Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
463
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ГРАЖДАНИН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ПРАВОВОЙ СТАТУС / КОНСТИТУЦИЯ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Желнина А. С., Филатова Е. А.

В данной статье рассматривается правовой статус муниципального служащего, его права и обязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Вестник магистратуры. 2018. № 12-5(87)

ISSN 2223-4047

УДК 340

А.С. Желнина, Е.А. Филатова ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

На государственную службу возлагается решение ответственных задач. От профессионализма и компетентности государственного служащего зависит успех многих государственных дел. Эффективность системы государственной гражданской службы лежит в основе эффективности государства. В статье рассмотрены основные принципы функционирования и организации системы государственной службы, а также место государственной службы в системе государственного управления.

Ключевые слова: государственная служба, система государственной службы, государственные служащие, управление, эффективность, управленческая деятельность.

Государственная служба - один из важнейших механизмов государственного управления. Сотрудники в сфере государственной службы обеспечивают выполнение задач, функций и полномочий органов государственной власти. Именно поэтому в сфере государственной службы, на наш взгляд, вопросам разработки и реализации принципов и методов управления придается важное значение.

С точки зрения системы современного российского законодательства, государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность, состоящую в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов. На территории Российской Федерации действует Федеральный закон №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 года, который сыграл ключевую роль в развитии системы государственной службы, переходе к ее административно-правовому регулированию. Согласно данному нормативно-правовому акту, в России обозначаются три вида государственной службы в системе государственной службы РФ: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная. Однако в современной редакции данного закона, вступившей в силу с 01.01.2016 года, конкретно выделяют два вида государственной службы: государственная гражданская и военная служба. Прочие виды возможной службы, в частности, правоохранительная, трактуются как «государственная служба иных видов». В этой связи ставится под сомнение доктринальная идея о формировании в ближайшее будущее государственной правоохранительной службы как одного из видов государственной службы. В пользу подобного суждения свидетельствует тот факт, что с 1 января 2016 года утратила силу статья 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», в которой была сформулирована дефиниция правоохранительной службы. Нам представляется, что причинами изменения первоначальной концепции системы государственной службы, предусмотренной Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», является экономическая, обусловленная крупными потерями в бюджете ввиду экономических санкций, также следует отметить теоретико-практическую причину, связанную с отсутствием в законодательстве трактования особенностей правоохранительных органов, позволяющих выделить их в особый вид. Стоит отметить, что в соответствии со ст. 2 данного закона в новой редакции, гражданская служба именуется «государственной», а военная лишена данной отметки.

Данное определение государственной службы основано на принципе федерализма и административно-территориальном устройстве РФ, в соответствии с чем она может осуществляться как на государственном, так и на муниципальном уровнях, в то же время военная служба может осуществляться только на федеральном уровне. К особенностям гражданской государственной службы относится, во-первых, ее двухуровневость, на основании ст. 3 ФЗ №58 «О системе государственной службе в РФ», система государственной гражданской службы РФ включает федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Во-вторых, данный вид службы является профессиональной служебной деятельностью, предполагающей отвечать определенным требованиям. Например, наличию высшего профессионального образования в соответствии со статьей 4 данного закона, профессионализма и компетентности гражданских служащих. В-третьих, признаком государствен-

© Желнина А.С., Филатова Е.А., 2018.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 12-5(87)

ной гражданской службы является то, что она осуществляется путем замещения государственной должности в государственных органах. Военная служба как вид государственной службы также обладает рядом признаков. Во-первых, военная служба осуществляется на профессиональной основе в процессе профессиональной служебной деятельности. Профессиональная подготовка военнослужащих осуществляется на базе образовательных организаций Министерства обороны РФ. В силу того, что целью военной службы является выполнение профессиональной служебной деятельности в вооруженных формированиях, обеспечивающих оборону и безопасность государства, то она может проходить исключительно в государственных военных формированиях. Во-вторых, правовой статус военнослужащих имеет свою специфику, обусловленную характером военной службы: порядок поступления на военную службу, включает специальные требования к состоянию здоровья призывников, тестирование на пригодность к военной службе, определение образовательного уровня.

Классификация государственной службы по ее типам в принципе должна определять критерии для конкретного правового регулирования, систематизации правовых требований для его отдельных проявлений. Однако, основываясь на принципе единства государственной службы в одном государстве, такая классификация может просто превратиться в передачу различных полномочий государственных служащих в зависимости от специализации государственных органов при осуществлении через их деятельность все того же состояния полномочия.

В большинстве случаев на государственные должности среднего и высшего звена назначаются лица не имеющие не достаточную квалификации и не соответствующие профессиональным требованиям. Это прежде всего наносит вред органам государственной власти где работают такие лица и конечно же государству. В основном цель лиц, занимающих государственные должности «по знакомству» это курирование личных интересов, коррупция и растрата государственного бюджета.

Совершенствование кадровой политики является важным направлением противодействия коррупции в органах государственной власти, особое значение меры кадровой политики имеют в системе профилактики коррупционных явлений, ведь кадровая политика распространяется в том числе и на дослужебные правоотношения и во многом от ее продуманности зависит преодоление субъективных факторов коррупции.

Особенностью государственной гражданской службы является то, что государственному служащему необходимо вступать во взаимодействие с субъектами исполнительной власти и государственными органами, осуществляющими государственную политику в отраслевых областях деятельности, которые нередко содержат в себе элементы отрицательного воздействия на личность чиновника.

Для нынешнего состояния государственной службы характерно: замедленность процесса развития ее правовой базы; неэффективность системы управления; концептуальная неопределенность модели; правовая и кадровая автаркизация на основе существующего нормотворчества субъектов РФ; неразработанность государственной кадровой политики и, как следствие, отсутствие единой нормативно-правовой основы реализации кадровых технологий, стабильности кадрового состава, его социальной защищенности, блокирующих механизмов для кадрового волюнтаризма и правового нигилизма; слабая научно-методическая обеспеченность и недостаточная информатизация процессов управления государственной службой РФ.

Вполне обоснованным, на наш взгляд, следует считать, что государственная служба создается в интересах всего общества и ее цель - обслуживать не интересы «политически ангажированных руководителей», а интересы государства и общества.

ЖЕЛНИНА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

ФИЛАТОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.