Научная статья на тему 'Развитие институционально-экономического механизма промышленной политики'

Развитие институционально-экономического механизма промышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / INSTITUTIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / INDUSTRIAL POLICY / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балкизов М. Х., Боков А. А.

В статье предпринята попытка исследования возможностей формирования и реализации действенного институционально-экономического механизма промышленной политики, составляющего основу взаимодействия государства и бизнеса на макроуровне, учитывающего при этом особенности специфических территориальных условий развития промышленности в регионе, и, одновременно, раскрывающего возможности стимулирования органами местного самоуправления конкретных отраслей и сфер промышленности на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional development the economic mechanism of industrial policy

This paper attempts to investigate the possibilities of formation and implementation of effective institutional and economic mechanisms of industrial policy is the foundation of the state and the business at the macro level, are part of this particular specific territorial conditions of industrial development in the region and, at the same time, revealing opportunities to stimulate local authorities specific industries and industry sectors at the municipal level.

Текст научной работы на тему «Развитие институционально-экономического механизма промышленной политики»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

РАЗБИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

БАЛКИЗОВ М.Х.,

доктор экономических наук, профессор, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова

e-mail: balkizov_mh@list.ru;

БОКОВ А.А.,

соискатель,

Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова,

e-mail: aabokov@yandex.ru

В статье предпринята попытка исследования возможностей формирования и реализации действенного институционально-экономического механизма промышленной политики, составляющего основу взаимодействия государства и бизнеса на макроуровне, учитывающего при этом особенности специфических территориальных условий развития промышленности в регионе, и, одновременно, раскрывающего возможности стимулирования органами местного самоуправления конкретных отраслей и сфер промышленности на муниципальном уровне.

Ключевые слова: институционально-экономический механизм; промышленная политика; модернизация.

This paper attempts to investigate the possibilities of formation and implementation of effective institutional and economic mechanisms of industrial policy is the foundation of the state and the business at the macro level, are part of this particular specific territorial conditions of industrial development in the region and, at the same time, revealing opportunities to stimulate local authorities specific industries and industry sectors at the municipal level.

Keywords: institutional and economic mechanism; industrial policy; modernization.

Коды классификатора JEL: L50, L52, L53.

На этапе посткризисного развития российской экономики значение промышленной политики как многоуровневой целенаправленной системы регулирующих мероприятий существенно возрастает. Концептуальной основой формирования современной промышленной политики России служит ее переход к инновационной модели модернизации экономики. Этапные задачи политики в промышленной сфере отражают новый формат социально-экономического развития страны в предстоящем десятилетии, общие закономерности функционирования народнохозяйственного комплекса, состояние его воспроизводственной базы, тенденции изменения рыночной конъюнктуры [2].

В данной связи, в целях формирования эффективной промышленной политики, основанной на согласовании интересов власти и бизнеса, необходимо уточнение и обоснование применения структурно-уровневого подхода к реализации промышленной политики с учетом растущего социально-экономического потенциала российской экономики при обоснованных приоритетах конкурентоспособности и императивах безопасности.

Это актуализирует проблему совершенствования институционально-экономического механизма обеспечения промышленной политики за счет активизации таких составляющих как законодательное регулирование деятельности промышленных предприятий, инновационно-технологическая ориентация производственного потенциала, стандартизация и сертификация промышленной продукции, льготное кредитование, реализация эффективной таможенной, налоговой и инвестиционной политики, госзаказ и управление госимуществом в промышленности и др.

Промышленная модернизация, рассматриваемая как базовое условие повышения конкурентоспособности российской экономики, является центральной проблемой при формировании и реализации промышленной политики. Технологическое отставание отечественной промышленности от передовых стран привело к ориентации экономики на экспорт сырья и энергоносителей, что существенно усилило диспропорции производственного комплекса. Для выхода из создавшейся ситуации, отягощенной последствиями мирового экономического кризиса, требуется активное государственное воздействие, направленное на наращивание производственных мощностей страны.

© М.Х. Балкизов, А.А. Боков, 2012

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА.

21

На современном этапе развития России промышленная политика, характеризующаяся такими тенденциями, как признание приоритета отраслей промышленности, нацеленных на поддержание жизнедеятельности, здоровья и благополучия населения; отход от ориентации на преобладание ОПК в общей структуре государственного производственного комплекса; возрастание роли социально значимых отраслей и сфер; стимулирование энергосбережения; ускоренное распространение информационных технологий; установление новых отраслевых технологических стандартов предполагает переход к инновационной модели стимулирования промышленного развития посредством использования адекватного институционально-экономического механизма, обеспечивающего эффективное управленческое воздействие государства на субъекты и сферы промышленного комплекса, с учетом возможности баланса их интересов, разграничения функций и многостороннего партнерства.

К числу основных приоритетов модернизации и инновационного характера основных сфер и отраслей промышленности России следует отнести: внедрение новейших медицинских технологий; многократное наращивание объектов производства отечественных медицинских препаратов; повышение энергоэффективности, реализацию стратегии энергосбережения; развитие космических технологий и телекоммуникаций; расширение сферы информационных технологий, что обусловливает необходимость принципиальных изменений в направлении поддержки основных элементов промышленной политики (структурной, бюджетной, налоговой, инновационной, инвестиционной), основанных на согласовании деятельности по реализации вышеуказанных приоритетов модернизации промышленности на всех уровнях государственного правления [2].

