СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕМ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
БАЛКИЗОВ М.Х.,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управления качеством и недвижимостью», Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова,
e-mail: [email protected];
БОКОВ А.А.,
соискатель кафедры «Управления качеством и недвижимостью», Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, e-mail: [email protected]
Статья посвящена раскрытию сущности управления промышленным комплексом как экономической системой в условиях рыночной экономики, с которой связаны проблемы реализации системного подхода при формировании промышленной политики, разработки механизма ее реализации с учетом конкурентных преимуществ промышленного комплекса.
Под государственной промышленной политикой понимается проводимая государственными органами управления долговременная линия действий, воплощаемая в виде системы предпринимаемых государством мер по поддержанию и развитию промышленного производства как стержневой части производственной экономики, от которой зависят все другие отрасли и социальная сфера.
Ключевые слова: промышленность; государство; промышленная политика.
IMPROVING THE INDUSTRY MANAGEMENT AT NATIONAL LEVEL
BALKIZOV M.H.,
Professor, Head of Department «Quality Management and Real Estate», Kabardino-Balkaria State Agrarian University. named after V.M. Kokova,
e-mail: [email protected];
BOKOV A.A.
applicant for the degree at the Department of «Quality Management and Real Estate», Kabardino-Balkaria State Agrarian University. named after V.M. Kokova, e-mail: [email protected]
This paper is devoted to the essence of management industrial complex as an economic system in a market economy, which is associated with problems of implementation of a systematic approach for industrial policy, the development of a mechanism for its implementation, taking into account the competitive advantages industry. Under the state industrial policy is pursued by the state controls the long-term line of action, is embodied in the form of state measures to support and develop industrial production as a core part of the economy, on which all other sectors and social sphere.
Keywords: industry; government; industrial policy.
JEL classification: F14, L51, L52.
Промышленность как ведущая отрасль материального производства занимает особое место в экономике Российской Федерации и играет ключевую роль в процессе возрождения экономического потенциала страны.
© М.Х. Балкизов, А.А. Боков 2013
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
52
М.Х. БАЛКИЗОВ, А.А. БОКОВ
В принятой Правительством РФ «Концепции промышленной политики до 2010 года» поставлена цель повысить эффективность и конкурентоспособность российской промышленности. Однако достижение этой цели невозможно без технологических, организационных и управленческих изменений, обеспечивающих развитие и конкурентное преимущество перспективных обрабатывающих отраслей промышленного комплекса.
Развитие промышленности способствует рациональному размещению производительных сил, всестороннему развитию субъектов Российской Федерации, целесообразному использованию имеющихся природных ресурсов. Являясь основой национальной экономики, промышленный комплекс, как целостная экономическая система, объективно нуждается в развитой и хорошо скоординированной системе государственного регулирования, направленной на сохранение и развитие промышленного и научно-технического потенциала Российской Федерации (Лончаков, 2009).
Система государственного воздействия в условиях рыночных отношений должна стать основной тенденцией современного управления промышленным комплексом субъекта Федерации. При этом важно определить допустимые границы вмешательства государства в промышленную деятельность, дать исчерпывающий перечень методов государственного регулирования в целях обеспечения устойчивого функционирования промышленного комплекса субъекта Федерации как экономической системы. В этой связи представляется принципиально важным закрепление основных принципов, направлений и механизма реализации промышленной политики, направленной на регулирование промышленного комплекса как экономической системы, с целью формирования его конкурентоспособности.
Современная промышленная политика должна быть направлена на последовательное и поэтапное формирование в субъектах Федерации отраслей, использующих наукоемкие технологии, обеспечивающие конкурентоспособность не только производства, но и конкурентные преимущества конкретному региону. Формы и методы государственного воздействия на развитие промышленности на региональном уровне имеют существенное различие, что во многом обусловлено разными в уровнями социально-экономического развития и степенью экономической самостоятельности субъектов Федерации.
Промышленная политика представляет неотъемлемую часть общей государственной экономической политики, воплощающей социально-экономическую стратегию на длительную перспективу.
В осязаемой перспективе цели промышленной политики России предопределены состоянием промышленности и экономики в целом, ресурсными возможностями, наличествующими факторами производства. В свете этих объективных реалий цели российской промышленной политики рисуются следующим образом.
1. Достижение в ближайшие годы ощутимого подъема промышленного производства со структурой выпуска промышленной продукции, соответствующей внутренним потребностям страны и устойчивому спросу на внешних рынках.
2. Последовательное обновление технической базы производства с упором на использование прогрессивных ресурсосберегающих технологий, позволяющих в то же время достичь показателей качества, обеспечивающих конкурентоспособность продукции и возможность импортозамещения по ключевым позициям.
3. Достижение как можно более полного использования имеющегося ресурсного потенциала промышленного производства с учетом ограниченных возможностей полной замены парка оборудования.
4. Сосредоточение доступных инвестиционных ресурсов на тех прорывных направлениях, видах отраслевых производств, где имеются предпосылки и существует реальная возможность занять высшие мировые позиции (отдельные образцы вооружений, космической техники, энергоагрегаты, прогрессивные виды материалов, современные биотехнологии и др.).
