Научная статья на тему 'Формы организации работы с молодежью в регионах'

Формы организации работы с молодежью в регионах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
938
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Номшиева Марина Анатольевна

В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы реализации государственной молодежной политики на региональном уровне. Проанализирована роль молодежных общественных объединений как субъектов реализации молодежной политики. Уделяется внимание специфике функционирования молодежных общественных объединений в современной России на примере Республики Бурятия. Систематизированы проблемы реализации государственной молодежной политики. Обобщены основные молодежные общественные объединения Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы организации работы с молодежью в регионах»

УДК 316.4

Номшиева Марина Анатольевна

аспирантка кафедры политологии и социологии, Бурятский государственный университет nomshieva@mail.ru

Marina A. Nomshieva

PhD Student Department of Political Science and Sociology, Buryat State University nomshieva@mail.ru

Формы организации

работы с молодежью в регионах

Forms of organization

of work with youth in the regions

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы реализации государственной молодежной политики на региональном уровне. Проанализирована роль молодежных общественных объединений как субъектов реализации молодежной политики. Уделяется внимание специфике функционирования молодежных общественных объединений в современной России на примере Республики Бурятия. Систематизированы проблемы реализации государственной молодежной политики. Обобщены основные молодежные общественные объединения Республики Бурятия.

Ключевые слова: молодежные объединения, государственная молодежная политика, общественные молодежные движения, гражданское общество, государственные институты в сфере молодежной политики.

Annotation. This article examines the problems and prospects for the implementation of the state youth policy at the regional level. The role of youth public associations as subjects of realization of youth policy is analyzed. Attention is paid to the specifics of the functioning of youth public associations in modern Russia on the example of the Republic of Buryatia. The problems of implementing the state youth policy are systematized. The basic youth public associations of the Republic of Buryatia are generalized.

Keywords: Youth associations, state youth policy, public youth movements, civil society, state institutions in the field of youth policy.

Современная российская молодежь разительно отличается от предыдущего поколения, и это определяется несколькими факторами. С одной стороны, современная молодежь -первое поколение, родившееся и сформировавшееся в новой России, и оно росло в обстановке разрушения идеологии, стремительной социально-экономической и общественной трансформации. В ее становлении наблюдаются такие положительные тенденции, как практичность, мобильность, ответственность за свой выбор, заинтересованность в получении качественного образования, способствующему трудоустройству и построению карьеры. Тем не менее, возникают и деструктивные процессы: растет смертность молодого поколения от неестественных причин: алкоголизма, наркомании, заболеванием различными болезнями, криминализацией молодежной среды [1]. С другой стороны, наблюдаются отрицательные демографические тенденции: старение населения, его высокая смертность и низкая рождаемость. Следовательно, в самое ближайшее будущее мы будем наблюдать ситуацию, в которой общество предъявит сегодняшней молодежи требования, связанные с замещением выбывающих трудовых ресурсов.

Проблем у молодежи сегодня достаточно, только решать их нужно сообща государством с обще-

ством. В свою очередь, государство и общество обязаны создать необходимые условия для самореализации молодежи и ее активного включения в общественные процессы. Это позволит обеспечить социальное, культурное и экономическое воспроизводство, ускорить развитие страны, а молодежи стать самодеятельным участником социальных изменений [2].

На современном этапе работа с молодежью в Российской Федерации, к сожалению, не в полной мере отвечает всем нуждам и потребностям молодежи. Нормативно-правовая база государственной политики в отношении молодежи по ряду направлений требует кардинальных изменений и дополнений. Основные направления реализации молодежной политики изложены в Распоряжении Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [3]. Выделим основные направления молодежной политики в регионах:

- повышение качества современного образования молодежи согласно потребностям рынка труда;

- создание условий для привлечения молодежи к научной и научно-технической деятельности, а

также улучшение системы поддержки молодых ученых;

- усовершенствование системы профориентации молодежи;

- формирование здорового образа жизни;

- национально-патриотическое воспитание молодого поколения;

- формирование толерантности в молодежной среде;

- развитие льготного досрочного государственного кредитования молодежи и молодых семей;

- поддержку молодежных инициатив;

- поощрение волонтерского движения.

Однако не только государство сегодня выступает субъектом реализации молодежной политики, но и молодежные общественные объединения и организации. Сегодня в нашей стране насчитывается 144 молодежных и 32 детских общественных организаций [4]. Все они имеют свои представительства в регионах. Общественные организации сегодня являются своеобразным посредником между гражданами и государством, а также охватывают практически все сферы и уровни общественной жизни молодежи, они лучше понимают специфику проблем и пути их решения. В последнее десятилетие мы наблюдаем рост численности общественных молодежных (и не только) объединений. Данная тенденция обусловлена тем, что и молодежь, и население в целом оказывают общественным организациям достаточно высокое доверие. По данным социологических исследований, которые проводил ВЦИОМ, число доверяющих молодежным организациям превышает количество тех, кто доверяет, например, политическим партиям [5].