Промышленная политика современной России должна в процессе своей структурно-уровневой реализации основываться на учете понимания нового места нашего государства в меняющемся мире, на реалистичной постановке целей промышленной политики и выработке на основе этого новых механизмов ее реализации.

Современная эффективная промышленная политика подразумевает диалог между равноправными участниками разработки и реализации промышленной политики — государством, бизнесом, научными и общественными организациями. Рост функциональной нагрузки на систему отношений, складывающихся в рамках промышленной политики, обусловливает целесообразность ее многоуровневой организации.

В процессе пересмотра основных принципов промышленной политики и преломления их сквозь призму современного постиндустриального развития общества вопросы определения роли муниципальных образований в обосновании и осуществлении промышленной политики на муниципальном уровне, на наш взгляд, становятся все более актуальными.

Это связано прежде всего с тем, что промышленная политика макро- и мезоуровней имеет четко сформулированные функции, в то время как контуры муниципальной промышленной политики до сих пор остаются размытыми, что отражается в противоречивых научных суждениях о значении промышленной политики на муниципальном уровне и подтверждается отечественной практикой.

Изменившиеся условия и новые требования к современной промышленной политике предопределяют необходимость использования новых инструментов ее реализации. Среди них выделим наиболее значимые:

реализация приоритетных промышленных проектов различного масштаба. В качестве примера приоритетных промышленных проектов государственного масштаба можно привести реализацию целевых программ по АПК, доступному жилью и реформе ЖКХ, поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса и др.

частно-государственное партнерство (ЧГП). Сотрудничество между государством и частным сектором имеет давнюю историю, однако, особое внимание развитию ЧГП уделяется в нашей стране в настоящее время. По-видимому, появление двух наиболее значимых экономических сил —государства и частного бизнеса, прежде всего, в лице ТНК — предопределяет необходимость их более тесного сотрудничества.

кластерный подход к построению промышленной политики, который является не только средством достижения таких целей промышленной политики как структурные изменения, модернизация экономики, повышение ее конкурентоспособности, усиление инновационной направленности, но и мощным инструментом регионального и муниципального развития [1].

Модернизация промышленного предприятия как процесс совершенствования и трансформационных преобразований предполагает необратимые изменения, отвечающие основному принципу преобразования любой системы — принципу развития. Необратимость изменений подтверждает необходимость в стратегическом подходе к подготовке и принятию решений о модернизации, которая связана с существенным влиянием объектного (смена технологий, появление нового оборудования и отраслевых стандартов, экологизация) и субъектного (собственники, государство, конкуренты, персонал предприятия, финансовые структуры) воздействия и направлена на обеспечение устойчивости предприятия как экономической системы.

Обобщенная системная модель промышленного предприятия как объекта для целей модернизации (рис. 1) позволила установить, что информационная и логистическая подсистемы предприятия в основном подвергаются модернизации через имитацию на основе уже созданных и эффективно работающих стандартных образцов, что обеспечивает совместимость предприятий в условиях глобализации [3].

Для производственной подсистемы более существенен ориентир трансформационных преобразований. Это разрабатываемый образ (паттерн) модернизации по преобразованию предприятия, который:

либо является заимствованным проектом уже осуществленной модернизации лидером отрасли — имитационный вариант;

либо является новым проектом, разработанным исходя из проблемной ситуации самого промышленного предприятия с учетом специфики влияния внешней среды и собственных ресурсов предприятия, — радикальный вариант.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

22

М.Х. БАЛКИЗОВ, А.А. БОКОВ

Промышленное предприятие

Логистическая

подсистема

А

V

-\

V

Информационная подсистема и подсистема управления

л

V

Производственная

подсистема

Модернизация как имитация с целью снижения транзакционных издержек

Модернизация с целью снижения трансформационных издержек

MRP I, MRP II, ERP CAD, CAM, CAE, CALS АСУ

BI, SMED, 5S, VSM, TPM, EAM, CMMS, PPS, CIM TMS, WMS, SCM CRM Lean Production Модульное, мозаичное, виртуальное, интеллектуальное, интегрированное производство

Т.

Имитационный вариант

Трансфер

технологий

Технологическая

специализация

Модернизация как имитация с целью снижения транзакционных издержек

Радикальный вариант

Собственные

разработки

Р

і

TQM OLAP, PDM, EQR KM Project Expert Консультант Плюс, Гарант, Кодекс 1С, SAP, Парус СУБД

Операционные системы Антивирус

PLC, DSC SADT Web 2.0

Конкуренция Ресурсы Капитал НТП Институты

Рис. 1. Системная модель промышленного предприятия как объекта для целей модернизации

Таким образом, для обоснованного стратегического управления модернизацией промышленных предприятий необходимо применять инструментарий, включающий методы формирования, корректировки и расширения базовых и интегрального сценариев модернизации и стремиться разрабатывать стандартный контракт на модернизацию предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галачиева С.В., Алиханов А.В. Формирование и реализация стратегии повышения конкурентоспособности промышленного производства // Вопросы экономики и права. 2012. № 12.

2. Ковальчук Ю.А. Стратегическое управление эффективностью модернизации: монография. М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2010.

3. Мечикова М.Н. Институционально-экономический механизм реализации промышленной политики в современной России: структурно-уровневый подход // Экономика в промышленности. М.: Изд-во НИТУ «МИСиС», 2011. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.