Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
464
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бабаджанян Г.А., Студиград Я.Я.

В статье рассматриваются особенности совершенствования управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестник магистратуры. 2018. № 3-1(78)

ISSN 2223-4047

УДК 340

Г.А. Бабаджанян, Я.Я. Студиград

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности совершенствования управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

Ключевые слова: управление, социально-экономическое развитие, муниципальное образование.

Социально-экономическое развитие муниципального образования следует понимать как баланс экономических и социальных факторов функционирования местного самоуправления, пропорциональность развития материального производства и социальной инфраструктуры, совершенствование отношений с другими территориями, местными сообществами и заинтересованными сторонами в сфере экономики и взаимодействие на всех уровнях правительства. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования направлено на обеспечение позитивных изменений в различных сферах жизни населения, в первую очередь на достижение определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории с минимальным ущербом для природных ресурсов. Важное значение для местного экономического развития имеет эффективное использование потенциала местной инфраструктуры, информационных, организационных, предпринимательских и институциональных ресурсов. Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Закон предусматривает разработку и утверждение общих планов развития населенных пунктов и схем территориального планирования муниципальных районов, установление правил землепользования и застройки, территориального районирования земель, контроля за землепользованием, экологического контроля и других действий органов местного самоуправления, необходимых для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития. В контексте продолжающегося формирования рыночной среды в современной России происходит переосмысление сути социально-экономического развития территорий. Успех проводимых социально-экономических преобразований в стране во многом зависит от эффективности управления органами власти и управления, которые, согласно статье 7 Конституции РФ, несут ответственность за "создание условий для достойной жизни и свободного развития человека". Однако отсутствие в настоящее время единой и четкой концепции управления территориальным развитием приводит к тому, что на практике большинство региональных органов государственной власти и местного самоуправления продолжают уделять больше внимания актуальным проблемам, которые постоянно возникают при продолжающихся преобразованиях экономической и социальной сфер, остается хрупкими.

В поисках эффективных путей обеспечения устойчивого и сбалансированного развития муниципальных образований, главным образом за счет внутрирегиональных источников ресурсов, переориентации региональных и муниципальных органов власти и управления на основе единых принципов и методов стратегического управления территориальным развитием, на наш взгляд, позволит обеспечить взаимодополняемость управления и определенной синергии от слаженной эффекты, когда решение стратегических задач развития территории на том же уровне автоматически влечет за собой решение вопросов и задач в области развития на другом уровне, а также действия правительств на различных уровнях для обеспечения надлежащего согласования и координации территориального развития. В результате анализа теоретических исследований, а также российского и зарубежного опыта стратегического управления территориальным развитием установлено, что наименее развитыми методологическими и методологическими аспектами, в отличие от стратегического планирования, являются вопросы согласования интересов всех участников стратегического управления территориальным развитием и практическое достижение стратегических целей и реализация стратегических решений. Для повышения эффективности стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных образований считаем необходимым сосредоточить внимание на реализации следующих стратегических методов и механизмов стратегического управления территориальным развитием в управлении территориальными органами власти: прогнозирование и планирование территориального развития, ориентированное на формирование концептуального образа ожидаемой будущей ситуации в муниципалитете с определением перспек-

© Бабаджанян Г.А., Студиград Я.Я., 2018.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 3-1(78)

тивных секторов роста и стратегических направлений развития; общие приоритеты региональной и муниципальной политики управления территориального развития как инструмент увязки целей и задач регионального развития и самоуправлений с целью преодоления отключено использование ограниченных бюджетных ресурсов и их концентрации на стратегических направлениях развития; механизмы практической реализации региональных и муниципальных стратегий территориального развития, позволяющие координировать деятельность органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по ключевым вопросам социально-экономического развития муниципальных образований в реальные и ожидаемые сроки. В то же время особое внимание следует уделить обоснованию выбора направлений долгосрочного развития муниципального образования, которое вписывается в общую стратегию региональной политики и формированию системы взаимодействия органов государственной власти субъекта Федерации с органами местного самоуправления муниципальных образований, что создает позитивную мотивацию для взаимоотношения территориального потенциала, а также заинтересованности и ответственности органов власти и управления на всех уровнях за результаты социально-экономического развития муниципальных образований. Представленная модель стратегического управления региональным социально-экономическим развитием муниципальных образований четко отражает взаимозависимость элементов индикативного планирования комплексного развития муниципальных образований и практических механизмов обеспечения устойчивого и сбалансированного развития муниципальных образований, позволяющих более эффективно и результативно использовать территориальный потенциал муниципальных образований, в том числе человеческого капитала, и на основе четкой картины текущего объекта управления потенциальными изменениями внешней среды и желаемого состояния объектов управления в дальнейшем осуществлять целенаправленное и эффективное влияние на управление социально-экономическим развитием муниципальных образований. Мы считаем, что изменение методологического подхода к управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований региона на основе принципов, методов и инструментов стратегического управления территориальным развитием позволит властям более четко, эффективно и полно реагировать на новые возможности, новые потребности и угрозы тенденций развития муниципальных образований. Таким образом, совершенствование системы стратегического управления социально -экономическим развитием муниципальных образований путем внедрения единого методологического подхода, определяющего переход от ситуационного к системному управлению территориальным развитием, на наш взгляд, позволит разработать стратегические ориентиры, определяющие долгосрочные приоритеты и направления социально-экономического развития муниципальных образований, ресурсы и практические механизмы достижения стратегических целей и задач.

БАБАДЖАНЯН ГРАЧИК АРМОЕВИЧ - курсант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

СТУДИГРАД ЯРОСЛАВ ЯНОВИЧ - курсант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.