УДК 342.7(47)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Зуляр Р. Ю., 2010
Рассматриваются основные вопросы нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики в Российской Федерации. Дан краткий анализ соответствующего раздела законодательства страны. Рассмотрен закон Иркутской области в сфере молодежной политики. Сделаны выводы о проблемах и недостатках законодательной работы в сфере государственной молодежной политики.
Ключевые слова: государственная молодежная политика; политическая социализация.
Активная молодежная политика — забота современного государства, нацеленного на будущее. И в первую очередь гражданского общества. В нашей стране практически нет авторитетных крупных общественно-политических структур, профсоюзов и организаций, ориентированных непосредственно на молодежь, поэтому государство в реализации молодежной политики объективно доминирует [1]. Выяснению уровня ее законодательного обеспечения посвящена данная статья.
На реализацию целей государственной молодежной политики (ГМП) направлено внимание органов государственной власти и местного самоуправления. По своим составляющим молодежная политика разнородна — здесь и вопросы социальной защиты, и проблемы труда и занятости, обеспечения процессов образования и воспитания, вопросы медицинской профилактики, мероприятия для молодежи из так называемых групп риска и мн. др. Молодежная политика в развитых странах включает в себя специальные институты по защите прав молодежи, профилактические и исправительные программы в отношении бытового насилия, ювенальную юстицию, активную, а подчас массированную пропаганду здорового образа жизни [2].
Государственная политика России нацелена на последовательное повышение жизненного уровня, ослабление социального неравенства, сохранение дееспособных молодых поколений, укрепление экономической и политической стабильности общества.
Важнейшим объектом и субъектом такой политики является молодежь. Проблемы политической социализации и политического участия молодежи имеют важное значение в условиях социальной и политической модернизации общества [3].
Российская государственная молодежная политика в своем развитии прошла ряд этапов, критерием типологизации которых выступает их институционально-правовая обеспеченность в совокупности с оценкой реального уровня правоприменения.
В 1991 г. был принят первый нормативно-правовой акт в области молодежной политики, положивший начало процессу формирования системы государственного управления в данной сфере на федеральном, региональном и местном уровнях. Обозначенный период времени в целом характеризуется динамичным развитием молодежного законодательства и процессом формирования государственной системы учреждений по работе с молодежью [4]. Мы можем выделить следующие этапы:
а) этап деинституционализации советской и генезиса российской системы государственной молодежной политики (1991—1995 гг.), в ходе которого происходили переосмысление сути государственной поддержки молодежи, поиск ее эффективных моделей, разработка и апробация пилотных программ и проектов в отдельных регионах;
б) этап институционализации системы государственной молодежной политики (1995—2000 гг.), связанный с формировани-
ем определенной структуры государственных органов по делам молодежи на федеральном, региональном и местном уровнях, принятием важных нормативных правовых актов на федеральном уровне и в регионах;
в) этап реинвентаризации системы государственной молодежной политики (2000 г. — по настоящее время), предполагающий отказ от формальных юридических механизмов в системе государственной молодежной политики из-за их неэффективности и переход к сбору, систематизации и анализу отечественного опыта последнего десятилетия с целью выработки программы модернизации государственной молодежной политики [5].
Приходится констатировать, что единого федерального закона о вопросе ГМП РФ на данный момент нет. Существуют различные приказы, акты, постановления, соглашения, регулирующие это проблемное поле. Например: постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ»; федеральное отраслевое соглашение по организациям Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в 2009—2011 гг.; приказ от 19 ноября 2009 г. № 1093 об утверждении порядка уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений; указ от 7 октября 2008 г. № 1445 Президента РФ «Вопросы министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ» и мн. др.
Анализ законодательства Российской Федерации в сфере молодежной политики показывает, что разработаны и существуют:
1. Конституционные положения.
2. Законодательство по вопросам государственной молодежной политики и регулирования основ деятельности молодежных объединений.
3. Иные законодательные акты, содержащие положения, связанные с государственной молодежной политикой.
4. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.
5. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
6. Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области молодежной политики.
7. Акты международного сотрудничества.
8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти [6].
А также нормативно проработаны вопросы финансового обеспечения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по реализации молодежной политики.
На сегодняшний день в области ГМП действует «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [7].
В соответствии с разделом девятым Концепции — «Молодежная политика», целью ГМП является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.
В документе отмечено, что практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстроизменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.
Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями [8].
Среди задач, поставленных Концепцией, следует выделить третью, в рамках нее и должен происходить процесс формирования политической социализации молодежи. Эта задача — гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Задачу позволит решить:
• развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных обще-
ственных объединений и некоммерческих организаций;
• развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах по месту жительства;
• популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;
• поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества;
• стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников [9].
Еще один из ключевых документов ГМП — это «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» (далее — Стратегия), утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р [10].
В основных положениях и целях документа отмечается, что Стратегия государственной молодежной политики разработана на период до 2016 г. и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов [11].
ГМП является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
ГМП формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и дет-
ских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Настоящая Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи [12].
В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10—25летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность — источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 % молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только 2,7 % молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций [13].
Целями и принципами реализации Стратегии являются развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.
ГМП разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социальноэкономического развития страны на основе следующих принципов:
• выделение приоритетных направлений;
• учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
• участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;
• взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
• информационная открытость;
• независимость оценки результатов Стратегии.
