УДК 37.01/.09
В. С. Пель
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА БУРЯТИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
В статье представлен опыт становления государственной молодежной политики на территории Республики Бурятия в конце ХХ в. — первые десятилетия XXI столетия. На конкретных примерах показаны особенности развития молодежной политики на современном этапе.
Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, молодежные программы и проекты, самоопределение и саморазвитие.
Едва ли кто-нибудь будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и самый государственный строй терпит ущерб.
Аристотель
Исторический опыт развития человеческой цивилизации убедительно демонстрирует, что вопросы работы с молодежью, проблема ее социального самоопределения и активного включения молодых в жизнь общества и государства всегда были предметом особого внимания. Особо в молодежном дискурсе выделяется мысль о том, что чем лучше будет образована, воспитана, подготовлена к труду и созидательной деятельности молодежь, тем больше у такого государства условий для процветания и дальнейшего укрепления. Выступая в качестве социального потенциала, молодежь в то же время может легко стать и источником дестабилизации общества, особенно тогда, когда не находит своего места в сложившихся социальных отношениях. Именно амбивалентность характеристик молодежи как социальной группы обусловливает интерес исследователей и практиков, стремящихся привлечь молодежь к процессам развития общества и конкретной территории. По этой причине развитие государственной молодежной политики в Республике Бурятия можно понять только в общем контексте развития молодежной проблематики в нашей стране и за рубежом.
У зарубежных исследователей особо пристальное внимание к проблемам молодежи возникло во второй половине XX столетия. Это объясняется тем, что молодежь в данный период приобрела самостоятельную позицию и начала играть заметную роль в обществе и государстве.
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2017. № 2 (8). © В. С. Пель, 2017
Прежде всего это стало проявляться в ее несогласии с социально-политическим и экономическим курсом государств. Отсюда возникло и понимание молодежи как специфической демографической группы, решающей задачи вхождения в общество. Современные исследователи отмечают, что ориентация молодежи на достойное будущее, желание существенно изменить настоящее формируют иную систему ценностей и активизируют творческое личностное начало молодежи. Она больше, чем старшее поколение, открыта к преобразованиям и гораздо быстрее принимает новое, легко отказывается от общепринятых уста-новок1.
Примерно таких же оценок в отношении молодежи придерживались и российские исследователи молодежных проблем. Весь советский период единственной формой общественной организации молодежи был комсомол. Несмотря на многие позитивные моменты деятельности этой организации, она, будучи общественно-политической по целям и задачам, не решала многих жизненно значимых для молодежи вопросов, связанных с самоопределением и саморазвитием. В силу наметившихся в 80-х гг. XX в. проблем в молодежной среде и возникновения так называемых «неформальных молодежных организаций» как альтернативы комсомолу в Институте молодежи под руководством И. М. Ильинского возникла идея нового подхода к организации работы с молодежью. Созданный под его руководством
1 Подробнее см.: Белый О. И. Определение понятия молодежь // Теория и практика обществ. развития. 2012. № 12. С. 156—158.
научно-исследовательский коллектив состоял преимущественно из молодых ученых, которым предстояло разработать принципиально новый подход в решении молодежных проблем. Они предложили отказаться от монополии комсомола на молодежь и выстроить систему государственной молодежной политики. Такой подход позволял расширять пространство деятельности общественно-государственных структур в работе с молодежью, определял меру ответственности государства за молодежь, отвечал современным тенденциям развития общества. Многие современники расценили данный подход как «миф». Но, несмотря на неприятие и критику, практическая разработка представленной научной идеи оказалась востребованной в непростой социально-политической и экономической ситуации 90-х гг. ХХ столетия, когда молодежь массово выходила на митинги протеста вместе со старшим поколением и требовала от государства решения социальных проблем.
Новый курс в развитии страны предполагал принципиальные изменения во всех сферах деятельности государства и общества и был направлен на развитие и углубление демократических начал в общественно-политической и социально-экономической жизни страны, создание дееспособных общественно-государственных структур. Государственная молодежная политика (ГМП), по своей сути, являлась естественно востребованной частью этой работы, поскольку ее цели, задачи и содержание ориентировали на решение многих молодежных проблем со стороны государства при активном включении молодежи в процессы социально-экономического и политического развития страны.
В результате научно оформленная идея получила первое правовое определение в Законе СССР от 16 апреля 1991 г. № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР»1. В этом документе государственная молодежная политика рассматривалась как важное направление деятельности советского государства и республик. Эта позиция была закреплена в последующих документах Российской Федерации.
