ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ Хасанова Г.Д.
Хасанова Гулрух Джуманазаровна - доцент, кафедра менеджмента, Бухарский инженерно-технологический институт, Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются сущность и значение формирования инновационных стратегий на промышленных предприятиях в контексте модернизации национальной экономики. Также отмеченается, что государство поддерживает формирование инновационной стратегии в Узбекистане. Ключевые слова: инновация, научное исследование, открытие, наука, инновационные технологии, стратегия, инновационная идея.
Важным условием быстрого развития Республики Узбекистан является быстрое внедрение современных инновационных технологий в экономическую, социальную и другие сферы с широким использованием научно-технических достижений.
Инновация образована от латинского слова «1ш^айо», «ш» - внутри, внутри; «novatю» означает обновление, изменение, то есть «инновация» означает инновации, обновление. Инновация является практическим применением этих созданных инноваций.
Инновация - это объект, который применяется к производственному процессу на основе научных исследований или открытий и отличается от своего предшественника. Термин «инновация» применяется к любым инновациям, введенным в экономической, организационной, финансовой и других областях, что помогает обеспечить экономическую и организационную экономию.
По словам мудрого человека по имени Альфонс Карр: «Вы должны работать, чтобы зарабатывать на жизнь. Но чтобы разбогатеть, нужно думать о чем-то другом ». То есть, если вы согласны жить в этом мире как обычный человек, работаете и занимаетесь профессией, подобной обычным людям, и зарабатываете на жизнь своим трудом. Если у вас есть желание жить богато, научитесь думать и стремиться развивать свою способность изобретать новые, нетрадиционные вещи. Такие человеческие усилия проявляются в «инновационном образе человека».
Быстрое развитие всех сфер жизни общества и государства требует проведения реформ, основанных на современных инновационных идеях, разработках и технологиях, которые обеспечат быстрый и качественный прогресс нашей страны на пути становления лидером мировой цивилизации. В то же время анализ показал, что работа по модернизации, диверсификации производства, увеличению его объема и расширению ассортимента конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках не проводится должным образом.
В частности, из-за отсутствия многих показателей в этой области и отсутствия эффективной координации работы наша страна в последние годы не участвует в рейтинге Глобального инновационного индекса, составляемого авторитетными и авторитетными международными организациями.
Низкий уровень взаимодействия экономического и социального секторов с научными учреждениями, отсутствие координации министерств и ведомств, а также местных органов власти в сфере инновационного развития не позволяют достичь основных целей и задач в этой области.
В целях обеспечения последовательного развития страны на основе современных достижений мировой науки, инновационных идей, разработок и технологий, а также последовательной реализации задач, изложенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан
на 2017-2021 годы, был принят Указ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан в 2019-2021 годы». В соответствии с этим Указом утверждены целевые показатели инновационного развития Республики Узбекистан до 2030 года. Основной целью этой Стратегии инновационного развития является развитие человеческого капитала как ключевого фактора, определяющего уровень конкурентоспособности и инновационного развития страны на международной арене. В то же время основными функциями Стратегии инновационного развития для достижение этой основной цели являются:
> Сделать Республику Узбекистан одной из 50 ведущих стран мира к 2030 году согласно Глобальному индексу инноваций;
> Повышение качества и охвата образования на всех уровнях, развитие системы непрерывного образования, обеспечение гибкости системы обучения с учетом потребностей экономики;
> Создание эффективных механизмов интеграции образования, науки и предпринимательства для укрепления научного потенциала и повышения эффективности научных исследований и разработок, широкое внедрение результатов исследований, разработок и технологий;
> Усиление внедрения государственных и частных фондов для инноваций, исследований, разработок и технологий, внедрение современных и эффективных форм финансирования деятельности в этих областях;
> Повышение эффективности органов государственной власти за счет внедрения современных методов и инструментов управления;
> Обеспечение защиты прав собственности, создание конкурентных рынков и равных условий для ведения бизнеса, развитие государственно-частного партнерства;
> Создание устойчивой социально-экономической инфраструктуры. Экономическая и социальная роль государства в современном обществе
определяет функции государственных органов по регулированию инноваций. Наиболее важными из них являются:
1) Сбор средств на исследования и инновации.
2) Координация инновационной деятельности.
3) Поощрение инновации.
4) Создание правовой базы для инновационных процессов.
5) Кадровое обеспечение инноваций.
6) Формирование научной и инновационной инфраструктуры.
7) Институциональная поддержка инновационных процессов.
