УДК 342.722.32+342.84 ББК Х400.82+Х400.322
DOI: 10.14529/^180212
ОГРАНИЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ СВОБОДЫ СЛОВА В ПЕРИОД ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ
Л. М. Большаков
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
В статье рассматривается ряд существующих законодательных ограничений конституционного права граждан на свободу слова в Российской Федерации, действующих в ходе избирательной кампании и в период предвыборной агитации, анализируются их конституционность, обоснованность и необходимость, а исследует проблемы реализации данных ограничений свободы слова в правоприменительной практике и их влияние на избирательный процесс. Автор уделяет отдельное внимание ограничению конституционной свободы слова в ходе предвыборной агитации в Интернете и социальных сетях, как особому предмету правового регулирования, а так же затрагивает проблему соблюдение баланса между конституционной защитой свободы слова и нормами избирательного законодательства.
Ключевые слова: свобода слова, конституционные права, политические права, предвыборная агитация, избирательный процесс, средства массовой информации, ограничения свободы слова.
Законодательство Российской Федерации о выборах подробно регулирует ведение предвыборной агитации, в том числе и в средствах массовой информации. Нормы избирательного права налагают ряд ограничений на свободу слова в агитационный период, призванных помочь гражданам совершить сознательный выбор.
Основным принципом избирательного законодательства считается равенство кандидатов. Одним из способов реализации этого принципа является равное распределение бесплатного эфирного времени и площадей в печатных изданиях в государственных и муниципальных СМИ. Статья 50 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязывает государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами и избирательными объединениями.
Этот же закон предусматривает, что в течении пяти суток до дня голосования, а также в день голосования, запрещено опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения и прогнозов результатов
выборов. Смысл и цель данной законодательной нормы - в препятствовании формированию у избирателя искусственных предпочтений, вызванных очевидностью исхода выборов, которую могут сформировать результаты опросов. Существует серьезная проблема в реализации этой нормы на практике, на данный момент она носит декларативный характер. Также установлен запрет на предвыборную агитацию в сам день голосования и в предшествующий ему день. Этот запрет обеспечивает самостоятельность выбора избирателя и защищает его от случайности в принятии решения и возможного психологического давления. При этом данная запретительная норма не распространяется на информацию о самом проведении выборов и на призывы принять участие в них, на разъяснение избирательного законодательства и порядка голосования, проводимых избирательными комиссиями. В то же время не ясно, законна ли в этот период агитация за отказ от участие в выборах, ставшая популярной у части граждан после отмены графы «против всех», законодательство этого не поясняет.
Вопрос легальности призывов к бойкоту выборов вызывает интерес и сам по себе. Российское законодательство не предусматривает норм, их запрещающих, однако в последнее время все чаще происходят попытки правоприменителей приравнять призывы бойкоти-
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2018. Т. 18, № 2, С. 65-68
ровать выборы к экстремистской деятельности либо воспрепятствованию осуществления избирательных прав [3].
Рассматривать призыв к бойкоту выборов в качестве правонарушения не представляется возможным. В 2005 году Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 10-П от 14 ноября 2005 г. по жалобе гражданина Боч-кова, изготовившего и распространявшего листовки, призывающие голосовать против всех на выборах в Государственную Думу РФ, и привлеченного за это к административной ответственности по ст. 5.12 КоАП РФ Конституционный Суд РФ установил, что по смыслу статей 29 (часть 4) и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации, будучи носителями активного избирательного права и одновременно выступая субъектами права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, не могут рассматриваться лишь как объект информационного обеспечения выборов, в процессе выборов они вправе осуществлять деятельность, направленную на активное отстаивание своей предвыборной позиции и склонение сообразно с ней других избирателей к голосованию за или против конкретных кандидатов либо к выражению негативного отношения ко всем участвующим в выборах кандидатам. Исключение для граждан возможности проводить предвыборную агитацию или отсутствие надлежащих законодательных гарантий ее реализации означало бы, по существу, отказ в праве реально повлиять на ход избирательного процесса, а сам по себе избирательный процесс сводился бы лишь к факту голосования. Также Суд постановил, что дело гражданина Бочкова подлежит пересмотру.
