ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИСЛАМСКОГО ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ РЕГИОНА Рахматуллаева Ф.М. Email: [email protected]
Рахматуллаева Фируза Мубиновна - кандидат экономических наук, доцент,
кафедра экономики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается взаимосвязь духовности и туризма в контексте религиозных норм ислама. Также утверждается, что у Узбекистана огромный потенциал развития исламского туризма. Религиозные убеждения, являющиеся одним из факторов, определяющих желания и потребности потребителей туристических товаров и услуг, как культурный фактор глубоко влияют на их образ жизни, а также на ценности, привычки и отношение людей. Ислам - это мирная религия, которая побуждает мусульман путешествовать, и эти условия очень важны для развития исламского туризма. Ключевые слова: религиозный туризм, исламский туризм, халяль туризм.
SOCIO-ECONOMIC SIGNIFICANCE OF ISLAMIC TOURISM IN THE DEVELOPMENT OF THE REGION Rakhmatullaeva F.M.
Rakhmatullaeva Firuza Mubinovna - PhD, Associate Professor, DEPARTMENT OF ECONOMICS, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the relationship of spirituality and tourism in the context of the religious norms of Islam. It is also alleged that Uzbekistan has a huge potential for the development of Islamic tourism. Religious beliefs, which are one of the factors that determine the desires and needs of consumers of tourism products and services, as a cultural factor deeply affect their lifestyle, as well as people's values, habits and attitudes. Islam is a peaceful religion that encourages Muslims to travel, and these conditions are very important for the development of Islamic tourism. Keywords: religious tourism, Islamic tourism, halal tourism.
УДК 338.48
Туризм традиционно тесно связан с религией, которая веками служила мощным мотивом для путешествий. Религиозные сооружения, ритуалы, фестивали и религиозные мероприятия являются важными туристическими достопримечательностями для тех, кто являются последователями определенных систем верований. Таким образом, существует тесная связь между исламом и туризмом.
Сегодня во всем мире население мусульман составляет более 1,82 миллиарда, и с каждым годом число мусульман туристов увеличивается и, как ожидается, будет продолжать расти в будущем. Коммерческий потенциал рынка религиозных путешествий также был отмечен в мусульманских странах и исламский туризм сегодня является новым туристическим направлением в мире. Из-за географического и экономического значения мусульманских стран этот туризм увеличивается день ото дня. Ислам поощряет туризм для верующих в практике жизненных дел и для приобретения опыта и зрелости. Исламский туризм оказывает большое влияние на туристов и путешественников, а также на мусульманские общества.
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9 (78). Часть 3. 2020. | 32 |
Туризм связан с различными аспектами ислама. Несколько исследователей определили взаимосвязь религии и туризма в различных аспектах и подчеркнули, что ислам поддерживает различные виды туристической деятельности для усиления религиозных и социальных функций. Это целенаправленная деятельность в исламе, направленная на достижение физических, социальных и духовных целей. Физическая цель ведет к здоровой и свободной от стресса жизни, которая впоследствии позволяет мусульманам лучше служить Богу. Ислам поощряет посещать братьев-мусульман, так как это способствует укреплению мусульманской общины. Духовная цель усиливает подчинение Богу, «закрепление» личностью своих религиозных убеждений.
Концепция Халяль. В последние годы наблюдается растущий интерес к новым концепциям, таким как «Халяль туризм», «Халяль гостеприимство», «Гостиницы, соответствующие Шариату» и «Халяль-френдли». Считается, что первой страной, начавшей халяль-туризм, была Малайзия. Халяль-туры предполагают раздельные бассейны, халяльные напитки, еду, развлечения, в отелях объявляется время намаза, имеются молельные комнаты, отдых без музыки и т. д. Халяль стала важной концепцией в современном деловом мире. Туристические предприятия стремятся использовать возможности для обогащения халяльного туризма и привлечения мусульман-туристов. Халяльный туризм признан огромной индустрией, у которой есть возможности, что приведет к притоку огромного количества денег.
Примечательно, что для халяльного туризма не существует конкретного определения, обычно под ним понимают туристический продукт, подразумевающий услуги по размещению в соответствии с нормами ислама. Халяль представляет исламский закон, основанный на учении Священного Корана и Сунны, и регулирует каждый аспект жизни каждого мусульманина. "Халяль" означает «дозволенный», «законный» в переводе с арабского, функционирует в качестве составного элемента исламского правах [1], который разрешен, в отношении которого не существует никаких ограничений, и действия, которые дозволены Аллахом[2].
С исламской точки зрения, халяль, как определено выше, относится к любой практике или деятельности в туризме, которая является «допустимой» в соответствии с исламским учением. Подводя итог, можно сказать, что халяльный туризм - это «любой туристический объект или действие, которое согласно исламским учениям разрешено использовать или задействовать в индустрии туризма». В этом определении исламский закон (шариат) рассматривается в качестве основы для предоставления туристических продуктов и услуг целевым клиентам, в основном мусульманам, таким как отели Халяль (отели, соответствующие шариату), курорты Халяль, рестораны Халяль и поездки Халяль. Определение утверждает, что место деятельности не ограничено мусульманским миром. Следовательно, он включает услуги и продукты, которые предназначены для мусульманских путешественников в мусульманских и немусульманских странах. Кроме того, определение считает, что цель поездки не обязательно является религиозной. Это может быть любая из общих мотиваций туризма.
