УДК 342.8 ББК 67.400
© 2017 г. Ю. В. Капранова,
доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В РОССИИ
В статье освещаются отдельные вопросы нормативного правового регулирования стадии предвыборной агитации. Проводится исследование конституционно-правовой сущности и содержания предвыборной агитации на основе действующего законодательства. Автор делает вывод о многоаспект-ности термина «предвыборная агитация», рассматривает его как субъективное право, деятельность, институт избирательного права и как стадию избирательного процесса.
Ключевые слова: выборы, предвыборная агитация, право на свободу слова, право на свободу информации, активное избирательное право, информационное обеспечение, агитационный период, правила предвыборной агитации.
Ju. V. Kapranova - Associate Professor, Department of Administrative Law, the Rostov Law Institute of the Ministry
of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law.
LEGAL REGULATION OFTHE ELECTION CAMPAIGN IN RUSSIA
The article highlights selected issues of legal regulation of the stage of the election campaign. The author examines the constitutional-legal nature and content of the election campaign on the basis of existing legislation. The author makes a conclusion about the complexity of the term «electioneering», treats it as a .subjective right, legal activities, Institute of electoral law and how the stage of the electoral process.
Key words: elections, election campaigning, freedom of expression, freedom of information, active electoral right, the provision of information, campaign period, election campaign rules.
В процессе становления отечественной избирательной системы содержание стадии предвыборной агитации менялось вместе с ее регламентацией. Активное обсуждение российским юридическим сообществом на протяжении многих лет различных трудностей регулятивно-правового и правоприменительного характера в сфере реализации норм избирательного права на данной стадии свидетельствует о том, что происходил активный поиск баланса между правовой определенностью правил предвыборной агитации и ее содержанием.
В настоящее время в действующем законодательстве определение предвыборной агитации включает в себя деятельность, направленную как на поддержку кандидатов, так и против них, проведено ее отграничение от информирования избирателей.
Этимология термина «агитация» (от лат. аgitation - приведение в движение, побуждение к чему-либо) подводит нас к пониманию предвыборной агитации как некого процесса, который через распространение различных идей воздействует на сознание и настроение людей, общественную активность с
целью побуждения совершить те или иные избирательные действия в период подготовки к выборам.
Правовое регулирование агитационной деятельности в период проведения выборов и референдумов основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции РФ, а также положениях Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1], определяющего базовые направления развития законодательной регламентации вопросов проведения выборов и референдумов на различных уровнях.
Впервые на нормативном уровне право граждан на предвыборную агитацию получило закрепление в Основном законе СССР 1977 года. В статье 97 Конституции СССР 1977 года гарантировалось свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио [2]. Несмотря на то, действующая Конституция
Российской Федерации (1993) не имеет главы, посвященной избирательным правоотношениям, и право на предвыборную агитацию прямо не закреплено положениями главы «Права и свободы человека и гражданина», тем не менее оно подразумевается первично и обусловлено закрепленным в ч. 2 ст. 32 правом избирать и быть избранным в орган государственной власти и местного самоуправления. Право на предвыборную агитацию является составным элементом активного избирательного права, то есть «субъективного публичного конституционного избирательного права, опосредующего отношения, складывающиеся по поводу непосредственного участия гражданина в процессе формирования выборных органов публичной власти в качестве избирателя (активного элемента избирательного права), либо в качестве кандидата на соответствующую выборную должность (пассивного элемента избирательного права)» [3, с. 120].
Конституционное измерение механизма предвыборной агитации неизбежно приводит нас к необходимости рассмотрения вопросов соотношения конституционных прав на агитацию и свободу массовой информации. Безусловно, современная демократия и свобода средств массовой информации неразрывно связаны, так как в обществе растет запрос на информацию в различных сферах социальной и политической жизни, что связано с увеличением глобализационных явлений, расширением использования информационно-телекоммуникационных технологий в управлении различными структурами общества, развитием электронной демократии и электронного правительства. Очевидно, что каналы воздействия СМИ на общественное сознание, на мотивацию и поведение отдельных граждан в последнее время существенно изменились, тем не менее они по-прежнему базируются на взаимосвязи конституционной свободы мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ), свободы информации (ч. 4 ст. 29). Однако смешение свободы выражения мнений со свободой предвыборной агитации является недопустимым, так как к первой не предъявляются требования достоверности и объективности, ограничения по времени. Распространение информации через выражение мнения может и должно иметь место в межвыборный период.
