УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УПРАВЛЕНИЕ № 1(15) / 2017. 104: 55-61
УДК 351 DOI 10.12737/24702
Получено 15.11.2016 Одобрено 23.01.2017 Опубликовано 22.03.2017
Любина О.Н.
Заместитель заведующего кафедрой государственного управления и кадровой политики Московского городского университета управления Правительства Москвы, Москва
e-mail: [email protected]
Государственная молодежная политика: особенности реализации и отражение в государственных программах Российской Федерации и города Москвы
Аннотация
В статье рассмотрена сущность государственной молодежной политики и направления ее реализации на уровне Российской Федерации и города Москвы, сделан анализ государственных программ с позиции отражения в них мероприятий молодежной политики, высказана необходимость формирования единых подходов к правовому регулированию государственной молодежной политики в Российской Федерации и субъектах РФ.
Ключевые слова:
молодежь, молодое поколение, государственная молодежная политика, государственные программы, цели реализации молодежной политики, нормативные правовые основы молодежной политики.
Lyubina O.N.
Deputy Head of Public Administration and HR Policy Department, Moscow Metropolitan Governance University, Moscow
e-mail: [email protected]
State Youth Policy: Peculiarities of Implementation and Reflection in the State Programs of the Russian Federation and Moscow City
Abstract
The article considers the essence of the state youth policy and the directions of its implementation at the level of the Russian Federation and Moscow city. The analysis of government programs is made from a position of reflection in them of youth policy events. The necessity of common approaches development to the legal regulation of the state youth policy in the Russian Federation and its subjects is expressed.
Keywords:
youth, young generation, state youth policy, government programs, the goals of implementation of youth policy, normative-legal basis of youth policy.
В последние два десятилетия наше государство претерпевает существенные политические и экономические изменения, что приводит к проблемам в различных сферах жизни российских граждан, особенно молодежи. Несмотря на все позитивные реформы Правительства, проблема реализации молодежной политики остается открытой.
Молодежь сегодня — это поколение, которое влияет на дальнейшую судьбу России; это поколение, которое выделяется среди остальных социальных слоев населения уровнем мобильности, интеллектуальной деятельностью и здоровьем. Решению проблем молодых граждан всегда уделялось первостепенное внимание со стороны государства. В России актуальные вопросы молодежной политики стали предметом обсуждения и исследования ученых и политических деятелей, представителей власти и различных общественных структур. Исследователи рассматривают ее как часть государственной политики, часть социальной политики, направление политики народосбережения.
Повышенный интерес к молодежной политике вызван в том числе и тем, что молодежь как социальная группа занимает более 18% (27 588 тыс. человек в возрасте от 15 до 29 лет) общей численности населения в Российской Федерации — 146 545 тыс. человек (по данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на ноябрь 2016 г.) [10]. Реальная цифра несколько больше, поскольку в нашей стране молодыми людьми являются граждане в возрасте от 14 до 30 лет [11]. Отметим, что в мировой практике не существует единства взглядов по классификации населения, относящегося к «молодежи». В странах встречаются разные критерии для включения в общую численность молодежи: географическое расположение государства, национальность или пол граждан, уровень доходов, тип деятельности и другие особенности.
В качестве еще одной причины интереса к молодежной политике можно указать неокончательную сформированность нормативной правовой базы ее реализации как на уровне государства, так и субъ-
ектов РФ, несмотря на то, что переосмысление основ молодежной политики началось в 90-е гг. прошлого столетия после распада СССР. Именно тогда были приняты основные нормативные правовые акты в области государственной молодежной политики, которые и сегодня являются актуальными. Фундаментом реализации молодежной политики является Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» и Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». Эти нормативные акты и принятый вслед за ними Федеральный закон от 26 мая 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» напрямую были связаны с реорганизацией идеологического устройства и социально-политическими изменениями в государстве.
