Серия «Политология. Религиоведение»
2019. Т. 30. С. 40-53
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru
УДК 329.78(4)
Б01 https://doi.org/10.26516/2073-3380.2019.30.40
Реализация государственной молодежной политики на современном этапе в странах Европы
А. А. Баронина
Министерство образования Иркутской области г. Иркутск, Российская Федерация
Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Аннотация. Проведен сравнительный анализ реализации государственной молодежной политики в ряде европейских государств (Германии, Испании, Франции). Выбор данных государств позволил исследовать европейскую модель, которая имеет и общие черты с российской, и свои особенности. Принципиальные различия политических систем государств нашли свое отражение в организации молодежной политики. Рассмотрены модели реализации молодежной политики в указанных государствах, система международного молодежного взаимодействия и ее перспективы. На основе проведенного анализа выработаны предложения по совершенствованию российской модели реализации государственной молодежной политики на современном этапе. Резюмируется необходимость утверждения нормативно-правовой базы, которая призвана регулировать молодежную политику, регламентировать общие вопросы реализации данного направления и внутри государства, и в рамках международного сотрудничества, а также обеспечивать необходимое финансирование программ и проектов развития молодежи на федеральном и региональном уровнях с учетом российской специфики бюджетирования.
Ключевые слова: государственная молодежная политика, молодежь, модели реализации молодежной политики.
Для цитирования: Баронина А. А., Зуляр Р. Ю. Реализация государственной молодежной политики на современном этапе в странах Европы // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2019. Т. 30. С. 40-53. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2019.30.40
Примерная численность молодежи в мире по состоянию на 2019 г. составляет около 2,5 млрд чел., это 30 % от общей численности населения планеты. В Российской Федерации это примерно 20 % (или 29 368 436 человек от всего населения страны)1. Государственная молодежная политика (далее - ГМП) является важным направлением государственной политики во многих сферах жизнедеятельности как Российской Федерации, так и зарубежных стран, что связано с происходящими процессами мирового развития. Процессы глобализации, с одной стороны, несут в себе новые возможности и достижения, с другой - вызывают негативные проблемы социально-
1 Молодежь России [Электронный ресурс]. URL: http://molod.rgub.ru/lib_editions/files/ index.php?kod_rub=13 (дата обращения: 25.12.2018).
Р. Ю. Зуляр
го, экономического, политического, демографического и экологического характера [4], влияющие на молодое поколение как не до конца сформировавшуюся и закрепившуюся в социуме группу населения. Мировое сообщество решает задачу формирования эффективной стратегии молодежной политики, направленной на преодоление отрицательного влияния указанных факторов на молодежь и создание всевозможных условий для ее оптимальной социализации в обществе1. Меры, предпринимаемые государствами в данном русле, призваны оказывать воздействие на социально-экономическое и культурное развитие стран, укрепление национальной и международной безопасности, повышение уровня благосостояния населения в целом и молодежи в частности, стабильность государств и их динамичное развитие2. Разработка основ ГМП является не только национальной задачей отдельно взятых стран, но и целью международного сообщества, включая международные организации, такие как ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ и др.3
Сравнительный анализ реализации ГМП в России и зарубежных странах представляется актуальным, так как несет за собой возможность усовершенствования стратегии молодежной политики нашего государства с учетом позитивного или негативного опыта иностранных государств.
ГМП мы определяем как одну из областей социальной политики государства, которая включает в себя комплекс мер экономического, нормативно-правового, управленческого, организационного, кадрового, научного, информационного характера. Но каждое из государств наполняет разным содержанием данное понятие, исходя из своих целей и потребностей [3]. Единого, универсального определения термина в мировой практике не существует.
В Европе особое внимание молодежной политике уделяется Европейским союзом и Советом Европы. Одной из основополагающих задач данных организаций является активное привлечение молодого поколения к деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, акцент делается на трудоустройстве европейской молодежи4. Главной задачей европейской ГМП выступает создание условий для перехода к взрослой жизни, формирование самостоятельности и ответственности за себя и окружающих у молодых граждан. Основным приоритетом молодежной политики в Европе ставится поддержка молодежных инициатив, создание возможностей развития молодежи и формирование ресурсной базы для использования этих возможностей. Отличительной особенностью европейской ГМП является то, что каждая страна самостоятельно определяет цели,
1 Федеральное агентство по делам молодежи, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://fadm.gov.ru (дата обращения: 15.11.2018).
2 Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р. URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 23.05.2019).
3 Министерство по молодежной политике Иркутской области, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://mmp38.ru/ (дата обращения: 23.03.2018).
