Научная статья на тему 'Совершенствование управления социальной инфраструктурой города в условиях реформирования системы местного самоуправления'

Совершенствование управления социальной инфраструктурой города в условиях реформирования системы местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления социальной инфраструктурой города в условиях реформирования системы местного самоуправления»

10. Иванов В. В., Хан. О. К. Модель системы эффективного управления недвижимостью // Менеджмент в Росии и за рубежом. - 2005. - № 5. - С. 114.

11. Закржевский В. И. Управление коммунальной энергетикой в городах: Текст лекций. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006. - 100 с.

Я. А. Налесная

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ГОРОДА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Социальная инфраструктура малого города представляет собой многоотраслевой комплекс, действующий в интересах повышения благосостояния членов общества. Она включается в единую структуру экономики региона и подчиняется общим закономерностям развития страны. Социальная инфраструктура охватывает систему образования и подготовки кадров; розничную торговлю и общественное питание; бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство; культуру и искусство; здравоохранение, физическую культуру и спорт; охрану окружающей среды.

Деятельность отраслей социальной инфраструктуры направлена на последовательное обеспечение развития обслуживания населения, повышение его образовательного и культурного уровня, улучшение медицинской помощи, оздоровительной и другой работы.

К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии. Для управления социнфраструктурой города местным органам самоуправления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов. Местные бюджеты, являясь низовым звеном бюджетной системы РФ, составляют ее фундамент, не укрепив который нельзя кардинально улучшить состояние социн-фраструктуры города в соответствии с функциями, возлагаемыми на местные органы самоуправления. От степени обеспеченности финансовыми ресурсами территории зависит выполнение программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также масштабы инвестиций в производственную и социальную сферу.

Отмечая остроту социально-экономической обстановки и растущую значимость социальных факторов для подъема малых городов, следует признать необходимость коренного переворота в стратегии социально-экономических преобразований и в текущей экономической политике города.

Актуальность бюджетного финансирования и управления бюджетными ресурсами создает предпосылки для переориентации сферы экономики на рельсы рыночного производства.

Эффективность управления средствами бюджета обеспечивается рыночными механизмами. Она выражается социально-экономическими результатами перераспределения национального дохода в данных социально-политических и финансово-экономических условиях. Эффективность бюджетной деятельности может быть измерена отношением показателей и социально-экономического результата к затратам на ее осуществление.

На сегодня особую актуальность приобрела проблема финансовой базы местного самоуправления малого города. Включение местных бюджетов в консолидированные бюджеты субъектов Федерации превращает местное самоуправление в нижний уровень государственного управления. Однако на уровне малого города отсутствуют концепции и программы социальной переориентации экономики.

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

Сегодня значительная часть населения оказалась в достаточно тяжелом положении в результате инфляции, снижения активности производственной деятельности, безработицы. Усилия органов исполнительной власти на местах нередко в основном направлены на выплату гражданам денежных пособий, предоставление различных льгот, помощь в трудоустройстве. Вопросам разработки и внедрения местных комплексных социально-экономических программ, обеспечивающих занятость, рост доходов жителей, укрепление их здоровья, повышение качества и расширение состава услуг, не всегда уделяется достаточное внимание. Разгосударствление объектов социально-бытового назначения и местной промышленности не сделало граждан массовыми собственниками и не принесло им ощутимой пользы, не обогатило местные бюджеты.

Продолжается перераспределение ресурсов и ответственности за состояние социально-экономического развития муниципальных образований и качество уровня жизни населения от федерального и регионального уровней власти к органам местного самоуправления.

В связи с этим перед субъектами Российской Федерации, руководителями муниципальных образований в настоящее время стоит главная задача - существенным образом улучшить материальное и социальное положение населения, мобилизуя для этого дополнительные ресурсы и используя прогрессивные финансовые технологии, современные организационные формы работы.

Необходим, прежде всего, такой тип управления муниципальным образованием, который бы способствовал росту его экономического потенциала. Администрация, депутаты и налоговые органы должны принять радикальные меры для изыскания и использования финансовых резервов. Для этого следует:

- отработать механизм расшивки неплатежей, погашения задолженностей перед бюджетом;

- уточнить наличие земель и землепользователей;

- продолжить работу по выявлению граждан, имеющих в собственности дома, дачи, гаражи и другие строения, для исчисления налога на имущество;

- сократить до минимума предоставление отсрочек по начисленным штрафным санкциям за нарушение налогового законодательства.

Большие бюджетные средства теряются в организации предпринимательской деятельности, малого бизнеса. Так, при регистрации субъектов предпринимательской деятельности не осуществляется контроль за формированием уставного капитала на момент регистрации и в период деятельности до размеров, установленных учредительными документами. Есть предприятия, которые не представляют отчеты в налоговую инспекцию и формально не ведут финансово-хозяйственную деятельность, но на деле продолжают торговые операции, прокручивая в обороте большие суммы наличных денежных средств. Для внешнего оформления таких операций ими используются штампы, печати и накладные своих предприятий. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, имеют большие доходы, но от уплаты налогов уклоняются [1].

Такое положение ведет к дестабилизации экономики города, неуплате в бюджет огромных денежных сумм. Недостаток финансовых средств, в свою очередь, влечет за собой несвоевременное и некачественное финансирование бюджетных учреждений, социальной сферы и социально-культурных мероприятий.

Для реализации этих задач местные органы власти должны обеспечить:

1) упорядочение льгот по оплате коммунальных услуг для различных групп населения, обеспечивающее усиление социальной защиты малоимущих групп и полную оплату семьям с высокими доходами;

2) гарантированное обслуживание потребителей на уровне минимальных государственных стандартов;

3) содействие организации органов жилищного самоуправления (кондоминиумов, советов домов) и передачу им функций по формированию заказа на жилищно-коммунальное обслуживание и контроль за качеством, надежностью и экологической безопасностью потребляемых услуг;

4) жесткий контроль со стороны органов местного самоуправления за деятельностью предприятий ЖКХ и состоянием жилья и коммунальных объектов;

5) совершенствование программы жилищных субсидий малообеспеченным категориям граждан для более целевого расходования средств, направляемых на социальную защиту населения.

Одним из основных рамочных условий эффективной реализации мероприятий социальной политики является совершенствование механизма их финансирования. В целях повышения эффективности использования средств, выделяемых на социальные мероприятия, необходимо предусмотреть:

- целевые субвенции региональным бюджетам для осуществления мероприятий социальной политики;

- формирование защищенных социальных статей федерального и местного бюджетов;

- повышение централизации средств внебюджетных социальных фондов, усиление контроля за их целевым использованием.

Построение социально-ориентированной рыночной экономики в рамках малого города предполагает:

- усиление роли государства в регулировании социально-экономических процессов, при котором благосостояние является целью экономической деятельности общества;

- увеличение бюджетных ассигнований на содержание социальной сферы, существенное повышение заработной платы, пенсий и других бюджетных выплат, погашение задолженности государства перед работниками бюджетной сферы.

Федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления должно быть обеспечено:

- дальнейшее развитие системы непрерывного образования;

- поэтапное осуществление мер по смягчению социальных последствий безработицы;

- расширение структуры и видов общественных работ, условий их организации;

- развитие гибких форм занятости;

- введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Городское управление в современной России /Результаты исследования. -Институт экономики города. СПб.

Е. И. Лабуцкая

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ И ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ КРУПНЫХ И СРЕДНИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Исследование проблем социально-экономического развития крупных и средних городов предполагает, что особое внимание в этих процессах уделяется содержательным вопросам сущностных особенностей управления и комплексного территориального развития рассматриваемой категории городских поселений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.