В ближайшие годы промышленная политика России будет находиться под мощным прессингом финансовых, экологических, природно-ресурсных, социальных, военно-политических ограничений. Эти ограничения порождены как унаследованным от прошлых периодов состоянием промышленного потенциала, технологических укладов и укоренившихся форм и методов управления, так и внутренними и внешними факторами социальной природы, положением России в мировом экономическом сообществе. Учет таких ограничений, возможное сужение зоны их действия, а также частичное или полное снятие представляют важнейший компонент государственной промышленной политики. Проанализируем определяющие виды ограничений (Галачиева, Алиханов, 2012).
Ограниченные инвестиционные возможности связаны с низким уровнем валового внутреннего продукта и напряженностью бюджета. В ближайшие годы инвестиционный фактор будет оказывать сильное влияние на промышленную политику ввиду отсутствия возможностей наращивания государственных капиталовложений в промышленность. Так как приток финансовых ресурсов в федеральный, региональный и местные бюджеты не может быть увеличен посредством ужесточения и без того тяжелого налогового бремени, в распоряжении Правительства остаются следующие возможности ослабления инвестиционных ограничений:
а) повышение уровня собираемости налогов при сохранении величины налоговых ставок за счет уменьшения уклонений от уплаты налогов;
б) реструктуризация внешнего долга, снижающая нагрузку на бюджет и освобождающая часть бюджетных средств для вложения в развитие производства;
в) активизация внебюджетных инвестиционных источников внутри страны за счет корпоративных структур и сбережений населения;
г) продажа неэффективно используемых имущественных комплексов, находящихся в государственной собственности;
д) привлечение иностранных инвестиций.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕМ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ.
53
Ограничения, обусловленные недозагрузкой производственных мощностей, возникли в связи с изменениями в структуре производства и преобразованиями форм и отношений собственности. Вместе с тем загрузить высвободившийся производственный аппарат очень трудно, так как это требует значительных вложений капитала на модернизацию производства. К тому же государство призвано заботиться прежде всего о недозагруженном оборудовании, находящемся в его собственности.
Значительную роль в государственной промышленной политике России играет дальнейшее создание крупных промышленных корпоративных структур в виде холдингов, транснациональных корпораций, базирующихся на принципах вертикальной производственно-технологической и горизонтальной конгломеративной интеграции. В ряду институциональных преобразований неизбежна трансформация государственных унитарных промышленных предприятий, которые в большинстве своем не обеспечивают ни бюджетную эффективность в виде доходов, поступающих в государственный бюджет, ни собственную экономическую эффективность.
Для решения задачи подъема промышленного производства целесообразно использовать инструменты программно-целевого управления. Достичь быстрых результатов в области подъема промышленности реально посредством осуществления ограниченного круга приоритетных программ развития производства тех видов пользующейся спросом на внутренних и внешних рынках конкурентоспособной продукции, для которых существует ресурсная база и нужна ограниченная государственная финансовая поддержка.
Осуществление приоритетных программ развития производства конкурентоспособной импортозамещающей продукции способно, благодаря наличию разветвленных связей таких программ с предприятиями промышленности и других отраслей хозяйства, возбудить цепную реакцию роста производства в масштабах всей промышленности. Кроме того, программы развития производства важных видов промышленной продукции способствуют техникотехнологическому процессу в соседних зонах, подотраслях промышленности, влекут за собой производство высокоэффективного оборудования. В осуществлении таких программ заинтересованы производители программной продукции, в связи с чем они способны стать инвесторами программ.
Перечень важнейших проблем организационного, планового, финансового и иного порядка, характерных сегодня для функционирования российских органов власти и существенно влияющих на усилия этого уровня управления, связанных с развитием промышленного потенциала территории, включает: отсутствие достаточной финансовой автономии и необходимого объема средств; серьезное давление региональных властей, в ряде случае не учитывающих интересы муниципалитетов; наличие «финансируемых мандатов» и несоответствие расходных полномочий и доходных поступлений; невозможность использования иностранных заимствований и жесткий контроль за использованием банков в работе со средствами муниципалитетов; общий дефицит инвестиционных возможностей развития промышленного потенциала территорий.
Соответствующие законы о промышленной политике могут служить продуктивной основой для включения усилий региональных органов управления в общегосударственную промышленную политику, а также позволят обеспечить конкурентоспособность промышленности на региональном и, в ряде случаев, на мировом уровне.
ЛИТЕРАТУРА
Галачиева С.В., Алиханов А.В. (2012). Формирование и реализация стратегии повышения конкурентоспособности промышленного производства. Журнал вопросы экономики и права. № 12.
Лончаков А.П. (2009). Административно-правовая организация механизма управления собственностью в промышленности: Учебное пособие. Хабаровск.
REFERENCES
Galachieva S.V., AlihanovA.V. (2012). The formation and implementation of strategies to improve the competitiveness of industrial production issues. Journal of Economics and Law. No. 12.
LonchakovA.P. (2009). Administrative and legal organization of the mechanism of property management industry. Tutorial. Khabarovsk.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2