4 Европейский молодежный портал [Электронный ресурс]. URL: https://europa.eu/youth/ splash_en (дата обращения: 22.06.2019).
задачи, содержание национальной политики по отношению к молодому поколению [7].
Интересным для изучения представляется опыт Федеративной Республики Германия, где реализация ГМП играет особую роль в общественной жизни страны. Молодежь ФРГ составляет примерно 25 % населения (то есть 22 млн чел.) и разделяется условно на две подгруппы - «молодые взрослые» (18-27 лет) и «непосредственная молодежь» (14-18 лет)1 [9]. Основополагающим федеральным законом в сфере регулирования работы с молодежью в ФРГ признан Закон «О помощи детям и молодежи», вступивший в силу в 1991 г. и заменивший Закон 1961 г. «О благотворительной помощи молодежи»2. Закон регламентирует предоставление молодежи необходимых для развития услуг, ориентированных на интересы и потребности молодых людей. Кроме того, в Германии действуют такие законы, как «Об охране труда молодежи», «О защите молодежи в общественных местах», «О распространении литературы, представляющей собой опасность для молодых людей».
Основная цель Закона «Об охране труда молодежи» - обеспечение прав молодых людей в процессе трудовой деятельности посредством защиты их от завышенных требований со стороны работодателя, гарантии охраны труда, медицинского наблюдения за здоровьем в ходе деятельности работника, предоставления свободного времени для отдыха, самореализации молодежи в личностном плане. В законе установлен минимальный возраст, в котором гражданин может быть привлечен к труду (15 лет) и осуществлять трудовую деятельность не более 35 часов в неделю.
С целью осуществления надзора в сфере занятости молодежи создаются специальные комитеты, которые выполняют свои функции на региональном уровне и сформированы из работодателей, самих работников, представителей молодежных организаций, систем занятости, здравоохранения, управления по делам молодежи. Немецкая модель в этом плане является показательной в Европе и мире в целом. Например, в Германии специально разработаны и функционируют законы и подзаконные акты, которые обязывают работодателей принимать молодых людей на рабочие места [11]. В ФРГ работа с молодым поколением регулируется как федеральным, так и региональным законодательством.
На федеральном уровне ответственным органом за разработку и реализацию ГМП является Федеральное министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи, которое отвечает за подготовку и принятие законодательных актов по вопросам молодежи, представляет ее во всех сферах жизнедеятельности общества (образование, здравоохранение, трудовые отношения, культурная сфера и др.), обеспечивает организацию межсекто-
1 База данных по международной работе с молодежью. Германия [Электронный ресурс] // Центр международной работы с молодежью ФРГ з. о. Май 2008 г. URL: https://www.dija.de/fileadmin/medien/ downloads/ Laender/Deutschland_Russisch_JP.pdf (дата обращения: 23.09.2018).
2 Counsil of Europe European union [Electronic resource]. URL: http://pjp-eu.coe.int/en/web/youth-partnership/home (date of access: 29.06.2019).
рального сотрудничества с другими министерствами и ведомствами, землями, муниципальными образованиями [2; 9; 11].
Кроме того, министерством активно ведется работа по реализации международных молодежных программ, проведению исследований и экспертных оценок деятельности в молодежной среде Германии1. Один раз в четыре года Министерством по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи представляется федеральный отчет о ситуации в молодежной среде. В поддержке молодых людей принимают участие также Министерство экономики и труда, Министерство здравоохранения и социального обеспечения, Министерство образования и науки, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство экономического сотрудничества и развития [9].
На региональном (земельном) уровне функционирует 16 министерств по делам молодежи. Разработка региональных планов осуществляется в соответствии с федеральным, но с учетом особенностей каждой отдельно взятой земли. Муниципальный (коммунальный) уровень работы с молодежью в Германии представляет собой непосредственную реализацию всех планов. Особенность ГМП Германии заключается в том, что она является субсидиарной, т. е. вся ответственность за эффективность исполнения молодежной политики, в том числе финансовая, лежит на муниципальных органах управления (60 % расходов на реализацию молодежных программ закреплены за коммунами (муниципалитетами), 35 % - за землями (регионами)) [Там же]. Данная система позволяет оказывать молодому поколению адресную поддержку и помощь, учитывая особенности региона или муниципалитета, их социально-экономические реалии и потребности. В Германии сложно найти сферу, не охваченную общественными организациями, в том числе молодежными. Молодежные организации государства базируются в основном на партийной деятельности - молодые демократы, либералы, левые и т. п.
