Научная статья на тему 'Компетенция органов местного самоуправления в сфере обеспечения населения транспортными услугами (муниципально-правовой аспект)'

Компетенция органов местного самоуправления в сфере обеспечения населения транспортными услугами (муниципально-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
675
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / РЫНОК ПЕРЕВОЗОК / ГОРОДСКОЙ ОКРУГ / INSTITUTIONS OF LOCAL GOVERNMENT / LOCAL BUDGETS / THE ORGANIZATION OF TRANSPORT SERVICE OF THE POPULATION / THE MARKET OF TRANSPORTATIONS / CITY DISTRICT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гериханов Исмаил Абдулгасанович

В статье автор уточняет нормативно-правовую базу, определяющую компетенцию органов местного самоуправления по организации обеспечения населения в сфере транспортных услуг. Также в публикации речь идет о проблемах в рассматриваемой области, предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гериханов Исмаил Абдулгасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The summary. In clause the author specifies the нормативно-legal base defining the competence of institutions of local government on the organization of maintenance of the population in sphere of transport services. Also in the publication it is a question of problems in considered area, ways of their decision are offered.

Текст научной работы на тему «Компетенция органов местного самоуправления в сфере обеспечения населения транспортными услугами (муниципально-правовой аспект)»

Гериханов Исмаил Абдулгасанович

соискатель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России

(тел. 89024205955)_

Компетенция органов местного самоуправления в сфере обеспечения населения транспортными услугами (муниципально-правовой аспект)

Аннотация

В статье автор уточняет нормативно-правовую базу, определяющую компетенцию органов местного самоуправления по организации обеспечения населения в сфере транспортных услуг. Также в публикации речь идет о проблемах в рассматриваемой области, предлагаются пути их решения.

Аnnotation

The summary. In clause the author specifies the нормативно-legal base defining the competence of institutions of local government on the organization of maintenance of the population in sphere of transport services. Also in the publication it is a question of problems in considered area, ways of their decision are offered.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, местные бюджеты, организация транспортного обслуживания населения, рынок перевозок, городской округ

toy words: institutions of local government, local budgets, the organization of transport service of the population, the market of transportations, city district.

ПЩ роблема транспортного обслуживания населения всегда является актуальной, учитывая, что населенные пункты, и прежде всего города непрерывно развиваются, расширяются, появляется все больше и больше автотранспорта, и в первую очередь, в личном пользовании граждан. Наиболее интенсивный по-ток пассажиров наблюдается на местном уровне, что вполне естественно - именно в пределах одного населенного пункта люди передвигаются по своим текущим делам по нескольку раз в день. Однако проблема транспортного обслуживания решается пока не на должном уровне.

Так, до 2003 г. не было четкой ясности в том, в какой мере заниматься организацией обеспечения населения транспортными услугами должны органы местного самоуправления и органы субъектов Российской Федерации. И хотя Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.1 заложил базо-

вый правовой фундамент, но на практике приходилось сталкиваться с необходимостью уточнить компетенцию самоуправления, объем предметов ведения муниципальных образований - именно здесь были заложены главные противоречия между самостоятельностью и ответственностью. Действительно, если обратиться к ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., в которой закрепляются предметы ведения местного самоуправления, то встречается масса обтекаемых выражений, например: «создание условий для обеспечения населения услугами...» или «организация транспортного обслуживания населения...». Но что включает в себя понятие «организация», если тарифное, да и налоговое регулирование в этом вопросе государство оставило за собой? Что остается самоуправлению? Покупать муниципальный транспорт? Или отдать пассажирские перевозки частникам? Рынок перевозок специфический, ездить людям нужно, а сдерживать аппети-

1 Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.

_84

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №1(23)

ты частных перевозчиков местному самоуправлению нечем. При этом государство ответственность за организацию транспортного обслу-жива-ния не несет, ибо это «вопрос местного значения». Но если он местный, почему население лишается возможности решать его самостоятельно? Нужны были более конкретные формулировки, предписывающие, какие именно услуги предоставляются, что делает муниципальная власть на своем уровне, на какое финансирование она может рассчитывать.