8) Регулирование социальной и экологической направленности инноваций.
9) Повышение социального статуса инновационной деятельности.
10) Региональное регулирование инновационных процессов.
11) Регулирование международных аспектов инновационных процессов.
Список литературы
1. Указ Президента Республики Узбекистан № ПФ-4947 от 7 февраля 2017 года «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы».
2. Djumanazarovna K. G. The role of the state in the formulation of innovation strategy in industrial enterprises //Academy. 2020. №. 4 (55).
3. Tairova M. M. et al. The essence and characteristics of clusters in regional economic systems //International scientific review of the problems of economics, finance and management. 2020. С. 4-9.
4. Khurramov Ortikjon Kayumovich, Fayzieva Sayyora Annamuradovna, Saidova Firuza Kamalovna, Khalilov Bahromjon Bahodirovich, Fayzieva Sayyora Kudratovna (2020) Directions for improvement digital tourism and tourism info structure in Uzbekistan. Journal of Critical Reviews, 7 (5), 366-369. doi:10.31838/jcr.07.05.72
5. Навруззода Б. Н., Навруззода Л. Б. Предпринимательская концепция формирования и развития человеческого капитала //Современная наука. 2014. №. 1.
6. Хасанова Г. Д. Экономические связи между Республикой Узбекистан и Китайской Народной Республикой //Молодой ученый. 2016. №. 13. С. 535-537.
7. Kayumovich K. O. Digital marketing strategy and tourism //Proceeding of The ICECRS. 2020. Т. 6.
8. Khurramov O. Osobennosti ispol'zovaniya marketingovykh instrumentov v sotsial'nykh media //Alatoo Academic Studies. 2016. Т. 4. №. 4. С. 61.
9. Muhammedrisaevna T. M. S., Bayazovna G. N., Kakhramonovna D. A. Goal and objectives of integrated marketing communications //Economics. 2020. №. 2 (45).
10.Хасанова Г.Д. Значение и экономическая эффективность внедрения инноваций в развитие малого бизнеса Республики Узбекистан //Ученый XXI века. 2017. С. 112.
11. Kayumovich K.. Particular qualities use of social media in digital tourism //Gwalior Management Academy. 2020. С. 28.
12.Хасанова Г.Д. Промышленность—ведущая отрасль национальной экономики (на примере Бухарской области Республики Узбекистан) //Молодой ученый. 2016. №.13. С. 532-535.
13. Khurramov O.K., Boboqulov A.A. Digital tourism plays an important role in economic development //Наука-эффективный инструмент познания мира. - 2019. - С. 9-10.
14. Таирова М.М., Кодирова Н.. Инновация-концептуальная основа модернизации //Наука и образование сегодня. 2020. №. 2 (49).
15.Хуррамов О.К. Цифровой туризм и его значение в экономике Узбекистана //European research. 2020. №. 3. С. 61.
16. Навруз-Зода Л.Б., Навруз-Зода З.Б. Повышение социального престижа предпринимательских фирм в Бухарской области //Вопросы науки и образования. 2020. №. 11 (95).
17. Таирова М.М., Рахматуллаева Ф.М. Условия формирования инновационной экономики //Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015. №. 1. С. 115-118.
18. Kayumovich K.O., Annamuradovna F. S., Kamalovna S. F. The aspect and influence of use the global internet in tourism //Достижения науки и образования. 2019. №13(54).
19.Хасанова Г.Д. Деятельность по развитию сферы туризма в Узбекистане (на примере Бухарской области) //Инновационное развитие. 2017. №. 4. С. 95-98.
20. Kayumovich K. O. The highlight priorities for the development of digital tourism in Uzbekistan //International scientific review. 2020. №. LXIX.
21. Mubinovna R.F., Nutfulloevna N. G. The importance of trade policy in the economic development of the country //Economics. 2020. №. 1 (44).
22.Хуррамов О.К. Как мы можем использовать интернет-маркетинг в сфере гостиничной индустрии //Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России. 2017. С. 344-349.
23. Таирова М. М., Кодирова Н. Р. Инновация - концептуальная основа модернизации // Наука и образование сегодня. 2020. №. 2 (49).
24. Хасанова Г.Д. Роль государства в формировании инновационной стратегии на промышленных предприятиях // Вопросы науки и образования № 14(98), 2020 -[Электронный ресурс]. URL: https://scientificpublication.ru/images/PDF/2020/98/rol-gosudarstva-v-formirov.pdf (Дата обращения: 10.05.2020).