Объединяющей молодежные организации структурой выступает Федеральный совет молодежи (24 организации, 6 региональных и 5 филиальных отделений), члены которого активно участвуют в обсуждении и решении актуальных вопросов молодежи, а также представляют ее интересы перед общественностью2. В ФРГ функционируют такие молодежные программы, как «Занятость, образование, участие на местном уровне», «Молодежь и многообразие», «Мы заботимся о себе сами», «Школа, экономика - профессиональная жизнь», «Jobstarter - тренировка для будущего» и др. Интересной особенностью реализации молодежной политики в Германии является то, что с 1953 г. нефтяной концерн Shell раз в четыре года консолидирует данные немецких независимых ученых о том, какова жизненная ситуация молодежи Германии, как изменяются ее взгляды на окружающий мир. На основе данной статистики готовится аналитический доклад, в дальнейшем
1 Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала [Электронный ресурс] : на правах рукописи, доклад / Мин-во образования и науки РФ ; Росмолодежь. М., 2013. URL: http://www.novsu.ru/file/1093711 (дата обращения: 05.05.2019).
2 Counsil of Europe European union : official site...
используемый для формирования федерального и региональных планов по реализации государственной молодежной политики1.
Германия - страна, в которой молодежная политика построена по принципу «от общественной активности к политической». Обеспечивая потребность молодых людей принимать участие в деятельности некоммерческих молодежных организаций, правительственный корпус выполняет одновременно две функции: поддерживает условия, благоприятные для саморазвития молодого населения, а также предотвращает активное вмешательство молодежи в политические процессы страны.
Интересен опыт реализации ГМП Испанией, в которой после перехода от авторитарного типа управления к парламентской демократии вместо одной официально разрешенной молодежной организации теперь развивается большое количество объединений и союзов молодежи. Молодежью в Испании принято считать граждан от 14 до 30 лет (в некоторых программах возраст увеличен до 32-34 лет) [10]. Смену возрастных границ испанцы объясняют тем, что в данном возрасте молодежь приступает к самостоятельной и независимой экономически жизни. На сегодняшний день 22 % населения страны - это молодежь.
Следует заметить, что Королевство Испания обладает серьезными проблемами в молодежной среде. Мировой экономический кризис привел к тому, что в государстве стремительно вырос уровень бедности, социального неравенства. В Испании около 17 % всей молодежи доверяют парламенту и только один из четырех молодых людей - правительству. Более 75 % молодого населения страны не хотели бы воевать за свою родину при необходимости. В Испании демократизация ценностей привела к тому, что у молодежи появилось чувство вседозволенности. У молодых испанцев нет желания и стремления получать престижные профессии, работа официантом или охранником вполне устраивает большую часть молодежи в государстве. В рамках проведенного в странах Европы социологического опроса молодежи в 2017 г. испанцы были единственными, кто поставил в приоритет досуг и развлечения, в то время как молодые люди других государств называли карьеру, образование, семью, службу2. Основными составляющими общего механизма реализации молодежной политики в Испании являются автономные области. Непосредственными каналами на уровне территорий выступают управления и комиссии по делам молодежи. Ведущим органом в сфере работы с молодежью Испании является созданный в 1984 г. Совет молодежи, который включает в себя 35 молодежных организаций [11]. Главной задачей совета служит взаимодействие с правительством, посредничество между молодым поколением и государственной властью по актуальным проблемам молодежи. Совет молодежи Испании обеспечивает создание условий, необходимых для решения полученных задач, и получает на эти нужды необходимое финансирование [6]. Однако непосредственную работу с молодежью осуществляют «добровольческие носители услуг», или, дру-
1 URL: http://www.youthpolicy.org/ (date of access: 29.10.2017).
2 Европейский молодежный портал...
гими словами, кооперативные, некоммерческие, частные, общественные и иные организации.
В Испании нет систематического и институционализированного сотрудничества органов государственной власти с молодым поколением, в том числе студентами. Проводятся такие разовые мероприятия, как «Детский парламент» (1998 г.), специальная сессия Организации Объединенных Наций по вопросам молодежи и детства (2001 г.) и др. Взаимодействие молодежи и власти может происходить только по предварительно составленной и согласованной заявке.
Как и в Германии, в Испании поддерживается деятельность общественных институтов, задачи которых направлены на работу с молодым населением, в том числе в целях сдерживания излишней политической активности молодежи и сдерживания недовольства по отношению к власти в молодежной среде. Однако уровень политической активности молодежи Испании выше, чем в Германии. Данный факт можно объяснить наиболее ярко выраженной социально-экономической нестабильностью. Важную роль в молодежной политике Испании играет молодежная организация «Социалистическая молодежь Испании» (СМИ), которая функционирует на муниципальном, районном, провинциальном уровнях. Несмотря на независимость и самостоятельность организации, ее деятельность связана как с Испанской социалистической партией, так и с работой правительственного корпуса страны.