Стратегия рассматривает приоритетные направления в качестве системообразующих ГМП в России. Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, обращены ко всей молодежи России и
должны открыть возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, и предоставить молодежи возможности деятельности, которая более всего соответствует ее интересам.
Представляют интерес «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, часть I «Новое качество жизни», пункт 8 «Молодежная политика». В документе говорится, что важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная ГМП. В этих целях необходимо продолжить реализацию основных приоритетных направлений, определенных Стратегией ГМП, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. Первое — вовлечение молодежи в социальную практику. Второе — формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи. Третье — обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации [14].
В регионе действует закон «О государственной молодежной политике в Иркутской области» от 17 декабря 2008 г. № 109-оз, принятый Законодательным собранием Иркутской области от 15 декабря 2008 г. № 5/26-ЗС.
Закон регулирует правоотношения, возникающие в связи с формированием и осуществлением областной ГМП органами государственной власти области, определяет общие цели, задачи, принципы, ее приоритетные направления, меры и формы поддержки молодежи.
В законе дается определение молодежной политики как системы мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных, организационных условий для становления и развития молодых граждан, успешной реализации ими своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества и государства с учетом возрастных особенностей.
Основными целями молодежной политики являются:
1) развитие и реализация потенциала молодежи в интересах общества и государства;
2) установление приоритета молодежной политики в социально-экономическом развитии области;
3) содействие социальному становлению, культурному, духовному, нравственному и физическому развитию молодежи, реализации ее общественно полезных программ, проектов, инициатив и мероприятий;
4) недопущение дискриминации молодых граждан;
5) создание условий для активного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
6) расширение возможностей молодых граждан в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
7) реализация инновационного потенциала молодежи в интересах развития общества и самой молодежи.
Правительством Иркутской области (1 октября 2008 г.) принято постановление «О министерстве по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области». В соответствии с постановлением Губернатора Иркутской области от 20 августа 2007 г. «О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (как нового субъекта Российской Федерации), временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)», руководствуясь Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», Правительство Иркутской области постановило: переименовать агентство по физической культуре и спорту Иркутской области в министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области; утвердить Положение о министерстве по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области; утвердить структуру министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области.
После проведенного краткого анализа рассмотрения состояния законодательства
по вопросам ГМП можно сделать выводы о том, что правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере ГМП, содержатся в нормативных правовых актах разного уровня и различной тематики, не имеют единой концептуальной основы, в них отсутствует единство понятийного аппарата [15].
Пробелы в нормативно-правовом регулировании частично восполняются разрозненными актами органов исполнительной власти. По существу, проблема молодежной политики до настоящего времени решается путем «точечного» регулирования наиболее острых проблем при отсутствии единой нормативной и методологической базы их решения.
Преобладают акты концептуального или узкоприкладного характера. Задача же формирования ядра правового регулирования молодежной политики, нормативно определяющего механизмы молодежной политики, не решена; отсутствует взаимоувязан-ность правовых норм, содержащихся в различных нормативных актах; ряд предложений концептуального характера и поручений, содержащихся в них, до настоящего времени не реализованы.
Отдельные правовые акты, отличающиеся определенной комплексностью подхода к регулированию молодежных проблем, были приняты на раннем этапе становления правовой системы Российской Федерации как независимого государства, и в силу значительных изменений в разных сферах общественной жизни не могут служить основой для проведения эффективной молодежной политики [16].
Необходимо принятие Федерального закона, решающего в комплексе вопросы формирования и реализации ГМП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Отсутствие такого акта создает серьезные препятствия в осуществлении Правительством Российской Федерации полномочий по реализации молодежной политики, а государственными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления — полномочий по реализации программ и мероприятий по работе с молодежью. ^
1. Аналитический обзор международных тенден-
ций развития высшего образования [Электронный ресурс] / Центр проблем развития образования Белорус. гос. ун-та. URL: http://
charko.narod.ru/tekst/an4/4.html (03.04.10)
2. Там же.
3. Бушмарин Н. В. Управление процессом политической социализации молодежи // Вестн. Твер. гос. ун-та. 2004. № 3(5). С. 118-126.
4. Рудаков А. В. Механизм формирования и технологии реализации государственной молодежной политики РФ [Электронный ресурс] : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02. Н. Новгород, 2006. 235 с. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/202249.html
5. Зумакулова З. А. Государственная молодежная
политика в современной России: правовые аспекты [Электронный ресурс] : дис. ... канд. юрид. наук : 23.00.02. Ростов н/Д, 2004. 138 c. URL:
http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/126304.html
6. Сборник методических материалов в сфере государственной молодежной политики [Электронный ресурс] / М-во спорта, туризма и молодежной политики РФ, РосМолодежь, Федер. агентство по делам молодежи. URL: http://vsesvoi.ru/data/addons/ Sbornik_metodicheskih_materialov.pdf
7. Там же. С. 3.
8. Там же. С. 4.
9. Там же. С. 5.
10. Там же. С. 8.
11. Там же. С. 9.
12. Там же. С. 8.
13. Там же. С. 9.
14. Там же. С. 6.
15. Там же. С. 66.
16. Там же. С. 67.
Legal Frameworks Modern State Young People Politicians are in Russian Federation
© Zuliar R., 2010
The principal issues of the law regulation of the state youth policy in Russian Federation are considered. A brief review of the appropriate section of Russian legal system is outlined. The Irkutsk region legislation in the youth policy domain is regarded. The conclusion of the problems and defaults of the legislation in the state youth policy domain is drawn.
Key words-, state youth policy, political socialization; youth; policy.