ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Б УПРАВЛЕНИИ
КУЯНЦЕВ И.А.,
доктор экономических наук, профессор отдела «Устойчивое региональное развитие и прогнозирование», Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН,
e-mail: maria_instant@mail.ru;
КАНАМЕТОВА Д.А.,
аспирант,
Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН,
e-mail: kanametova_da@gmail.com
В конце XX в. общество вступило в постиндустриальную фазу своего развития. Его главной характеристикой являются информационные технологии, проникающие во все сферы общественной жизни, в том числе экономику. Информация из вспомогательного средства превращается в решающий фактор, влияющий не только на технологические аспекты ее применения, но и который становится неотъемлемой частью управленческого процесса.
Кпючевые слова: информационные технологии; промышленные предприятия;управление.
INFORMATION TECHNOLOGY IN THE INDUSTRIAL ENTERPRISES MANAGEMENT
KUYANTSEV I.A.,
Doctor of Economics, professor of the department «Sustainable Regional Development and Forecasting»,
Institute of Informatics Problems of Regional Management and Kabardino-Balkar Scientific Center, Russian Academy of Sciences,
e-mail: maria_instant@mail.ru;
KANAMETOVA D.A.,
graduate student,
Institute of Informatics Problems of Regional Management and Kabardino-Balkar Scientific Center,
Russian Academy of Sciences, e-mail: kanametova_da@gmail.com
At the end of XX century, society has entered a post-industrial phase of development. Its main characteristic is information technology, which penetrates into all spheres of public life, including the economy. Information from the aid is becoming the decisive factor affecting not only the technical aspects of its application, but which becomes an integral part of the management process.
Keywords: information technology; industry; management.
JEL classification: L15, L16, O32.
В основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития производства. Инновационная активность экономики приобрела характер центрального социально-экономического процесса в индустриально развитых странах. Изменения факторов производства выражаются в возрастании их информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих. Эти тенденции тесно связаны с трансформацией форм и методов организации субъектов хозяйственной деятельности и управления ими. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер
© И.А. Куянцев, Д.А. Канаметова, 2013
9002010018013101010001310100
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ 49
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом. В настоящее время одной из важнейших и жизненно важных для руководителей любого уровня проблем является использование информационных технологий в разработке управленческих решений. Современный уровень развития бизнеса предъявляет принципиально новые требования к информационному обслуживанию, в том числе обеспечение скорости передачи информации, ее актуальности, достоверности и своевременности предоставления конечному пользователю. В острой конкурентной борьбе выживают и добиваются успеха те организации, в которых руководство владеет умением принимать эффективные решения, используя дополнительные возможности, которые дают современные информационные технологии. Спрос на информацию и информационные услуги обеспечивает развитие, распространение и все более эффективное использование информационных технологий. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления, а именно, автоматизируются процессы обоснования и принятия решений, автоматизируется организация их выполнения, повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых управленческой деятельностью. Проникновение во все сферы жизни информационных технологий не оставило в стороне от этой тенденции и связь, как сферу экономики, сферу деятельности и сферу занятости. Современные технологии организации информационных процессов связаны, прежде всего, с использованием компьютерных технологий.
Под компьютерными информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации с помощью компьютеров и компьютерных сетей для решения управленческих задач экономического объекта. Понятие «информационные технологии» относится ко всему преобразованию информации, в том числе и на бумажной основе, понятие «компьютерная информационная технология» относится к обработке информации на основе использования средств компьютерной техники. Компьютеризация управления, развитие экономической, технической и социальной сферы вызывает необходимость ускорения информационных процессов. Во многих странах наступила эра «золотых воротничков». Она характеризуется оснащением служащих современными техническими средствами управления и обработки информации на базе персональных компьютеров и современного программного обеспечения. В современных условиях компьютерные информационные технологии являются основой управленческой деятельности фирмы. Возрастание объемов информации в контуре управления, потребность в ускорении и более сложных способах ее переработки приводит к необходимости автоматизированной обработки информации, т. е. внедрения компьютерных информационных технологий. Руководителям ежедневно приходится принимать решения различной сложности в условиях большой неопределенности, связанной с меняющейся ситуацией и недостаточностью информации. Широкое применение персональных компьютеров, обеспечивающих облегченный доступ к базам данных и базам знаний, использование интеллектуальных технологий и систем дают специалисту реальные возможности для выполнения аналитических, прогнозных функций, подготовки управленческих решений в современном технологическом режиме обработки информации. Использование современных достижений в области компьютерных технологий в сфере управления обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и, как следствие этого, возможности принятия своевременных управленческих решений на основе моделирования, анализа и прогнозирования (Галачиева, Алиханов, 2012).
