is devoted to the study of public administration in the field of youth policy at the regional level on the example of the Republic of Buryatia. The main problems of the implementation of youth policy in the regions were identified. The main directions for improving management in the field of youth policy are also proposed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»

Совершенствование управления в сфере молодежной политики на примере республики

Бурятия

Improving governance in the sphere of youth policy on the example of the republic of

Buryatia

Дареев Вандан Доржоевич

Студент 2 курса Институт экономики и управления ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» г Улан-Удэ e-mail: dareev1998@mail.ru

Dareev Vandan Dorzhoevich

2st year student Institute of Economics and management «Buryat State University Dorji Banzarov University» Ulan-Ude e-mail: dareev1998@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена изучению государственного управления в сфере молодежной политики на регионально уровне на примере Республики Бурятия. Были определены основные проблемы реализации молодежной политики в регионах. Так же предложены основные направления совершенствования управления в сфере молодежной политики.

Annotation.

The article is devoted to the study of public administration in the field of youth policy at the regional level on the example of the Republic of Buryatia. The main problems of the implementation of youth policy in the regions were identified. The main directions for improving management in the field of youth policy are also proposed.

Ключевые слова: государственное управление, молодежная политика, государственная программа, молодежные организации, молодежные парламентские структуры.

Key words: public administration, youth policy, state program, youth organizations, youth parliamentary structures.

В начале XXI века, происходящие в России социально-экономические реформы, создали множество проблем: политических, социальных, культурных и др. (Адонина А.С. и др., 2015; Абрамова М.А., Маркина Е.В., 2016 и др.). Эти проблемы коснулись как общества в целом, так и его отдельных социально-демографических групп - молодежи. Молодежь, являясь самой активной и гибкой частью общества, легче адаптируется к нововведениям, познает новую информацию и становится основным двигателем прогрессивного развития общества. Но в то же время она нуждается в поддержке и наставничестве, как со стороны государства, так и общества в целом. Таким образом, реализация государственной молодежной политики становится актуальной социальной задачей любого государства. Сегодня управление молодежной политики на пути реализации встречается с множеством проблем и препятствий, что на практике выражается в неэффективности даже самых смелых и благих замыслов. Поиск новых эффективных способов управления молодежной политикой в условиях сокращения бюджетного финансирования и усиливающейся социально-политической отчуждённости молодежи становится актуальной задачей для современной России.

На сегодня в науке существует два подхода к пониманию молодежной политики, сторонники первого подхода трактуют молодежную политику как одно из направлений социальной или образовательной политики (Т.М. Баранова, О.А. Гайнутдинов). Такой подход сегодня отражается на практике в передаче полномочий в

области управления молодежной политикой Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.

Сторонники второго, более широкого подхода, понимают молодежную политику как особую государственную деятельность, которая позволяет им полностью реализовать потенциал молодых людей, включить их в культурную, политическую, экономическую, социальную и государственную деятельность. Такой подход очень актуален для современной России, поскольку в условиях неразвитости государственных гражданских институтов только государство имеет возможность создать эффективную систему и комплексно подойти к процессу социализации современной молодежи.

Спектр вопросов, которые сегодня призвана решать молодежная политика, очень широк и разнообразен. К ним относятся вопросы социальной защиты, вопросы занятости и трудоустройства, процессы образования и обучения, медицинские вопросы, профилактические меры для молодых людей из так называемых групп риска и многое другое. В Российской Федерации молодежная политика способствует вовлечению молодежи в социальную практику. Направления деятельности государственных структур в сфере реализации молодежной политики призваны создать для молодых людей необходимые условия для саморазвития и самореализации, раскрытия творческого, научного и предпринимательского потенциала. В последние годы фокус государственной молодёжной политики направлен на воспитание патриотических, культурных, нравственных ценностей и толерантности у молодежи. Молодежь активно вовлекают в волонтерское движение.