Ниже приведены основные цели реализации молодежной политики, поставленные на государственном уровне [14]:
• социокультурное, нравственное и физическое развитие молодежи;
• отказ от нарушения прав молодых людей по признаку возраста;
• создание условий для более тесной интеграции молодых людей в совместной социоэкономиче-ской, политической и нравственной жизни общества;
• расширение прав молодежи в выборе своей карьеры, достижение личного успеха;
• образование и воспитание молодежи;
• использование необходимого потенциала молодых людей в государственном и социальном развитии.
На федеральном уровне, а впоследствии и на региональном уровне начали формироваться новые подходы к «обузданию» молодого поколения в строгом соответствии с ценностями демократического устройства страны, а также определяться будущее государственной молодежной политики.
Затем было принято еще большее количество нормативных правовых актов, которые послужили основой для дальнейшего совершенствования государственной молодежной политики. Органы государственной власти начали заниматься молодежной политикой более комплексно после провозглашения в Российской Федерации «Года молодежи» в 2009 г. Расходы федерального бюджета, направленные на молодежную политику, выросли более чем в 9 раз: начиная с 2012 г. государство расходует
более 5,4 млрд руб. ежегодно [6]. Отметим, что бюджетные средства направляются не только на представителей молодежи, но и профессиональные сообщества, которые с ними тесно связаны, т.е. врачей, преподавателей, социальных работников и т.д.
Сегодня молодежная политика — это интеграция отдельных программ и проектов, ориентированных на молодежь, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства [4, с. 73]. Все основные приоритеты должны реализовываться не только на федеральном, но и на региональном уровне. В противном случае молодежная политика будет неэффективной, поскольку не будет затрагивать все сферы жизнедеятельности молодого поколения.
Вектором осуществления ключевых целей государственной молодежной политики в современной России является распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года». Согласно распоряжению, «государственная молодежная политика» — направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене» [9]. Именно этот документ определил основные положения молодежной политики Российской Федерации в интересах страны и общества.
К подобным положениям можно отнести:
• вовлечение молодежи в социальную практику;
• поддержка молодых семей, в частности содействие решению жилищных проблем;
• решение проблем безработицы среди молодежи, развитие молодежного предпринимательства и экономической самостоятельности;
• содействие и поддержка в области охраны здоровья молодого поколения, пропаганда здорового области жизни и профилактика девиаций;
• формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи [5].
В субъектах Российской Федерации, благодаря перечисленным нормативным актам, сформировались региональные законы, касающиеся конкретных областей жизни молодых людей. Например, помогающие молодежным организациям, которые поддерживают молодые семьи, талантливых молодых людей. Существуют и специальные региональные законы, дающие гарантии молодежи в сфере труда, предоставляющие государственную поддержку предпринимательской деятельности молодежи.
Отметим, что молодежная политика предполагает поэтапную реализацию мероприятий государственных программ. Особо следует выделить государственные программы Российской Федерации по направлению «Новое качество жизни» [7] (см. табл. 1).
Реализуемые государственные программы в той или иной степени касаются молодежи и направлены на решение проблем молодых граждан. Однако отсутствует государственная программа, ориентированная исключительно на молодое поколение, содержащая мероприятия сферы молодежной политики.
На региональном уровне наблюдается похожая ситуация. В Законе города Москвы от 30 сентября 2009 г. № 39 «О молодежи» сказано, что государственная молодежная политика города Москвы — «система государственных мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных условий для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации
ею экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества» [2].
