Научная статья на тему 'Региональная государственная молодежная политика: проблемы и перспективы'

Региональная государственная молодежная политика: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5927
729
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / YOUTH ASSOCIATIONS / STATE YOUTH POLICY / SOCIAL YOUTH MOVEMENTS / YOUTH BUSINESS / STATE INSTITUTES IN THE SPHERE OF YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Меркулов Павел Александрович, Елисеев Анатолий Леонидович

В статье рассмотрены проблемы и перспективы реализации государственной молодежной политики на региональном уровне. Аргументирована роль молодежных общественных объединений как субъектов проведения региональной молодежной политики. Структурированы особенности формирования молодежных объединений как институциональных структур. Уделяется внимание специфике функционирования молодежных общественных объединений в современной России. Обобщены проблемы дифференциации регионального финансирования молодежной политики. Систематизированы проблемы реализации государственной молодежной политики. Выявлены основные факторы, сдерживающие развитие потенциала молодежи как полноправного участника формирования и реализации региональной молодежной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Меркулов Павел Александрович, Елисеев Анатолий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional State Youth Policy: Problems and Prospects

The article considers the problems and prospects of realization of the state youth policy at the regional level. The article emphasizes the role of youth public associations as subjects of regional youth policy and provides a framework for the formation of youth associations as institutional structures. The authors pay specific attention to functioning of youth public associations in modern Russia. The authors generalize problems of differentiation of regional financing of youth policy. Problems of realization of the state youth policy are systematized. The major factors constraining the development of youth as a participant in the formation and realization of regional youth policy are examined.

Текст научной работы на тему «Региональная государственная молодежная политика: проблемы и перспективы»

Меркулов П.А., Елисеев А.Л.

Региональная государственная молодежная политика: проблемы и перспективы

Меркулов Павел Александрович — кандидат философских наук, доцент, директор Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Орел, РФ. E-mail: merkulov-pa@ranepa.ru SPIN-код РИНЦ: 5625-2900

Елисеев Анатолий Леонидович — кандидат исторических наук, доцент, зам. директора Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Орел, РФ. E-mail: eliseev@orel.ranepa.ru SPIN-код РИНЦ: 8257-6196

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы и перспективы реализации государственной молодежной политики на региональном уровне. Аргументирована роль молодежных общественных объединений как субъектов проведения региональной молодежной политики. Структурированы особенности формирования молодежных объединений как институциональных структур. Уделяется внимание специфике функционирования молодежных общественных объединений в современной России.

Обобщены проблемы дифференциации регионального финансирования молодежной политики. Систематизированы проблемы реализации государственной молодежной политики. Выявлены основные факторы, сдерживающие развитие потенциала молодежи как полноправного участника формирования и реализации региональной молодежной политики.

Ключевые слова

Молодежные объединения, государственная молодежная политика, общественные молодежные движения, молодежное предпринимательство, государственные институты в сфере молодежной политики.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации является приоритетным и специфическим направлением деятельности государства, которая осуществляется в интересах молодых людей, общества и государства в целом, исходя из возможностей России, ее экономического, социального, исторического и культурного развития, а также мирового опыта государственной поддержки молодежи. Актуальность указанных обстоятельств находит свое отражение во многих трудах российских ученых. Объективные выводы результатов исследований И.М. Ильинского, В.А. Лукова, С.С. Гилля, О.С. Грунистой, Т.В. Наумовой, изучающих проблемы развития потенциала молодежи как полноправного участника формирования и реализации государственной молодежной политики, позволили нам высказать свои предложения в данной области. Мы предприняли попытку синтезировать основные перспективы реализации направлений государственной молодежной политики на региональном уровне, что определило цель данной работы. Активное участие молодого

поколения в процессах развития российского общества, плодотворную работу государственных органов по поддержке институциональных молодежных структур мы связываем с успешным завершением общественно-экономических и политических преобразований в нашей стране.

Основные особенности реализации молодежной политики изложены в Распоряжении Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»1. Данный документ является основой для дальнейшего развития государственной молодежной политики, ее правовой базы, практической деятельности органов государственной власти и управления, которые должны оказывать содействие полноценному развитию молодых граждан.