Формирование государственной молодежной политики в Российской Федерации проходило в несколько

этапов:

Первый этап приходится на период институционализации молодежной политики в 1990-1996 гг. За это время в России создана система органов по делам молодежи, молодежных институтов, служб на региональном и местном уровнях, разработана целостная концепция государственной молодежной политики, заложены основные законодательные основы государственной молодежной политики. На этом этапе определяются приоритетные направления поддержки инициатив активной молодежи, активно развивается молодежное движение и формируются молодежные организации.

Второй этап - начиная с 1997 по 2001 гг. характеризуется активной деятельностью федеральных, региональных и местных органов власти в сфере реализации молодежной политики. В это время были сформированы основные инновационные механизмы и подходы в работе с молодежью, появляется сеть молодежных учреждений, как экспериментальна площадка для диалога с властью и реализации основных федеральных программ поддержки молодежи.

Третий этап приходится на 2000-е годы. Необходимость пересмотра подходов к реализации государственной молодежной политики привела к поиску новых подходов и альтернатив. Молодежная политика стала проявляться как система социальной поддержки, которая является основой для развития механизмов поддержки молодежи. Она становится залогом формирования и развития человеческого капитала. Деятельность федеральных и местных властей направлена на повышение качества и уровня жизни молодежи как социальной группы и финансируется из государственного бюджета. Таким образом, сегодня государственная молодежная политика находится на стадии окончательного формирования.

Но, к сожалению, говорить о том, что этот процесс завершился и работает эффективно, не приходится. Сегодня молодые люди по-прежнему сталкиваются с множеством проблем и социальной несправедливостью. Несмотря на то, что государственная молодежная политика основана на понимании молодежи как равноправного субъекта, а при разработке и реализации молодежной политики акцент делается на субъективности молодежи в социальной и политической деятельности общества.

Сегодня существующей нормативно-правовой базы достаточно для взаимодействия молодежных организаций и молодежных парламентских структур с государством. Однако в ряде субъектов Российской Федерации сотрудничество государства и молодежных парламентских структур не соответствует репрезентативности принципов равноправия для молодых граждан, не обеспечивает равный доступ и равные возможности, что часто препятствует эффективной работе молодежных организаций и молодежных парламентских структур на местном уровне. А в ряде регионов такое взаимодействие с молодежными организациями полностью отсутствует. Благодаря выстроенной системе взаимодействия государство может видеть проблемные зоны в экономике и социальной сфере, с которыми сталкивается молодежь. Молодежная политика должна способствовать разностороннему, целесообразному и своевременному развитию молодежи, раскрытию их творческого потенциала, самореализации и способности защищать свои права.

Важная проблема - уровень и качество жизни молодежи в регионах России. В условиях социально-экономического кризиса в нашей стране уровень благосостояния подрастающего поколения зачастую относительно хуже, чем у других групп населения.

Остается много вопросов к решению проблем с трудоустройством молодых специалистов. Несмотря на то, что в последние годы власти уделяют молодежи больше внимания, по-прежнему молодёжь в повседневной деятельности сталкивается с множеством проблем. По данным ООН, молодые люди составляют около четверти трудоспособного населения Земли, однако на их долю приходится одна вторая всех безработных. Эта проблема актуальна как для страны в целом, так и для отдельных ее регионов, где уровень безработицы среди молодежи сильно различается. Также возникают вопросы о социально-политической идентификации российской молодежи, степени сформированности ее гражданских качеств, все эти вопросы сегодня требует повышенного внимания.

Но решить указанные проблемы в контексте вторичности молодежной политики, подхода государства к ее реализации в качестве «регулятора» и перекладывания на них решений молодежных проблем не удастся, несмотря на принятые концептуальные документы, которые провозглашают приоритет молодежной политики в общегосударственном масштабе. Практика показывает, что государственные органы с большим трудом справляются с реализацией обозначенных показателей реализации молодежной политики и текущих проблем. Сегодня, в условиях, когда не хватает средств на социальную поддержку зависимых от государства групп (пенсионеры, инвалиды и др.), говорить о достаточности финансирования для реализации молодежной политики не приходится.