Необходимость правового и организационного оформления государственной молодежной политики на местах в регионах была также совершенно очевидна в этот период времени, так как в территориях с начала 80-х гг. ХХ в. шло постепенное разрушение авторитета комсомольских структур. Привычные формы и методы работы уже не давали желаемого эффекта, а мероприятия, организуемые комсомолом, не привлекали молодежь. С распадом СССР (август — ноябрь 1991 г.) комсомол как общегосударственная массовая общественно-политическая организация практически прекратил свое существование в своей традиционной форме.
1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 19. Ст. 533.
Созданный в начале августа 1991 г. Государственный комитет по делам молодежи приступил к разработке программы своей деятельности и созданию новых организационно-управленческих структур на местах. Попытки в значительной части регионов просто переименовать комсомольские структуры практически не имели успеха, поскольку молодежь не видела в этом существенных изменений в содержании работы. Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» только декларировал необходимость развития государственной молодежной политики, но не отвечал на многие практические вопросы. Ситуацию усложняло отсутствие необходимых специалистов, понимающих назначение ГМП. Слабая нормативно-правовая база ГМП или ее отсутствие в территориях создавали проблемы правового регулирования и организационного оформления необходимых структур в управлении. В значительной мере в этот период происходит очень резкий отказ от практики работы с молодежью через комсомол, упраздняются все его структуры и к управлению в первые годы приходят специалисты, слабо представляющие организацию работы с молодежью в новом формате.
В Республике Бурятии, так же как и по всей России, происходили трансформационные процессы в идеологии и в сознании граждан. И здесь молодежь с восторгом приняла происходящие социально-политические перемены, активно включилась в рыночные отношения, приветствовала полученную «свободу» слова, участвовала в ревизии прошлого опыта и в большей степени ориентировалась на западную модель поведения, иногда попирала национальные традиции, не раздумывая, не взвешивая, отрицала прошлый опыт. Безусловно, имели место и позитивные перемены (повысилась социально-политическая активность молодежи, возросла ее самостоятельность, молодые разрабатывали разнообразные проекты переустройства территории), но вместе с тем в жизнь молодежи вошли и новые проблемы. В молодежной среде усилились различные девиации: резко возросло число правонарушений, вызванных алкоголем, увеличилось число курильщиков, в молодежную среду пришли наркотики и мифы о том, что от этой привычки легко избавиться и т. д.
Курс, взятый на развитие государственной молодежной политики в Республике Бурятия, привел к тому, что в июле 1994 г. был создан Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту, а в январе 1995 г. его статус был повышен до уровня Государственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту (далее — Государственный комитет). Работа этого важного для республики органа управления делами молодежи в государственной структуре начиналась практически с нуля, так как не было финансирования деятельности из республиканского бюджета, отсутствовало законодательство в данном направлении деятельности, не было научно обоснован-
ной целевой программы деятельности, практически отсутствовали специалисты по организации работы с молодежью в новых условиях развития территории. А молодежь от общего числа населения Бурятии составляла 29 %, что на 4—5 % больше, чем в других регионах Российской Федерации в тот период времени.
Первый период формирования ГМП Бурятии связан с именем Семена Владимировича Манту-рова, назначенного в 1994 г. руководителем Государственного комитета1. В годы становления российской молодежной политики им как руководителем были заложены основы ГМП на территории Бурятии. Системный подход к работе позволил ему приступить к развитию нормативно -правовой базы молодежной политики, наметить программу научно-методического сопровождения, четко обозначить кадровую проблему и приступить к ее решению.
Взявшись за практически новое дело, он, имевший уже опыт работы с молодежью, понимал ее проблемы, видел нарастающую волну негатива, пришедшего с перестройкой в молодежную среду, осознавал меру ответственности. Именно он задал вектор развития государственной молодежной политики в Республике Бурятия, под его руководством были подготовлены кадры, заложены основы республиканского законодательства ГМП, именно его позиция позволила отстоять значимость, перспективность и необходимость работы с молодежью в системе государственной политики на территории Бурятии. Молодежная политика стала неотъемлемой частью социальной политики республики. Это способствовало тому, что молодежная проблематика отражалась практически во всех социальных программах развития территории.
На этом первоначальном этапе при прямом участии С. В. Мантурова были приняты необходимые нормативно-правовые документы по развитию значимых для молодежи Бурятии направлений работы. Первые целевые программы «Молодежь Бурятии» позволили закрепить работу с молодой семьей, талантливой молодежью, актуализировать решение социальных проблем молодых. Предметом внимания Государственного комитета республики были не только вопросы развития спорта, физической культуры, но и вопросы трудоустройства, занятости молодежи, особенно в летнее время. При его прямом участии в Бурятии одними из первых восстановили деятельность студенческих строительных отрядов.
