Научная статья на тему 'ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХКАК ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ПРОТЕСТ'

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХКАК ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ПРОТЕСТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
519
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ПРИНЦИП ДОБРОВОЛЬНОСТИ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ВОТУМ / АБСЕНТЕИЗМ / ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ / ПРАВО НА ПРОТЕСТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максименко А.В., Зейналбдыева А.В.

В статье рассматривается проблема роста уровня абсентеизма среди избирателей как в Российской Федерации, так и за рубежом. При низкой явке на выборы существует опасность того, что органы государственной власти или местного самоуправления в сложившейся ситуации будут нелегитимны. В качестве решения среди ученых-правоведов бытует мнение о необходимости введения обязательного вотума, однако в данном случае ставится вопрос о соблюдении закрепленного в Конституции РФ принципа добровольности участия в выборах, а также права граждан на политический протест. Проанализирован опыт зарубежных стран, в избирательных системах которых содержатся различные виды санкций за игнорирование гражданского долга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTARY PARTICIPATION IN ELECTIONSAS ONE OF THE FUNDAMENTAL PRINCIPLES OF THE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO PROTEST

The article deals with the problem of increasing the level of absenteeism among voters both in the Russian Federation and abroad. With a low voter turnout, there is a risk that State or local government bodies will be illegitimate in the current situation. As a solution, there is an opinion among legal scholars that it is necessary to introduce a mandatory vote, but in this case, there is a question of compliance with the principle of voluntary participation in elections enshrined in the Constitution of the Russian Federation, as well as the right of citizens to political protest. The article analyzes the experience of foreign countries whose electoral systems contain various types of sanctions for ignoring the civil debt.

Текст научной работы на тему «ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХКАК ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ПРОТЕСТ»

УДК 342.1

Александр Владимирович МАКСИМЕНКО,

начальник кафедры уголовно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина, кандидат юридических наук, доцент

mav1202@yandex.ru

Анна Васильевна ЗЕЙНАЛБДЫЕВА,

старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина, кандидат юридических наук

bobenko.anna@bk.ru

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ПРОТЕСТ

VOLUNTARY PARTICIPATION IN ELECTIONS AS ONE OF THE FUNDAMENTAL PRINCIPLES OF THE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO PROTEST

В статье рассматривается проблема роста уровня абсентеизма среди избирателей как в Российской Федерации, так и за рубежом. При низкой явке на выборы существует опасность того, что органы государственной власти или местного самоуправления в сложившейся ситуации будут нелегитимны. В качестве решения среди ученых-правоведов бытует мнение о необходимости введения обязательного вотума, однако в данном случае ставится вопрос о соблюдении закрепленного в Конституции РФ принципа добровольности участия в выборах, а также права граждан на политический протест. Проанализирован опыт зарубежных стран, в избирательных системах которых содержатся различные виды санкций за игнорирование гражданского долга.

The article deals with the problem of increasing the level of absenteeism among voters both in the Russian Federation and abroad. With a low voter turnout, there is a risk that State or local government bodies will be illegitimate in the current situation. As a solution, there is an opinion among legal scholars that it is necessary to introduce a mandatory vote, but in this case, there is a question of compliance with the principle of voluntary participation in elections enshrined in the Constitution of the Russian Federation, as well as the right of citizens to political protest. The article analyzes the experience of foreign countries whose electoral systems contain various types of sanctions for ignoring the civil debt.

Ключевые слова: выборы, принцип добровольности, обязательный вотум, абсентеизм, легитимность власти, право на протест.

Keywords: elections, the principle of voluntariness, a mandatory vote, absenteeism, the legitimacy of authority, the right to protest.

«в Вестник Сибирского юридического «<£&» института МВД России

Выборы наряду с референдумом в соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации являются «высшим непосредственным выражением власти народа», с их помощью граждане России участвуют в политической жизни своей страны. Кроме того, выборы являются подтверждением легитимности власти, таким образом народ делегирует права на осуществление публичной власти избранным представителям, именно выборы способствуют демократическому формированию органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с конституционной теорией основополагающей базой правового регулирования избирательных отношений являются принципы избирательного права. В качестве основы для принципов избирательного права международной мировой практикой используются фундаментальные права и свободы человека и гражданина [3, с. 9]. Кроме того, необходима обязательная связь принципов избирательного права с элементами функциональных характеристик выборов, которые должны носить подлинный, регулярный, справедливый и свободный характер.