С принятием ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.1 ситуация определенным образом прояснилась. В ст. 14-16 этого закона законодатель в числе прочих вопросов местного значения определяет и вопрос транспортного обес-печения соответственно для городского и сельского поселения, а также для го-род-ского округа и внутригородской территории города федерального значения, т.е. для всех видов муниципальных образований, предусмотренных данный федеральным законом.

Вместе с тем в муниципально-правовой литературе справедливо указывается, что законодательные формулировки в части, касающейся транспортного обслуживания населения, попреж-нему носят слишком общий характер2. Так, применительно к городскому округу законодатель относит следующие вопросы местного значения:

содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.).

Данные формулировки хотя и несколько конкретнее, однако по-прежнему недостаточно регулируют важнейшую проблему любого населенного пункта. Так, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. закреплено: «В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «мест-

ный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления». По этой причине недопустимо использование в средствах массовой информации, в официальных документах отдельных регионов России выражения «муниципальный транспорт».

Дело в том, что транспорт, осуществляющий перевозки по данной территории, относится к государственной или иной собственности, в том числе частной. Такое положение существует, например, в Санкт-Петербурге, где транспорт, обслуживающий население, называется муниципальным. Однако никакого муниципального транспорта, то есть являющегося собственностью муниципальных образований, в Санкт-Петербурге нет. Санкт-Петербург - это город федерального значения, субъект Федерации, практически каждый его административный район разделен на несколько муниципальных образований, и маршруты следования городского транспорта пересекают несколько муниципальных территорий. В данном случае применяется искаженное значение термина «муниципальный» как «городской», то есть транспорт, относящийся к городской инфраструктуре.

В этой связи следует вспомнить значение спорного термина: municipium (лат.) - это относительно свободный от центральной государственной власти самоуправляющийся город в древнем Риме. Вместе с тем городской транспорт может быть в истинном его значении - «муниципальным». Это может иметь место в следующих случаях: когда границы муниципального образования со-впа-дают с границами административно-территориальных единиц; когда государство в момент формирования муниципального образования делегирует ему владение, пользование и распоряжение городским транспортом, то есть переда-ет в его собственность бывший государственный транспорт и коммуникации; когда муниципалитет (орган местного самоуправления) покупает такой транспорт на средства своего бюджета или становится владельцем в форме иного приобретения (например, получения в дар) или производит транспорт для собственных нужд в унитарном муниципальном предприятии; когда муниципали-

тет использует дня нужд населения транспорт на

1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. (с изм. и доп.на 10.10.2006 г.). М., 2007.

2 Булатов Р.Б. Реформа местного самоуправления и проблемы транспортных перевозок населения муниципальных образований // Транспортное право. 2006. N 1. С. 22.

85

основе договора аренды с другими собственниками транспортных организаций. Однако практика распределения средств муниципальных бюджетов свидетельствует в основном об отсут-ствии интереса муниципальных органов к созданию собственного транспорта. Основные статьи расхода бюджета муниципальных округов в Санкт-Петербурге следующие: содержание муниципального Совета (35%), опека и попечительство (10%), социальная помощь (20%), жилищно-коммунальная помощь малообеспеченным (30%)1.

До принятия Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. в ряде регионов России местные органы государственной власти обратились к более конструктивным решениям проблем в сфере муниципального транспорта, но по указанным выше причинам эти решения вступили в противоречие с отдельными положениями законодательства о местном самоуправлении. Например, еще в 1990 г. Красноярский городской Совет утвердил правила пассажирских перевозок, установил верхний предел тарифов для част-ни-ков, предусмотрев им при этом налоговые скидки за обслуживание льготных пассажиров. Однако тут же наткнулся на жесткое противодействие перевозчиков, которые заинтересованы в том, чтобы извлечь максимум выгоды, интересы горожан и муниципалитета их волновали в последнюю очередь, и они получили поддержку в антимонопольном управлении и в судах, посчитавших, что горсовет превысил свои полномочия.

Можно назвать несколько путей решения проблем муниципального транспорта: разделить между государством и местным самоуправлением компетенцию и соответствующие ей ресурсы и ответственность; оставить самоуправлению вопросы, которые действительно имеют местное значение и в которых государство готово на деле, а не декларативно отказаться от полномочий и соответствующих ресурсов, передав их муниципалитетам. Спор идет о том, что лучше. Вероятно, что все указанные направления должны осуществляться одновременно. Самоуправление не может жить вне государства, как и государство без самоуправления. Их сила и эффективность в гармоничном единстве и разграничении предметов ведения и полномочий.