На сегодня главными задачами государственной молодежной политики являются:

- повышение качества современного образования молодежи;

- переориентация системы подготовки специалистов согласно потребностям рынка труда с учетом перспектив трансформации существующей российской экономической модели на модель экономики знаний;

- разработка и внедрение механизма привлечения молодежи к научной и научно-технической деятельности, улучшение системы поддержки молодых ученых;

- использование системы профориентации молодежи для сбалансирования потребностей рынка труда и рынка образовательных услуг;

- активизация работы по трудоустройству и занятости молодежи;

- усовершенствование и внедрение экономически удобных механизмов гарантированного обеспечения молодых людей первым рабочим местом через предоставление работодателям преференций;

- урегулирование процесса трудовой миграции путем заключения межправительственных соглашений с целью обеспечения социальной защиты граждан, которые работают за пределами государства;

- разработка и внедрение механизмов создания благоприятных условий для облегчения субъектам предпринимательства «вхождения в рынок», прежде всего доступа к кредитным ресурсам;

1 Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета [Интернет-портал]. 08.12.2014. http://www.rg.ru/2014/12/08/molodei-site-dok.html (25.09.2015).

- формирование здорового образа жизни, профилактика распространения ВИЧ / СПИДа, алкогольной, наркотической зависимости;

- внедрение механизмов государственного и общественного контроля за сохранением существующих и строительством новых физкультурно-спортивных и оздоровительных объектов, в первую очередь в малых городах и сельской местности;

- национально-патриотическое воспитание молодого поколения, направленное на преодоление взаимной отчужденности молодежи разных регионов и консолидацию российской нации, формирование толерантности в молодежной среде;

- развитие льготного досрочного государственного кредитования молодежи и молодых семей, обеспечение жильем детей и молодежи2;

- поддержка инициативы молодежи относительно ее участия в общественной жизни страны, содействие укреплению функционирующих и образованию новых общественных молодежных и детских объединений, поощрение волонтерского движения3.

В нашей стране сформирован механизм координации молодежной политики, который на уровне центральных органов государственной власти включает Министерство образования и науки РФ (а именно Федеральное агентство по делам молодежи), филиалы Федерального агентства по делам молодежи в субъектах Федерации4. Реализация молодежной политики на региональном уровне — системный процесс, призванный оказывать влияние на молодежь в контексте целого ряда факторов: воспитание, образование, здравоохранение, досуг, занятость и т. д. В этот процесс в качестве активной стороны вовлечено целое множество отраслевых и территориальных институтов5.

Основными субъектами, которые занимаются реализацией молодежной политики, являются не только органы государственной власти. Активное участие в данном процессе принимают общественные объединения и организации. В качестве основных примеров можно назвать «РосПатриотЦентр», «Международный

2 Кочетков А.В. Законодательство Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики: аналитический обзор. Самара: Министерство культуры и молодежной политики Самарской области; ГУ «Агентство по реализации молодежной политики»; Центр развития молодежного парламентаризма в России, 2008. C. 5-6.

3 См.: Меркулов П.А. Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы XX века // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 182-183.

4 См.: Меркулов П.А., Елисеев А.Л.Формирование молодежной политики в Российской Федерации //Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 3. С. 304; Кочетков А.В. Законодательство Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики: аналитический обзор. C. 5-6.

5 Глухова М.Ф. Инфраструктура региональной молодежной политики: основные признаки и типологии // Регионология. 2011. Т. 75. № 2. С. 22.

молодежный центр», «Российский центр содействия молодежному предпринимательству», «Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр»6 и т. д.

Молодежная политика представляет собой целый комплекс мер по таким направлениям, как: поддержка молодежи в социальной сфере, формирование условий для гражданского становления и патриотического воспитания, профилактика экстремизма, правонарушений и асоциальных явлений в молодежной среде, формирование молодежной кадровой политики, содействие самореализации молодых граждан в профессиональной, научной, общественной деятельности, развитие лидерского потенциала, поддержка талантливой молодежи и др.7

Определяющей чертой общественного молодежного движения России является демократический характер его создания и деятельности: подавляющее большинство молодежных и детских объединений создано самой молодежью.