В международных актах изначально не были достаточно полно раскрыты категории избирательного процесса. В 1962 г. было реализовано детальное толкование значения основополагающих начал Подкомиссией ООН, которое преследовало цель предупреждения дискриминации и защиты меньшинств. Раскрывая принцип всеобщего избирательного права в резолюции, говорится о том, что любой дееспособный гражданин наделяется правом принимать участие в голосованиях, проводимых в его стране, и выражать свою волю на любых референдумах и плебисцитах, общегосударственных выборах. Такие показатели, как грамотность или любой другой образовательный ценз, не должны быть препятствием для осуществления своего «права голосовать». Гражданину должна обеспечиваться возможность сокрытия его волеизъявления в соответствии с принципом тайного голосования. Стоит отметить, что даже в судебном порядке запрещается принудить голосующего к объявлению о том, в чью

пользу он отдал свой голос. Соблюдение соответствия между кандидатом (списком кандидатов) или против указанных в бюллетене и голосом, отданным гражданином, предусматривается принципом прямого избирательного права. Согласно принципу равного избирательного права все граждане должны на равных основаниях принимать участие в выборах своего государства и любой отданный голос имеет одинаковую значимость. Также при соблюдении требований, указанных в законодательстве, лицо может воспользоваться своим правом быть избранным. Международными правовыми актами периодичность проведения выборов не устанавливается, но законодатель страны должен четко основываться на положении, что выборные органы должны являться волеизъявлением народа и подлежать ротации для подтверждения легитимности действующей власти.

Для соблюдения данных принципов в мировой практике создаются избирательные органы для проведения и организации выборов. Суть их заключается в том, что при осуществлении своих полномочий они должны быть независимы и действовать от лица всех голосующих, обеспечивая защиту прав и свобод граждан.

Однако в процессе развития избирательных систем возникли новые потребности - выборы должны быть справедливыми, свободными и подлинными. Так, при справедливых выборах для всех участников для участия в избирательных кампаниях создаются единые правовые условия. Принцип свободы выбора заключается в том, что в отношении граждан не может применяться насилие, возникать возможность применения такового или иного противоправного влияния, голосующий сам принимает решение по поводу участия в выборах и может отказаться от своего волеизъявления в допускаемых формах и методах, не нарушающих действующего законодательства определенного государства. Подлинные выборы направлены на выявление воли народа при осуществлении своих избирательных прав и приводят к ее реализации.

Указанные основополагающие начала были закреплены в международных правовых

~ 68 ~

№ 1(42)•2021

актах. Положения об избирательных правах содержатся во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

Заимствуя мировой конституционный опыт, современное российское законодательство также зафиксировало международные стандарты принципов избирательного права, которые нашли отражение в Конституции РФ 1993 г., Федеральном законе от 12 июля 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральном законе от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», избирательных кодексах субъектов Федерации и т.д.

Российское избирательное право основывается на совокупности международных принципов, которые выступают безусловными ориентирами и обеспечивают демократическую природу выборов в Российской Федерации.

При анализе основополагающих начал избирательного права довольно много внимания в научной литературе уделяется всеобщности, равенству, прямым выборам [8] и т.д., но в современной российской юридической науке почти нет самостоятельных исследований, которые подробно изучают тематику свободного и добровольного участия в выборах.

Принцип свободы выбора вытекает из принципа свободы личности, который, в свою очередь, можно разделить на несколько структурных частей:

- гражданин свободен при принятии решения об участии в голосовании (принцип добровольности);

- избирателям должны быть предоставлены списки нескольких кандидатов или политических партий (принцип альтернативности);

- голосование должно проходить в условиях, не затрагивающих интересов иных прав гражданина, например таких, как личные.

Особого внимания заслуживает принцип добровольности участия в выборах, который заключается в том, что гражданин сам вправе принимать решение о необходимости осу-

db W9

Зарубежный опыт -w*

ществления своего гражданского долга. Ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся осуществления избирательных прав, закрепил в качестве основополагающего начала добровольность. Данный принцип оказывает значительное влияние на организацию и проведение избирательных кампаний. Добровольность выборов является гарантом того, что на любом этапе избирательного процесса на гражданина не может быть оказано воздействие, целью которого выступит понуждение к участию в голосовании или же оказание воздействия на его волеизъявление.

