TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
ГАЛАЧИЕВА С.В.,
доктор эк ономич ес ких наук, пр о фессор кафедры «М е неджмент и маркетинг», Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
e-mail: [email protected];
ДУШКИН А.И.,
соискатель кафедры «Менеджмент и маркетинг», Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, e-mail: [email protected]
Недооценка значимости перечисленных задач создает реальную стратегическую угрозу постепенной утраты основных, крайне важных, структур научно-технического и производственного потенциала страны, абсолютно необходимых не только для обеспечения устойчивого ее экономического роста, но и для укрепления национальной безопасности. В связи с этим особенно актуальными представляются исследования, раскрывающие закономерности интеграции науки, инвестиций и инноваций на основе инновационного пути развития экономики.
Ключевые слова: стратегия; промышленные предприятия; инновационное развитие; модернизация.
CREATING INNOVATIVE STRATEGIES OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE MODERNIZATION OF ECONOMY
GALACHIYEVA S.V.,
Doctor of Economics, professor at the Department of «Management and Marketing», Kabardino-Balkaria State University named after H.M. Berbekov,
e-mail: [email protected];
DUSHKIN A.I.,
applicant at the Department of «Management and Marketing», Kabardino-Balkaria State University named after H.M. Berbekov, e-mail: dushkin.a.i @ rambler.ru
The underestimation of the importance of these tasks creates a real strategic threat to the gradual loss of the main, very important, the structure of scientific, technical and production potential of the country is necessary not only to ensure its sustainable economic growth, but also to strengthen national security. In this regard, of particular relevance are the investigations that reveal the patterns of integration of science, investment and innovation on the basis of innovative development of the economy.
Keywords: strategy; industry; innovation development; modernization.
JEL classification: O31, O32, O38.
В современных условиях перед Российской Федерацией стоит приоритетная задача, заключающаяся в переходе экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития. Ее решение является единственно возможным способом достижения долгосрочного динамичного развития страны и обеспечения высокого уровня благосостояния населения.
В Послании Федеральному собранию Президент РФ Медведев Д.А. отметил, что «В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными
© С.В. Галачиева, А.И. Душкин, 2013
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ.
19
ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности» (Галачиева, Алиханов, 2012).
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» заявлено, что к 2020 г. удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленного производства достигнет 25-35%, а доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 40-50%. Производительность труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, должна возрасти в 3-5 раз. Для достижения поставленных целей предполагается создать новую технологическую базу за счет формирования комплекса высокотехнологичных производств и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции, а также модернизации традиционных отраслей экономики на основе развертывания глобально ориентированных специальных производств. В результате реализации Концепции Россия должна войти в число лидеров мировой экономики, повысив в ней свою долю с 3,2 до 4,3% (Трофимов, 2010).
Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. осложнил реализацию поставленных задач, еще глубже выявил необходимость повышения конкурентоспособности отечественной промышленности и преодоления процессов технологического отставания от мировых производителей. Продолжают существовать предприятия с отсталыми технологиями, балансирующие на грани рентабельности, не произошло перелива капитала в новые отрасли. На многих предприятиях сохраняется избыточная занятость. Ухудшилось финансовое состояние предприятий и частного бизнеса, что привело к сокращению расходов на инновации. В частности, по данным Госкомстата РФ за 2008 г., удельный вес промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, в России не более 10%; удельный вес инновационной продукции в общем объеме произведенной предприятиями продукции составляет около 5%; удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме произведенной предприятиями продукции не превышает 1,5 % .
В период посткризисного восстановления, в условиях ограниченных ресурсов задача формирования стратегий инновационного развития предприятиями приобретает первостепенное, ключевое значение. Для преодоления отставания необходимо существенно повысить темпы и качество экономического развития в течение периода до 2020 г. за счет концентрации ресурсов и усилий государства, предприятий, бизнеса с учетом корректировки, смещения акцентов на решении критических для инновационного развития проблем. От практической реализации данной задачи напрямую будет зависеть укрепление конкурентных позиций российских предприятий на мировом рынке и повышение качества жизни населения.
В современных условиях деятельность предприятий сопряжена с воздействием большого количества различных факторов, оказывающих непосредственное влияние на их развитие. К наиболее значимым относятся: глобализация мировых рынков, сокращение жизненного цикла продукции, усиление конкуренции, повышение требований к потребительским свойствам изделий, рост способностей организаций к копированию и имитации, повышение экологических требований, возрастание роли информационно-коммуникационных технологий и т. д.