Демократичность молодежного движения обеспечивается тем, что действующее законодательство практически снимает все ограничения, которые существовали раньше, на создание общественных объединений, за исключением тех, которые являются деструктивными, криминальными для общества. Через свою общественную активность, «в первую очередь через свои общественные объединения, молодежь не только создает условия для развития и самореализации, но и активно включается во все общественные процессы»8.

Сегодня в России насчитывается 144 молодежных и 32 детских общественных организаций. Все они имеют свои представительства в регионах. Эти организации ежегодно реализовывают свои программы и получают финансовую поддержку от Федерального агентства по делам молодежи Российской Федерации. Общая сумма составляет более 28,7 млн руб.

Начиная с 2015 года федеральные бюджетные расходы на поддержку молодежной политики снижается, переходя практически полностью на обеспечение из регионального бюджета. Говоря об особенностях регионального финансирования молодежной политики в 2014 году, можно отметить дифференцированность ее

6 Грунистая О.С. Государственная молодежная политика в РФ: проблема организационно-правового обеспечения // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2014. № 13. С. 30.

7 Вовлечение молодежи в жизнь общества. Презентация гипотезы российского научного исследования: коллективная монография / под ред. д-ра.пед.н., профессора С.С. Гиля. М.: Издательство РГСУ, 2007. Т. 1. С. 224.

8 Меркулов П.А., Малик Е.Н., Бударина К.А. Институционализация молодежных организаций и объединений в современной России: проблемы и перспективы // Власть. 2015. № 4. С. 143.

реализации в различных субъектах РФ. Например, уровень бюджетного финансирования на одного человека в возрасте от 14 до 30 лет в Липецкой области составил 498 руб., а в Ямало-Ненецком автономном округе — 14360 руб. Данный аспект говорит о дифференциации более чем в 25 раз. Выше среднероссийских показателей бюджетного финансирования демонстрируют лишь некоторые экономически благополучные регионы (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Субъекты, превышающие среднероссийский уровень финансирования реализации молодежной политики в Российской Федерации в 2014 году; в рублях

Среднероссийский показатель бюджетного финансирования на одного человека в 2014 году составляет 1882 рубля. Субъекты Российской Федерации, представленные на рисунке превысили данное значение на 4,1-23,3%. Однако в некоторых (например, Чувашской Республике, Кемеровской, Воронежской, Ростовской и Рязанской областях, Приморском и Алтайском краях) на финансирование молодежной политики приходится менее 1000 рублей на человека в год (см. Рисунок 2). Крайне низкими расходы на молодежную политику остаются в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесской Республике, несмотря на их высокую дотационность.

Как показывают результаты исследования «Молодежь России», проведенного в 2014 году «Левада-центром», 12% опрошенной молодежи являются членами общественных организаций, 8% — членами политических партий. Увеличивается количество молодежи, которая знает о существовании молодежных общественных

организаций. Так, по данным исследования, пропорция таких молодых людей составляет 58% против 40% в 2013 году9.

Рисунок 2. Субъекты, где уровень финансирования молодежной политики был ниже среднероссийского показателя в 2014 году; в рублях

Тем не менее количественный показатель вовлечения молодых людей в деятельность общественных молодежных организаций значительно отстает от аналогичного показателя участия населения страны в общественных объединениях в целом. По результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июне 2014 года, 28,6% населения страны сообщило, что лично принимает участие в деятельности общественных организаций.

Ухудшение социально-экономического положения страны привело к тому, что, по мнению самой молодежи, деятельность большинства молодежных общественных организаций должна направляться прежде всего на решение социальных проблем детей и молодежи. В 2013 году 30% опрошенной молодежи отдали предпочтение именно таким организациям, в 2014 году — 42%, хотя молодые граждане считают наиболее важной (выдвинув в этом году указанную проблему на первое место) деятельность организаций, которые занимаются досугом молодежи, — 49%10.

9 Правовые информационные системы // Министерство юстиции Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://miniust.ru/ru/activity/databases (18.03.2015).

10 Всероссийский центр изучения общественного мнения [Официальный сайт]. URL: http://wciom.ru/politics-municipalitet/ (14.03.2015).

