Научная статья на тему 'Институциональная взаимосвязь ресурсной и инструментальной составляющих региональной экономической политики'

Институциональная взаимосвязь ресурсной и инструментальной составляющих региональной экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА / ЕГО ЧАСТИ / ИХ РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ / THE RESOURCE POTENTIAL OF THE TERRITORY / THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF FORMATION OF THE RESOURCE POTENTIAL OF THE REGION / PART OF IT / THEIR MANAGEMENT / INSTITUTIONAL MANAGEMENT TOOLS AREA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенко Д. М.

Несомненная актуальность и насущная необходимость углубленной разработки комплексной научной проблемы анализа эффективных вариантов использования уже имеющихся и поиска новых ресурсов, а также обоснования результативных инструментов развития социальной подсистемы экономики регионов Юга России объясняется тем, что в условиях модернизации постоянный поиск резервов повышения конкурентоспособности стал обязательным принципом эффективности и устойчивости территориального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional linkages and resource tool components of regional economic policy

The undoubted importance and urgent need for in-depth development of complex scientific issues to develop effective variаnts use of existing and finding new resources as well as studies of successful tools of social economy sub regions of Southern Russia due to the fact that in modernizing the constant search for improving the competitiveness of reserves was prerequisite for efficient and sustainable territorial development.

Текст научной работы на тему «Институциональная взаимосвязь ресурсной и инструментальной составляющих региональной экономической политики»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕСУРСНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

ВАСИЛЕНКО Д.М.,

преподаватель,

Северо-Кавказский институт — филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ, e-mail: certum@mail.ru

Несомненная актуальность и насущная необходимость углубленной разработки комплексной научной проблемы анализа эффективных вариантов использования уже имеющихся и поиска новых ресурсов, а также обоснования результативных инструментов развития социальной подсистемы экономики регионов Юга России объясняется тем, что в условиях модернизации постоянный поиск резервов повышения конкурентоспособности стал обязательным принципом эффективности и устойчивости территориального развития.

The undoubted importance and urgent need for in-depth development of complex scientific issues to develop effective vaunts use of existing and finding new resources as well as studies of successful tools of social economy sub regions of Southern Russia due to the fact that in modernizing the constant search for improving the competitiveness of reserves was prerequisite for efficient and sustainable territorial development.

Ключевые слова: ресурсный потенциал территории; институциональная среда формирования ресурсного потенциала региона; его части; их рациональное использование; институциональные инструменты управления территорией.

Keywords: the resource potential of the territory; the institutional environment of formation of the resource potential of the region; part of it; their management; institutional management tools area.

Коды классификатора JEL: R58.

На современном этапе развития особое значение приобретают адаптивность и скорость рефлексии внутренней среды региональных экономических систем на те динамичные и глубокие изменения, которые происходят во внешней среде. Вместе с тем, дополнительные конкурентные преимущества, а с ними и приток новых технологий, человеческого, организационного и финансового капитала, получают те территории, которые обладают способностью формирования в своей внутренней среде перспективных зон экономического роста, предъявляя внешним рынкам инновационные комбинации своих внутренних ресурсов, концептуальные стратегические решения и др.

За последние два десятилетия на мезоуровне экономики России сформировались функциональное содержание и структурная организация региональных экономических систем, определились основные векторы их развития, успех которого во многом обусловлен теми конкурентными преимуществами, что складываются во внутренней среде данных систем.

При этом важно иметь в виду следующее. Развитие дополнительных конкурентных преимуществ территорий предполагает формирование в их внутренней среде различного рода эффективных системных локализаций, к которым относятся региональные кластеры, особые экономические зоны, новые промышленные районы и др. В экономике России, которая территориально занимает одну седьмую часть суши земного шара, способность эффективно обустроить экономическое пространство, будь то пространство предприятия, местного хозяйства, региона или всей национальной экономики, — есть необходимое условие успешности всех бизнес-процессов, и от того, как обустроено имеющееся хозяйственное пространство, зависят общие результаты экономического развития.

© Д.М. Василенко, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

210

Д.М. ВАСИЛЕНКО

В подсистемных локализациях регионов России должны концентрироваться наиболее ценные ресурсы и факторы, создаваться вещественные продукты и услуги, реализация которых не только приносит субъектам бизнеса, населению и территориальному бюджету высокие и устойчивые доходы, но и обеспечивает региональной экономической системе приращение общего экономического потенциала, инвестиционной привлекательности, уровня жизни населения, культуры, имиджа.

Социально-ориентированный характер подобных системных локализаций востребован во многих региональных экономических системах Юга России, обладающих необходимыми природными условиями, технологиями, человеческим фактором, институтами и организационной культурой для успешного ведения всей совокупности воспроизводственных процессов, конечным результатом которых является приращение качества жизни населения. К таким региональным системам относятся и экономические системы регионов Юга России.