Кроме того, в государстве действует Союз коммунистической молодежи Испании (СКМИ), который значительное внимание уделяет созданию единой организации студентов, призванной бороться за права молодежи. СКМИ работает под руководством Коммунистической партии Испании с 1961 г. Основой деятельности организации является борьба за экономические права молодежи, за демократическое устройство высшей и средней ступени образования, создание общеевропейской системы профессиональной подготовки студентов, равный доступ молодых людей к образованию и культуре. Борьба за мир, международное сотрудничество - одни из ключевых лозунгов организации. Кроме вышеперечисленных, на территории Испании функционируют такие молодежные организации, как «Рабочая христианская молодежь (ХОК)», «Новые поколения» народного альянса (НИНА)», «Коллектив молодых коммунистов (КМК)», «Национальный совет молодежи Каталонии (НСМК)» и др. [10]. В королевстве налажено межведомственное взаимодействие между различными органами власти как на федеральном, так и на местном уровне. В частности, в сфере здравоохранения и социальной поддержки применяются меры, направленные на помощь молодым семьям (субсидии при заключении брака, пособия беременным, молодым родителям и т. п.). Помимо этого, пособия на ребенка могут быть предоставлены родителям, которые заняты в сфере торговли или промышленности.
В сфере трудоустройства молодых испанцев работают государственные и региональные органы (службы), состоящие из территориальных центров занятости населения. Существуют частные учреждения, которые выступают посредническим звеном между потенциальным работодателем и молодыми
людьми (обычно это временное трудоустройство молодежи). В Испании официально закреплены организованные формы молодежной активности [6]: участие в молодежных объединениях (формальных собраниях молодых людей от 14 до 30 лет), которые должны быть зарегистрированы в соответствующих реестрах; молодежные секции, коллективы или негосударственные организации, обладающие автономией, имеющие собственный устав, организацию и управленческие особенности; молодежные федерации, представляющие собой союзы молодых людей, проживающих на одной территориальной единице; молодежные конфедерации, объединяющие молодых людей, проживающих в разных районах; молодежные советы, служащие инструментом, обеспечивающим участие молодежи в социально-политической жизни страны. Советы регулируются публичным правом, имеют собственный статус и идеологию, цели и задачи и функционируют как на региональном, так и на местном уровне.
Особого внимания заслуживает работа испанских информационных служб в молодежной сфере. Информационная молодежная сеть отличается персонализированной обработкой поступающих запросов и детальной подготовкой материалов по необходимой тематике. К основным направлениям, которые охватывает информационная молодежная сеть Испании, относятся [10]: общая информация (обобщенные вопросы государственной молодежной политики, законодательство в сфере молодежи, компетенции субъектов, европейские, национальные, региональные, провинциальные и местные сферы молодежной политики); образование (все данные, связанные с образовательными ресурсами, учебными программами, планами, центрами, а также системами продвижения и доступа к образованию); трудоустройство (профессиональное консультирование, подготовка резюме, трудовое право, основы ведения бизнеса и др.); культура и досуг (информация, заключающая в себе описание культурных программ, возможностей отдыха молодежи, расписание всевозможных выставок, театральных представлений и пр.); общество (аспекты, связанные с жизнедеятельностью молодых людей: окружающая среда, проживание, членство в молодежных организациях, объединениях, сотрудничество, взаимодействие); здравоохранение (описание всех необходимых общедоступных ресурсов, связанных с медицинским обслуживанием, здоровый образ жизни, правильное питание, психическое здоровье, профилактика наркомании в молодежной среде).
На сегодняшний день приоритетами правительства Испании в реализации ГМП являются [8]: максимальная занятость молодежи; обеспечение молодых людей доступным жильем; общедоступность культурной и творческой деятельности; возможность саморазвития и самообразования; воспитание в молодых людях ценностей здорового образа жизни.
Опыт Франции в реализации ГМП также представляет интерес для изучения. Развитие молодежи в республике является приоритетом национальной политики. Молодежная политика государства изначально закреплена за администрациями регионов, однако до начала 1990-х гг. больше была отражена в декларациях, чем в конкретных региональных действиях. 1995 год
стал переломным в истории развития ГМП, что было вызвано проведенными муниципальными выборами, в результате которых у местной власти оказались управленцы, заинтересованные в развитии молодого поколения, а в самих муниципалитетах появились советники по молодежной политике [1]. В начале 2000-х гг. политика государства в сфере молодежи была точечной (направленной на конкретно возникающие проблемы), а не универсальной и продуманной. Ситуация стала меняться только к началу 2012 г., что можно проследить по увеличению финансирования в целях развития молодого поколения, принятию государственных программ в сфере молодежи и их стимулирование. Правительство Франции, финансируя реализацию молодежной политики, полагало, что деньги направляются на самое ценное - человеческий капитал и будущее страны.