Общественные организации, которые охватывают разные сферы и уровни общественной жизни, лучше понимают сущность и специфику соответствующих социальных проблем и пути их преодоления. Именно они являются универсальным посредником между гражданами и государством.

Как отмечает А.В. Мельников: «Участие общественных организаций в жизни общества является одним из показателей демократичности самого государства»11. В последнее время процесс формирования и государственной регистрации общественных организаций значительно активизировался. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, если в конце 1998 года было легализовано 954 международных и российских объединений граждан, из них — 84 политических партий и 811 общественных организаций, в конце 2014 года — 1052 объединения, из них — 106 партий и 908 общественных организаций. Общее же количество участвующих в различных объединениях граждан, включая местные ячейки всех уровней, ныне составляет свыше 584 тысяч человек12.

В общей численности общественных организаций, которые созданы и действуют в России, молодежные составляют 6,7%. Необходимо подчеркнуть, что темп создания общественных молодежных и детских объединений с каждым годом возрастает. Из них наибольшее количество составляют организации социальной направленности — 511. Если проанализировать все регионы, то можно сказать, что по направлениям деятельности наиболее популярными и действенными являются политические организации (24%), спортивно-оздоровительные (22%), по поддержке творческого и интеллектуального развития (14%), воспитательные (10%), благотворительные (11%), патриотические (6%), экологические (2%) и др. Это означает, что в сегодняшних условиях становления нашего государства молодым гражданам небезразлично будущее страны, в которой они живут. И молодежь проявляет себя через участие в деятельности общественных организаций.

Молодежь принимает активное участие в спортивно-оздоровительных (физкультурных) организациях. Такие организации охватывают почти все виды спорта и являются популярными как среди молодежи, так и среди детей.

Аналогичным образом обстоят дела и с организациями, целью которых является поддержка творческого и интеллектуального развития молодежи и детей. Они

11 Мельников А.В. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 4. С. 62.

12 Волков Д. Перспективы гражданского общества в России // Левада-центр [Официальный сайт]. URL: http://www.levada.ru/books/perspektiw-grazhdanskogo-obshchestva-v-rossii-2011 (12.03.2015).

тоже популярны среди молодых граждан, юношества и детей. Спектр деятельности этих организаций самый разнообразный: творческие коллективы, художественная самодеятельность, творческие фестивали и конкурсы, кружки и др.13

Развиваются и студенческие организации, целью которых является поддержка инициатив и защита прав студентов. Получают развитие специализированные организации, например: аграрные, волонтерские, профессиональной поддержки, развития международных связей. Создание аграрных организаций и организаций поддержки сельской молодежи наблюдается лишь в восточных и центральных областях страны, которые и являются преимущественно аграрными.

В последнее время в России появились организации гендерной направленности. В 2013 году подобных организаций насчитывалось 25. Наряду с поддержкой женского движения, они занимаются вопросами благотворительности, творческого развития молодежи и т. п.

Необходимо также отметить наличие общественных объединений молодежи, которые работают по отраслевому принципу. Хотя иногда они не регистрируются в органах юстиции, как этого требует действующее законодательство, а их статус утверждается решением профсоюзных органов, это не мешает им проявлять довольно высокую активность в решении социально-экономических проблем молодежи, которая работает в определенной отрасли.

Формируется всё больше молодежных союзов, которые стремятся объединить российские и местные молодежные и детские организации, стать координатором молодежного движения14. Вместе с тем вопрос консолидации молодежного движения страны, интеграции его в международные структуры остается актуальным.

Рост численности общественных молодежных объединений в значительной мере обусловлен тем, что и население в целом, и молодежь оказывают молодежным организациям довольно высокое доверие. По данным социологических исследований, которые проводил ВЦИОМ, число доверяющих молодежным организациям превышает количество тех, кто доверяет, например, политическим партиям.

Однако, несмотря на положительные тенденции в развитии молодежной политики, существует и ряд проблемных вопросов, решение которых сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и

13 См.: Смирнов В.А. Молодежные общественные объединения как субъект региональной молодежной политики. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 2 (58). С. 515.

14 Камаев М.С. Фактор молодежных организаций в реализации стратегии и тактик государственной молодежной политики российской федерации // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5 (46-1). С. 135.

