Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ УСЛУГАМИ (МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)'

КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ УСЛУГАМИ (МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ТРАНСПОРТ / НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина К. А., Ахметова А. В.

В статье рассмотрены права полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения населения транспортными услугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитина К. А., Ахметова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ УСЛУГАМИ (МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2017. № 8(71)

УДК 342

К.А. Никитина, А.В. Ахметова

КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ УСЛУГАМИ (МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

В статье рассмотрены права полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения населения транспортными услугами.

Ключевые слова: законодательство, правовое регулирование, органы местного самоуправления, транспорт, население.

Проблема транспортного обслуживания населения органами местного самоуправления до сегодняшнего дня является актуальной, учитывая, что населенные пункты, и прежде всего города, непрерывно развиваются, расширяются, появляется все больше и больше автотранспорта, и в первую очередь в личном пользовании граждан. Наиболее интенсивный поток пассажиров наблюдается на местном уровне, что вполне естественно. Однако проблема транспортного обслуживания решается пока не на должном уровне. Органы местного самоуправления обязаны создавать условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципальных образований. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 относит к компетенции поселений создание условий для предоставления транспортных услуг и организацию транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к компетенции муниципальных районов - межпоселенческие перевозки в границах района. Транспортный комплекс муниципального образования может включать в себя: внутригородской, междугородный и пригородный пассажирский транспорт, транспортные парки и депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и другие сервисные службы. В некоторых городах для внутригородских перевозок используется железнодорожный и водный транспорт, в крупнейших городах — метрополитены. В собственности муниципальных образований могут находиться предприятия и организации, занимающиеся транспортными перевозками, строительством и содержанием местных дорог. Органы местного самоуправления могут привлекать к транспортному обслуживанию населения, к содержанию муниципальных дорог на договорных началах различные предприятия и организации [2, с. 473].

В Российской Федерации до 2003 г. не было ясности в том, в какой мере заниматься организацией обеспечения населения транспортными услугами должны органы местного самоуправления и органы субъектов РФ. Несмотря на то, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. заложил базовый фундамент, но на практике приходилось сталкиваться с необходимостью уточнить компетенцию самоуправления, объем предметов ведения муниципальных образований - именно здесь были заложены главные противоречия между самостоятельностью и ответственностью. С принятием ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. Ситуация прояснилась. В ст. 14-16 этого закона законодатель наряду с прочими вопросами местного значения определяет и вопрос транспортного обеспечения для городского и сельского населения, а также для городского округа и внутригородской территории города федерального значения, т.е. для всех видов муниципальных образований, предусмотренных данным ФЗ. Вместе с этим в муниципально-правовой литературе указывается, что законодательные формулировки, которые касаются транспортного обслуживания населения, по-прежнему носят общий характер [2, с. 474.]. Так, соответственно к городскому округу законодатель относит следующие вопросы местного значения. Разработку и содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (ст. 16 ФЗ).

Данные формулировки по-прежнему недостаточно регулируют проблему любого населенного пункта. Так, согласно п. 2 ст. 2 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. закреплено: «В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетание применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организации, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления». По этой причине не позволяется использование в средствах

© Никитина К.А., Ахметова А.В., 2017.

Вестник магистратуры. 2017. № 8(71).

ISSN 2223-4047

массовой информации, в официальных документах отдельных регионов России термин «муниципальный транспорт».

Дело в том, что транспорт, осуществляющий перевозки по данной территории, относится к государственной или иной собственности, в том числе частной. Такой пример существует в Санкт-Петербурге, где транспорт, обслуживающий население, называется муниципальным. Однако никакого муниципального транспорта, в Санкт-Петербурге нет. Санкт-Петербург - это город федерального значения, субъект Федерации, каждый его административный район разделен на несколько муниципальных образований, и маршруты городского транспорта пересекают несколько муниципальных территорий. В данном случае применяется неправильное значение термина «муниципальный» как «городской», то есть транспорт, относящийся к городской инфраструктуре.

Существует несколько вариантов решения проблем муниципального транспорта: разделить между государством и местным самоуправлением компетенцию и соответствующие ей ресурсы и ответственность [1, с. 261.]; оставить самоуправлению вопросы, которые действительно имеют местное значение и в которых государство готово на деле, а не декларативно отказаться от полномочий и соответствующих ресурсов, передав их муниципалитетам. Вероятно, что все указанные направления должны осуществляться одновременно. Самоуправление не может жить вне государства, как и государство без самоуправления. В настоящее время только около половины субъектов Федерации ввели в действие законы о городском наземном пассажирском транспорте. Законы субъектов Российской Федерации о городском пассажирском транспорте регулируют организацию транспортного обслуживания населения. Практика показывает, что транспортное обслуживание населения в муниципальных образованиях развивается по трем направлениям [1, с. 263]. Согласно первому направлению муниципальный транспорт остается в ведении субъекта Российской Федерации. Второе направление включает в себя создание муниципальных унитарных предприятий пассажирского транспорта. А третье направление заключается в создании условий для стимулирования участия бизнес-структур в реализации функции транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании. Каждое из этих направлений имеет свои достоинства и недостатки.

Библиографический список

¡.Голубкина К.В., Немцев И.Е., Сотников Е.А. Проблема транспортных перевозок населения России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-1. С. 261-263.

2.Голубкина К.В. Транспортная безопасность в российской федерации: проблемы правового регулирования // В сборнике: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе 2015. С. 473476.

НИКИТИНА КСЕНИЯ АЛЕКСЕЕВНА - курсант направления подготовки «Юриспруденция», ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Россия.

АХМЕТОВА АНАСТАСИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА - курсант направления подготовки «Юриспруденция», ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.