В марте 2009 г. во Франции была создана Комиссия по согласованию молодежной политики, работа которой в течение 16 недель завершилась опубликованием «Зеленой книги о молодежи», которая вышла в печать 7 июля 2009 г. В книге дается описание предложений, определяющих основные направления и возможности государственной молодежной политики, а также план предстоящих реформ в данной области на ближайшие пять лет, представляющий собой следующие положения, часть из которых действуют во Франции и сегодня [1; 7; 9]: поддержка самостоятельности и ответственности молодежи путем активного ее информирования и предоставления выбора в образовательной и профессиональной деятельности; разработка системы профессиональной профориентации, повышения квалификации и переподготовки молодых специалистов в различных сферах деятельности; возложение ответственности за результат обучения и дальнейшее трудоустройство на государственные и местные учреждения образования; утверждение обязательности для всех молодых людей в возрасте от 16 до 18 лет получения образования или в крайнем случае подготовки к трудовой деятельности; финансирование молодежных проектов и программ на муниципальном уровне, поддержка работающих молодых людей; привлечение предприятий и бизнеса к работе с молодежью в части мобилизации профессиональных отраслей; на создание достойных рабочих мест для молодых людей; обеспечение молодежи жильем, совершенствование жилищной политики в отношении молодого населения; обеспечение молодежи медицинской помощью и оздоровительной поддержкой, улучшение уровня дополнительного социального страхования для молодежи и качества медицинских консультаций в процессе получения образования и в ходе трудовой деятельности; включение молодых людей в социально-политическую деятельность, разработку молодежных проектов и программ, участие в принятии управленческих решений; выстраивание системы взаимодействия между органами власти и представителями молодого населения.
Государственная программа Франции «Приоритет: молодежь», утвержденная в 2013 г., включает в себя конкретные меры по достижению пока-
зателей эффективности государственной молодежной политики1. Основными приоритетными направлениями в данной программе выделяются: доступность социально-политических и экономических прав молодежи; обеспечение возможностей самореализации, достойных условий образования, жилья и здравоохранения; борьба с правонарушениями; поддержка молодежных общественных организаций; включение молодых людей в принятие управленческих решений и в социально-политическую жизнь общества.
Во Франции нет официально утвержденного единого закона, регулирующего молодежную политику и работу с молодым поколением в целом. Действуют разрозненные правовые акты, действие которых направлено на определенные аспекты, касающиеся молодежи. Курирующим ведомством по вопросам реализации ГМП Франции является Министерство по делам здравоохранения, молодежи, спорта и общественной жизни, при котором функционирует созданный в 1998 г. Национальный совещательный совет по делам молодежи, в состав которого входят представители активной молодежи в возрасте от 16 до 28 лет. Кроме министерства, вопросы молодежи во Франции обсуждаются и решаются в парламентских комиссиях, национальных комитетах и международных молодежных организациях. Помимо этого, данные структуры проводят различного уровня форумы, съезды, конференции для активных категорий молодых людей.
Активная работа в сфере молодежной политики Франции ведется и на уровне муниципальных образований, что позволяет учитывать территориальные особенности, интересы и потребности молодых людей при формировании государственной политики. Именно местные органы власти во Франции чаще выносят на общегосударственный уровень актуальные дискуссионные вопросы, касающиеся молодого населения. На местном уровне создаются и функционируют экспертные структуры по молодежной политике, разрабатываются собственные нормативные правовые акты, регулирующие работу с молодыми людьми.
Во Франции действует Национальный институт молодежи и народного образования, который разрабатывает для правительства страны методические рекомендации по работе с молодежью, предоставляет статистические отчеты о положении данной социально-демографической группы в обществе, проводит исследования политической активности молодых людей, эффективности процесса социализации их в современном обществе, потребностей и интересов французской молодежи.
Одной из особенностей государственной молодежной политики Франции является ее направленность на развитие семейных ценностей [5]. В частности, государственная помощь до момента полного трудоустройства молодого человека ориентирована не на него конкретно, а на семью в целом. При получении высшего образования студенты Франции имеют право на стипендии, а не образовательные кредиты, которые популярны в других европейских странах.
1 Европейский молодежный портал...