Основополагающим фактором успешной реализации проекта является выбор правильного подхода к управлению им. На рис. 1 представлена схема типичной организации такого управления. Согласно этой схеме, на стороне заказчика ключевые роли в проектном управлении играют спонсор проекта и менеджер проекта.
На основании проведенного исследования установлено, что при долгосрочном расширении инновационной деятельности целесообразно создавать отдел, отвечающий за инновационное развитие предприятия, несущий ответственность за генерирование идей, их разработку и реализацию.
Менедмер го качеству
Бизнес-менеджер
исполнителя
Спонсор проекта
Менеджер проекта со стороны исполнителя ^
Менеджер проекта со стороны заказника
Руководитель Руководитель
группы группы
1 Команда по; щержки управления проектом
Координатор проекта 1 * Администратор проекта Менеджер по конфигурации проекта
Рис. 1. Схема организации управления проектом силами исполнителя
Данная мера позволит избежать снижения производительности на основном производстве. Взаимодействие с проекто-инжениринговой ГГ-компанией осуществляется посредством внедрения спонсора проекта и менеджера проекта в данную организацию. Спонсором проекта, как уже говорилось выше, может быть отдельный специалист или
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
50
И.А. КУЯНЦЕВ, Д.А. КАНАМЕТОВА
целый комитет, в ведении которого находится бюджет проекта. Спонсор обеспечивает организационную сторону проекта и подтверждает правильность его целей.
Менеджер проекта назначается для ежедневного управления ведением проекта. В круг его обязанностей входит предоставление ресурсов, разрешение проблем и отслеживание состояния работ. Данное участие обязательно на всех этапах от разработки концепции до конечной стадии - внедрения проекта на предприятие. Со стороны заказчика осуществляется информационная и технологическая поддержка, раскрытие специфики и особенностей функционирование предприятия, адаптация под технические и технологические мощности. Со стороны исполнителя происходит передача базы знаний, позволяющей в дальнейшем обучить сотрудников предприятия-заказчика навыкам взаимодействия с внедряемым программным обеспечением и технологиями. Необходимые знания аккумулируются менеджером проекта и передаются в IT-отдел, а разработанным программным обеспечением оснащается программно-аппаратный комплекс, далее обучение происходит на базе самого промышленного предприятия.
Можно резюмировать сегодня, что между рассмотренными группами интересов отсутствует необходимое взаимодействие. Из-за различий в «языках» и «культурах» возникают проблемы кооперации и коммуникации.
Властные устремления и профессиональный эгоизм мешают принятию решений по существу. К кооперации и интеграции информационно-технологические отделы подготовлены слабо. Часто устанавливаются критерии, которые напрямую не связаны с успехом предприятия. Общие цели ставятся (если это имеет место) на крайне ограниченную временную перспективу. Управление реализацией общих проектов организуется очень плохо. Сферы компетенций и ответственности за решение задач распределяются нечетко. Очевидно, что в сфере управления ИТ необходимы новые правила игры (Чернов, 2010).
Использование информационной технологии (ИТ) относится к наиболее противоречивым внутрифирменным проблемам. Руководство предприятий часто отказывается их решать, так как не чувствует себя достаточно компетентным. Решения обычно возлагаются на руководителей информационных служб или специализированные внешние организации. Хозяйственные риски, связанные с ИТ, постоянно растут, и неясно, до каких пор руководство предприятий будет недооценивать этот важный стратегический ресурс.
ЛИТЕРАТУРА
Галачиева С.В., Алиханов А.В. (2012). Формирование и реализация стратегии повышения конкурентоспособности промышленного производства. Журнал вопросы экономики и права. № 12.
Чернов С.А. (2010). Роль инноваций в преодолении предприятием экономического кризиса. «Ученые записки РГСУ». Экономический журнал. № 1. Объединенная редакция периодических изданий РГСУ. М.
REFERENCES
Galachieva S.V., Alihanov A.V. (2012). The formation and implementation of strategies to improve the competitiveness of industrial production. Journal of Economics and Law. No. 12.
Chernov S.A. (2010). The role of innovation in overcoming the economic crisis now. «Proceedings of RSSU». Economic Journal. № 1. Consolidated edition periodicals RSSU. M.