УДК 316
Голубкина Ксения Вячеславовна
начальник кафедры теории и истории государства и права Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.
Milena.555@mail.ru
Немцев Игорь Евгеньевич
курсант 2 курса направления подготовки «Юриспруденция». Milena.555@mail.ru
Сотников Евгений Андреевич
курсант 2 курса направления подготовки «Юриспруденция». Milena.555@mail.ru
Проблема
ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Ksenia V. Golubkina
chief of chair of the theory and history state and State law
sea university of a name of the admiral F.F. Ushakova Milena.555@mail.ru
Igor E. Germans
cadet 2 courses of the direction preparation «law»
Milena.555@mail.ru
Evgeny A. Sotnikov
cadet 2 courses of the direction preparation «Law»
Milena.555@mail.ru
The problem of
TRANSPORT OF
THE RUSSIAN POPULATION
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с обеспечением транспортных перевозок населения. Приведены результаты исследования, позволившие выявить и структурировать наиболее актуальные проблемы повышения качества транспортных перевозок в Российской Федерации. Авторами отмечается, что без решения основных проблем транспортной системы невозможно развитие экономики страны, а развитие транспортного комплекса является приоритетной задачей роста экономики России и повышения уровня жизни населения страны.
Ключевые слова: транспорт, государство, перевозки, муниципальный транспорт, транспортный комплекс, пассажирский транспорт, грузовой транспорт.
Annotation. the article deals with current issues associated with providing public transport. The results of the researches, allowing to identify and to structure the most actual problems of improving the quality of transportation in the Russian Federation. Without solving the main problems of the transport system is essential for the development of the economy. The transport sector is a priority growth of the Russian economy and improve the living standards of the population.
Keywords: transport, state transport, municipal transport, transport sector, passenger transport, freight transport.
Транспорт в России является государствообразующей отраслью, важнейшим фактором целостности, безопасности страны. Транспортный комплекс - это обширный сектор экономики, обеспечивающий потребности в перевозках различными видами транспорта, влияющий на эффективность производства и качество жизни населения. Транспортный комплекс современного муниципального образования включает в себя внутригородской, междугородный и пригородный пассажирский транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт, а также различные службы и подразделения, обеспечивающие его функционирование (транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и сервисные службы). Организация скоординированной работы этих частей транспортного комплекса требует управления со сто-
роны органов местного самоуправления. Главной проблемой в практике управления транспортным комплексом в муниципальных образованиях Российской Федерации на сегодня остается проблема недофинансирования необходимых элементов этой системы, обеспечивающих возможности функционирования и воспроизводства всего транспортного комплекса. Наряду с вопросами содержания транспортной сети, в муниципальных образованиях особую актуальность в последнее время приобрели такие проблемы, как проектирование и строительство транспортных коммуникаций (развязок, объездных путей, дублирующих дорог и т. д.); организация работы муниципального транспорта; регулирование транспортных перемещений (размещение светофоров, строительство подземных переходов, мостов и т.д.); комплектование парка муниципальных транспортных средств, а также поддержка их технического состояния. Основ-
261
ными видами муниципального транспорта в России являются автобусы, трамваи, троллейбусы, микроавтобусы. В отношении этих видов транспорта муниципалитет использует прямые методы регулирования, заключающиеся в определении оптимального количества транспортных средств, определения социально значимых и экономически окупаемых маршрутов и т.д. Количество и качество транспортных средств на территории муниципального образования являются основными вопросами в управлении транспортом, наряду с соответствием количества транспорта пропускной способности местной транспортной сети; оптимизацией пассажирских перевозок на территории муниципального образования; совершенствованием системы управления транспортными потоками; организацией системы безопасности дорожного движения и т.д. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность заключается в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место и в назначенное время. Поэтому отношения в сфере перевозки возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно, в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Все перевозки классифицируются на перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении. Местными называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия. Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвует несколько предприятий одного вида транспорта. На автомобильном транспорте перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные. К городским перевозкам относятся перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта); к пригородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно; к междугородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км и к международным - перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации с пересечением государственной границы Российской Федерации. Городские, пригородные, междугородные и международные перевозки грузов и пассажиров осуществляются перевозчиком на основании лицензии, выданной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Весь транспорт муниципального образования можно разделить по назначению на три вида: пассажирский, грузовой и специализированный. Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит в оказании услуг по перевозке пассажиров, т.е. в удовлетворении потребности населения в перевозках. В свою очередь, в зависимости от пользования транспортными средствами и их принадлежности пассажирский транспорт подразделяется на массовый - общего пользования, общественный - индивидуального пользования (такси, ведомственные автомобили и автобусы) и
индивидуальный - личного пользования (личные автомобили). Нормальное жизнеобеспечение современного муниципального образования невозможно без удобных и надежных транспортных связей. Наибольшее значение для жизнедеятельности муниципального образования при этом имеют массовые виды пассажирского транспорта, роль которых сводится к предоставлению удобств и снижению затрат времени на передвижение. Массовые виды пассажирского транспорта работают на заранее установленных маршрутах и имеют большую вместимость и высокую провозную способность. Автобус наиболее распространенный вид транспорта. Автобус - безрельсовый уличный вид транспорта с автономным энергоснабжением, обладающий высокой маневренностью и не требующий сооружения специальных путевых устройств. К его преимуществам перед другими видами пассажирского транспорта можно отнести: хорошую маневренность, относительно небольшие капитальные вложения в организацию движения, высокую эксплуатационную мобильность и возможность быстрого изменения трассы маршрута, большое разнообразие типов и видов как по вместимости, так и по стоимости. Главные недостатки автобусного транспорта связаны со значительными эксплуатационными затратами, относительно небольшой вместимостью транспортных средств, загрязнением окружающей среды, высоким уровнем шума. Однако, благодаря преимуществам автобусного транспорта перед другими видами он получил значительное распространение и является единственным видом транспорта в населенных пунктах со сравнительно небольшими пассажиропотоками.