В современной практике реализации молодежной политики создается множество «молодежных подразделений» при государственных органах, а это чревато тем, что создает у власти иллюзию знания молодежных проблем. А в действительности данные подразделения зачастую заполняются молодыми инициативными карьеристами, которые далеки от молодежи и не могут влиять на широкие массы, изучать текущую ситуацию в молодежной среде и обеспечивать обратную связь. Деятельность подобных учреждений провозглашается как один из механизмов «социального лифта» для молодежи.

Но сегодня в России отсутствуют реальные механизмы «социального лифта» для молодых людей,и их невозможно выстроить при игнорировании материальных вопросов, возникающих в ходе их формирования и становления. В практике реализации молодежной политики сегодня больше уделяется внимание патриотическому воспитанию, вовлечению молодежи в волонтерскую и социально-полезную деятельность. Что естественно необходимо, но не должен происходить явный перекос молодежной политики в данную сторону.

Обозначенные проблемы характерны и для Республики Бурятия. Молодежной политикой в республике занимается Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия. С 2012 года в республике

реализуется государственная программа, направленная на обеспечение потребностей молодых людей в разносторонней самореализации и социализации, расширение деятельности молодежных общественных объединений, активизацию добровольческого движения, профилактику противоправного поведения в подростково-молодежной среде.

В 2019 году в Республике Бурятия проживало 208 809 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет,заняты трудовой деятельностью 21,8% от общей численности молодежи. На начало 2020 года среди молодежи Республики Бурятия большую часть составляют городские жители. В городах проживает 110,6 тысяч человек (63,1 %), в сельской местности - 64,7 тысяч человек (36,9 %) в возрасте 15-29 лет. Сегодня молодым сложно найти интересную и привлекательную работу особенно на селе, что, по мнению исследователей, способствует значительному оттоку сельской молодежи в города. Миграция молодежи с территории республики в более благополучные регионы является еще одной серьезной проблемой для республики. Поскольку миграции подлежит обычно активная талантливая молодежь в поисках лучших условий для самореализации. Решение данной проблемы не лежит только в поле реализации молодежной политики, а в практике социально -экономического развития региона в целом. Но с помощью эффективных мер поддержки молодежи в регионе, можно воздействовать на данный процесс и способствовать замедлению оттока молодых кадров в другие регионы.

Острым вопросом в реализации молодёжной политики остается поддержка молодых семей. Многие молодые семьи в нашем регионе испытывают серьезные социально-бытовые, жилищные и личностные проблемы. В виду как естественных возрастных особенностей и условий воспитания, так и отсутствия социально -действенных механизмов поддержки данной категории молодых людей. Молодежь, вступающая в брачный возраст, сегодня не готова принимать на себя ответственность за финансовую стабильность своей семьи, здоровье свое и будущих детей и т.д. Но, не смотря, на данный факт множество молодых людей вступают в брак на раннем этапе. И социальная поддержка таким семьям особенна необходима.

По данным официальной статистики в Бурятии за 2019 год более 6,6 тысяч молодых людей в возрасте 16-29 лет официально вступили в брак. А по данным переписи 2010 года94,7 % женщин старше 15 лет родили первого ребенка в возрасте от 15 до 29 лет.

Актуальной проблемой для молодой семьи в Республике Бурятия остается жилищный вопрос. Не смотря на то, что в 2019 году социальные выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках основного мероприятия государственной программы Российской Федерации жилье получили 139 молодых семей, на очереди еще состоит 2602 семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На обеспечение жильем 139 семей было потрачено из бюджета76 млн. руб., что в среднем составляет около 547 тыс. руб. на семью, учитывая средне рыночные цены на жилье в республике, эта сумма не недостаточна для решения острого вопроса с жильем для молодых семей. Необходимо в разы увеличить сумму бюджетных расходов по данной статье, которая позволит увеличить число получателей и сумму, причитающуюся на 1 семью.