Сегодня такие страны, как Малайзия, Иран и Саудовская Аравия являются главными игроками в рынке исламского туризма. Узбекистан также имеет большие преимущества, чтобы извлечь выгоду из исламского туризма. Существует множество объектов культурного, археологического и исламского наследия, исторических цивилизаций и религиозных мест, которые могут быть потенциальными туристическими направлениями в Узбекистане. Эта страна также имеет привлекательные мусульманские культуры и обычаи. Таким образом, страна может стать исламским туристическим направлением в мире.
В 2019 году Узбекистан занял 22-е место в Мировом индексе мусульманских путешествий, что в 10 раз превышает позицию прошлого года. Также, в рамках I Международного форума по зиёрат-туризму, прошедшего 21-23 февраля 2019 года в городе Бухаре, между Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма и агентством CгescentRating был подписан Меморандум о
I 33 I ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(87). Часть 3. 2020.
взаимопонимании и двустороннем сотрудничестве. В соответствии с соглашением, CrescentRating подписала договор с ГУП «Центр сертификации туристских услуг» о введении рейтинга мусульманского гостиничного обслуживания в туристических организациях страны. Развитие исламского туризма в Узбекистане позволяет нынешнему и будущему поколению узнать о славном наследии ислама, а также обеспечить экономическую устойчивость.
Список литературы /References
1. Mukherjee S.R., 2014. Global halal: Meat, money, and religion. Religions,.5 (1), 22. doi:10.3390/rel5010022.
2. Islam T. & Chandrasekaran U, 2013. Halal marketing: growing the pie. International Journal of Management Research and Reviews. 3 (12). 3938.
3. Navruz-Zoda B. et al. The destination marketing development of religious tourism in Uzbekistan //International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage, 2016. Т. 4. № 7. С. 9-20.
4. Navruz-Zoda B., Ibragimov N., Rakhmanov A. The Destination Marketing Tools For "Seven Sufi Saints of Noble Bukhara" Pilgrimage Cluster, 2017.
5. Khurramov Ortikjon Kayumovich, Fayzieva Sayyora Annamuradovna, Saidova Firuza Kamalovna, Khalilov Bahromjon Bahodirovich, Fayzieva Sayyora Kudratovna (2020) Directions for improvement digital tourism and tourism info structure in Uzbekistan. Journal of Critical Reviews. 7 (5). 366-369. doi:10.31838/jcr.07.05.72.
6. Таирова М.М., Рахматуллаева Ф.М. Прямые иностранные инвестиции как фактор развития инновационной экономики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014. № 8-1.
7. Хуррамов О.К. Как мы можем использовать интернет-маркетинг в сфере гостиничной индустрии // Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России, 2017. С. 344-349.
8. Kayumovich K.O. Digital marketing strategy and tourism // Proceeding of The ICECRS, 2020. Т. 6.
9. Таирова М.М., Рахматуллаева Ф.М. Условия формирования инновационной экономики // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы, 2015. № 1. С. 115-118.
10. Rakhmatullaeva F.M., Rakhimova T.B. Small business in Uzbekistan as the factor of increasing the employment rate // Экономика и социум, 2017. № 1-1. С. 12-15.
11. Хасанова Г.Д.Деятельность по развитию сферы туризма в Узбекистане (на примере Бухарской области) // Инновационное развитие, 2017. № 4. С. 95-98.
12. Shavkatovna S.S. Ziyarah tourism: Mahmud Anjir Fagnaviy-the third pyr of Bukhara Sharif // Вопросы науки и образования, 2020. № 9 (93).
13. Рахматуллаева Н.М. Современное состояние центрально-азиатских исследований во Франции //Вопросы науки и образования, 2020. № 5 (89).
14. Mubinovna R.F., Nutfulloevna N.G. The importance of trade policy in the economic development of the country // Economics. 2020. № 1 (44).
15. Muhammedrisaevna T.M., Mubinovna R.F., Kizi M.N.U. The role of information technology in organization and management in tourism // Academy, 2020. № 4 (55).
16. Kayumovich K.O. The highlight priorities for the development of digital tourism in Uzbekistan // International scientific review, 2020. № LXIX.
17. Alimovich F.E., Habibulloevna K.S., Bahodirovna D.N. Central features of halal tourism and halal food // Academy, 2020. № 3 (54).
18.Хуррамов О.К. Цифровой туризм и его значение в экономике Узбекистана // European research, 2020. № 3. С. 61.
19. Фарманов Э.А., Кадыров Д.Х., Ходжаева Ф.Н. Организация экотуризма по исламским канонам // Достижения науки и образования, 2020. № 4 (58).
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9 (78). Часть 3. 2020. | 34 |