Общественные институты работы с молодежью предстают в качестве основного субъекта деятельности развития молодежного гражданского общества. Чтобы наиболее эффективно включать молодежь в развитие социальной практики, необходимо создавать институты, отвечающие потребностям современной молодежи. Отстаивание своих интересов молодежь проявляет в принятии решений на местном и региональном уровне, а участвуя в мероприятиях федерального масштаба мы можем говорить о систематизации молодежных проблем. Формы и возможности организации работы с молодёжью в регионах очень разнятся. Многие вопросы успешно решались и решаются на местах. В одних регионах на организацию работы с молодёжью выделяют значительные средства, а в других - нет не только денег, но и технологий, и специалистов по работе с молодёжью. Необходимо единоначалие на общегосударственном уровне. Участие в жизни общества сводится не только к голосованию и выдвижению своей кандидатуры на тех или иных выборах, оно сводится прежде всего к активной гражданской позиции и предполагает наличие определенных прав.

Молодежные и детские общественные объединения Республики Бурятия являются активными

участниками реализации государственной молодежной политики, представителями и защитниками прав и интересов общества, детей и молодежи в политической, экономической, социальной и духовной сферах. На данный момент активно реализуют сови проекты такие организации как «Молодежная палата при Народном Хурале Республики Бурятия, «Молодежная Палата при Улан-Удэнском городском Совете депутатов», Республиканская общественная организация «Федерация молодежи Бурятии», Региональная общественная организация «Центр молодежного туризма «Байкал», Республиканская общественная организация «Добровольческий центр», «Лига кВн Республики Бурятия», РОО «поисковое движение Бурятии», РМОО «Ассоциация молодежи» и ряд других. Сфера деятельности молодежных объединений в Республике Бурятия охватывает разные направления: содействие развитию студенческих строительных, путинных, педагогических отрядов, трудоустройство молодежи, досуг, решение жилищных проблем, патриотическое воспитание, популяризация спорта и здорового образа жизни, а также семейных ценностей.

Проанализировав деятельность молодежных общественных объединений, выделим их основные особенности :

- общественные молодежные объединения создаются вокруг определенной проблемы, направляя свою деятельность на поиск путей ее решения;

- молодежные общественные объединения ориентированы на выполнение государственного заказа и создаются при непосредственной поддержке органов власти;

- большую зависимость от лидеров организаций, взаимовыручку;

- трансляцию работы в муниципальные образования;

- периодический обмен опытом работы.

Также для более эффективного диалога молодежи и государства в регионе периодически проводится Байкальский молодежный форум, который является площадкой обмена опытом работы с молодежью не только Байкальского региона, но и в масштабах всей страны.

Молодежные инициативы сложно реализовать, если нет активной жизненной позиции, заинтересованности в деятельности и соответствующей мотивации. Именно поэтому молодежь предлагает такие меры для успешного формирования молодежной политики, которые будут стимулировать молодое поколение на новые действия и достижения. Молодежь имеет огромный инновационный потенциал. При определенных условиях и влиянии политических он может носить как конструктивную таи деструктивную направленность. Сегодня назрела необходимость переходить к социальному партнерству. Субъекты и объекты государственной политики должны выступать как партнеры. Они должны быть на равных позициях.

Литература:

1. Агранович М.Л. Молодежь в России: положение, потенциал, тенденции // Молодежь России. 2005. № 3. С. 8-14.

2. Блусь П.И. Некоторые подходы к организации молодежной работы в регионе / П.И. Блусь, А.А. Порошина // Ars administrandi (Искусство управления). 2009. № 01.

3. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета 08.12.2014. URL : http:// www.rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html

4. Камаев М.С. Фактор молодежных организаций в реализации стратегии и тактик государственной молодежной политики российской федерации // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5 (46-1). С. 134-139.

5. Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL : http://wciom.ru/politics-municipalitet/

Literature:

1. Agranovich M.L. Youth in Russia: situation, potential, tendencies // The youth of Russia. 2005. № 3. C. 8-14.

2. Blues P.I. Some approaches to the organization of youth work in the region / P.I. Blues, A.A. Poroshina // Ars administrandi (Art of Management). 2009. № 01.

3. Order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 № 2403-r «On the approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period until 2025» // Rossiyskaya Gazeta [Internet portal]. 12/08/2014. URL : http://www.rg.ru/2014/12/08/ molodej-site-dok.html

4. Kamaev M.S. The factor of youth organizations in the implementation of the strategy and tactics of the state youth policy of the Russian Federation // Economics and Entrepreneurship. 2014. № 5 (46-1). P. 134-139.

5. All-Russian Center for the Study of Public Opinion. URL : http://wciom.ru/politics-munici-palitet/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.