Свободные выборы и свобода слова, свобода политической дискуссии - взаимоукрепляющие демократические ценности, которые составляют основу любой демократической системы. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращался к данной тематике и указывал, что в законодательном регулировании вопросов получения и распространения информации о выборах и референдумах необходимо соблюдать баланс конституционно защищаемых ценностей -права на свободные выборы и свободы слова и информации, не допуская неравенства и несоразмерных ограничений [4].
Избирательная активность является важным показателем степени демократизации общества. Предвыборная агитация представляет собой такой этап избирательного процесса, на котором избирательная активность благодаря грамотно и профессионально выстроенной стратегии может существенно возрасти в пользу какой-либо партии или отдельно взятого кандидата. В данный период сталкиваются различные политические интересы, ведется активное воздействие на электорат через закрепленный законодательством избирательный инструментарий - агитацию. От организации проведения данной стадии избирательного процесса зависит итог выборов. Как отмечалось, правильно построенная предвыборная агитация может повысить шансы на победу избирательного блока либо кандидата на выборную должность на 60 % [5, с. 47-52].
Актуальными являются вопросы соотношения предвыборной агитации как деятельности, побуждающей проголосовать за тех или иных кандидатов, списки кандидатов, и предвыборной агитации «против всех» в связи с возвращением в графы бюллетеней строки «против всех» [6] на выборах муниципального уровня после долгого периода отказа от практики использования данного института [7, с. 29-30]. Анализ Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ показывает, что в нем устанавливается закрытый перечень форм, в которых может проводиться подобная деятельность, - «против кандидата, списков кандидатов» - в смысле распространения негативной информации о них, но не содержатся указания на деятельность, побуждающую проголосовать избирателей против всех. Полагаем, что такую форму нецелесообразно закреплять в законе, поскольку в про-
тивном случае будет выхолащиваться сама суть, цель предвыборной агитации - формирование выборного органа. Утверждение подобной формы предвыборной агитации побудит проигнорировать всех кандидатов, будет входить в противоречие с законодательным определением понятия «предвыборная агитация» (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). Закрепление графы «против всех» в законе, регламентирующем выборы на уровне местного самоуправления, преследует цель разрешения отдельных проблемных вопросов процедурного характера. В силу того что число избирателей на муниципальном уровне не может сравниться с количеством участвующих в федеральных выборах, в ряде случаев, когда необходимо определить победителя повторного голосования по относительной мажоритарной системе или признать выборы несостоявшимися (ст. 39 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-Ф3), количество голосов, поданных избирателями «против всех кандидатов», может выступить критерием для принятия итогового решения или об избрании кандидата (если он набрал большее количество голосов по отношению к другими кандидатам и оно превышает число голосов против всех), или (если число избирателей, проголосовавших против всех, больше, чем проголосовавших за кандидата, набравшего наибольшее число голосов в округе) о признании выборов несостоявшимися.
Российское законодательство очень детально регламентирует основные направления и виды агитации, устанавливает особые правила предвыборной агитации, сроки ее проведения, особые требования к агитационным материалам, субъектам, осуществляющим агитацию, и многое другое. Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ под предвыборной агитацией следует понимать деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую цель побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Следует отметить, что данное определение является общим [8], в нем не перечисляются действия, признаваемые предвыборной агитацией. Сущность предвыборной агитации конкретизируют положения гл. 7 данного закона «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о
выборах и референдумах». Прежде всего, в ст. 44 указанной главы определяется, что предвыборная агитация наряду с информированием избирателей, участников референдума, агитацией по вопросам референдума входит в деятельность по информационному обеспечению выборов и референдумов. В соответствии со ст. 45 закона информирование избирателей проводится органами государственной власти и местного самоуправления, комиссиями и организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, редакциями сетевых изданий, физическими и юридическими лицами. При этом в данной норме указывается, что органы публичной власти не относятся к субъектам, имеющим право осуществлять информирование по поводу кандидатов. Таким образом, анализ положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ позволяет отграничивать деятельность по информированию и агитации.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопросы, связанные с обеспечением права на свободу информации, сформулировал определенную позицию по данному вопросу [4; 9]. Поскольку агитация и информирование могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, основным разграничивающим их критерием следует считать наличие специального мотива и цели - желания склонить избирателей в ту или иную сторону, в том числе посредством обеспечения информационной поддержки или, наоборот, противодействия конкретному кандидату или избирательному объединению через СМИ.
