Научная статья на тему 'Развитие халяльного туризма в Узбекистане'

Развитие халяльного туризма в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
262
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАЛЯЛ ТУРИЗМ / СУФИЗМ / ЗИЯРАТ / ТАХАРАТ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА / ХАНАКАХ / МАВЗОЛЕЙ МАКБАРА / ИСЛАМСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ХАЛЯЛ ГОСТИНИЦЫ / КИБЛА / ХАЛЯЛ ГАСТРОНОМИЯ / HALAL TOURISM / SUFISM / ZIYARAT / TAHARAT / PILGRIMAGE / ISLAMIC CULTURE / KHANAKS / MAKBARA MAUSOLEUM / ISLAMIC HERITAGE / HALAL HOTELS / QIBLA / HALAL GASTRONOMY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кадыров Давронбек Хашымович, Ходжаева Фотима Набихоновна, Фарманов Эркин Алимович, Халилов Бахромжон Баходирович

В данной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития халяльного, или исламского, туризма в Узбекистане исходя от наличия культурного исламского наследия, объектов, связанных суфизмом, паломнических и святых мест. Как известно, Бухара и так фактически несколько столетий является столицей Исламской культуры. Не удивительно, что в мусульманском мире за Бухарой прочно закрепились эпитеты на арабском «Куббат ул-Ислам» и на персидском «Гумбази Ислом», что в переводе означает «Купол Ислама». Тот факт, что город был признан столицей Исламской культуры, вновь подтверждает вклад этого города и региона в развитие Исламской цивилизации и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кадыров Давронбек Хашымович, Ходжаева Фотима Набихоновна, Фарманов Эркин Алимович, Халилов Бахромжон Баходирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HALAL TOURISM IN UZBEKISTAN

This article discusses the problems and prospects for the development of halal or Islamic tourism in Uzbekistan based on the presence of Islamic cultural heritage, objects associated with Sufism, pilgrimage and holy places. As you know, Bukhara, and so in fact several centuries are the capital of Islamic culture. It is not surprising that in the Muslim world, Bukhara firmly established its epithets in the Arabic “Kubbat ul-Islam” and in Persian “Gumbazi Islom”, which means “Dome of Islam”. The fact that the city was recognized as the capital of Islamic culture once again confirms the contribution of this city and region to the development of Islamic civilization and culture.

Текст научной работы на тему «Развитие халяльного туризма в Узбекистане»

2. Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2020 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30092011/ (дата обращения: 17.03.2020).

3. PwC. Учебное пособие АССА ДипИФР. [Электронный ресурс], 2019. С. 587-590. Режим доступа: https://training.pwc.ru/upload/dipifr-study-guide-2019.pdf/ (дата обращения: 18.03.2020).

4. КПМГ. МСФО: точка зрения КПМГ. Практическое руководство по международным стандартам финансовой отчетности, подготовленное КПМГ. М.: Альпина Паблишер. [Электронный ресурс], 2014. С. 14. 2832 с. ISBN 978-5-9614-4604-3. Режим доступа: https://www.books.ru/books/msfo-tochka-zreniya-kpmg-prakticheskoe-rukovodstvo-po-mezhdunarodnym-standartam-finansovoi-otchetnosti-komplekt-iz-2-knig-3653736/ (дата обращения: 18.03.2020).

5. Модеров С.В. Малый и средний бизнес получит доступ к международному финансированию [Электронный ресурс], 2009. Режим доступа: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=007235/ (дата обращения: 18.03.2020).

РАЗВИТИЕ ХАЛЯЛЬНОГО ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ Кадыров Д.Х.1, Ходжаева Ф.Н.2, Фарманов Э.А.3, Халилов Б.Б.4 Email: [email protected]

'Кадыров ДавронбекХашымоович — старший преподаватель; 2Ходжаева Фотима Набихоновна — преподаватель, кафедра национальной идеологии, основ духовности и юридического образования; 3Фарманов Эркин Алимович — преподаватель; 4Халилов Бахромжон Баходирович — преподаватель, кафедра туризма и гостиничного хозяйства, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития халяльного, или исламского, туризма в Узбекистане исходя от наличия культурного исламского наследия, объектов, связанных суфизмом, паломнических и святых мест. Как известно, Бухара и так фактически несколько столетий является столицей Исламской культуры. Не удивительно, что в мусульманском мире за Бухарой прочно закрепились эпитеты на арабском «Куббат ул-Ислам» и на персидском «Гумбази Ислом», что в переводе означает «Купол Ислама». Тот факт, что город был признан столицей Исламской культуры, вновь подтверждает вклад этого города и региона в развитие Исламской цивилизации и культуры. Ключевые слова: халял туризм, суфизм, зиярат, тахарат, паломничество, исламская культура, ханаках, мавзолей макбара, исламское наследие, халял гостиницы, кибла, халял гастрономия.