экономического потенциала молодежи как на региональном, так и на государственном уровнях15. Среди основных факторов следует отметить:

1. Сокращение численности молодежи в регионах. Данный аспект обусловлен в первую очередь демографическим спадом, наблюдавшимся в 90-е годы, а также тем, что часть молодежи уезжает из регионов для учебы или работы в более крупные субъекты Федерации16. Вследствие этого перед органами государственной власти возникает вопрос о необходимости кардинального повышения качества имеющегося молодежного человеческого ресурса, минимизации физических и социальных потерь, максимально глубокой и эффективной социализации молодых людей, формирования у них лидерских качеств, а также привлечения и закрепления молодежи на территории маленьких регионов17.

2. Ухудшение состояния физического и психического здоровья молодежи. Среднегодовой темп прироста заболеваемости подростков по стране составляет 6,9%. В связи с этим актуальной становится «поддержка инициатив молодежи, направленных на формирование здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками»18.

3. Вызывает также опасение тенденция «потери человеческого капитала» в связи с тем, что молодежь не полностью использует имеющийся у нее потенциал19. Таким образом, необходимым становится развитие системы конкурсов и мероприятий по поддержке молодежных инициатив, проектов общественных объединений, потенциала талантливой молодежи.

4. Отсутствие у молодежи четких нравственных и моральных устоев, патриотических и семейных ценностей. Это обусловлено «негативным влиянием средств массовой информации на молодежное сознание и факторами, связанными с недостаточной реализацией воспитательных функций семьей и другими общественными институтами, и требует реализации комплекса мер, направленных на

15 См.: Меркулов П.А. Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы XX века. С. 182.

16 Елисеев А.Л. Кадровое обеспечение реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 79.

17 Парсиева Л.К., Гацалова Л.Б. Особенности региональной молодежной политики в период модернизации // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-3. С. 503-506.

18 Наумова Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 1. С. 68.

19 См.: Болотин И., Гегель Л. Региональная молодежная политика в социологическом измерении // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 157.

формирование гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма и семейных ценностей у молодого поколения»20.

5. Значительный процент молодых людей, получающих статус безработного. В 2014 году доля молодежи среди граждан, признанных безработными, составила 25,9%. При этом в регионах доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных колеблется от 20 до 57% (в среднем — 37%). Причинами такой ситуации могут являться недостаточно успешная социализация и профориентация молодежи, «иждивенческая» позиция молодых людей, отсутствие опыта работы у молодежи, получившей образование. В связи с этим важное значение приобретает развитие творческого и профессионального потенциала молодежи, сопровождение молодых специалистов, повышение престижа рабочих профессий.

6. Приток мигрантов на территорию России может оказать негативное влияние на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений среди молодежи21, что повышает важность решения вопросов обеспечения эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, профилактики экстремизма и раннего предупреждения межнациональных конфликтов в молодежной среде22.

7. Существенным ограничением развития сферы молодежной политики в депрессивных областях является недостаточное ресурсное и кадровое обеспечение. При этом требуется дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, создание многофункциональных центров для молодежи, расширение охвата молодежи социальными услугами.

Таким образом, молодежь в Российской Федерации как специфическая социально-демографическая группа общества характеризуется не только возрастными признаками, но и местом, которое она занимает в социальной структуре общества, особенностями социального становления, своим общественным назначением. Стоит согласиться с И.М. Ильинским и В.А. Луковым, которые считают: «Именно молодые люди выступают проводником демографического, социально-экономического,

20 Малик Е.Н. Средства массовой информации как институт политической социализации молодежи в современной России. Монография. Орел: Издательство ОРАГС, 2009. С. 104-105.

21 См.: Ливцов В.А. Механизм государственного влияния на русскую православную церковь и всемирный совет церквей в середине XX столетия // Общество и человек. 2013. № 2 (5). С. 63; Кузина С.И., Сухотерина М.А. Государственная молодежная политика как фактор противодействия экстремизму молодежи // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2014. № 1 (9). С. 168-175.

22 Бородин Д.Ю., Смирнова Н.С., Уханова Е.А. Учет фактора этнической толерантности при формировании региональной молодежной политики // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Экономика и управление». 2013. № 18. С. 102-112.