Как устанавливает Европейский суд по правам человека, необходимо различать: 1) деятельность по информированию избирателей, поддерживающую свободную политическую дискуссию в предвыборный период и способствующую формированию у избирателей адекватных представлений о позициях кандидатов; 2) информационное воздействие на избирателей со стороны кандидатов, преследующих цель замещения выборных должностей (относится к предвыборной агитации) [10].
Такой подход получил закрепление в действующем российском законодательстве, в котором под предвыборной агитацией понимается не распространение информации, а обладающая набором специфических признаков деятельность специальных субъектов, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая
целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них), или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Агитационная деятельность представляет собой непрерывную деятельность, осуществляемую в соответствии с законом и нацеленную на формирование предпочтений граждан Российской Федерации при реализации ими своего активного избирательного права [11, с. 49-50].
Согласно ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предвыборной агитацией признаются действия:
- призывающие голосовать за кандидата, а также кандидатов, отдельный список или списки кандидатов, либо против них;
- выражающие предпочтения тому или иному кандидату, избирательному объединению, в том числе указывающие на то, за какого кандидата, какой список кандидата, какое избирательное объединение необходимо будет проголосовать избирателю;
- описывающие возможные положительные либо негативные последствия, в случае если тот или иной кандидат будет избран или не избран, если тот или иной список кандидатов будет допущен или не допущен к распределению депутатских мандатов;
- распространяющие информацию, в которой явно преобладают сведения о тех или иных кандидатах, избирательных объединениях в различных сочетаниях как позитивной, так и негативной информации о них;
- распространяющие сведения о кандидате, не связанные с его профессиональной деятельностью или исполнением им служебных (должностных) обязанностей;
- иная деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата или список кандидатов.
К агитационной деятельности относятся те же действия, совершаемые представителями средств массовой информации, как печатных, так и зарегистрированных электронных, если они призывают голосовать за или против с целью побудить, склонить отдать голос за того или иного кандидата, а также иные действия, перечисленные выше, если они совершены с данной целью неоднократно (ч. 2.1 ст. 48). Ранее организации, осуществляющие выпуск СМИ, не были включены
в субъекты предвыборной агитации, а лишь информировали избирателей. Их представителям при осуществлении профессиональной деятельности было запрещено проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы. Нарушение запрета на участие в предвыборной агитации в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях влекло за собой административную ответственность.
На сегодняшний день следует различать предвыборное информирование в СМИ и предвыборную агитацию СМИ. К предвыборному информированию следует относить такие сообщения в информационных теле-и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях о проведении предвыборных мероприятий, в которых информация представлена исключительно отдельным блоком, без комментариев, в ней не отдается предпочтение какому-либо кандидату, избирательному объединению или блоку, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади. В свою очередь, предвыборная агитация - это действия, которые побуждают сделать тот или иной выбор в пользу конкретного кандидата. К субъектам предвыборной агитации относятся зарегистрированные кандидаты (кандидат), избирательное объединение и (или) лица, уполномоченные выступать от имени кандидата, избирательного объединения или специально привлеченные ими к проведению предвыборной агитации.
Из содержания п. 4 ст. 2 рассматриваемого федерального закона следует, что предвыборная агитация осуществляется в период избирательной кампании. При этом п. 1 9 ст. 2 предусматривает, что отправной точкой избирательной кампании является день официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов. Деятельность, имеющая признаки предвыборной агитации, но осуществляемая до официального начала избирательной кампании, не может быть признана предвыборной агитацией и должна квалифицироваться как агитационное информирование. Согласно п. 1 ст. 49 закона временные рамки предвыборной агитации включают в себя не весь
период, предшествующий выборам, а лишь со дня регистрации кандидата, списка кандидатов.
Несмотря на большое количество условий, требований, предъявляемых к реализации правомерной деятельности по предвыборному агитированию, присутствуют недостаточно разработанные процедурные вопросы, связанные, например, с регулированием окончания срока агитации в сетевых изданиях. Только положениями Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливается, что размещение агитационных материалов в таких изданиях должно прекращаться в 16 часов по московскому времени последнего дня агитационного периода. Представляется, что данные вопросы должны регулироваться Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в который необходимо внести соответствующие изменения, так как агитация в сетевых изданиях может иметь место не только на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации, но и на иных выборах федерального, регионального и местного уровней.