Троллейбус по эксплуатационным показателям почти не уступает автобусу, но требует больших капиталовложений в организацию движения. Главное преимущество - экономичный и экологически чистый вид городского транспорта. Трамвай имеет повышенную провозную способность, но сложное устройство подвижного пути, кроме того, трамвай как вид пассажирского транспорта отличается крайне низкой маневренностью. Для рельсового транспорта характерны очень высокие постоянные издержки, связанные со строительством путей, закупкой, ремонтом и обслуживанием подвижного состава, с созданием самих центров технического обслуживания. В крупнейших городах страны функционируют внеуличные виды пассажирского транспорта - метрополитен, вопросы функционирования которого относятся к федеральной компетенции. Во внутригородских и пригородных перевозках пассажиров широко используют также железнодорожный и внутренний водный транспорт. Перечисленные виды транспорта отличаются технико-экономическими и эксплуатационными показателями, которые определяют область их целесообразного применения. С экономической точки зрения одной из основных составляющих себестоимости перевозок и зависимости от вида транспорта являются затраты на топливо или электроэнергию. Поэтому там, где имеются близко расположенные источники электроэнергии, сфера эффективного использования электрического транспорта расширяется. Организация и координация деятельности транспорта, как правило, относятся к компетенции органов местного са-
262
моуправления и при необходимости субсидируются из соответствующего бюджета. Согласно ст. 784 Гражданского кодекса РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Составной частью транспортного комплекса являются автомобильные дороги. Автомобильные дороги подразделяют на дороги общего пользования и необщего пользования. По значению различают следующие виды дорог: федеральные, региональные или межмуниципальные, местные, частные. По виду собственности дороги бывают: федеральные, принадлежащие субъектам Российской Федерации, муниципальные, принадлежащие физическим или юридическим лицам. Характерной особенностью муниципального транспорта является неравномерное распределение пассажиропотоков по времени и территории муниципального образования, что создает максимальные и минимальные нагрузки на маршрутную сеть. В связи с привлечением коммерческого транспорта к перевозкам пассажиров у местных органов власти возникает необходимость решить следующие основные задачи: обеспечение координации и контроля работы транспорта различных форм собственности; обеспечение равных налоговых условий для
Литература:
1. Абрамян С.К. Практика и проблемы деятельности органов местного самоуправления г. Новороссийска по обеспечению населения услугами общественного транспорта / С.К. Абрамян, А.С. Алексеенко // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2013. № 11 (33). С. 58-61.
предприятий, работающих на маршрутах различной доходности. Магистральные улицы - это транспортные артерии муниципального образования, которые принимают на себя до 80 % транспорта [1, с. 59]. В качестве перевозчиков выступают юридические лица: управления железных дорог, морские и речные пароходства, автотранспортные предприятия и т.д. В большинстве городов России муниципальный транспорт изношен, практически, наполовину. Средств местных бюджетов, а также части выручки муниципальных транспортных предприятий не хватает для ремонта подвижного состава. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный пассажирский транспорт терпит дополнительные убытки. Важнейшей проблемой организации эффективного транспортного обслуживания населения является привлечение частного автобусного транспорта к общегородским перевозкам пассажиров. Эту проблему органы власти вынуждены решать самостоятельно в условиях бюджетного дефицита и отсутствия единой концепции реформирования муниципального транспорта путем поиска различных механизмов перевода этой сферы городского хозяйства на рыночную основу. В настоящее время коммерческий транспорт в разных регионах перевозит в среднем от 15 до 40 % пассажиров.
Literature:
1. Abramyan S.K. the Practice and problems of activity of bodies of local self-government of Novorossiysk on the provision of public transport services / S.K. Abramyan, A.S. Alekseenko // a New University. Series: Economics and law. 2013. № 11 (33). P. 58-61.
263