политического и духовного прогресса, определяющим фактором преобразований, отвечающих назревшим потребностям сегодняшнего дня»23.

Именно привлечение самой молодежи к реализации молодежной политики, сотрудничество органов государственной власти с общественными организациями является неотъемлемым атрибутом современного демократического государства в вопросах регулирования социальных отношений. Наличие и действенность молодежных общественных организаций является, в сущности, показателем развития гражданского общества. В этой связи имеется реальная необходимость в совершенствовании системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах страны.

Список литературы:

1. Вовлечение молодежи в жизнь общества. Презентация гипотезы российского научного исследования: коллективная монография / под ред. д-ра.пед.н., профессора С.С. Гиля. М.: Издательство РГСУ, 2007. Т. 1.

2. Волков Д. Перспективы гражданского общества в России // Левада-центр [Официальный сайт]. URL: http://www.levada.ru/books/perspektivy-grazhdanskogo-obshchestva-v-rossii-2011 (12.03.2015).

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Официальный сайт]. URL: http://wciom.ru/politics-municipalitet/ (14.03.2015).

4. Грунистая О.С. Государственная молодежная политика в РФ: проблема организационно-правового обеспечения // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2014. № 13. С. 29-34.

5. Елисеев А.Л. Кадровое обеспечение реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 78-81.

6. Ильинский И.М., Луков В.А. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. С. 5-14.

7. КамаевМ.С. Фактор молодежных организаций в реализации стратегии и тактик государственной молодежной политики российской федерации // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5 (46-1). С. 134-139.

23 Ильинский И.М., Луков В.А. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. С. 10.

8. КочетковА.В. Законодательство Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики: аналитический обзор. Самара: Министерство культуры и молодежной политики Самарской области; ГУ «Агентство по реализации молодежной политики»; Центр развития молодежного парламентаризма в России, 2008. C. 5-6.

9. Кузина С.И., Сухотерина М.А. Государственная молодежная политика как фактор противодействия экстремизму молодежи // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2014. № 1 (9). С. 168-175.

10. Ливцов В.А. Механизм государственного влияния на русскую православную церковь и всемирный совет церквей в середине XX столетия // Общество и человек. 2013. № 2 (5). С. 61-66.

11. Малик Е.Н. Средства массовой информации как институт политической социализации молодежи в современной России. Монография. Орел: Издательство ОРАГС, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Мельников А.В. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 4. С. 60-63.

13. Меркулов П.А. Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы XX века // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 180-185.

14. Меркулов П.А., Елисеев А.Л. Формирование молодежной политики в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 3. С. 301-305.

15. Меркулов П.А., Малик Е.Н., Бударина К.А. Институционализация молодежных организаций и объединений в современной России: проблемы и перспективы // Власть. 2015. № 4. С. 140-145.

16. Наумова Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 1. С. 65-75.

17. Правовые информационные системы // Министерство юстиции Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://miniust.ru/ru/activity/databases (18.03.2015).

18. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета [Интернет-портал]. 08.12.2014. http://www.rg.ru/2014/12/08/molodei-site-dok.html (25.09.2015).

Merkulov P.A., Yeliseyev A.L. Regional State Youth Policy: Problems and Prospects

Pavel A. Merkulov — Ph.D., Associate Professor, director, Orel Branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel, Russian Federation. E-mail: merkulov-pa@ranepa. ru

Anatoly L. Yeliseyev — Ph.D., Associate Professor, deputy director, Orel Branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel, Russian Federation.

E-mail: eliseev@orel.ranepa.ru Annotation

The article considers the problems and prospects of realization of the state youth policy at the regional level. The article emphasizes the role of youth public associations as subjects of regional youth policy and provides a framework for the formation of youth associations as institutional structures. The authors pay specific attention to functioning of youth public associations in modern Russia.

The authors generalize problems of differentiation of regional financing of youth policy. Problems of realization of the state youth policy are systematized. The major factors constraining the development of youth as a participant in the formation and realization of regional youth policy are examined.

Keywords

Youth associations, the state youth policy, social youth movements, youth business, state institutes in the sphere of youth policy.