Также следует отметить, что законодательство о выборах и референдумах не содержит перечня мест (зданий, помещений, площадок), где запрещено проведение агитации посредством публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами), в связи с чем квалифицировать правонарушения по данному признаку достаточно сложно. Участие должностных лиц в различных публичных мероприятиях: интервью, праздничных концертах, торжественных заседаниях, конференциях и других - является не исключением, а скорее, правилом. Эти лица могут принимать активное или пассивное участие в мероприятии, однако сам факт такого участия будет обязательно освещен в прессе зачастую с приложением фотографий [12, с. 47]. За злоупотребление должностным положением и проведение скрытой агитации, в том числе в запрещенных местах, привлечь к ответственности данных лиц представляется затруднительным. Учитывая тот факт, что в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [13] проведение публичных мероприятий в целях предвыборной агитации входит в сферу действия данного закона, считаем возмож-
ным воспользоваться положениями ст. 8 «Места проведения публичного мероприятия» для выявления мест, где запрещено проводить предвыборную агитацию. Согласно данному закону публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для его целей местах, а также в специально отведенных для этого и определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации местах (предоставляется перечень мест, где проведение публичного мероприятия запрещено). Логично предположить, что такими местами также являются здания и помещения, занимаемые на правовых основаниях органами, учреждениями и организациями (п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ - органами государственной власти, избирательными комиссиями, воинскими частями и другими), которым закон запрещает проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума).
Неопределенность в понимании того, в каких мероприятиях может заключаться такая форма предвыборной агитации, как «посредством проведения агитационных публичных мероприятий» (ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), также затрудняет практику применения административного законодательства. В этой связи полагаем, что более удачной является формулировка предыдущей редакции данной статьи, в которой указывалось: «посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий)». В ст. 25 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» [14], в которой приводятся общие принципы ведения предвыборной агитации на выборах муниципального уровня, указанная формулировка применительно к проведению публичных предвыборных мероприятий сохранена. Представляется необходимым восстановить п. «б» ч. 3 ст. 48 в предыдущей редакции, а действие ст. 5.10 КоАП РФ - исходя из этого распространить и на деяния, связанные с нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в период предвыборной агитации.
Таким образом, нормативное правовое регулирование предвыборной агитации предопределяет использование термина «предвыборная агитация» в нескольких значениях:
- как субъективного права, входящего в состав права на участие в управлении делами государства, а точнее в состав правомочия по реализации конституционного права избирать и быть избранным, и отличного по своему нормативному содержанию от права на свободу слова, распространения информации и выражения мнений;
- деятельности, осуществляемой специальным кругом субъектов в рамках установленных правил;
- института избирательного права;
- стадии избирательного процесса.
Предвыборная агитация является обязательной стадией избирательного процесса, выступает разновидностью информационного обеспечения выборов. В период, предшествующий выборам, распространение информации о выборах подпадает под определение информирования, осуществляется без каких бы то ни было ограничений. В рамках предвыборной агитации свобода слова и распространения информации посредством установления определенных требований к осуществлению предвыборной агитации ограничивается, чтобы обеспечить равенство для избираемых и чтобы информация, поступающая к гражданам с целью побудить голосовать за того или иного кандидата, являлась строго и равным образом дозированной, проверенной на соответствие фактам, не имела искажений и отражала истину. При подлинных выборах должен обеспечиваться свободный и равный доступ избирателей к информации об избираемых, о ходе выборов, каждый свободен реализовывать свое право на поиск, получение, передачу и распространение информации в любых формах и из любых источников в пределах, установленных законодательст-
Литература
1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в ред. от 28.12.2016). URL: http://consultant.ru
2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик 1977 года // Ведомости Верховного Суда СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
вом Российской Федерации. Требования к информации одновременно и в рамках предвыборной агитации, и в то же время к получению информации не противоречат друг другу, а наоборот, системно регулируют вопросы информирования, реализуя конституционные возможности граждан в наиболее полной форме.
Особенности предвыборной агитации как деятельности заключаются в следующем:
- она осуществляется исключительно в рамках избирательных правоотношений;
- имеет специально-целевое назначение, выражающееся в склонении избирателей реализовать свое активное избирательное право, выразить свою волю определенным образом и тем самым повлиять на формирование персонального состава выборного органа публичной власти;
- реализуется в рамках строго установленных правил.
Правила предвыборной агитации представляют собой специальные предписания, устанавливающие условия проведения соответствующей деятельности, а также определенные ограничения и запреты, так называемые «фильтры», которые законодатель устанавливает в качестве обязательных для исполнения, чтобы деятельность, побуждающая проголосовать за того или иного кандидата, была законной. Законной может быть признана только предвыборная агитация, проводимая с соблюдением условий, связанных с правовым регулированием:
- агитационного периода, то есть сроков, когда эта деятельность имеет все признаки законной агитационной деятельности;
- требований, предъявляемых к субъектам, осуществляющим предвыборную агитацию;
- места и методов проведения агитации (где, каким образом);
- содержания, форм и видов агитационных материалов.