Ускорение темпов экономических перемен ставит перед руководством предприятий задачи по поиску, созданию и реализации конкурентных преимуществ, позволяющих хозяйствующим субъектам адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям. Безусловно, для того чтобы быть конкурентоспособными, предприятия должны ориентировать свою деятельность на потребителя, что в конечном итоге требует поиска путей снижения себестоимости продукции, улучшения качества, расширения ассортимента и др.
Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в конкурентной борьбе оказываются те хозяйствующие субъекты, кто строит свою деятельность преимущественно на инновационной основе и главной целью стратегии ставит разработку новых товаров и услуг. Следовательно, для повышения конкурентоспособности производимых товаров, обеспечения поддержания высоких темпов экономического развития и уровня доходности, предприятия должны осуществлять переход на инновационный путь стратегического развития. При этом руководству предприятия следует четко определить, какие инновационные преобразования необходимы для того, чтобы повысить эффективность деятельности (Галачиева, Алиханов, 2012).
Выбор стратегии и определение конкретных инновационных проектов во многом будет зависеть от направления инновационного развития предприятия, которое может осуществляться в рамках эволюционного и революционного подходов.
Подходы к определению стратегии развития представлены на рис. 1.
Рис. 1. Содержание стратегии инновационного развития предприятия
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
20
С.В. ГАЛАЧИЕВА, А.И. ДУШКИН
В основе эволюционного подхода лежит концепция цикличности, предполагающая совершенствование технологий, модернизацию оборудования и улучшение качеств выпускаемого продукта в соответствии со стадиями жизненного цикла. Данный путь развития связан с использованием улучшающих инноваций, но имеет определенные трудности и недостатки. К ним относятся:
• проводимые на предприятиях постепенные изменения не всегда могут поспевать за внешней средой;
• не учитывается деятельность конкурентов, которые могут разработать более современные технологии;
• ограниченность жизненных циклов выпускаемых товаров и применяемых технологий;
• предприятия, ориентирующиеся на данный путь экономического развития, как правило, не являются лидерами рынка.
Альтернативой эволюционному пути является революционное развитие. Данное направление предполагает радикальные инновационные изменения внутри организации, выводящие ее на принципиально иной уровень развития. Эти действия сопряжены с разработкой и реализацией новых продуктов, процессов и технологий, которые не имеют аналогов. Основой для появления данных разработок, как правило, являются происходящие в экономике различные флуктуации, которые, накапливаясь в рамках эволюционного развития и выйдя за определенные рамки, обеспечивают революционный скачок (Трофимов, 2010).
Таким образом, разрабатываемые и реализуемые стратегии инновационного развития и инновационные проекты в рамках эволюционного и революционного подходов должны обеспечить целенаправленную деятельность хозяйственных руководителей по повышению эффективности работы предприятий и достижению ими нового качества роста.
В современных условиях перед российской экономикой стоит задача обеспечения устойчивого роста, основанного на смене модели стратегического развития, обеспечивающей увеличение темпов производительности труда и повышение конкурентоспособности отечественных отраслей и предприятий. Решение поставленной задачи возможно только лишь на основе проведения высокотехнологичной модернизации, обеспечивающей замену большинства используемых технологий и оборудования.
Необходимость осуществления модернизации является следствием следующих причин, сдерживающих развитие промышленности:
• Использование устаревшего оборудования и технологий. Согласно опросу Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН, проведенному в 2007 г., 41% промышленных предприятий использует старые советские основные фонды, 44% - модернизированные советские фонды, 29% - импортное оборудование.
• Высокий износ основных фондов, который составляет более 70%. При этом процесс обновления ведется крайне медленно и находится на уровне менее 5%, что не способствует повышению качества выпускаемой продукции.
• Сокращение объема инвестиций в основной капитал.
• Низкая инновационная активность предприятий.
В этой связи, для преодоления негативных тенденций в экономике и осуществления модернизации промышленности, авторами предложена к реализации в качестве ключевой меры концепция стратегического развития. В ее основе лежит системный комплексный подход, предполагающий глубокие качественные технологические преобразования деятельности предприятий в направлении повышения их конкурентоспособности.
ЛИТЕРАТУРА
Галачиева С.В., Алиханов А.В. (2012). Формирование и реализация стратегии повышения конкурентоспособности промышленного производства. Журнал вопросы экономики и права. № 12.
Трофимов О.В. (2010). Формирование эффективных инновационных стратегий: проблемы и решения. Экономические науки. № 9. М.: Изд-во «Экономические науки».
REFERENCES
Galachiyeva S.V., Alikhanov A.V. (2012). The formation and implementation of strategies to improve the competitiveness of industrial production issues. Journal of Economics and Law. No. 12.
Trofimov O.V. (2010). The formation of effective innovation strategies: problems and solutions. Economics. No. 9. Moscow: Publishing House "Economic sciences".