ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2017. № 8(71)
УДК 342
З.Р. Блягоз, Ю.К. Соколова, А.А. Кондратьева
КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В статье проведен анализ коррупции как угрозы национальной безопасности.
Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, государство.
Современное развитие Российской Федерации выявляет коррупцию как одну из наиболее актуальных проблем, которая вступает препятствием на пути совершенствования системы государственного и муниципального управления. Согласно Конституции Российской Федерации наша страна признана правовым и социальным государством. Верховенство закона, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, побуждает строить общество с ориентацией на политические, социально-экономические и культурно-спортивные достижения. Российская Федерация 09 декабря 2003 года подписала, а 08 марта 2006 года частично ратифицировала Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции (UNCAC). Принцип приоритета норм международного права перед российским законодательством официально закрепляет часть четвертой статьи 15 Конституции РФ, поэтому необходимо полное соответствие способов и методов противодействия коррупции требованиям Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции(UNCAC).
В тоже время, до настоящего времени нашей страной не ратифицирована статья 20 «Незаконное обогащение», статья 26 «Ответственность юридических лиц», статья 54 «Механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации», статья 57 «Возвращение активов и распоряжение ими» Конвенции, что может замедлять увеличение эффективности в борьбе с коррупцией. Основной подзаконный нормативно-правовой акт в сфере противодействия коррупции в нашей стране -Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 20162017 годы», согласно которому органы законодательной, исполнительной либо судебной власти обязаны, либо им рекомендовано совершение определенных действий и (или) принятие соответствующих правовых актов. В тоже время, мы считаем необходимым базирование мер противодействия коррупции на принципах, регламентированных в статье 3 ФЗ «О противодействии коррупции», которые сводятся к тому, чтобы: признавать, обеспечивать и защищать основные права и свободы человека и гражданина; соблюдать законность; обеспечивать публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; ответственность за совершение коррупционных правонарушений была неотвратима; комплексно использовать политические, организационные, информационно-пропагандистские, социально-экономические, правовые, специальные и иные меры; приоритетно применять меры по предупреждению коррупции; сотрудничать государствам с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. При этом статья 7 ФЗ «О противодействии коррупции» содержит регламентацию основных направлений деятельности государственных органов, направленны на то, чтобы повышать эффективность противодействия коррупции. Результаты анализа федерального законодательства о государственной (муниципальной) службе, позволяют разделение всех мер по противодействию коррупции, существующих на государственной и муниципальной службе Российской Федерации в настоящее время, на наш взгляд, на пять основных групп, состоящих: из антикоррупционных ограничений; из антикоррупционных запретов; из антикоррупционных требований к служебному поведению; из антикоррупционных обязанностей; из антикоррупционных процедур.
При этом факторы, которые приводят к повышению коррупционности, составляет возможность: осуществлять дискреционные полномочия; осуществлять полномочия властного характера; осуществлять кадровую политику органа власти; осуществлять контрольные и надзорные мероприятия; подготавливать и принимать решения о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов; распределять ограниченный ресурс (квоты, частоты, участки недр и др.); управлять государственным имуществом; осуществлять государственные закупки; принимать решения об оказании мер социальной поддержки; предоставлять льготы; выдавать лицензии и разрешения; хранить и распределять материально-технические ресурсы; иметь по роду службы прямой контакт с гражданами и организациями.
Возможно предложение следующих мер противодействия коррупции в сфере государственного и муниципального управления:
© Блягоз З.Р., Соколова Ю.К., Кондратьева А.А., 2017.
Вестник магистратуры. 2017. № 8(71).
ISSN 2223-4047
- увеличение количества государственных (муниципальных) услуг, которые будут оказываться физическим и юридическим лицам в электронном виде. При этом необходимо полное исключение контакта между получателем услуги и государственными (муниципальными) служащими;
- разработка на федеральном уровне с обязательным участием профсоюзных органов, типовых положений системы оплаты труда государственных (муниципальных) служащих. При этом необходимо предусмотреть прямую зависимость уровня дохода государственного (муниципального) служащего от уровня доверия к органам власти со стороны получателей государственных (муниципальных) услуг;
- исключение возможности трудоустроить лиц, включенных в кадровый резерв на старшую, ведущую и главную группы должностей государственной гражданской службы. Поступление гражданина на гражданскую службу, чтобы заместить должность гражданской службы на старшую, ведущую и главную группы должностей только по результатам конкурса. При этом необходимо принятие аналогичных условий для лиц, поступающих на старшую, ведущую и главную группу должностей муниципальной службы.
- введение в Кодекс об административных правонарушениях РФ нормы о том, что представителя нанимателя отвечает за несоблюдение требований об организации повышения квалификации государственных (муниципальных) служащих не реже одного раза в три года. При этом единственный вид административного наказания для уполномоченного представителя нанимателя должен состоять в дисквалификации сроком не менее 1 (одного) года.
- установление размера дохода государственного (муниципального) служащего на уровне доходов военнослужащих офицеров Вооруженных Сил РФ, что поможет увеличить материальное благополучие, и значительно снизить коррупционные риски для лиц, замещающих должности государственной (муниципальной) службы.
В заключении следует согласиться с мнением большинства экспертов, что невозможно искоренить коррупцию полностью, для этого необходимо полное управление и воздействие на интересы и мотивы поведения, как в личной, так и в профессиональной деятельности. В тоже время, если её минимизировать, это будет способствовать не только значительному повышению эффективности и результативности деятельности государственных (муниципальных) служащих, но и значительному росту благосостояния граждан.
БЛЯГОЗ ЗАРИНА РУСЛАНОВНА - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Россия.
СОКОЛОВА ЮЛИЯ КОНСТАНТИНОВНА - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Россия.
КОНДРАТЬЕВА АНГЕЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Россия.