Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салихов Нодир Джамолович

В данной статье рассматриваются вопросы совершенствования управления системой дошкольного образования, в содержании которой рассматривается организация форм и приемов управления, направленных на повышение результативности образовательного процесса и повышение качества образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. На сегодняшний день современное дошкольное образование начинает преобразовываться в новую образовательную парадигму, выходя за рамки традиционного воспитания нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салихов Нодир Джамолович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MANAGEMENT OF THE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM IN UZBEKISTAN

This article discusses the issues of improving the management of the preschool education system, in the content of which the organization of forms and methods of management aimed at increasing the effectiveness of the educational process and improving the quality of educational activities in a preschool educational organization is considered. Today, nowadays modern preschool education is beginning to transform into a new educational paradigm, going beyond the traditional upbringing of a new generation.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ»

IMPROVEMENT OF MANAGEMENT OF THE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM IN UZBEKISTAN Salikhov N.J. (Republic of Uzbekistan) Email: Salikhov248@scientifictext.ru

Salikhov Nodir Jamolovich - Doctoral Student, FACULTY OF ECONOMY AND TOURISM,

BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses the issues of improving the management of the preschool education system, in the content of which the organization of forms and methods of management aimed at increasing the effectiveness of the educational process and improving the quality of educational activities in a preschool educational organization is considered. Today, nowadays modern preschool education is beginning to transform into a new educational paradigm, going beyond the traditional upbringing of a new generation. Keywords: education, educational system, personnel management, preschool educational organization.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ Салихов Н.Д. (Республика Узбекистан)

Салихов Нодир Джамолович - докторант,

факультет экономики и туризма, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы совершенствования управления системой дошкольного образования, в содержании которой рассматривается организация форм и приемов управления, направленных на повышение результативности образовательного процесса и повышение качества образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. На сегодняшний день современное дошкольное образование начинает преобразовываться в новую образовательную парадигму, выходя за рамки традиционного воспитания нового поколения.

Ключевые слова: образование, образовательная система, управление персоналом, дошкольная образовательная организация.

На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны.

Как подтвердил Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев: «Воспитание и образование начинаются с колыбели, как говорит наш народ. Ведь только просвещение дает гармоничное развитие личности и обществу. Поэтому государственная политика в сфере образования должна основываться на его непрерывности на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада».

В Узбекистане принята «Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года». Концепция дошкольного образования

помогают совершенствовать современное дошкольное образование, поднимая его на высокую ступень своего развития.

На сегодняшний день в Узбекистане функционируют 7104 дошкольных образовательных учреждений, из них 5604 (79%) - государственные, 63 -ведомственные и 1437 (21%) - негосударственные.

В 2017-2018 годах на базе 752 филиалов дошкольных образовательных учреждений были образованы полноценные дошкольные образовательные учреждения со статусом юридического лица.

Из общего количества детей в возрасте 3-7 лет (2,5 млн.) дошкольным образованием охвачены 932 310 (37,7%), в том числе 500 236 детей (20,2%) в городской и 432 074 (17,4%) - в сельской местности.

Общее количество населения республики на 1 января 2019 года составило 32,7 млн человек. Средний долгосрочный темп роста населения по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике составляет 1,7-1,8%. Ввиду низкого коэффициента смертности среди детей дошкольного возраста относительно всех возрастных групп по республике, темп роста детей в возрасте 3 -7 лет выше, чем рост населения в целом.

Ежегодно, по данным Государственного комитета по статистике, в Республике Узбекистан рождается более 700 тыс. детей, что увеличивает нагрузку на дошкольные образовательные учреждения.

В целом по стране на 100 детей в возрасте 3-7 лет приходится 28,1 места в дошкольных образовательных учреждениях.

Все еще сохраняется ряд системных проблем и недостатков, сдерживающих успешное проведение государственной политики в области развития дошкольного образования, в числе которых:

■ недостаточное количество дошкольных образовательных учреждений для обеспечения полного охвата детей дошкольного возраста;

■ низкий уровень развития дошкольного образования в сельской местности;

■ ненадлежащее материально-техническое состояние учреждений дошкольного образования;

■ не укомплектованность дошкольных образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами;

■ дефицит и низкий уровень квалификации управленческих кадров в системе дошкольного образования;

■ неосведомленность родителей о положительных сторонах и пользе дошкольного образования в формировании личности ребенка;

■ недостаток современных учебно-методических материалов и наглядных пособий;

■ низкий уровень технического оснащения и методического обеспечения существующих дошкольных образовательных учреждений для детей с особыми потребностями;

■ качество медицинского обслуживания и квалификация медицинских работников дошкольных образовательных учреждений не в полной мере отвечают современным требованиям.

В дошкольной образовательной организации действуют административные, экономические и социально-психологические методы управления.

Существует и практика формирования кадрового резерва на замещение руководящих должностей. Большое значение здесь имеют и конкурсы профессионального мастерства, и участие в диссеминации опыта, образовательных техно-квестах.

Следовательно, управление персоналом в дошкольной образовательной организации - это, прежде всего, деятельность руководителя в стиле оперативного, мобильного и стратегического характера, которая регламентируется требованиями

20

нормативных документов дошкольной образовательной организации, осуществляется открыто и доступно для всех заинтересованных лиц. Вместе с тем, участниками образовательных отношений являются и методист, и педагоги, и родители, а руководитель занимает организаторскую роль в стратегическом направлении планирования и реализации задач дошкольного образования.

Управление в системе дошкольной образовательной организации - это спроектированный процесс взаимодействия управляющего и его сотрудников, направленный на достижение качественного результата. Это система организационных форм, методов, и приемов управления организацией, направленная на повышение ее образовательного процесса.

Список литературы /References

1. Послание Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева Олий Мажлису. 28.12.2018.

2. Сластенин В.И., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность: учебное пособие. М.: Магистр, 2015.

3. Яковлева Г.В. Управление инновационной деятельностью в современном дошкольном образовательном учреждении // Теория и практика управления образованием, 2015. № 4.

4. Навруззода Б.Н., Навруззода Л.Б. Предпринимательская концепция формирования и развития человеческого капитала // Современная наука, 2014. № 1.

5. Таджиева С.У., Кодирова М. М. Основные направления развития программы локализации в Узбекистане // Современные тенденции развития науки и производства, 2016. С. 374-377.

6. Khurramov O.K., Fayzieva S.A., Saidova F.K. Features of electronic online market in tourism // Вестник науки и образования, 2019. №. 24-3. С. 18-20.

7. Хуррамов О.К. Цифровой туризм и его значение в экономике Узбекистана // European research, 2020. № 3. С. 61.

8. Болтаева М.Ш. Анализ развития электронной коммерции в Республике Индонезии // Вопросы науки и образования, 2020. № 10 (94).

9. Навруз-Зода Л.Б., Навруз-Зода З.Б. Повышение социального престижа предпринимательских фирм в Бухарской области // Вопросы науки и образования, 2020. № 11. С. 95.

10. Dilmonov K.B. General features of the tourism products in the service // Достижения науки и образования, 2020. № 7. С. 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.