Одним из важных направлений работы с молодежью в рамках молодежной политики является противодействие и профилактика криминализации молодежи. Молодежь по-прежнему остается одной из наиболее криминально пораженных категорий населения Республики Бурятия. Криминализация в молодежной среде сегодня требует особого внимания, причем темпы ее распространения вызывают серьезную озабоченность, как на региональном, так и на федеральном уровне.

Поступательное решение обозначенных проблем, возможно, обеспечить за счет внедрения эффективных и результативных инновационных проектов, грамотной кадровой политики, активном привлечении молодежи к участию.

Управление региональной молодежной политикой является многоуровневым механизмом, которое содержит в себе федеральный, региональный и муниципальный компонент. Поэтому эффективность управления зависит от согласованности действий властей всех уровней в интересах достижения поставленных целей.

Принятая концепция приоритетного республиканского проекта «Молодежь Бурятии» отражает цели и задачи стоящие перед органами власти в сфере молодежной политики. Но государству необходимо руководствоваться ключевым принципом, согласно которому молодежная политика не должна строиться по остаточному принципу. Требуется взаимодействие государства с академическим сообществом, для создания целостной гибкой системы управления молодежной политикой обладающей эффективной коммуникацией между молодежью и институтами, вовлеченными в реализацию молодежной политики. Сегодня необходима как многоуровневая непрерывная система подготовки кадров, так и нормативная база, определяющая социальный статус и пакет гарантий для молодежи.

Таким образом, для выстраивания модели эффективного управления молодежной политикой в Республике Бурятия необходимо пересмотреть существующую парадигму молодежной политики в целом в России. Необходимо вести работу с молодежью применяя инновационный проектный подход, способствующий интеграции молодежи в социально-политические отношения. Со стороны государства должна оказываться действенная поддержка молодежи, выражающаяся в предоставлении карьерных возможностей, социальных лифтов, социальных программ и в конце концов внятной идеологии.

Список используемой литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71849506/ (дата обращения: 14.01.2021).

2. Постановление правительства Республики Бурятия от 29 декабря 2012 года №823 Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» (с изменениями на 7 декабря 2020 года). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/473813754 (дата обращения: 14.01.2021).

3. Постановление правительства Республики Бурятия от 25 августа 2010 года № 367 О концепции приоритетного республиканского проекта «Молодежь Бурятии» на 2011 - 2020 годы. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/473808995(дата обращения: 14.01.2021).

4. Андрюшина Е.В. Государственная молодежная политика в российском обществе: этапы, основные направления, показатели результативности // Государственное управление. Электронный вестник. - 2018. -№67. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/gosudarstvennaya-molodezhnaya-politika-v-rossiyskom-obschestve-etapy-osnovnye-napravleniya-pokazateli-rezultativnosti (дата обращения: 10.02.2021).

5. Итоги деятельности Министерства спорта и молодежной политики Республики Бурятия за 2019 год и задачи на 2020 год: публичный отчет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://egov-buryatia.ru/upload/iblock/a08/a088363745d5bdef5058e22d8cfe8da7.pdf (дата обращения: 14.01.2021).

6. Пель В.С. Государственная молодежная политика Бурятии: этапы становления и современное состояние // Развитие территорий. 2017. №2 (8). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-molodezhnaya-politika-buryatii-etapy-stanovleniya-i-sovremennoe-sostoyanie (дата обращения: 10.02.2021).

7. Рачипа А.В. Принципы эффективной модели управления молодежной политикой на региональном уровне / А.В. Рачипа, В.В. Касьянов, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки. 2019. - №6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-eífektivnoy-modeli-upravleniya-molodezhnoy-politikoy-na-regionalnom-ш^ш (дата обращения: 20.02.2021).

8. Число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и улучшивших жилищные условия в отчетном году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 14.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.