Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Антонян Г.А., Салмин М.В.

В статье рассматриваются особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Вестник магистратуры. 2018. № 4-1(79)

ISSN 2223-4047

УДК 340

Г.А. Антонян, М.В. Салмин

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматриваются особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Ключевые слова: орган государственной власти, орган местного самоуправления, взаимодействие

В процессе осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления своих функций происходит неизбежное взаимодействие между данными управляющими структурами. Цель взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления заключается в улучшении уровня благосостояния населения.

Основными принципами взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления являются: законность; гласность; взаимная ответственность; целесообразность; согласование интересов; разграничение предметов ведения и полномочий. При этом будет уместно отметить следующие формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления:

1. Принятие органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления;

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

3. Контроль со стороны органов государственной власти за соблюдением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления законодательства и выполнением переданных государственных полномочий;

4. Формирование совместных образований с целью улучшения качества взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;

5. Повышение квалификации и подготовка муниципальных служащих, а также выборных лиц местного самоуправления;

6. Заключение договоров и соглашений между органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством;

7. Разработка и реализация государственной политики в области местного самоуправления, выраженные в программах федерального и местного значения;

8. Экономическая поддержка органов местного самоуправления со стороны государства.

Однако с учётом принципов и форм взаимодействия органов государственной власти и органов

местного самоуправления следует отметить, что основные полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления закреплены в статьях 5, 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Держа во внимании вышеизложенное, перейдём к дальнейшему рассмотрению заданной темы. Итак, Статья 12 Конституции Российской Федерации признает, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий и не входит в систему органов государственной власти. Однако не представляется возможным исключить взаимодействие местного самоуправления с органами государственной власти в процессе организации управления государством. Так как большинство значимых государственных решений, затрагивающих интересы граждан, проходят через органы местного самоуправления. По этой причине вопросы местного значения не могут остаться без внимания и контроля со стороны государства. Ввиду этого необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации в компетенцию органов местного самоуправления помимо вопросов местного значения могут входить отдельные государственные полномочия, переданные государством с учётом необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. При этом нельзя забывать о том, что реализация переданных полномочий подконтрольна государству. А также следует учесть и то, что эффективность передачи ряда государственных функций органам местного самоуправления обуславливается не только в возможности сэкономить денежные средства, но и улучшить качество обслуживания населения.

Поэтому осуществляя анализ экономической составляющей взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, нужно учесть тот факт, что даже с учётом финансовой помощи государства важнейшим аспектом местного самоуправления является наличие собствен-

© Антонян Г.А., Салмин М.В., 2018.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 4-1(79)

ной материальной базы. Неслучайно экономическая основа - это важнейшая часть местного самоуправления, которая позволяет эффективно использовать принадлежащее ему имущество и является необходимым условием самостоятельности муниципальных образований. Исходя из этого, следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения регламентированные главой 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность признается и защищается равным образом на ряду с другими формами собственности. Кроме этого экономическая основа местного самоуправления закреплена главой 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Такое положение дел свидетельствует о том, что укрепление и развитие экономических основ местного самоуправления оказывают благоприятное влияние на экономическое положение станы в целом. Также немаловажно и то, что органы государственной власти совместно с органами местного самоуправления обеспечивают жизнедеятельность общества как единого целого, будучи элементами системы социального управления. Поэтому социальная сфера нуждается в четком и интенсивном взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления для достижения интересов граждан. Рассуждая о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо обратить внимание на то, что местное самоуправление является одной из форм демократии. Однако развитие демократического устройства местного самоуправления требует государственной поддержки, опирающейся на гражданские инициативы населения. Неслучайно государство воплощает в себе объединение интересов, норм и потребностей граждан, а также социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории. Достижение социального комфорта и достойного уровня жизни каждого члена общества является первоочередной задачей в процессе взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере социального управления.

Таким образом, взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется ради достижения одной общей цели, которая заключается в повышении уровня и качества жизни общества в масштабе целого государства. Однако невозможно представить эффективное движение в разрешении поставленных задач без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Поэтому наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями и другие действия связанные с улучшением качества взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления должны быть крайне выверены и осторожны.

АНТОНЯН ГАРНИК АРШАЛУЙСОВИЧ - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Россия.

САЛМИН МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.