Одним из самых сложных оставался вопрос о создании инфраструктуры ГМП. Его особая острота ощущалась в муниципальных поселениях. Руководитель Государственного комитета с тревогой говорил об оттоке молодого поколения из сельской местности, понимая причины этого явления. Комплексно подошли к решению одной из самых болезненных проблем — обеспечению
1 См.: Человек большой души. Воспоминания о С. В. Ман-турове : сб. Улан-Удэ, 2012. 110 с.
жильем молодых семей и молодых специалистов; развернули грантовую поддержку молодежных инициатив и общественных организаций.
Поддерживая проектный метод в работе с молодежью, С. В. Мантуров ориентировался на создание научно обоснованной модели работы, отвечающей интересам и запросам молодежи. При нем было принято решение о необходимости разработки Концепции развития государственной молодежной политики в Республике Бурятия, на основе которой была разработана многолетняя программа деятельности Комитета. Важным моментом практической работы он считал развитие таких форм и методов работы, которые бы способствовали преодолению негативных явлений в молодежной среде. Полагал, что основой такой работы должна стать опора на национальные традиции всех народов, населяющих Бурятию. Он был сторонником развития диалога поколений, а не противостояния, поэтому с удовольствием передавал молодежи свой профессиональный опыт, знания и постоянно организовывал различные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, приглашая специалистов высшей школы и практиков из различных регионов. Одним из первых он предложил провести на территории выездное заседание Консультативного совета по молодежной политике при полномочном представителе Президента России в Сибирском федеральном округе, создание которого горячо поддержал в 2004 г. Совет стал важной переговорной площадкой по обмену опытом работы с молодежью, местом обсуждения актуальных проблем развития государственной молодежной политики в Сибирском федеральном округе. В его состав входили представители общественно-государственных структур, работники высшей школы всех субъектов СФО, развивающие практику работы с молодежью в первые годы становления ГМП. Разработанные Советом рекомендации способствовали распространению накопленного опыта работы в сфере ГМП как в крупных городах, так и в сельских территориальных образованиях Сибирского региона.
С уходом С. В. Мантурова практически завершился и первый этап — этап организационного оформления структуры и содержания молодежной политики на территории Бурятии. По сути, временные рамки его руководства совпали с первым периодом развития ГМП в России, а решенные задачи подготовили почву для дальнейшего развития работы с молодежью, что было свойственно общероссийским тенденциям.
Второй период развития ГМП в России был актуализирован многочисленными проблемами молодежи. Прежде всего это было связано с вопросами трудоустройства молодых. Раннее вступление российской молодежи в социально-экономическую жизнь показывало, что различные отрасли экономики крайне неравномерно привлекают молодые ресурсы. Молодежь активно используется сферой услуг и предпринимательством, а в сфере государственного муниципаль-
ного управления, социальной бюджетной сфере процент участия молодежи был незначителен. Это приводит к «старению» кадров, разрушает принцип преемственности в работе, что со временем сказывается на развитии системы образования, здравоохранения, культуры и других социально значимых сферах деятельности. В то же время отсутствие достойной работы вовлекает молодежь в «теневую» экономику, развивает неправовое сознание, повышает криминальную активность. В силу этого основной целью ГМП на всей территории России на втором этапе стало развитие потенциала молодежи в интересах государства, что отразилось в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации1. В этом направлении развивалась ГМП и на территории Бурятии после 2006 г.
Приоритетными стали проекты, развивающие инновационную активность молодых людей, усилилось информирование молодежи о потенциальных возможностях личностного развития, активизировали практику социально значимых проектов в различных сферах деятельности. Предметом особого внимания стали вопросы интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В системе молодежной политики восстанавливались вопросы нравственного и патриотического воспитания молодых через включение в социальные практики служения ветеранам, восстановление памятников культурного и культового назначения и т. д.
В этот период, по наблюдению исследователей, молодежь активно была подключена к развитию физической культуры и спорта. Подготовка и проведение Зимних олимпийских игр в Сочи способствовали возрождению зимних видов спорта и национальных традиционных спортивных игр в молодежной среде. Возрождение национальных видов спорта активизировало жизнь молодежи также в сельской местности, где и сегодня при решении молодежных проблем сохраняется определенная напряженность2.