References:

1. Vovlechenie molodezhi v zhizn' obshchestva. Prezentatsiia gipotezy rossiiskogo nauchnogo issledovaniia: kollektivnaia monografiia / pod red. d-ra.ped.n., professora S.S. Gilia. Moscow: Izdatel'stvo RGSU, 2007. T. 1.

2. Volkov D. Perspektivy grazhdanskogo obshchestva v Rossii. Levada-tsentr [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.levada.ru/books/perspektivy-grazhdanskogo-obshchestva-v-rossii-2011 (12.03.2015).

3. Vserossiiskii tsentr izucheniia obshchestvennogo mneniia [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://wciom.ru/politics-municipalitet/ (14.03.2015).

4. Grunistaia O.S. Gosudarstvennaia molodezhnaia politika v RF: problema organizatsionno-pravovogo obespecheniia. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie v XXI veke: teoriia, metodologiia, praktika, 2014, 13, pp. 29-34.

5. Eliseev A.L. Kadrovoe obespechenie realizatsii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki na federal'nom, regional'nom i munitsipal'nom urovniakh. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia, 2014, 3, pp. 78-81.

6. Il'inskii I.M., Lukov V.A. Gosudarstvennaia molodezhnaia politika v Rossii: filosofiia preemstvennosti i smeny pokolenii. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2008, 4, pp. 5-14.

7. Kamaev M.S. Faktor molodezhnykh organizatsii v realizatsii strategii i taktik gosudarstvennoi molodezhnoi politiki rossiiskoi federatsii. Ekonomika ipredprinimatel'stvo, 2014, 5 (46-1), pp. 134-139.

8. Kochetkov A.V. Zakonodatel'stvo Rossiiskoi Federatsii v sfere gosudarstvennoi molodezhnoi politiki: analiticheskii obzor. Samara: Ministerstvo kul'tury i molodezhnoi politiki Samarskoi oblasti; GU "Agentstvo po realizatsii molodezhnoi politiki"; Tsentr razvitiia molodezhnogo parlamentarizma v Rossii, 2008. Pp. 5-6.

9. Kuzina S.I., Sukhoterina M.A. Gosudarstvennaia molodezhnaia politika kak faktor protivodeistviia ekstremizmu molodezhi. Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo institute, 2014, 1 (9), pp. 168-175.

10. Livtsov V.A. Mekhanizm gosudarstvennogo vliianiia na russkuiu pravoslavnuiu tserkov' i vsemirnyi sovet tserkvei v seredine XX stoletiia. Obshchestvo i chelovek, 2013, 2 (5), pp. 61-66.

11. Malik E.N. Sredstva massovoi informatsii kak institut politicheskoi sotsializatsii molodezhi v sovremennoi Rossii. Monografiia. Orel: Izdatel'stvo ORAGS, 2009.

12. Mel'nikov A.V. Molodezhnye obshchestvennye ob'edineniia kak institut grazhdanskogo obshchestva.

Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, 2014, 4, pp. 60-63.

13. Merkulov P.A. Razrabotka kontseptsii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossii v 90-e gody XX veka.

Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, 2013, 1, pp. 180-185.

14. Merkulov P.A., Eliseev A.L. Formirovanie molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, 2014, 3, pp. 301-305.

15. Merkulov P.A., Malik E.N., Budarina K.A. Institutsionalizatsiia molodezhnykh organizatsii i ob'edinenii v sovremennoi Rossii: problemy i perspektivy. Vlast', 2015, 4, pp. 140-145.

16. Naumova T.V. Mentalitet kak bazovaia kategoriia v ob"iasnenii osobennostei tsennostnogo soznaniia sovremennoi rossiiskoi molodezhi. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18. Sotsiologiia i politologiia, 2001, 1, pp. 65-75.

17. Pravovye informatsionnye sistemy. Ministerstvo iustitsii Rossiiskoi Federatsii [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://minjust.ru/ru/activity/databases (18.03.2015).

18. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 29 noiabria 2014 g. № 2403-r "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda". Rossiiskaia gazeta [Internet-portal]. 08.12.2014. URL: http://www.rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (25.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.