DEVELOPMENT OF HALAL TOURISM IN UZBEKISTAN Kadirov D.R1, ^djaeva F.N.2, Farmanov E.A.3, ШН^ B.B.4

'Kadirov Davronbek Hashimovich — Senior Lecturer; 2Hodjaeva Fotima Nabihonovna — Lecturer, DEPARTMENT OF NATIONAL IDEOLOGY, FUNDAMENTALS OF SPIRITUALITY AND LEGAL EDUCATION;

3Farmanov Erkin Alimovich — Lecturer; 4Halilov Bahromjon Bahodirovich- Lecturer, TOURISM AND HOTEL BUSINESS DEPARTMENT, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses the problems and prospects for the development of halal or Islamic tourism in Uzbekistan based on the presence of Islamic cultural heritage, objects associated with Sufism, pilgrimage and holy places. As you know, Bukhara, and so in fact several centuries are the capital of Islamic culture. It is not surprising that in the Muslim world, Bukhara firmly established its

epithets in the Arabie "Kubbat ul-Islam" and in Persian "Gumbazi Islom", which means "Dome of Islam". The fact that the city was recognized as the capital of Islamic culture once again confirms the contribution of this city and region to the development of Islamic civilization and culture. Keywords: halal tourism, Sufism, Ziyarat, Taharat, pilgrimage, Islamic culture, khanaks, makbara mausoleum, Islamic heritage, halal hotels, Qibla, halal gastronomy.

Узбекистан, являясь частью Исламского мира, считался культурным центром Центральной Азии. Еще во времена Восточного Ренессанса этот край внес свой вклад в развитие Исламской культуры, науки и искусства. Расцвет Исламской культуры в этой стране приходится в средние века, а именно с 9-го по 17 века, со времен развития династий Саманидов, Караханидов, Хорезмшахов, а также после монгольских завоеваний и векового упадка возрождением Ислама суфиями тарикатских орденов таких, как Кубравия и Накшбандия и династиями Тимуридов, а после Шейбанидами [1].

Недавно, с 1 января с 2020 года узбекский город Бухара стал столицей Исламской культуры. Это решение было принято на 9-й конференции министров культуры государств-членов Организации Исламского Сотрудничества (ОИС). 18 декабря 2019 года на 11-й Исламской конференции были утверждены столицами Исламской культуры 2020 года три города - Бухара (Узбекистан), Каир (Египет) и Бамако (Мали). А также, кроме этого с 2020 года город Хива Республики Узбекистан был объявлен организацией Тюркской столицей культуры Тюркского мира.

Эта традиция объявлять трех городов мусульманских стран каждый год проводиться со стороны Исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO). Ежегодно избираются города из трех исламских регионов - Арабского мира, Азии и Африки. До этого, в 2007 году Исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) объявляла столицу Узбекистана город Ташкент одной из трех столиц исламской культуры.

Как правило, столица Исламской культуры обязуется провести конференцию министров культуры исламских стран, которая проходит каждые два года. На протяжении всего года в городе, избранном в качестве столицы, проходят мероприятия и события, направленные на презентацию его культуры и Исламского наследия. А это в свою очередь помогает в развитии сферы паломнического, халяльного или как еще его называют исламского туризма. В перспективе для развития халяльного туризма в Узбекистане приобретает важность решения некоторых вопросов и проблем, связанных оказания халяльных услуг и сервиса.

Общеизвестно, что Узбекистан известен в мире своими агиотопными местами и священными исламскими святынями. Исходя из этого наша, страна является привлекательным туристическим направлением для паломников, которые хотят посетить из-за присутствия паломнических мест великих ученых Исламского мира, зияратов суфийских шейхов и святых. А также являясь культурным центром Ислама в стране много разных исторических мест, медресе, мечетей, мавзолеев и суфийских обителей - ханаках. Туристов может привлечь мусульманская халяльная гастрономия и произведения прикладного ремесла местного населения.

Ислам запрещает вещи, которые, наносят вред человеку, его разуму, телу, религии и жизни. Такие вещи несут угрозу обществу, как в материальном, так и в духовно-нравственном плане. Аллах ниспосылает аяты в суре «Аль-Маида», где запрещает скверные деяния: «О вас, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир (жертвоприношения) на каменных жертвенниках (и гадание) по стрелам - скверные деяния, внушаемые шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Прекратите ли вы (эти непристойности)?» [3.5:90, 91].

