Научная статья на тему 'КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кучмас В.С., Белич А.Ю., Меркулов В.В.

В статье проведен анализ коррупции как угрозы национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2017. № 8(71)

УДК 342

В.С. Кучмас, А.Ю. Белич, В.В. Меркулов КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В статье проведен анализ коррупции как угрозы национальной безопасности.

Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, государство.

Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

Сегодня Россия приобрела стойкий имидж глубоко коррумпированного государства не только внутри страны, но и за его рубежом. На сегодняшний день проблема коррупции является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической и социальной жизни, как России, так и всего мира.

Многие россияне, услышав о фактах взяточничества, нисколько не удивляются, а воспринимают данный факт, как обыденное и закономерное явление. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, на разных этапах, и она проявляется в самых разнообразных формах и видах.

На каждое действие есть свое противодействие. Нельзя утверждать, что население нашей страны абсолютно спокойно реагирует на проявления коррупции. На законодательном уровне проводится основательная работа по разработке национальных проектов и принятию новых законов.

Негативное воздействие коррупции распространяется на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества.

Однако практических сдвигов в борьбе с коррупцией, как таковых пока не так много, так как коррупция, как правило, не влечет за собой жалоб. Даже вымогательство взятки не всегда будет обжаловано, поскольку люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. [3]

На данный момент, ссылаясь, на статистические данные МВД 2016-2017 зарегистрировано свыше 35714 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, из них 11616, фактов взяточничества (прирост по сравнению с предшествующим годом составил 5 %).

Совершение этих преступлений не только нарушает нормальную деятельность властных и управленческих структур, но и подрывает их престиж, создает у людей представление о возможности решить вопросы, получить желаемое, спасти себя и других от ответственности за счет подкупа должностных лиц, занимающих государственные должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами либо законами субъектов РФ.

Уголовный Кодекс РФ предусматривает три самостоятельных преступления: получение взятки (ст.290 УК РФ), дача взятки (ст.291 УК РФ) и посредничество во взяточничестве (ст.291. 1 УК РФ). Условно их объединяют понятием "взяточничество" [4].

России в этом смысле "повезло": взяточничество имеет свои особенности - по данным статистике МВД 66% лиц, привлечённых к уголовной ответственности за получение взятки, совершившие противоправные действия в экологической и экономической сфере в результате повлекших за собой: хищения имущества - 7%, контрабанду - 4%, легализацию денежных средств, приобретенных незаконным путем -4%, мошенничество - 5,3%. [6]

Статистические данные взяточничества в период 5 лет, по официальной статистике Верховного суда РФ в России было осуждено за получение взятки 1732 человека и в два раза больше взяткодателей: 3456 человек. При этом из числа взяточников было оправдано 2,37%, а из числа взяткодателей только 0,23%, то есть в 10 раз меньше чем за прошлый год. [5]

Проанализировав статистические данные МВД РФ и Верховного суда РФ, можно выявить следующие причины коррупции:

1. Это правовая безграмотность подавляющей части населения;

2. Сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти;

© Кучмас В.С., Белич А.Ю., Меркулов В.В., 2017.

Вестник магистратуры. 2017. № 8(71).

ISSN 2223-4047

3. Отсутствие национальной стратегии развития и политика "минимизации государства";

4. Необоснованная приватизация, проведенная со значительными нарушениями, в результате которой в выигрыше оказалась незначительная часть новых собственников;

5. Низкая эффективность управления (незаконченность и несовершенство административной реформы;

6. Изъяны в законодательстве и его отставание от развития социально- экономических отношений.

К одним из примеров коррупции по Краснодарскому краю, можно отнести государственную морскую администрацию порта Новороссийск, которая является самым богатым учреждением на побережье. Ежегодно поступающие на ее счета более 30 млн. долл., должны расходоваться на реконструкцию, ремонт причалов, обеспечение безопасности мореплавания, но используются не по назначению: оседают в коммерческих банках, тратятся на "благотворительность" и покупку иномарок.

Основным ресурсом противодействия коррупции в российском государстве выступает создание правовой системы, ограничивающей совершение государственными служащими коррупционных сделок.

Методы борьбы с коррупцией должны быть заимствованы из опыта других государств, например таких как:

1) Необходимо сократить количество денег в наличном обороте и перейти на электронные расчеты, так как это практикуется в Европе.

2) Лишить чиновников неприкосновенности, по опыту Сингапура. Параллельно всех чиновников и их семьи лишить неприкосновенности. Агенты БРК должны иметь право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников;

3) Запрет возврата чиновников на государственную службу после их поимки во взяточничестве;

4) И последнее, «если не хочешь чтобы в твоей стране воровали, сам не воруй и не давай взятки". Начать нужно, прежде всего, с самовоспитания личности. Общество само порождает коррупционные действия, не понимая того, что ставит под угрозу не только себя, но и все государство.

Таким образом, в борьбе с должностной и коррупционной преступностью, важное значение имеет предупреждение, то есть позитивное воздействие на ее причины и условия, профилактика и пресечение преступной деятельности отдельных категорий лиц.

Коррупция в России, и в частности в Краснодарском крае - огромное национальное зло, которое размывает уверенность людей в справедливости, в реальности норм конституционной защиты и соблюдении их прав, предусмотренных нормативными актами РФ и нормами международного права.

Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение, и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции, уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим президентом.

КУЧМАС ВЛАДИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Россия.

БЕЛИЧ АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Россия.

МЕРКУЛОВ ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.