Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
256
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Марков А.С., Яровой К.Ю.

В статье рассматриваются особенности реализации избирательных прав граждан России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 12-3(63)

УДК 342

А.С. Марков, К.Ю. Яровой РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ

В статье рассматриваются особенности реализации избирательных прав граждан России.

Ключевые слова: государство, избирательные права граждан, реализация прав.

Избирательная система, действующая в данный момент в России достаточно молода. В Российской Федерации свободные выборы в органы гос. Власти и органы местного самоуправления являются высшим выражением принадлежащей народу власти. Со стороны государства гарантируется свободное волеизъявление граждан на выборах, путём защиты демократических принципов и избирательных норм права. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В настоящее время любой гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет права избирать, а также достигая установленного возраста в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом и иными ФЗ, быть выдвинутым и самостоятельно баллотироваться в органы государственной власти субъектов РФ. В нашей стране нет ограничений в выборной системе по принципу разделения людей на различные расовые принадлежности, религиозные взгляды, положения в обществе, языка на котором говорит, его убеждений и т.д. Исключением являются люди, признанные судом не дееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах заключения.

Избирательный процесс в России всегда сопровождался острой политической дискуссией, получает широкое освещение и неоднозначные оценки в средствах массовой информации, а это означает, что по итогам проведения очередной избирательной кампании, возможно, обнаружить, проанализировать и устранить существующие проблемы.

Первые шаги по восстановлению уровня интереса граждан к выборам, были сделаны в 2012-начале 2014. Например, 2 октября 2012 года ФЗ № 157- был установлен Единый день голосования. Законом установлено, что днём голосования для органов гос. Власти РФ и органов местного самоуправления является 2 воскресение сентября года, в который кончаются назначенные сроки действия полномочий этих органов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва - день голосования на этих выборах. Был снято ограничение на совмещение голосования на выборах разных уровней. В том случае, если избиратель в состоянии отдать свой голос более чем по 4 избирательным бюллетеням. Одномандатные и многомандатные избирательные округа теперь формируются сроком на 10 лет, а избирательные участки - сроком на пять лет. Ранее те и другие формировались на 1 избирательный цикл. Участковые комиссии формируются так же сроком на 5 лет, за исключением тех, что располагаются за пределами территорий Российской Федерации.

Ввод Единого дня голосования необходим для упрощения производимых работ избирательных комиссий, плюс это поможет довольно существенно уменьшить финансовые затраты, необходимые для проведения выборов. Считается, что если выборы будут проводиться в 1 день, то это должно положительно сказаться на явке избирателей на места проведения выборов. Так же идёт множество разговоров о возвращении графы «против всех». За эту идею выступило множество политических деятелей, такие как: лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и другие. По их мнению, это должно явно показать настроения внутри народа, так же это должно способствовать большей явки на участки. Проблема состоит в том, что во многих районах России, несмотря на то, что есть установленный единый день голосования, крайне маленький процент интереса граждан к выборам. Законопроект устанавливает, что выборы будут признаны несостоявшимися, при условии, что в голосовании победит вариант «против всех». Законопроект уже прошёл 1 слушание, и, не смотря на прошлый пункт, получило одобрение, будет ли возвращение этой графы, покажет уже только время согласно законопроекту, выборы будут считаться несостоявшимися, если в голосовании победит вариант «против всех». Несмотря на это, 13 января 2014 года профильный комитет Государственной Ду-

© Марков А.С., Яровой К.Ю., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 12-3(63).

ISSN 2223-4047

мы рекомендовал принять проект этого закона в первом чтении. Дойдет ли дело до возвращения графы в бюллетени, покажет время.

Много внимания уделяется фальсификации и с целью её устранения, был разработан и принят закон, согласно которому, на избирательных участках будут устанавливаться ящики из прозрачного или полупрозрачного материала, то же самое касается и переносных ящиков, располагаемых вне помещения. Этот закон обретает силу с 1 июня 2014 года.

Так же стоит отметить, что 10 октября 2013 года, Конституционный суд РФ признал право граждан находящихся в местах тюремного заключения, к участию в выборах. Европейский суд по правам человека отмечает, что положения части 3 статьи 32 Конституции РФ, согласно которым граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права избирать органы государственной власти, нарушает уже упоминавшийся здесь статью 3 протокола №1 Европейской конвенции. В XXI веке, по мнению Европейцев, в странах позиционирующие себя как демократические должна в полной мере действовать презумпция в пользу права избирать.

Из всего выше сказанного можно отметить, что главной задачей большинства современных реформ в области, связанной с избирательным правом и выборами, является стремление государства, в виде как можно большего привлечения избирателей на их избирательные участки. Большинство перемен касается в основе своей внешней стороны выборов, они носят формальных характер. И, несмотря на то, что, казалось бы, происходят тенденции в направлении демократизации избирательного процесса, как например законопроект о возвращении графы «против всех», Россия в нынешнем её виде ещё очень далека от западного идеала свободных демократических выборов.

В заключении можно подвести следующее. Выборы президента, Гос. Думы и других различных гос. Образований это по сути своей, является своеобразным демократическим прорывом в ходе тех реформ, что происходят в России. Ведь что такое выборы? Это антипод, противопоставление гражданской войны и другим силовым методам захвата власти, мирным. Но при это не стоит забывать, что эти нормы, реформы и правила носят довольно относительный, скажем так, формальный характер. То, что выборы есть, как таковые не является гарантом демократии. Необходимо, чтобы это всё было направленно на общество, на интересы людей, граждан всех слоёв населения, взглядов и убеждений, а не служили некой «ширмой» демократии, её красивой упаковкой. Достаточно вспомнить, что благодаря выборам к власти пришёл Гитлер, однако не может же это означать, что в Германии победила демократия, разумеется, нет. Похожая ситуация наблюдается и с выборами Президента Российской Федерации 1996 г. Ведь, по сути, наличие выбора было довольно формальным, а результаты выборов в Государственную Думу оставляют желать лучшего: многие люди, прошедшие к властным структурам государства, не оправдывают доверия, которое было им оказано, они не выполняли обещаний, которые они давал своим избирателям. Гражданское общество, которое основано на плюрализме мнений и интересов людей не в состоянии обеспечить законопослушания граждан, избежать различных социальных взрывов, недовольств, различных акций, а может быть и кровавых событий. Этого всего можно, к сожалению, не избежать, если же органы государственной власти не будут основываться на справедливом выборном фундаменте, который, в свою очередь, будет основываться на участии самих же граждан.

МАРКОВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

ЯРОВОЙ КОНСТАНТИН ЮРЬЕВИЧ - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.