Реализация общенационального проекта «Российская информационная сеть» способствовала пропаганде ценностей российского общества в молодежной среде, заложила основы формирования информационной культуры. Молодежь Бурятии активно включилась в разработку проектов по развитию информационной сети и использованию ее ресурса. Именно молодые люди стали самыми активными пользователями этого ресурса. Организованные ими школы для людей более старшего возраста позволили приобщить к новым источникам информации более широкий круг пользователей. Развитие информационного пространства территории продолжается и в настоя-
1 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года : от 18 дек. 2006 г. № 1760-р. URL: http://www.vmo.rgub.ru/policy/act/strategy.php
2 См. об этом: Бояк Т. Н. Духовно-нравственные ценно-
сти сельской молодежи (на материалах Бурятии и Читинской области) // Социс. 2009. №° 4. С. 117—122.
щее время, и молодежь здесь занимает лидирующие позиции.
Всероссийские проекты «Завтра начинается сегодня», «Успех в твоих руках» предоставили молодым возможность включиться в деятельность органов территориального самоуправления, создать свои общественные молодежные объединения и организации по развитию территории. Реализация этих проектов создала благоприятные условия для продвижения талантливой молодежи, обладающей лидерскими качествами в различных инновационных сферах жизнедеятельности. В молодежную среду вернулись творческие и научные объединения молодых, продвигающих продукты своей инновационной деятельности. На современном этапе развития, по данным Министерства спорта и молодежной политики Республики Бурятия, на территории республики действует около 30 различных молодежных организаций разнообразной социальной направленности, объединяющих более 16 000 молодых бурят3.
Принятые молодежью проекты «Доброволец России» и «Шаг навстречу» содействовали возвращению в молодежную среду добровольческого (волонтерского) движения. Желание быть полезным, востребованным и нужным своей стране, своей территории стало жизненным кредо участников этого всероссийского движения. Как показывают многие дела участников этого движения на территории Бурятии, оно востребовано молодыми людьми, особенно в экологической сфере.
Проявляет современная молодежь и интерес к социально-политическим событиям. Но общая политическая культура невысока. Данные из публицистических источников позволяют говорить о том, что молодежь Бурятии не проявляет высокой заинтересованности в электоральных процессах, слабо разбирается в программах политических партий и социально-политических движений.
Настоящий этап развития ГМП характеризуется ее направленностью на создание равных условий для самоопределения и саморазвития каждого молодого человека. И несмотря на то что данная социально-демографическая группа имеет сложную внутреннюю структуру в силу возрастных особенностей и социального положения, молодежь рассматривается как самая активная часть населения. Молодежь является значимым ресурсом развития во всех сферах деятельности Республики Бурятия.
Для современного этапа развития ГМП, начало которого можно отнести к 2016 г., характерно активное взаимодействие молодежных структур с системой образования. Это объясняется тем, что значительная доля молодых людей в возрасте от 14 до 22—23 лет находится в системе образования. Доля работающей молодежи менее значима и составляет три четверти от общего числа молодых. Официально число безработной
3 См.: Итоги деятельности Министерства спорта и молодежной политики Республики Бурятия за 2016 год и задачи на 2017 год : публич. отчет. URL: http://msmrb.ru/ o-ministerstve/otkryityie-dannyie/drond-ministerstva.html
молодежи невелико — 1,5 % от общей численности молодежи, но скрытая безработица гораздо выше. Особенно сложно молодым найти интересную и привлекательную работу на селе, что, по мнению исследователей, способствует значительному оттоку сельской молодежи в города1.
Огромное желание и стремление самоопределиться развивает молодежные общественные объединения и организации, которые создают условия достижения своей цели, как мы отмечали выше. В этом плане представляет интерес «Союз работающей молодежи Республики Бурятия». Созданный в 2009 г., он объединяет молодежь восьми крупных предприятий, и результативность его работы напрямую связана с деятельностью этих предприятий, которые сегодня переживают не самые лучшие времена.
Отражением современного этапа развития является наличие организации, объединяющей ту часть молодежи, которая занимается предпринимательством. Эта ставшая привычной для нашего общества сфера деятельности привлекательна не только для взрослых, но и для значительной части молодых людей. Руководитель сообщества молодых предпринимателей Саян Галсандоржи-ев, принимавший активное участие в обсуждении Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2030 г., уверен, что предпринимательская деятельность предполагает экономическую грамотность населения. Он готов с членами своей организации заниматься на общественных началах экономическим просветительством населения. Саян уверен, что во многом экономическое положение осложняют сами люди своими неграмотными действиями, в том числе связанными с неумением планировать и распределять свои доходы. В то же время стабилизацию экономической ситуации можно обеспечить и за счет государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Молодой предприниматель, создающий рабочие места, поддерживающий социальные инициативы населения, принесет гораздо больше пользы, если получит в лице государственных структур своевременную помощь.