В этих аятах Аллах запрещает алкоголь и азартные игры, жертвенники и гадания, считая их мерзостью и называет в Коране эти деяния непристойными и отвратительными, а также относит их к деяниям Сатаны, так как его деяния - скверна и зло. Поэтому Ислам призывает верующих воздержаться от этих пороков и деяний, ибо это и есть путь к успеху и счастью. Мусульмане избегают от этих поступков, чтобы обрести счастье в двух Мирах, перестав совершать то, что запретил Аллах.

Прежде всего халяль это чистая еда. В священной книге Коран в 31-аяте 7- суры Аль-Араф (Ограды) говорится: ù^ju^ ^С^ С SJ JJtUBÛJ-J^ I j IjJ^j - «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он (Аллах) не любит тех, кто излишествует». [4.7:31] Великий поэт и мыслитель Саади толкует это так: «Этим Аллах повелевает людям есть и пить дозволенные и чистые блага, которыми Он наделил творения. Но при этом нельзя излишествовать, употребляя в пищу излишне много продуктов, которые могут причинить вред организму, либо приобретая

очень дорогие и изысканные яства, напитки и одежды, либо употребляя в пищу запрещенные продукты. Аллах не любит расточительных людей, поскольку расточительство вызывает Его гнев и причиняет вред организму и благосостоянию человека. А в некоторых случаях оно приводит к тому, что человек лишается возможности раздавать обязательные пожертвования. Одним словом, этот прекрасный аят велит употреблять в пищу яства и напитки, запрещает отказываться от пищи и питья и запрещает излишествовать в этом» [5].

О еде приводятся и в Хадисах. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, - это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если этого слишком мало, тогда: треть (желудка) - для пищи, треть - для питья и треть - для дыхания» [6]. Еще в другом хадисе говорится: «Уважительно относитесь к хлебу» [7]. Как сказано в одном достоверном хадисе: «Человек не знает, в каких остатках пищи заложена Божья благодать -баракат» [8]. В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима от Джабира приведены слова: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил употреблять в пищу ослятину и разрешил есть конину» [9]. От вышеприведенных слов можно узнать, что можно есть мусульманину, а от чего надо воздержаться и не употреблять.

В этих условиях важным фактором развития гостиничного бизнеса является знание и изучение концепции халяль. Пока основные OTA не выходят на этот многообещающий рынок, Узбекистану необходимо разрабатывать и развивать халяльные технологии обслуживания, а также обучить и подготовить квалифицированный обслуживающий персонал соответсвующий исламским канонам.

Список литературы / References

1. Зиё А. Узбек давлатчилиги тарихи. Ташкент, Шарк, 2001. С. 102.

2. Наршахий. Бухоро тарихи. Ташкент, Камалак, 1991. С. 131.

3. Коран, сура Ал-Маида, 5:90,91.

4. Коран, сура Ал-Аъраф, 7:31.

5. Яковец Ю.В. Перспективы развития цивилизационного туризма // Культурный туризм для мира и развития. М., 2000. С. 94.

6. Мухаммад СодикМухаммад Юсуф. Рухий тарбия. Ташкент, Хилол нашр, 2019.

7. Olimovich D.I. Tourism potential of Uzbekistan // Lucrarile Seminarului Geografic" Dimitrie Cantemir",- 2015. Т. 40. С. 125-130.

8. Farmonovna E.A., Matyakubovna KM., Habibulloevna K.S. THE ROLE OF THE TOURISM NATIONAL CRAFTS IN BUKHARA REGION // European science, 2020. № 1 (50).

9. Olimovich D.I., Khabibovna K.M., Alimovich F.E. Innovative ways of reducing tourism seasonality of tourist areas // Достижения науки и образования, 2020. № 1 (55).

10. Alisherovna D.N. FLIPPED LEARING AS THE KEY TO IMPROVING EDUCATION IN HIGHER EDUCATION // European science, 2020. № 1 (50).

11. Арипова М.С., Рузиев С.С. Организационная структура ресторанов // Вопросы науки и образования, 2020. № 6 (90).

12. Давронов И. О. Экономическое влияние инноваций в индустрии туризма // Наука, техника и образование, 2019. № 11 (64).

13. Халилов Б.Б., Курбанов Ф.Г. Важность подготовки кадров в экономике // Вопросы науки и образования, 2020. № 6 (90).