В целях эффективного трудоустройства и сопровождения молодых людей во Франции действует система «молодежных гарантий», представляющая собой заключение контрактов между молодыми людьми, испытывающими трудности в поиске подходящей работы, и государственными органами занятости населения. Контракты определяют обязанности сторон и сроки получения молодым человеком работы. Социальная помощь государства в трудоустройстве молодежи распространяется не только на выпускников высших учебных заведений, но и на молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет. Неправительственные организации Франции также вносят свой вклад в развитие молодежи, однако их роль на сегодняшний день не так велика, как раньше. Обычно она сводится к участию в молодежных мероприятиях и информационному сопровождению реализации ГМП.
Французская модель государственной молодежной политики является консервативной (патерналистской) и представляет собой систему, в которой возрастающую роль играют центральные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Между этими двумя уровнями сформировано межведомственное взаимодействие и управленческий баланс [6]. Вместе с тем меры, направленные на поддержку молодого французского населения, официально распределены между региональным звеном, департаментами и муниципальными образованиями. Акцент в политике делается на разделении стадий, которые молодежь проходит в своем становлении. Во Франции разрабатываются централизованные планы и стратегии по работе с молодежью, учитывающие тенденции европейского развития, а также национальные особенности и интересы страны.
Основной характеристикой европейской модели реализации ГМП является структурный подход, который подразумевает четко выстроенную стратегию взаимодействия политических акторов, включающую в себя приоритеты, цели и задачи работы с молодежью, а также предполагаемые результаты. Европейским странам присуще развитие добровольческой и волонтерской деятельности, стимулирование работы молодежных общественных организаций, которые выступают ключевым субъектом в молодежной среде. При этом участие государственной власти в реализации ГМП минимально.
Главной задачей европейской молодежной политики является создание условий, необходимых для эффективной социализации молодых людей, формирования у подрастающего поколения самостоятельности и ответственности за будущее своей страны. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что наряду с развитыми странами Евросоюза, перечисленными выше, в едином европейском пространстве присутствуют явные аутсайдеры в области реализации ГМП. Прежде всего это страны бывшего социалистического лагеря - Польша, Венгрия, Болгария, Чехия и страны Прибалтики. Уровень реализации единых европейских инициатив в области ГМП для этих стран крайне низок. В результате такого дисбаланса реализации евро-союзной стратегии ГМП наблюдаются проявления кризисных процессов в молодежной среде (миграция, преступность, безработица). Это в целом негативно сказывается на всей социально-молодежной среде европейских
стран. Но благодаря достаточно сильным экономическим позициям ФРГ и Франции и гибкой социально ориентированной политике широкомасштабных провалов европейской ГМП удается избегать и зачастую вовремя нейтрализовать возникающую напряженность.
В части анализа опыта реализации ГМП в зарубежных странах можно выделить аспекты, использование которых возможно в современных российских реалиях.
1. В Германии система трудоустройства молодежи после окончания обучения в высшей школе регулируется нормативно-правовой базой, обязывающей работодателей принимать молодых людей на свободные рабочие места. Данную меру, на наш взгляд, вполне возможно реализовать в трудовом законодательстве Российской Федерации, официально установив квотный принцип обязательного количества молодых специалистов в возрасте до 30 лет (включительно) в кадровом составе крупных предприятий страны (квотное число в данном случае зависит от объема штата и востребованности специалистов в определенной сфере).
2. В таких странах Европы, как Франция и Германия, особенностью оценки эффективности реализации ГМП и формирования стратегических планов развития молодежи является проведение с определенной периодичностью (обычно один раз в 4-5 лет) масштабного исследования, включающего в себя анализ жизненной ситуации молодого поколения, динамики предпочтений и взглядов молодежи, а также уровня трудоустройства и культурной занятости данной социально-демографической группы. Вследствие внесения показателей, характеризующих положение молодежи, в перечни критериев для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления появится необходимость проведения научного мониторинга эффективности реализации молодежной политики, учета и анализа качественных и количественных характеристик развития молодого поколения в обществе. Предполагаемое исследование может осуществляться российским независимым научным сообществом один раз в 3-5 лет на постоянной основе.
3. Отдельного внимания заслуживает структура информационных молодежных служб в Испании. Информационная молодежная сеть работает в рамках различных тематических блоков и направлена на отдельные категории молодого поколения, в том числе в соответствии с поступающими заявками. В телекоммуникационной сети и интернет-пространстве Испании организована работа медиаканалов, целевую аудиторию которых представляет молодежь. В рамках основных направлений, связанных с образованием, трудоустройством, культурой и досугом, социальными вопросами, здравоохранением и более обобщенными актуальными молодежными темами, осуществляется информирование молодых людей о наиболее волнующих и требующих разъяснения темах. Данный опыт является положительным и вполне реализуемым в российском информационном пространстве посредством внедрения аналогичных механизмов в работу государственных средств массовой информации.