Ввиду отсутствия в современном избирательном процессе в Российской Федерации графы «против всех» реализация права на отстаивание своей предвыборной позиции и выражение негативного отношения избирателя ко всем участвующим в выборах кандидатам возможны только через распространение информации о возможности бойкота выборов. Исходя из правового смысла вышеуказанного решения Конституционного Суда РФ, можно прийти к выводу, что призывы к отказу от реализации активного избирательного права являются законными и не противоречат как
Конституции РФ, так и федеральному законодательству.
Одним из существенных ограничений свободы слова в период проведения выборов является запрет на критику оппонентов в предвыборной кампании, установленный п. 5.2 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с ним устанавливается запрет на использование эфирного времени, предоставленного для размещения агитационных материалов, для распространения негативной информации о кандидате, в том числе призывов голосовать против какого либо кандидата или списка кандидатов, а также запрещено размещать информацию, способствующую созданию отрицательного отношения избирателей к кандидатам и спискам кандидатов. При этом необходимо отметить, что некоторые ученые-правоведы, например Д. Н. Лызлов, считают, что данное ограничение распространяется только на предвыборную агитацию на телевидении [2].
Складывается ощущение, что вводя этот запрет, законодатель использовал за образец норму ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», которая считает недобросовестной рекламу, содержащую некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены иными изготовителями или реализуются другими продавцами. По мнению А. А. Щербовича, данный подход справедлив для рекламного бизнеса, но неприемлем для предвыборной агитации, так как смысл избирательной кампании во многом заключается как раз в дебатах между кандидатами и их взаимной критике [4]. Более того, есть обоснованные сомнения в конституционности данной нормы, так как ч. 2 ст. 29 Конституции РФ гласит, что пропаганда и агитация подлежат защите, и их предвыборный характер не является исключением из данного конституционного правила. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...», причисляя право на предвыборную агитацию к избирательным правам, не выводит это право из-под охранительного действия ст. 29 Конституции РФ, и, следовательно, ограничивает ее действие.
Схожего мнения придерживается М. А. Дубровина, которая приходит к выводу,
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2018, vol. 18, no. 2, pp. 65-68
Большаков Л. М.
Ограничение конституционной свободы слова в период предвыборной агитации
что данная норма противоречит ст. 29 Конституции РФ [1]. Безусловно, выражение политических мнений обязано строиться на принципе законности и не нарушать права других кандидатов, но в данном случае рассматриваемые нами ограничения свободы слова не связаны с агитацией, возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную или иную рознь, а так же с разглашением информации, содержащей государственную или иную охраняемую законом тайну. Конституция РФ позволяет законодателю ограничивать права и свободы человека и гражданина только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ни под одну из этих целей вышеуказанный запрет не подпадает.
Запрет на критику и негативные высказывания кандидата, списка кандидатов и списков кандидатов ограничивает право зарегистрированного кандидата на свободное выражение собственных мыслей и убеждений, что является недопустимым. Также ограничение негативной агитации косвенно стесняет и активное избирательное право, закрепленное в ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, так как обязательным условием осмысленного выбора является осведомленность избирателя о кандидатах. Граждане имеют право получать любую, в том числе и негативную, информацию о кандидатах, которая способствует формированию их предпочтений.
Свободные выборы предполагают соперничество кандидатов и политических партий, соперничество власти и оппозиции, в том числе путем сравнительного анализа и альтернативного представления своих программ, идей, намерений и кандидатов, а также итогов их деятельности на тех или иных постах.
Одним из проблемных вопросов реализации избирательного законодательства является невозможность регуляции действующими нормами избирательного права предвыборной агитации, проводимой в быстро развивающихся социальных сетях. Избирательное законодательство требует наличия у любого агитационного материала сведений о тираже публикации и источнике ее оплаты. Говорить о тираже в отношении записи на странице в
социальной сети не представляется возможным, как и об оплате публикации материала, если речь идет о частной странице сторонника того или иного кандидата, решившего сделать агитационную запись по собственным соображениям. Такое положение дел фактически ставит предвыборную агитацию в Интернете вне рамок правового поля, способствует ее непрозрачности, распространению недостоверных сведений, «сливу» компромата, появлению материалов, содержащих «черный пиар», при этом довольно сложно установить авторов подобных агитационных материалов.