14. Шадиев А.Х., Давронов И.О. Роль развития персонала в повышении эффективности услуг и его влиянии на экономику // Вопросы науки и образования, 2020. № 6. С. 90.

15. Davronov I.O. Innovative ways of improving excursion service around the touristic destinations // Indonesian Journal of Innovation Studies, 2020. Т. 10. № 1.

16. Yavmutov D.Sh., Rakhimov O.H. Elaboration of regional strategies for the development and improvement of land and water in agriculture // Academy, 2020. № 2 (53).

17. Olimovich D.I., Kudratovna F.S., Sayfitdinovich I.B. THE IMPORTANCE OF MARKETING ANALYSIS FOR PREDICTING THE PROSPECTS OF RESTAURANTS IN BUKHARA HOTELS // Economics, 2020. № 1 (44).

18. Фарманов Э.А., Кадыров Д.Х., Ходжаева Ф.Н. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ // Достижения науки и образования, 2020. С. 20.

19. Davronov I.O., Ismatillayeva S S. The role of innovative technologies for improving economy of hotels, 2019. '

20. Olimovich D.I., Temirkulovich U.J., Bakhodirovna M.M. Mechanisms of improving staff training // Academy, 2020. № 2 (53).

21. Qizi K.N.N. "new world in the ancient desert" the prosperous ways of the development of eco-tourism in Bukhara region // Science Time, 2014. № 8 (8).

22. Davronov I.O., Tadjibayev M.B., Narzullaeva G.S. IMPROVING OF PERSONNEL TRAINING IN HOTEL BUSSINES // Academy. № 2 (53), 2020.

23. Kilichov M.H., Hairylaeva N.N. MODEL LOOP BUNDLING AS A BASIS FOR THE FORMATION OF COMPETITIVE MOBILITY SPA COMPLEX // СОВРЕМЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, 2017. С. 1865-1867.

24. Фарманов Э.А., Кадыров Д.Х., Ходжаева Ф.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОТУРИЗМА ПО ИСЛАМСКИМ КАНОНАМ // Достижения науки и образования, 2020. № 4 (58).

25. Azamatovich K.L. THE ROLE OF THE HAKIM TERMIZI ARCHITECTURAL COMPLEX IN VISITING TOURISM IN UZBEKISTAN //Вопросы науки и образования. - 2020. - №. 9 (93).

26. Alimovich F.E., Habibulloevna K.S., Bahodirovna D.N. CENTRAL FEATURES OF HALAL TOURISM AND HALAL FOOD // Academy, 2020. № 3 (54).

27. Kayumovich K.O., Annamuradovna F.S., Kamalovna S.F. Features of electronic online market in tourism //Вестник науки и образования, 2019. № 24-3 (78).

28. Olimovich D.I., Khabibovna K.M., Samadovich R.S. Improving tourist season in Bukhara region // Вестник науки и образования, 2020. № 1-2 (79).

29. Фарманов Э.А., Кадыров Д.Х., Ходжаева Ф.Н. Роль культурного наследия Узбекистана в развитии туризма //Вестник науки и образования, 2020. № 2-3 (80).

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О ФИНАНСОВЫХ АКТИВАХ В ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ РСБУ И МСФО Морозов С.А. Email: [email protected]

Морозов Серафим Андреевич — магистр, экономический факультет, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье рассматриваются ключевые требования к степени и порядку раскрытия информации о финансовых активах организации в её финансовой отчетности, предъявляемые Международными Стандартами Финансовой Отчетности (МСФО) и Российскими Стандартами Бухгалтерского Учета (РСБУ). Описаны основные теоретические принципы, лежащие в основе концепций раскрытия информации согласно системам российских и международных стандартов учета. Также освещены различия в дефинициях "финансовые активы" и "финансовые вложения", введенных в МСФО и РСБУ, и подходах к их классификации.

Ключевые слова: раскрытие информации, финансовые активы, финансовые вложения, МСФО, РСБУ, бухгалтерская отчетность.

DISCLOSURE OF INFORMATION ABOUT FINANCIAL ASSETS IN FINANCIAL STATEMENT OF ORGANIZATION ACCORDING TO REQUIREMENTS OF IFRS AND RAS Morozov SA.

Morozov Serafim Andreevich — Master, ECONOMIC FACULTY, SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY, ROSTOV-ON-DON

Abstract: this paper considers key requirements of International Financial Reporting Standards (IFRS) and Russian Accounting Standards (RAS) for the disclosure of information about financial assets in an organization's financial statement. Basic theoretical principles serving as a foundation of information disclosure concepts according to international and Russian accounting standards are

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.