Примером такого успешного сотрудничества государства и бизнеса может служить история Ивана Худякова — известного в Бурятии молодого предпринимателя, создателя и руководителя Байкалсофт. Эта региональная ИТ-компания специализируется на комплексной автоматизации бизнес-процессов на платформе 1С и web. Разработанные в Бурятии технологии используются в десятках регионах России. Текущим приоритетным проектом Байкалсофта является www.profkontur.com — онлайн-сервис, который помогает создать единую среду для профориентации учащихся в школе; объединяет подростков и их родителей, учителей, школы, вузы и сузы,
1 Подробнее см.: Юнусбаева В. Ф. Проблема перемещения молодежи из сел в города // Вестн. Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2011. N° 5. С. 63—65.
министерства и ведомства, чтобы помочь учащимся выбрать будущую профессию.
В течение года сервисом начали пользоваться более 400 школ по всей России. Пилотные проекты запущены в Бурятии, Иркутской области, Республике Коми, Ленинградской области, Самарской области, в Москве и Московской области. Более 25 тыс. подростков получили бесплатную помощь в выборе своей будущей профессии.
Личная позиция Ивана Xудякова по поводу молодежной политики в регионе и в России в целом отражена в его высказывании: «Если молодежь стремится в космос — ждите будущего Гагарина, если их кумиры ребята из "Бригады" — ждите расцвет бандитизма, если никуда не стремится — ничего не ждите. Задача молодежной политики создавать направления роста, площадки для активного нетворкинга, помогать определять сильные стороны каждого молодого человека и помогать их реализовывать». С такой позицией трудно не согласиться.
Другой не менее значимой сферой, где молодежь Бурятии получает возможность для самореализации, является спорт и физическая культура. Развитию спорта способствуют сложившиеся спортивные традиции. Они в Бурятии очень сильны, имеют яркую историю и могут служить хорошим примером для подражания.
На Олимпиаде в Бразилии наша сборная по стрельбе из лука впервые в истории России завоевала серебряную медаль. Огромный вклад в победу внесла лучница из Бурятии Инна Степанова. Точно так же, как год назад неожиданно для всех на чемпионате мира по этому виду спорта россиянки выиграли впервые за 28 лет. Кроме серебряной медали Олимпиады Инна имеет в своей коллекции звание чемпионки мира, Европы, России и многих международных турниров. Этот олимпийский вид спорта традиционно был развит на территории республики, а его возвращение и дальнейшее развитие поднимает авторитет территории.
Сегодня, используя институт ГМП, молодежь Бурятии имеет достижения во многих сферах деятельности, которые определены в «Основах развития государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года»2. Вместе с тем остаются и проблемы, без решения которых сложно говорить о поступательном развитии ГМП на территории республики.
Прежде всего необходимо обратить внимание на развитие инфраструктуры молодежной политики. Особенно остро этот вопрос стоит в сельских поселениях, где у молодых людей просто отсутствует место общего сбора и общения. Формируя программы развития территории, необходимо тщательно подходить к постановке
2 Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 нояб. 2014 г. № 2403-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 50. Ст. 7185.
задач социально-экономической привлекательности территории для молодых людей. Важным моментом всей этой работы должно стать преодоление остаточного принципа финансирования молодежных программ и проектов. Сохраняет свою актуальность и проблема своевременной подготовки и переподготовки кадров, чтобы с молодыми людьми работали специалисты, способные принимать грамотные, ответственные и профес-
сиональные решения. А молодежь, как уверен министр спорта и молодежной политики Республики Бурятия Б. Х. Ангуров, станет надежным партнером государства и общества в поступательном развитии территории. Современные молодые люди способны оценить внимание и заботу государства и общества в развитии ее потенциала, что убедительно демонстрирует развитие социальной активности бурятской молодежи.
V. S. Pel
STATE YOUTH POLICY OF BURYATIA: STAGES OF ESTABLISHING AND MODERN CONDITION
The article presents the development experience of the state youth policy in the territory of the Republic of Buryatia at the end of the 20th century and the first decades of the 21st century. Specific examples of the development of youth policy at the current stage are given.
Keywords: youth, state youth policy, youth projects and programs, self-determination, self-development.