Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1233
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аветисян Н. А., Демурчиева М. П.

В статье проводится анализ правового статуса Правительства в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вестник магистратуры. 2018. № 4-1(79) ISSN 2223-4047

УДК 340

Н.А. Аветисян, М.П. Демурчиева ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье проводится анализ правового статуса Правительства в Российской Федерации

Ключевые слова: государство, правовой статус, правительство

Правительство - высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления. Понятие «правительство» используется в разных смыслах. С одной стороны, правительство выступает в роли исполнительного органа государства, противостоящего представительной власти, дополняющего законодательное собрание. Этот орган призван реализовать принятые парламентом законы. С другой стороны, правительство - один из центральных элементов исполнительной власти: кабинет, кабинет министров, совет министров, принимающий политические решения по различным вопросам жизни общества. В кабинет входят руководители департаментов, которых называют «министрами» или «государственными секретарями. Исполнительная власть имеет ряд особенностей:

1. Правительственные органы власти представляют собой самостоятельную, относительную независимую от других властей ветвь.

2. Объем предметов управления правительства больше, чем у представительной и судебной власти.

3. В повседневной политике государства правительство и аппаратные структуры этого института, если не самая эффективная, то самая действенная структура. В эту структуру входят такие элементы государства как: армия, полиция и другие силовые институты.

4. Правительство как институт государственной власти призвано выступать в качестве коллегиального органа, который может возглавляться монархом, президентом, премьер - министром, канцлером, председателем правительства.

Правительство России осуществляет следующие функции: обеспечивает единую денежную и кредитную политику; разрабатывает и исполняет государственный бюджет, дает отчет о его исполнении; проводит единую государственную политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; охраняет и защищает права и свободы человека; обеспечивает оборону и безопасность РФ. Вместе с тем реализация этих функций невозможна, если правительство не способно реализовать основную задачу - управление государственным аппаратом. Государственный аппарат — это структуры, которые объединяют в одно целое другие институты по вертикали, горизонтали, в виде перевернутой пирамиды, пирамиды с меняющейся геометрией, косвенного воздействия. Государственный административный аппарат играет основную роль в реализации государственного управления и регулирования социально-экономическими процессами. В отличие от аппарата правительство обладает следующими признаками: Формируется в результате политической процедуры; образуется по политическим критериям; является носителем государственного суверенитета, данного конституцией; формируется по нормам, установленным конституцией; не имеет вышестоящего уровня организации и подчинения. Орган государственного управления самостоятельно определяет все элементы внутренней структуры, за малым исключением, в обязательном порядке получает все организационные элементы своей структуры, имеет низкий уровень регламентации всех элементов внутренней структуры; замещение должностей производится, как правило, на срок, ограниченный временем полномочий выборного органа политический характер должностей означает их выделение в составе государственных или должностей государственной службы (служение подчинено не интересам государства, а интересам народа или интересам политического деятеля — для должностей в личном аппарате); несет обычно только политическую ответственность за исполнение полномочий и выход за ее пределы. Орган государственного управления несет и другие виды или формы ответственности.

Вопрос о том, кто в реальном политическом процессе в состоянии занимать лидирующую позицию — администрация или политики, далеко не всегда является определенным. В той ситуации, когда политики способны контролировать чиновников в направлении стратегии поддержки своей власти, бюрократия корректно осуществляет эту власть без необходимости прямого давления со стороны политиков. Так как принимающие решения факторы пытаются предопределить соответствующие по-

© Аветисян Н.А., Демурчиева М.П., 2018.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 4-1(79)

следствия своих действий и поэтому принимают во внимание тех субъектов политического действия, которые придут .

Нынешний чиновник не является исполнителем политических решений, а выступает действующим субъектом процесса их принятия, активным и инициативным партнером правительственных и выборных институтов и т.д. Соучастие бюрократии в принятии политических решений реализовыва-ется по многим направлениям: выработка административными учреждениями собственных ведомственных норм; информационно-аналитическое обеспечение процесса принятия ешений; использование профессиональных знаний как ресурса власти; использование власти, делегируемой аппарату «политическими назначенцами»; прямое участие государственных служащих высшего звена в принятии политических решений; самостоятельная интерпретация законодательных актов и политических решений и др.

Представители различных теоретических течений и школ создали немало моделей интеракции политической и административной элит, взаимоотношений чиновничества и общества (модели Ш. Эйзенштадта, Ф. Риггса, К. Сикстона и др.). Соучастие аппарата управления в принятии политических решений может при определенных условиях трансформироваться в самостоятельную политическую активность бюрократии (М. Вебер). Выступая в качестве политического субъекта, бюрократия является носителем не только собственно бюрократических, корпоративных интересов, но и через ее лоббистскую деятельность заявляют о себе интересы организованных групп, групп давления, нелегальных структур. Сращивание интересов чиновничества с интересами отдельных групп неизбежно ведет к групповой унии промышленно -финансовой и политико-административной элит, к олигархизации политической системы. Этот процесс может выглядеть следующим образом:

Функционирование бюрократии в качестве самостоятельного политического субъекта. 1. Самостоятельная интерпретация законодательных актов и политических решений. 2. Артикуляция корпоративных бюрократических интересов. 3. Артикуляция интересов организованных групп и связанные с этими интересами лоббирование, фаворитизм, коррупция. 4. Артикуляция интересов нелегальных структур и сращивание чиновничества с мафиозными структурами. 5. Конверсия административной власти в политическую, «приватизация» государства чиновниками, установление бюрократической власти. 6. Личная и групповая уния административной, политической и промышленно-финансовой элит, олигархи-зация политической системы. Вместе с тем модели принятия политических решений в отношении легитимного субъекта и институциальной иерархии политики государства могут определяться способами представительства и характером субъектов государственной политики.

АВЕТИСЯН НАИРА АРМЕНОВНА - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Россия.

ДЕМУРЧИЕВА МАРИЯ ПАВЛОВНА - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.