Социальные сети качественно отличаются от иных коммуникативных средств, с помощью которых осуществляется распространение информации, в том числе информации о выборах. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду, применяя правовые нормы для оценки легальности того или иного явления в Интернете. Главной целью правоприменетеля должно быть соблюдение баланса между конституционной защитой свободы слова и нормами избирательного законодательства. По нашему мнению, предвыборную агитацию в Интернете необходимо выделить в качестве отдельного предмета правового регулирования и внести с этой целью соответствующие изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях...» и другие правовые акты, регламентирующие проведение выборов.
Литература
1. Дубровина, М. А. Защита конституционного права на свободу мысли и слова в современной России: дис. ... канд. юрид. наук / М. А. Дубровина. - Саратов, 2007. - 208 с.
2. Лызлов, Д. Н. Об ограничении «негативной» агитации российским законодательством о выборах / Д. Н. Лызлов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 1. - С. 28-30.
3. Призывы к бойкоту выборов приравнены к свержению власти. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/0 7/11/648678-prizivi-boikotu-viborov.
4. Щербович, А. А. Конституционные гарантии свободы слова и права доступа к информации в сети интернет: дис. . канд. юрид. наук / А. А. Щербович. - М., 2013. -250 с.
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2018. Т. 18, № 2, С. 65-68
Большаков Лев Михайлович - аспирант кафедры теории государства и права, конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 14 марта 2018 г.
DOI: 10.14529/law180212
RESTRICTIONS OF THE CONSTITUTIONAL FREEDOM OF SPEECH DURING THE ELECTION CAMPAIGN
L. M. Bolshakov
South Ural State University, Chelyabinsk, Russia Federation
The article deals with a number of existing legislative restrictions on the constitutional right of citizens to freedom of speech in the Russian Federation, acting during electoral process and election campaign, their constitutionality, reasonableness and necessity, and the implementation of these restrictions on freedom of speech in the law enforcement practice and their impact on the electoral process are analyzed. The author pays special attention to limiting the constitutional freedom of speech in the course of election campaign on the Internet and social networks as a special subject of legal regulation, as well as the problem of balancing the constitutional protection of freedom of speech with electoral legislation.
Keywords: freedom of speech, constitutional rights, political rights, election campaign, electoral process, mass media, restrictions on freedom of speech.
References
1. Dubrovina M. A. Zashchita konstitucionnogo prava na svobodu mysli i slova v sovremennoj Rossii: dis. ... kand. yurid. nauk [Protection of the constitutional right to freedom of thought and speech in modern Russia. Diss. Kand. (Law)]. Saratov, 2007, 208 p.
2. Lyzlov D. N. [On limiting "negative" agitation to the Russian legislation on elections] Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie [State power and local self-government], 2011, no. 1, pp. 28-30. (in Russ.)
3. Prizyvy k bojkotu vyborov priravneny k sverzheniyu vlasti [Proclivity to a ballot strike are equated with the overthrow of power]. Available at: www.vedomosti.ru/ poli-tics/articles/2016/07/11/648678-prizivi-boikotu-viborov.
4. Shcherbovich A. A. Konstitucionnye garantii svobody slova i prava dostupa k informacii v seti internet: dis. ... kand. yurid. nauk [Constitutional guarantees of freedom of speech and the right to access information in the Internet. Diss. Kand. (Law)]. Moscow, 2013, 250 p.
Bolshakov Lev Mihailovich - postgraduate student of the Department of Theory of State and Law, Constitutional and Administrative Law , South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Received 14 March 2018.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Большаков, Л. М. Ограничение конституционной свободы слова в период предвыборной агитации / Л. М. Большаков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». -2018. - Т. 18, № 2. - С. 65-68. Б01: 10.14529/1а%г180212.
FOR CITATION
Bolshakov L. M. Restrictions of the constitutional freedom of speech during the election campaign. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2018, vol. 18, no. 2, pp. 65-68. (in Russ.) DOI: 10.14529/law180212.
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2018, vol. 18, no. 2, pp. 65-68