Научная статья на тему 'МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
150
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ВЛАСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПЫТ / ИСТОРИЯ / РАЗВИТИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ляскина А.М., Ахметова А.В.

Данная статья раскрывает значимость местного самоуправления, а также необходимость в ее развитии. Зарубежный опыт подчеркивает взаимосвязь всех стран в прогрессировании данной области. Отмечены страны, опыт которых интересен и актуален для современной России, и какие принципы наша страна может рассматривать в качестве заимствования. Обозначены проблемы, которые актуальны на протяжении многих лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вестник магистратуры. 2018. № 3-1(78)

ISSN 2223-4047

УДК 340

А.М. Ляскина, А.В. Ахметова

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данная статья раскрывает значимость местного самоуправления, а также необходимость в ее развитии. Зарубежный опыт подчеркивает взаимосвязь всех стран в прогрессировании данной области. Отмечены страны, опыт которых интересен и актуален для современной России, и какие принципы наша страна может рассматривать в качестве заимствования. Обозначены проблемы, которые актуальны на протяжении многих лет.

Ключевые слова: государство, форма правления, власть, муниципальное образование, опыт, история, развитие, индивидуальность, международное право.

Наличие эффективного местного самоуправления необходимо для нормального функционирования любого демократического государства. На протяжении многих лет в странах формировались свои системы управления, органы власти, а также индивидуальные формы «местного самоуправления».

Данная власть на территории необходима для более близкой связи с обществом, с народом. Местные органы власти напрямую взаимодействую с населенными пунктами, более точно знают уровень развития муниципального образования. Видят проблемы благоустройства, общества, помогают в формировании бюджета, следят за правопорядком, заботятся о местной экологии и т.д.

Россия является федеративным демократическим правовым государством с республиканской формой правления. В основу системы государственного управления России, как и любой другой демократической страны, положено два принципа, два основания: принцип разделения властей и принцип комплементарности предполагающий разделение государства па уровни управления, распространяющие власть по узловым административно-территориальным звеньям пространства страны. Одной из актуальных проблем развития современной России особое место занимает становление местного самоуправления как важнейшего института в сложившихся демократических обществах. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Основным критерием в эффективности работы местных органов власти, как в России, так и за рубежом, должен стать рост благосостояния проживающих на территории местного самоуправления населения и оперативность в решении хозяйственных вопросов. В нашей стране далеко не идеально налажена данная система. Рассматривая историю формирования местного самоуправления в России, можно заметить, что большинство принципов и положений по регулированию было заимствовано у других государств. Страны, которые более богаты данным опытом, имеют более совершенную форму в территориальном управлении.

В современном мире в странах функционируют три модели местного управления: англосаксонская (английская), континентальная (французская) и "смешанная". Различия данных моделей зависят, прежде всего, от взаимоотношений местных органов между собой и с государственной властью:

Англосаксонская модель распространена в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других странах с англосаксонской правовой системой, где местные представительные органы формально выступают автономно в пределах своих полномочий, без прямого подчинения вышестоящим органам. Для этой модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц. Наряду с представительными органами в этих странах, особенно в США, непосредственно населением избираются и некоторые должностные лица администрации. Большими полномочиями здесь наделяются комиссии (или комитеты) местных представительных органов, играющие значительную роль в подготовке и принятии отдельных решений.

© Ляскина А.М., Ахметова А.В., 2018.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 3-1(78)

Континентальная модель является иерархической структурой, где происходит сверху передача различных директив, а снизу поступает информация, и где на государственные органы работают представители на местах. Данная модель характеризуется также некоторой подчиненностью нижестоящих местных органов самоуправления вышестоящим по структуре.

В рамках этой модели представительные органы порой создаются только в административно-территориальных единицах, признанных в качестве территориальных коллективов. На отдельных уровнях представительные органы могут вообще отсутствовать (как, например, в районах и кантонах Франции). Субъектом территориального самоуправления на трех основных уровнях во Франции (коммуны, департаменты, регионы) является население, проживающее на данной территории.

Местное управление и Австрии, Германии, Японии, и некоторых других странах имеет сходство с обеими моделями, обладая при этом и некоторыми своими специфическими чертами. Это и позволяет выделить его в отдельную - "смешанную" модель местного самоуправления.

В настоящий момент для нас практически наиболее интересен опыт местного самоуправления стран, имеющих федеративную форму государственного устройства, таких, в частности, как США и ФРГ. Представляет также интерес опыт Франции с ее иерархической структурой местного управления и децентрализацией территориального управления. Необходимым, на наш взгляд, является и более пристальное изучение опыта Японии по развитию местного самоуправления.

Отметим основной успех зарубежных стран в реализации совершенствования местного самоуправления. Благодаря небольшим территориям, и границам, их муниципальные самоуправления отличаются самодостаточностью, межрегиональная интеграция и кооперация, рост потребления товаров и услуг на душу населения, продление биологического срока жизни. Данные являются интересными для органов государственной и муниципальной власти в современной России, поскольку весьма спорная политика в плане приватизации наиболее прибыльных активов муниципальной собственности, которая является приоритетной при пополнении доходной части местного бюджета. Тем самым, проявляется основная социально-экономическая проблема роста благосостояния населения, проживающего на территории муниципального образования. Крайне сложно контролировать систему доходов и расходов местного бюджета, особенно в отдаленных поселениях.

Россия на протяжении многих лет, опираясь на опыт других стран, создает модель своего идеального местного самоуправления. Были и позитивные и негативные попытки реформации данной области.

Вместе с тем, не стоит забывать, что история развития каждого государства определяет менталитет его жителей и поэтому использование зарубежного опыта должно быть глубоко продуманным и взвешенным. Не смотря на опыт других стран, в России должна быть своя индивидуальная система местного самоуправления, наша страна отличается историей, менталитетом, территорией и даже внутренним чувством власти и подчинения. Ни одна страна не может быть примеров для реализации их принципов в нашей стране. Для более качественного регулирования МСУ необходим индивидуальный анализ различных сфер: экономическая, политическая, социальная и духовная, определенной территории. Благодаря индивидуальному подходу на каждом субъекте РФ, возможно достигнуть слаженной системы в реализации эффективного и прогрессирующего механизма местного самоуправления.

ЛЯСКИНА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА - курсант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

АХМЕТОВА АНАСТАСИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА - курсант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.