Для реализации молодежной политики Правительство Москвы выполняет следующие функции:
• защита конституционных прав и свобод молодежи;
• разработка и внедрение государственных программ;
• разработка и реализация программ социальной поддержки для молодых людей;
• установление полномочий органов исполнительной власти города Москвы в сфере государственной молодежной политики;
• разработка и внедрение комплексных мер по регулированию отношений в сфере труда и занятости молодых граждан;
• организация работы центров социального обслуживания, центров социальной помощи семье и детям;
• организация праздников для детей и подростков;
• организация мероприятий по правовому воспитанию молодежи;
• регулирование и межведомственное координирование мероприятий по физическому воспитанию молодежи;
• учреждение государственных учреждений в приоритетных областях государственной молодежной политики;
• формирование инфраструктуры государственной молодежной политики;
Наименование государственной программы РФ Ответственный исполнитель
Развитие здравоохранения Министерство здравоохранения Российской Федерации
Развитие образования» на 2013-2020 гг. Министерство образования и науки Российской Федерации
Социальная поддержка граждан Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
«Доступная среда» на 2011-2020 гг. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Содействие занятости населения Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности Министерство внутренних дел Российской Федерации
Противодействие незаконному обороту наркотиков Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
«Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Развитие физической культуры и спорта Министерство спорта Российской Федерации
Таблица 1
Государственные программы Российской Федерации по направлению «Новое качество жизни»
Таблица 2
Основные государственные программы города Москвы, обеспечивающие реализацию конституционных прав и
потенциала молодежи
Государственная программа города Москвы / Ответственный исполнитель Мероприятия программы
«Жилище» Департамент градостроительной политики города Москвы Департамент городского имущества города Москвы Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Департамент капитального ремонта города Москвы • улучшение жилищных условий; • обеспечение жильем молодых семей; • содействие города Москвы в приобретении жилых помещений; • социальные выплаты молодым семьям на строительство и приобретение жилых помещений
«Культура Москвы на 2012-2018 годы» Департамент культуры Москвы • обеспечение государственной поддержки приобщения молодежи к театральному и музыкальному искусству, музейно-выставочным проектам; • создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, обеспечивающие устойчивые позиции молодых москвичей в глобальной конкуренции мировых городов; • поддержание молодежных театральных проектов; • увеличение доли концертов для молодежи; • развитие кинокультурных центров для молодежи; • создание резерва кадров руководителей учреждений культуры из числа молодых специалистов; • проведение молодежных конкурсов и фестивалей; • организация работы молодежных студий «хай-тек» технологий для пользователей компьютерной и цифровой техникой; • закрепление в организациях культуры молодых специалистов
«Спорт Москвы» Департамент физической культуры и спорта города Москвы • вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом
«Безопасный город» Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Управление делами Мэра и Правительства Москвы • проведение профилактических мероприятий по разъяснению уголовной и административной ответственности за участие в противоправных действиях среди молодежи; • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности со стороны молодежных структур; • выявление и пресечение фактов незаконного оборота наркотиков у молодежи; • профилактика наркомании и центров психологической помощи для молодежи; • проведение циклов тематических мероприятий по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма в молодежной среде; • реализация молодежных проектов; • проведение городских мероприятий для нравственного развития молодежи
«Столичное образование» Департамент образования города Москвы • социализация молодежи; • реализация программ по изучению иностранных языков молодежью; • развитие научно-технического творчества молодежи; • обеспечение эффективного использования потенциала учреждений среднего профессионального образования молодежью; • совершенствование механизмов военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи; • вовлечение молодежи в приобретение разнообразных услуг в сфере дополнительного образования; • реализация программ трудоустройства молодежи; • создание механизмов активизации потенциала учащейся молодежи
«Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы» Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы • создание условий для социально-трудовой адаптации молодых людей с ограничениями жизнедеятельности; • организация молодежно-патриотического воспитания; • дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям
«Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» Департамент городского имущества города Москвы Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Департамент торговли и услуг города Москвы Департамент труда и занятости населения города Москвы Департамент экономической политики и развития города Москвы Департамент капитального ремонта города Москвы Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы • профессиональная навигация молодежи; • предоставление премий и грантов молодым ученым; • проведения мероприятий по квотированию рабочих мест для молодежи
• образование молодежных консультативно-совещательных органов при Правительстве Москвы;
• осуществление иных полномочий, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами РФ и города Москвы.
Через подведомственные департаменты Правительство Москвы реализует государственные программы города Москвы, нацеленные на повышение качества и уровня жизни молодых граждан [13] (см. табл. 2).