Однако сразу следует заметить, что к настоящему времени еще нет четкого разделения полномочий по решению этой проблемы внутри му-

ниципальных образований между субъектами федерации и самими муниципалитетами. Так, в настоящее время субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют законодательное регулирование по предметам своего ведения, в том числе и в области нефедерального автомобильного и городского электрического транс-порта. Отсутствие общетранспортного федерального закона сдерживает принятие законов о транспорте субъектов Федерации.

В настоящее время только около половины субъектов Федерации ввели в действие законы о городском наземном пассажирском транспорте, принятые на основе типового проекта, разработанного в 1992 г. в Государственном научно-исследовательском институте автомобильного транспорта. Законы субъектов Российской Федерации о городском пассажирском транспорте регулируют ор-ганизацию транспортного обслуживания населения, формирование системы муниципальных маршрутов и эксплуатационной деятельности на них организаций автобусного, троллейбусного и трамвайного транспорта, финансирование пере-возок, выполняемых в порядке исполнения государственного и муниципально-го заказа, реализацию программ развития пассажирского транспорта в регионе и ряд других вопросов.

Как показывает практика, транспортное обслуживание населения в муниципальных образованиях развивается по трем направлениям. Согласно первому направлению муниципальный транспорт остается в ведении субъекта Российской Федерации. Например, такая модель использована в Московской области и городах федерального значения. Так, в Московской области образовано Государственное унитарное предприятие (ГУЛ) «Мострансавто», в составе которого на правах филиалов функционируют технологически самостоятельные производственные единицы, осуществляющие перевозки пассажиров автобусами и легковыми автомобилями в различных городах области и прилегающих к этим городам районах. Эти филиалы имеют организационную структуру и производственно-техническую базу, соответствующие самостоятельным авто-транспортным организациям, но не имеют права юридического лица. ГУП «Мострансавто» осуществляет координированное управление филиалами, централизованное финансирование филиалов за счет средств, полученных из бюджетных источников. Рассмотренная модель требует соответ-

1 Булатов Р.Б. Реформа местного самоуправления и проблемы транспортных перевозок населения муниципальных образований // Транспортное право. 2006. N 1. С. 22.

_86

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №1(23)

ствующего законодательного обеспечения на уровне субъекта Российской Федерации. Второе направление включает в себя создание муниципальных унитарных предприятий пассажирского транспорта - на базе ранее действующих государственных городских пассажирских предприятий. И, наконец, третье направление заключается в создании условий для стимулирования участия бизнес-структур в реали-зации функции транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании.

Каждое из направлений имеет свои достоинства и недостатки. Так, первая модель может обеспечить более четкое технологическую составляющую проблемы (надежность транспортных средств, соблюдение техники безопасности и т.д.), что присуще крупным предприятиям. Но здесь снижается роль органов местного самоуправления. К тому же требуется четкое взаимодействие субъектов федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, это направление невозможно без ранее существовавшей материально-технической базы. Поэтому данное направление используется лишь в указанных субъектах федерации. Альтернативой является такая организация отношений (вторая модель), при которой городской транспорт целиком передается в ведение соответствующим муниципаль-

ным образованиям, а за субъектом Российской Федерации сохраняются, в основном, контрольные функции и обязанность оказания поддержки. В последнем случае к органам местного самоуправления предъявляют-ся повышенные требования в части создания соответствующей нормативной базы и финансирования деятельности транспортных предприятий1.

Как представляется, наиболее оптимальной является такая организация транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании, при которой основные, магистральные транспортные средства (троллейбусы, автобусы большой вместимости, трамваи) принадлежат муниципалитетам. Управление этой деятельностью целесообразно осуществлять посредством создания и функционирования муниципальных унитарных предприятий. Это позволит обеспечить транспортное обслуживание на основных пассажирских линиях. Однако такой подход потребует изменений в законодательстве, и таковые, на наш взгляд, необходимо осуществить, при этом речь в первую очередь идет о том, чтобы объем осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями пассажирских перевозок не входил в противоречие с антимонопольным законодательством.

1 Спирин И.В. Автотранспортное право М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 69.

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.