Необходимо отметить, что в ряде зарубежных стран наряду с принципом добровольности существует так называемый «обязательный вотум», суть которого заключается в том, что право избирать - это не только право, но еще и обязанность граждан. Избирательная система таких стран содержит различные виды санкций за игнорирование своего гражданского долга, причем в этом списке государств присутствуют и те, в которых издавна сложились демократические традиции. Понести наказание за неучастие в голосовании можно в Турции, Австрии, Болгарии, Египте, Бразилии, Люксембурге, Греции, Пакистане, Бельгии и других странах.

В качестве наказания законодателем может применяться не только штраф, публичное порицание, лишение избирательных прав, но и тюремное заключение.

В нормативных правовых актах Австралии закреплено обязательное участие в выборах с 1924 г. Ответственность за неявку в виде штрафа составит около 13 долларов. Однако при официальном уведомлении о своей неявке избирательного органа имеется возможность избежать.

В Бразилии необходимо не только уплатить штраф за уклонение от участия в выборах, но и в письменной форме изложить причину своей неявки на голосование.

В Греции не расценивается как уважительная причина пребывание избирателя за пределами своей страны в момент голосования. Здесь наряду со штрафом могут применяться такие санкции, как арест и тюремное

«в Вестник Сибирского юридического «<£&» института МВД России

заключение сроком от одного месяца до одного года, неявка повлечет за собой также лишение званий и должностей.

В Египте существует довольно незначительный размер штрафа для неголосующих, однако в отношении таких лиц может применяться и тюремное заключение.

В Пакистане за неучастие в голосовании установлены санкции от штрафа в размере 60 долларов до каторжных работ сроком до пяти лет.

В Турции неявка на выборы влечет за собой наложение штрафа в размере 14 долларов, при неоднократном уклонении нарушитель подвергается уголовному преследованию [6].

Причины установления обязательного вотума в зарубежных странах связаны с современной тенденцией к увеличению числа граждан, добровольно отказывающихся от голосования, с возрастающим нежеланием людей участвовать в избирательных кампаниях. Показательными в этом плане могут быть выборы, прошедшие в Польше в 2005 г. Так, в национальных выборах 2005 г. приняли участие менее 40% избирателей - самый низкий уровень явки со времени введения свободных выборов после периода коммунистического правления. В результате Ярослав Качиньский стал премьер-министром при поддержке коалиционных партий, получивших большинство мест в парламенте, несмотря на то, что за них проголосовали всего шесть из тридцати миллионов избирателей. Когда Качиньский был снова вынужден выставить свою кандидатуру на выборы всего два года спустя, стало ясно, что многие из тех, кто не голосовал в 2005 г., были недовольны результатом. Явка выросла до 54% при особенно заметном повышении активности среди молодых и лучше образованных избирателей. Правительство Качинь-ского потерпело серьезное поражение [5].

Как видно из приведенного примера, снижение электоральной активности избирателей влечет за собой искажение их воли. При низкой явке на выборы существует угроза представительства интересов лишь небольшой части населения, органы государственной власти или местного самоуправления в сложившейся ситуации будут вызывать со-

мнения относительно их легитимности.

В юридической науке выделяют два вида абсентеизма: активный и пассивный. В контексте данной статьи особый интерес вызывает абсентеизм в активной форме - бездействие, которое является выражением политического протеста, подразумевающего уклонение избирателей от своих электоральных функций.

Если проанализировать причины уклонения граждан, то можно выделить следующие виды абсентеизма: экономический, политический, аполитический, социальный и т.п. При экономическом и социальном абсентеизме гражданин выражает недоверие баллотирующимся кандидатам и партиям, т.к. они, по его мнению, не в силах изменить существующих жизненных реалий, которые не устраивают избирателя (например, уровень безработицы, чрезмерное расслоение общества и т.д.). При политическом же абсентеизме избиратель выражает политический протест существующим программам, представленным кандидатами, которые не соответствуют его политическим убеждениям; еще одним основанием для уклонения от выборов является то, что выборы не являются честными и повлиять на сложившуюся ситуацию в государстве никоим образом не смогут.