В то же время отметим, что в городе так же, как и на федеральном уровне, нет специальной программы, направленной исключительно на реализацию мероприятий молодежной политики. Хотя, с удовлетворением заметим, что мероприятия, ориентированные на молодых граждан, в обязательном порядке находят свое отражение в программах любого уровня. Например, федеральная целевая программа «Жилище» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» содержит подпрограмму, которая полностью посвящена молодых семьям, — «Обеспечение жильем молодых семей». Аналогичное мероприятие наблюдаем в государственной программе города Москвы «Жилище». Однако и сегодня более 157,36 тыс. молодых семей в Российской Федерации нуждаются в создании условий для повышения уровня обеспеченности жильем [8].
Несмотря на реализованные и планируемые для реализации мероприятия, проблемы молодежной политики по-прежнему остаются актуальными. Это и упомянутая выше проблема обеспеченности молодых семей жильем, а также проблемы получения молодежью достойного образования, социальной адаптации молодых граждан, их трудоустройства и профессионализации, проблемы предупреждения преступности и работы с молодежью по месту жительства. Решению этих и других проблем в молодежной среде может существенно помочь совершенствование правового регулирования молодежной политики. По мнению исследователей, «...основная проблема правового регулирования молодежной политики на региональном уровне связана с отсутствием законодательного регулирования молодежной политики на федеральном уровне» [3, с. 35].
В настоящее время идет активное обсуждение Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [12]. Документ призван определить цели, приоритеты и инструменты государственной молодежной политики, продумать механизмы участия инвесторов в реализации молодежных проектов и программ, содействия деятельности общественных молодежных объединений, развития инфраструктуры молодежной политики. Стратегия должна урегулировать отношения участников молодежной политики на всех уровнях власти (местном, региональном и федеральном), а также свести к минимуму внутренние противоречия, связанные с действием норм законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам молодежной политики.
Следующим шагом для преодоления данной проблемы должно стать принятие федерального закона, который не только давал бы точное понятие государственной молодежной политики, определял характер организации направлений деятельности, но и разграничивал полномочия субъектов РФ и определял предметы ведения в сфере региональной молодежной политики [1]. Основополагающими принципами данного закона должны стать: единая система приоритетов и целей; наличие в регионах независимых молодежных программ, учитывающих региональные особенности; четкое разделение полномочий в сфере молодежной политики между региональными и федеральными органами власти; создание единой концепции оценки качества и результативности реализации мероприятий молодежной политики; использование механизмов государственно-частного партнерства и др.
Для того чтобы молодежная политика не просто нормально функционировала, но и оказывала свое позитивное влияние в целом на все государство и его граждан, необходимо реализовывать комплекс мер, которые рассчитаны на долгосрочную перспективу. При этом важно, чтобы государственную молодежную политику не политизировали в своих интересах, она, прежде всего, должна быть представлена как общенациональная ценность, которая содержит идею развития государства и всего общества.
Литература
1. Бутова Т.В. Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне [Текст] / Т.В. Бутова, А.И. Дунаева, Н.О. Удачин // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 3 (22). - С. 10.
References
1. Butova T.V., Dunaeva A.I., Udachin N.O. Problemy realizatsii molodezhnoy politiki na munitsipal'nom urovne [Problems of realization of youth policy at the municipal
2. Закон города Москвы от 30 сентября 2009 г. № 39 «О молодежи» [Электронный ресурс] // URL: http://www. consultant.ru/
3. Курдюк П.М. Проблемы правового регулирования молодежной политики в Российской Федерации [Текст] / П.М. Курдюк, М.А. Егупова // Юристъ — Правоведъ.
- 2010. - № 1. - С. 32 - 37.
4. Меркулов П.А. Российская специфика становления и реализации государственной молодежной политики [Текст] / П.А. Меркулов, В.Н. Орлова // Вестник государственного и муниципального управления. - 2015.
- № 1 (16). - С. 69-75.
5. Нигматуллина Т.А. Государственная молодежная политика в федеративной России [Текст] / Т.А. Нигматуллина. - М.: Башкирский институт социальных технологий (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений». - 2012. - С. 49.
6. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Информационно-аналитический раздел [Электронный ресурс] // URL: http://www. minfin.ru/ru/
7. Портал государственных программ Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] // URL: http://programs.gov.ru/Portal/
8. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс] // URL: http:// www.consultant.ru/
9. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/
10. Распределение населения по возрастным группам. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/#
11. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года // Официальный сайт Российской государственной библиотеки для молодежи [Электронный ресурс] // URL: http://www.rgub. ru/
12. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. Официальный сайт Виртуального методического объединения библиотек и организаций, работающих с молодежью [Электронный ресурс] // URL: http://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf
13. Тематический навигатор Правительства Москвы [Электронный ресурс] // URL: http://budget.mos.ru/
14. Федеральный закон от 26.05.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/
level]. Internet-zhurnal Naukovedenie [Internet magazine Naukovedenie]. 2014, I. 3 (22), p. 10.
2. Zakon goroda Moskvy ot 30 sentyabrya 2009 g. № 39 «O molodezhi» [Moscow City Law dated September 30, 2009 № 39 "On Youth"]. Available at: http://www.consultant. ru/
3. Kurdyuk P.M., Egupova M.A. Problemy pravovogo regulirovaniya molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii [Problems of legal regulation of youth policy in the Russian Federation]. Yurist" — Pravoved" [Jurist - Pravoved]. 2010, I. 1, pp. 32 - 37.
4. Merkulov P.A., Orlova V.N. Rossiyskaya spetsifika stanovleniya i realizatsii gosudarstvennoy molodezhnoy politiki [Russian specifics of formation and realization of the state youth policy]. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Herald of state and municipal government]. 2015, I. 1 (16), pp. 69-75.
5. Nigmatullina T.A. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika vfederativnoy Rossii [State youth policy in federal Russia]. Moscow, Bashkirskiy institut sotsial'nykh tekhnologiy (filial) Obrazovatel'nogo uchrezhdeniya profsoyuzov vysshego obrazovaniya «Akademiya truda i sotsial'nykh otnosheniy» Publ., 2012, p. 49.
6. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii. Informatsionno-analiticheskiy razdel [The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. Information and Analysis section]. Available at: http://www. minfin.ru/ru/
7. Portal gosudarstvennykh programm Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF [The portal of the state programs of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://programs.gov.ru/ Portal/
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.12.2010g. № 1050 «O federal'noy tselevoyprogramme "Zhilishche" na 2015 — 2020 gody» [Government Decree of17.12.2010 № 1050 "On the federal targeted program" Housing "for 2015 - 2020"]. Available at: http://www.consultant.ru/.
9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 noyabrya 2014 g. № 2403-r «Ob utverzhdenii Osnovgosudarstvennoy molodezhnoy politiki RF na period do 2025 goda» [Decree of the RF Government on November 29, 2014 № 2403-r "On approval of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period till 2025"]. Available at: http://www.garant.ru/
10. Raspredelenie naseleniyapovozrastnymgruppam. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [Population distribution by age groups. The official website ofthe Federal Service ofState Statistics]. Available at: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/#
11. Strategiya gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda [Strategy of the state youth policy in the Russian Federation till 2025]. Ofitsial'nyy sayt Rossiyskoy gosudarstvennoy biblioteki dlya molodezhi [Official website of the Russian State Library for the Youth]. Available at: http://www.rgub.ru/
12. Strategiya razvitiya molodezhi Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. Ofitsial'nyy sayt Virtual'nogo metodicheskogo ob"edineniya bibliotek i organizatsiy, rabotayushchikh s molodezh'yu [Russian Youth Development Strategy for the period until 2025. The official website of the Virtual methodical association of libraries and organizations working with young people]. Available at: http://vmo.rgub. ru/files/project-937-2.pdf
13. Tematicheskiy navigator Pravitel'stva Moskvy [Subject navigator Moscow government]. Available at: http://budget. mos.ru/
14. Federal'nyy zakon ot26.05.1995g. № 98-FZ«O gosudarstvennoy podderzhke molodezhnykh i detskikh obshchestvennykh ob"edineniy» [The Federal Law of26.05.1995, № 98-FZ "On state support of youth and children's public associations"]. Available at: http://www.garant.ru/