4. Эффективность реализации государственной молодежной политики напрямую зависит от степени вовлеченности молодого поколения в процессы международного сотрудничества. Развитие межгосударственного молодежного взаимодействия в Российской Федерации осуществляется в целях развития потенциала молодого населения, включения молодежи в социально-политические и экономические процессы, происходящие как внутри государства, так и за его пределами, а также привлечения данной группы граждан к разработке и принятию управленческих решений, касающихся современной международной молодежной среды.
В ходе исследования рассмотрена европейская модель реализации ГМП, основой функционирования которой является структурный подход, подразумевающий четкое разграничение уровней взаимодействия политических акторов и включающий в себя приоритеты, цели и задачи работы с молодежью, а также предполагаемые результаты. Деятельность добровольческих и волонтерских общественных организаций является неотъемлемой частью европейской молодежной политики. При этом участие государственной власти в реализации работы с молодым поколением минимально.
В связи с этим российская модель реализации ГМП на современном этапе требует доработки и совершенствования технологий и механизмов в целях эффективной работы с молодым поколением. Очевидна необходимость развития международного молодежного сотрудничества, формирования системы взаимодействия молодежи и бизнес-структур, активного включения молодых людей в социально-политические процессы, а также систематического проведения масштабных эмпирических исследований положения молодежи в обществе, ее ценностей и приоритетов, а также потребностей и возможностей их обеспечения.
Кроме того, создание новой модели российской молодежной политики способствует выявлению современных вызовов молодежи в контексте процессов глобализации, определению тех проблем, решение которых необходимо в краткосрочной перспективе. В данной связи требуется обновление поставленных перед Правительством Российской Федерации и гражданским обществом целей, задач и приоритетных направлений молодежной политики, которые будут соответствовать современным реалиям.
Список литературы
1. Бубнова Г. И. Французская и российская молодежь: проблемы, интересы, мечты. М. : Интеллект-Центр, 2004. 130 с.
2. Грачев Е. Молодежная политика в Европейском союзе // Международные процессы. 2016. Т. 14, № 4. С. 133-145.
3. Зубок Ю. А., Ростовская Т. К., Смакотина Н. Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М. : Перспектива, 2016. 166 с.
4. Зуляр Ю. А. Грани либеральной матрицы модерна // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. 2017. Т. 22. С. 171-184.
5. Канунников К. С. Концепции европейской государственной молодежной политики: тенденции и основные направления [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2011. Т. 2, № 12. С. 19-22. URL: https://moluch.ru/archive/35/4033/ (дата обращения: 22.09.2018).
6. Маликова Е. В. Анализ реализации молодежной политики в европейских странах, США и азиатских странах с учетом распределения ответственности государства, бизнеса и некоммерческого сектора // Общество и право. 2016. № 4. С. 203-206.
7. Молодежь Европы / отв. ред. Л. В. Дериглазова. Томск : Изд-во Томского ун-та, 2017. 202 с.
8. Перфильева О. В. Ключевые приоритеты будущей европейской молодежной политики и механизмы ее реализации: «Повестка - 2020» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 6. С. 4-8.
9. Петрова Т. Э., Петрова И. Э. Организация работы с молодежью. М. : Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 208 с.
10. Соколов А. В. Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 1. С. 84-99.
11. Торгашев Р. Е. Система органов власти в сфере молодежной политики: зарубежный опыт // Публичное и частное право. 2015. Вып. 1 (25). С. 32-43.
Current Implementation of Youth Policy in European States
A. A. Baronina
Ministry of Education of the Irkutsk Region, Irkutsk, Russian Federation
R. Yu. Zufyar
Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation
Abstract. The paper presents a comparative analysis of youth policy implementation in several European countries (Germany, Spain, France). The choice of the countries allowed for the analysis of a European model which share similarities with a Russian one and is also marked by diversity. The main differences of political systems of the states are reflected in the implementation of youth policy. The authors have considered models of implementation of youth policy in these states, the system of international youth collaboration and its perspectives. The analysis also resulted in proposals for improving the Russian model of youth policy implementation at currents stage. The authors have come to a conclusion about the necessity of a legal and regulatory framework to regulate youth policy and general issues related with the implementation of the policy both within the state and within the framework of international cooperation. It is also necessary to provide funding for projects on youth development at federal and regional level with a special eye to the specifics of Russian budgeting.