Аполитический абсентеизм, в отличие от остальных видов, не используется избирателем как политическая демонстрация, а просто выражается отсутствием интереса гражданина к политике и безразличным отношением к выборам [1, с. 393-394]. Избиратель в таком случае считает нецелесообразным проявить свой гражданский долг, не имея для того веских оснований, т.к. его не интересует сложившаяся ситуация в обществе. Такая форма абсентеизма носит название пассивного [2, с. 4].

Независимо от вида абсентеизма сегодня во всем мире наблюдается рост абсенте-истского типа поведения, увеличение доли аполитичных граждан, что свидетельствует о серьезном кризисе легитимности власти, является доказательством ее несовершенства, показателем роста недоверия к демократическим институтам, индикатором нарастания

70

№ 1(42)•2021

социальной напряженности в обществе. Поэтому в странах, где так называемый «обязательный вотум» отсутствует, стоит приоритетная задача по стимулированию и повышению уровня явки избирателей для голосования, особенно среди молодежи. В качестве примера можно привести нарастание низкой явки на выборы в Европарламент. Так, в 1979 г. участие в выборах приняли 63% избирателей, в дальнейшем эти показатели падали и составляли: в 1984 г. - 61%, в 1989 г. - 58,5%, в 1994 г. - 56,8, в 1999 г. - 49,8, в 2004 г. - 45,7%, в 2009 г. - 43,1, в 2014 г. - 42,6 [4].

Однако в 2019 г. впервые была замечена тенденция к росту явки избирателей - 51%. По мнению европейских экспертов, толчком для воздействия на общественное правосознание стала быстрая политизация, т.к. возросло количество протестных акций, привлекающих внимание населения, в частности движение «желтых жилетов», манифестации по борьбе с изменением климата [7].

Проблема абсентеизма среди избирателей существует во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Например, в 2016 г. явка на выборы в Государственную Думу Российской Федерации составила лишь 47,88%, что ниже на 12% по сравнению с предыдущими выборами [9].

Однако учеными-правоведами введение обязательного вотума в Российской Федерации расценивается как отрицательное яв-

Зарубежный опыт

ление. В качестве аргумента приводится тот факт, что когда движущей силой для участия в голосовании становится существующее в действующем законодательстве наказание, а не гражданское самосознание, то в данном случае не найдет полного отражения волеизъявление народа, соответственно, результаты выборов будут искажены. В настоящее время введение соответствующих санкций (особенно денежных) будет отвергнуто населением, что повлечет за собой ряд протест-ных акций, а другие меры наказания просто не дадут ожидаемого результата.

Именно с этим обстоятельством и связан пристальный интерес отечественных и зарубежных общественных и политических деятелей, ученых, юристов и др. к проблеме преодоления различных видов абсентеизма. Сегодня в российской юридической науке (М.В. Баглай, В.А. Туманов, А.А. Вешняков и др.) ведутся дискуссии по поводу необходимости введения в нашей стране обязательного вотума, анализа его эффективности и соответствия международным стандартам добровольности участия граждан в голосовании, однако, на наш взгляд, такая новелла будет вступать в противоречие с признанными конституционным законодательством Российской Федерации принципами свободы выборов и добровольности участия в выборах, а также с конституционным правом на политический протест.

Библиографический список

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2004.

2. Баглай, М.В. Малая энциклопедия конституционного права // М.В. Баглай, В.А. Туманов. - М.: Бек, 2008.

3. Вешняков, А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации / А.А. Вешняков. - М. : Весь мир, 1997.

4. Выборы в Европейский парламент. - URL: http://www.lawmix.ru/comm.php?id=1412.

5. Зачем голосовать? - URL: http://www.project-syndicate.org/commentary/singer31/Russian.

6. Наказание за неучастие в выборах в зарубежных странах. - URL: https://ria. ru/20140626/1013682909.html.

7. Новый евробаланс. Главные итоги выборов в Европарламент. - URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/6473807.

8. Пугачев, В.П. Введение в политологию. 4-е изд., перераб. и доп. / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 479 с.

9. Шестакова, Ю.Г. Абсентеизм на выборах в Государственную Думу в 2016 г. // nauka. me. - 2017. - Вып. 1. - URL: https://nauka.me/s111111110000005-8-1/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.