Bibliography
1. On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in referendum of citizens of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation from 12.06.2002 № 67-FL (ed. by 28.12.2016). URL: http://consultant.ru
2. Constitution (fundamental law) of the Union of Soviet Socialist Republics, 1977 // Vedomosti of the USSR Supreme Soviet. 1977. № 41. Art. 617.
3. Jagaran A. A. A citizen of the Russian Feder-
3. Джагарян А. А. Гражданин Российской Федерации - конституционный субъект права на предвыборную агитацию // Право и политика. 2006. № 9.
4. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К.С. Рожкова: постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 30 окт. 2003 г. № 15-П. URL: http://consultant.ru
5. Зелинский Я. В. Административно-правовые вопросы агитации за кандидатов в депутаты представительных органов власти в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 12.
6. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федер. закон Рос. Федерации от 26.11.1996 № 138-Ф3 (в ред. от 04.06.2014). URL: http://consultant.ru
7. Оспанов Т. А., Абрахманов Д. В. Графа «Против всех» в контексте политической конкуренции // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 6.
8. Игнатов С. Л. Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». URL: http://consultant.ru
9. По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 14.11.2005 № 10-П. URL: http://consultant.ru
10. По делу «Боуман (Bowman) против Соединенного Королевства: постановление Европейского суда по правам человека от 19 февр. 1998 г. URL: http://garant.ru
11. Толкушкин М. И. Институт предвыборной агитации: некоторые размышления // Кон-
ation - the constitutional entity for pre-election campaign // Law and politics. 2006. № 9.
4. On business about check of constitutionality of separate provisions of the Federal Law «On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in referendum of citizens of the Russian Federation» in connection with inquiry of group of deputies of the State Duma and the complaints of citizens S. A. Buntman, K. A. Katan-yan and K. S. Rozhkov: decision of the constitutional Court of the Russian Federation of 30 October 2003 № 15-P. URL: http://consultant.ru
5. Zelinsky Ya. V. Administrative and legal issues, campaigning for candidates of representative bodies in the Russian Federation // Administrative rights and process. 2012. № 12.
6. On ensuring the constitutional rights of Russian Federation citizens to elect and be elected to bodies of local self-government: Federal Law of the Russian Federation dated 26.11.1996 № 13 8-FL (ed. from 04.06.2014). URL: http://consultant.ru
7. Ospanov T. A., Abrahmanov D. V. Column «Against all» in the context of political competition // Constitutional and municipal law. 2014. № 6.
8. Ignatov S. L. Commentary to the Federal Law of 12 June 2002 № 67-FL «On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in referendum of citizens of the Russian Federation». URL: http://consultant.ru
9. On business about check of constitutionality of provisions of paragraph 5 of article 48 and article 58 of the Federal Law «On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in referendum of citizens of the Russian Federation» point 7 of article 63 and article 66 of the Federal law «On elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» in connection with the complaint of the Commissioner for human rights in the Russian Federation: decision of the constitutional Court of the Russian Federation dated 14.11.2005 № 10-P. URL: http://consultant.ru
10. The judgment of the European Court of human rights of19 February 1998 In the case of «Bow-man (Bowman) against the United Kingdom». URL: http://garant.ru
11. Tolkuskin M. I. Institute pre-election campaign: some reflections // Constitutional and municipal law. 2016. № 4.
12. Zelinsky Ya. V. Some Issues of legal responsibility for the use of advantages of official position during election campaign // Constitutional and municipal law. 2013. № 9.
ституционное и муниципальное право. 2016. № 4.
12. Зелинский Я. В. Вопросы юридической ответственности за использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9.
13. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федер. закон Рос. Федерации от 19.06.2004 № 54-ФЗ (в ред. от 03.07.2016). URL: http://consultant.ru
1 4. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федер. закон Рос. Федерации от 26.11.1996 № 138-Ф3 (в ред. от 04.06.2014). URL: http://consultant.ru
13. On assemblies, rallies, demonstrations, processions and picketing: Federal Law of the Russian Federation 19.06.2004 № 54-FL (ed. from 03.07.2016). URL: http://consultant.ru
14. On ensuring the constitutional rights of Russian Federation citizens to elect and be elected to bodies of local self-government: Federal Law of the Russian Federation dated 26.11.1996 № 13 8-FL (ed. from 04.06.2014). URL: http://consultant.ru