Научная статья на тему 'АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОБЯЗАННОСТЬ'

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОБЯЗАННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОБЯЗАННОСТЬ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2015. № 2 (41). Том III

УДК 340

Э.И. Сиротин

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОБЯЗАННОСТЬ

Проблема свободы участия в выборах была актуальной для науки конституционного права еще в дореволюционный период истории России. Так, Б.Н. Чичерин отмечал, что если демократическая школа в конституционном праве рассматривает выборное начало как права каждого свободного лица на участие в общих делах и в качестве основания власти полагает личную волю каждого человека, то авторы «охранительного направления» видят здесь не столько право, сколько обязанность, которую граждане должны выполнять для общественной пользы [1].

Внимание к проблеме свободы участия в выборах не ослабевает и по сей день, ведь выборы - это важнейший институт демократии и парламентаризма, а право избирать (активное избирательное право) - одно из наиболее важных прав граждан. В рамках данной статьи будут рассмотрены доводы в поддержку концепции рассматривающей активное избирательное право, в том числе, как обязанность.

Для начала необходимо обратиться к понятию активного избирательного права с точки зрения российского законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме [2].

В соответсвии с п. 26 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», активное избирательное право - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что активное избирательное право - это право гражданина избирать депутатов и должностных лиц, а также принимать участие в голосовании на референдуме.

В доктрине, тоже, зачастую, активное избирательное право определяется только как право, однако существует и иная точка зрения по данному вопросу - понимание и восприятие активного избирательного права, в том числе, как обязанности. Приведем следующие доводы в поддержку данной позиции.

В последние годы в России наблюдается низкая явка избирателей на выборах. По данным Центральной избирательной комиссии РФ, явка на выборах 2011 года в Государственную думу РФ составила 60,2%; на выборах Президента РФ в 2012 году - 65,34% [4]. В странах, где предусмотрена ответственность за неучастие в выборах, процент граждан, которые приходят голосовать, очень высок. Например, в Бельгии голосуют 94,6% зарегистрированных избирателей, в Австрии - 94,5%, в Австралии - 91,6% [5]. В России особенно неблагоприятная обстановка складывается на местных выборах. По данным Избирательной комиссии Приморского края явка на выборах 2013 года Главы г. Владивостока составила: 18,59%, явка избирателей на выборах Губернатора Приморского края 2014 г. - 39,65% [6].

По нашему мнению, в случае придания вышеназванному праву элементов обязанности, явка на выборах возрастет значительно. Этому будет способствовать, в том числе, ответственность, наступающая за невыполнение избирательной обязанности, например, в виде штрафа. С одной стороны, данный подход, может показаться нецивилизованным, однако штрафы за неявку на выборы установлены в таких странах, как: Бельгия, Греция, Италия, Франция, Германия, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Кипр, Люксембург и др. [7].

Так, в Бельгии система мер воздействия дифференцирована:

- Первая неявка на выборы без уважительной причины - штраф;

© Сиротин Э.И., 2015.

Вестник магистратуры. 2015. № 2 (41). Том III

ISSN 2223-4047

- Повторная неявка на выборы без уважительной причины - штраф увеличивается более чем в 8 раз по сравнению с первоначальным;

- Если избиратель не явится на выборы в третий раз - назначают штраф, его имя будет указано в специальном объявлении, вывешиваемом в публичном месте.

- Нарушение в четвертый раз влечет лишение избирательных прав сроком на 10 лет, а также возможности получить должность на государственной службе [8].

Нечто похожее предусматривает и законодательство Аргентины: не явившийся на выборы избиратель наказывается штрафом и лишается права получить должность на государственной службе в течении трех лет. В Бразилии - не участвовавшие в голосовании без уважительных причин наказываются штрафом, а в Греции и Турции - приговариваются к ограничению свободы [9].

Также необходимо отметить тот немаловажный фактор, что при повышении явки избирателей обратно пропорционально снижается возможность фальсификации на выборах.

К ряду важных аспектов, по нашему мнению, следует отнести и легитимность выборов. Увеличение количества избирателей, принявших участие в голосовании позволит повысить уровень легитимности избранных государственных органов и должностных лиц. В данном случае показателен пример г. Владивостока, когда явка избирателей на выборах Главы города в 2013 г. составила менее 19%, что в определенной степени, ставит под сомнение легитимность избранного должностного лица.

Введение избирательной обязанности будет способствовать, с течением времени, формированию определенной политической культуры выборов у избирателей.

Вышеназванные доводы демонстрирует правильность подхода к институту активного избирательного права не только как к праву, но и как к обязанности. Невозможно не согласиться с позицией Доктора юридических наук, профессора, зав. кафедрой конституционного и административного права МЭСИ Н.М. Чепурновой, о том, что нет теоретического противоречия между правом принять участие в голосовании и обязанностью участвовать в выборах [10]. Реформа института активного избирательного права, заключающаяся в создании комплекса активного избирательного права и обязанности имеет свои явные преимущества и апробированную эффективность во многих странах мира.

Библиографический список

1.Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899. С. 10.

2.Конституция РФ от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. - № 31, ст. 4398. - 04.08.2014.

3.Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // http://www.pravo.gov.ru/. - 04.06.2014.

4.Центральная избирательная комиссия РФ// http://cikrf.ru/opendata/ - 15.01.2015.

5.Югорское обозрение // http://www.ugramediaperson.ru/works/detail/izbiratelnoe-pravo-ili-obyazannost-&41/ - 15.01.2015.

6.Избирательная комиссия ПК // http://old.primorsky.ru/prim/izbirkom/itogi.htm - 15.01.2015.

7.Закон сегодня // http://lawtoday.ru/razdel/biblo/kpzs/DOC_114.php - 15.01.2015

8.Центр Мониторинга Демократических Процессов «Кворум» // http://www.cmdp-kvorum.org/democratic-process/601 - 15.01.2015.

9.http://ria.ru/spravka/20140626/1013682909.html - 15.01.2015.

10.Обзор работы секции конституционного и муниципального права IV Международной научно-практической конференции "Кута

СИРОТИН Эдуард Игоревич - магистрант юридической школы, Дальневосточный федеральный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.