Вестник магистратуры. 2018. № 3-1(78)
ISSN 2223-4047
УДК 340
А.А. Иванников, Д.И. Печерный
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ
В статье рассматриваются особенности государственного управления градостроительной деятельностью.
Ключевые слова: государственное управление, градостроительная деятельность.
Система управления градостроительным комплексом - сложноорганизованный управленческий феномен, включающий в себя как органы общей компетенции, так и органы специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся Президент и Правительство Российской Федерации. Их полномочия установлены в Конституции РФ, полномочия Правительства РФ конкретизируются в федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Министерство регионального развития РФ наделено специальной компетенцией в исследуемой сфере деятельности и в соответствии с положением о нем выполняет следующие полномочия:
- вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства;
- принимает ряд федеральных правовых актов, которые перечислены в положении о Министерстве;
- организует разработку федеральных целевых программ, в т.ч. регионального и территориального развития, осуществляет функции государственного заказчика таких программ и проектов в установленной сфере деятельности;
- координирует деятельность государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
- осуществляет государственный контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Федерации законодательства о градостроительной деятельности, контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления ими переданных государственных полномочий;
- проводит государственную экспертизу проектной документации объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, иных объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и уникальных объектов, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории г. Москвы), результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных объектов, а также проектов документов территориального планирования Российской Федерации;
- обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор РФ) является исполнительным органом межотраслевой компетенции и в рассматриваемой сфере деятельности осуществляет следующие функции:
- контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
- проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня;
- контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых строительных организаций;
-государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте
объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и иных объектов, указанных в правовых актах о данной службе.
В ходе строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов военной инфраструктуры функции по строительному надзору возложены на Министерство обороны Российской Федерации.
Правовой анализ полномочий органов управления градостроительством регионального и муниципального уровня позволяет сделать вывод о том, что, как правило, единый орган на уровне субъекта (структурное подразделение в системе исполнительных органов местного самоуправления) совмещает в себе функции по стратегическому и оперативному руководству. Иначе дело обстоит на федеральном
© Иванников А.А., Печерный Д.И., 2018.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2018. № 3-1(78)
уровне. Указ Президента РФ № 314 разделил функции по нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг, контролю и надзору между федеральными министерствами, службами и агентствами. Согласно Положению о Министерстве регионального развития данный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, т.е., по сути, речь идет о контрольных полномочиях, которые Министерство не вправе осуществлять в подведомственной сфере. Как уже указывалось, в подчинении Минре-гиона нет подведомственных ему служб и агентств, соответственно, указанные полномочия могут осуществляться только Министерством. Между тем Министерство регионального развития, наделенное полномочиями по контролю, не вправе самостоятельно привлечь к административной ответственности должностных лиц, нарушивших законодательство о градостроительной деятельности, а обязано сообщить об этом в орган прокуратуры или (и) вынести предписание об устранении нарушений. Кроме того, в ГрК РФ неоднозначно определена область контроля.
Согласно ч. 1 ст. 8.1 ГрК РФ "Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности... в том числе контроль за: 1) соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности; 2) соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса; 3) соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков".
В РФ отсутствует единая система органов управления градостроительной деятельностью. Строительство во всем его многообразии не сосредоточено в руках одного органа исполнительной власти, а жилищно-коммунальное строительство преимущественно находится в ведении органов исполнительной власти регионов и местного самоуправления. Действительно, в ходе федеративной реформы и реформы местного самоуправления многие полномочия были переданы на региональный и местный уровень. В этом аспекте ключевым вопросом в организации системы государственного управления является научно обоснованное распределение полномочий между всеми органами исполнительной власти. Статья 72 Конституции РФ, перечисляя вопросы, правовое регулирование которых находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, не указывает на градостроительство как на предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов.
ИВАННИКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - курсант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.
ПЕЧЕРНЫЙ ДАНИЛ ИГОРЕВИЧ - курсант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.