Keywords: national youth policy, youth, models of implementation of youth policy.
For citation: Baronina A. A., Zufyar R.Yu. Current Implementation of Youth Policy in European States. The
Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2019, vol. 30, pp. 40-53. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2019.30.40 (in Russian)
References
1. Bubnova G.I. Francuzskaya i rossijskaya molodezh: problemy, interesy, mechty [French and Russian youth: problems, interests, dreams]. Moscow, Intellekt-Centr Publ., 2004, 130 p. (in Russian)
2. Grachev E. Molodezhnaya politika v Evropejskom soyuze [Youth policy in the European Union]. Mezhdunarodnyeprocess, 2016, vol. 14, no. 4, pp. 133-145. (in Russian)
3. Zubok YU.A., Rostovskaya T.K., Smakotina N.L. Molodezh i molodezhnaya poli-tika v sovremennom rossijskom obshchestve [Youth and youth policy in modern Russian society]. Moscow, Perspektiva Publ., 2016, 166 p. (in Russian)
4. Zulyar Yu.A. Aspects of Liberal Matrix of Modernity. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies. 2017, vol. 22, pp. 171-184 (in Russian)
5. Kanunnikov K.S. Koncepcii evropejskoj gosudarstvennoj molodezhnoj politi-ki: ten-dencii i osnovnye napravleniya [Concepts of the European state youth policy: trends and main directions]. Young Scientist, 2011, vol. 2, no. 12. pp. 19-22. Available at: https://moluch.ru/ archive/35/4033/ (date of access: 22.09.2018). (in Russian)
6. Malikova E.V. Analiz realizacii molodezhnoj politiki v evropejskih stra-nah, SSHA i aziatskih stranah s uchetom raspredeleniya otvetstvennosti gosudar-stva, biznesa i nekom-mercheskogo sektora [Analysis of the implementation of youth policy in European countries, the USA and Asian countries, taking into account the distribution of responsibility of the state, business and non-commercial sector]. Society and law, 2016, no. 4, pp. 203-206. (in Russian)
7. Deriglazova L.V. (ed.). Molodezh Evropy [The Youth of Europe]. Tomsk, Tomsk State Univ. Publ., 2017, 202 p. (in Russian)
8. Perfil'eva O.V. Klyuchevye prioritety budushchej evropejskoj molodezhnoj po-litiki i mekhanizmy ee realizacii: «Povestka-2020» [Key priorities of the future European youth policy and mechanisms for its implementation: «Agenda-2020»]. Bulletin of international organizations: education, science, new economy, 2008, no. 6, pp. 4-8. (in Russian)
9. Petrova T.E., Petrova I.E. Organizaciya raboty s molodezhiyu [Organization of work with youth]. Moscow, Alfa-M Publ., Infra-M Publ., 2015, 208 p. (in Russian)
10. Sokolov A.V. Sovremennye instituty molodezhnoj politiki v Evrope: isto-riya stanovleniya i razvitiya [Modern institutions of youth policy in Europe: history of formation and development]. Bulletin of international organizations: education, science, new economy, 2009, no. 1, pp. 84-99. (in Russian)
11. Torgashev R.E. Sistema organov vlasti v sfere molodezhnoj politiki: zarubezhnyj opyt [System of authorities in the field of youth policy: foreign experience]. Public and private law. 2015, vol. 1 (25), pp. 32-43. (in Russian)
Баронина Анна Александровна
главный специалист-эксперт, отдел дополнительного образования, управление общего и дополнительного образования, социальной адаптации отдельных категорий детей Министерство образования Иркутской области Российская Федерация, 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 21 тел.: 8(3952)201638 e-mail: BAA@38edu.ru
Зуляр Раксана Юрьевна
кандидат политических наук, доцент, кафедра политологии, истории и регионо-ведения, исторический факультет Иркутский государственный университет Российская Федерация, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8(3952)243995 e-mail: raksana-m@yandex.ru
Дата поступления: 20.06.2019 Received: June, 20, 2019
Baronina Anna Aleksandrovna
Chief Expert, Department of Additional
Education, General and Additional Education
Management, Social Adaptation of Specific
Categories of Children
Ministry of Education of the Irkutsk Region
21, Rossiyskaya st., Irkutsk, 664025,
Russian Federation
tel.: 8(3952)201638
e-mail: BAA@38edu.ru
Zulyar Raksana Yurievna
Candidate of Sciences (Politology),
Associate Professor, Department of Political
Science, History and Regional Studies,
Historical Faculty
Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,
Russian Federation
tel.: 8(3952)243995
e-mail: raksana-m@yandex.ru