С учетом теоретических и исторических обобщений концептуальные подходы к анализу социальноэкономического содержания понятия «регион» могут быть существенно расширены в той части, где происходит формирование такой системы управления государством, в которой приоритет в решении экономических, социальных, экологических, научно-технических, гуманитарных вопросов все более переходит к регионам. Важнейшим атрибутивным признаком регионов является то, что они активно формируют взвешенную социально-экономическую политику, главным направлением которой выступает оказание всесторонней поддержки субъектов региональной экономики, которые ориентированы на модернизацию, инновационный прорыв, разработку и освоение масштабных социальных и управленческих технологий и инноваций, выпуск конкурентоспособных товаров и услуг, способных удовлетворять на основе современных социальных стандартов потребления растущие запросы населения территории, что оказывает существенное влияние на уточнение методологических подходов к выработке и принятию эффективных решений по проблемам использования ресурсов территории [1].

В ходе эволюционно-институционального анализа существенно дополняется представление о содержательном наполнении комплекса взаимосвязанных мезофакторов, которые предопределили траекторию социальноэкономического развития регионов Северного Кавказа по пути создания моноструктурной конфигурации индустриально-экономического пространства и институциональной незрелости инструментария региональной мо-дернизационной политики. Среди них надо назвать этапность освоения территории и неравномерность размещения природно-сырьевой базы и расселения жителей; военные действия; длительную промышленную моноспециализацию регионов; жесткую технологическую привязку территориальных производственных комплексов; экзогенный механический перелив основных ресурсов и факторов индустриального производства. Знание этих мезофакторов поможет расширить методологический инструментарий отбора ключевых проблем использования ресурсного потенциала региона, для того чтобы потом внести их в перечень разделов федеральных и региональных стратегических планов социально-экономического развития и программно-целевых документов.

На основе исследования степени адаптации формальных и неформальных институтов мы можем идентифицировать императивы, по которым происходит повышение эффективности использования составных частей ресурсного потенциала регионов Северо-Кавказского федерального округа. Эти части имеют различные признаки — естественногеографического, природного, земельного, национального, демографического, трудового, инвестиционного, финансового, политического, конституционного, правового, экономического, экологического характера, а трудности их реализации были значительно усугублены результатами осуществления административно-командной стратегии «догоняющего развития» в ходе институциональных трансформационных преобразований ХХ в. Среди этих трудностей надо назвать блокировку модернизационных реформ 60-х гг.; возникновение механизма торможения в 80-х гг.; экономический кризис 90-х гг. Зная реальные причины, можно вести работу по созданию организационноэкономических предпосылок перехода к сбалансированному использованию ресурсного потенциала регионов в целях оптимального сочетания отраслевого и территориального принципов развития экономики регионов СКФО.

Завершение рыночных преобразований в России поставило на повестку дня вопрос определения направления вектора эволюции трансформационных национальных и региональных экономик. В конце первого десятилетия XXI в. перед странами, осуществившими постсоциалистическую трансформацию, вновь встала задача обновления экономической системы на основе ориентации на модернизацию как альтернативу усилению их отставания от развитых стран. Ее решение является единственно возможным способом достижения долгосрочного динамичного развития страны и обеспечения высокого уровня благосостояния населения [2].

Для комплексного решения этой задачи целесообразно на основе системно-исторического подхода выяснить содержание институциональной среды формирования ресурсного потенциала региона, представляющей собой иерархическую систему социально-экономических и организационно-экономических отношений. Эти отношения выражают взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие естественно-природных, исторических, пространственных, социокультурных, нормативно-правовых, инфраструктурных, финансовых, этнических и др. элементов, которые основаны на сложившихся формах собственности на ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, на организационных формах предпринимательства, свойствах хозяйственного механизма и особенностях конкретных экономических связей между экономическими агентами. Именно такой подход дает возможность систематизировать и упорядочить процесс управления эффективным использованием ресурсного потенциала региональной экономики.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕСУРСНОЙ

211

Реализация такого подхода позволяет определить следующие основные группы ресурсов в составе ресурсной базы развития применительно к мезоуровню: ресурсы развития природного фактора; ресурсы развития технологического фактора; ресурсы развития субъектного фактора; ресурсы развития организационного фактора; ресурсы развития институционального фактора; ресурсы развития информативного фактора. При этом в составе каждой группы приоритеты определяются конкретными условиями формирования и развития социальной подсистемы.

Определение состава ресурсной базы развития рынка трудовых ресурсов заслуживает отдельного упоминания ввиду того, что в современной ситуации в регионах Юга России именно от использования трудовых ресурсов зависят уровень и качество социально-экономической жизни. Применительно к потребностям анализа развития рынка трудовых ресурсов в условиях модернизации территории, в работе сформирована специальная редакция производственной функции, в основание которой положены следующие принципы: представление важнейших индикаторов подсистемы трудовых ресурсов (численный состав, половозрастная структура, профессиональная структура и др.) как функций некоторой совокупности взаимосвязанных факторов-аргументов; включение в состав указанной совокупности факторов, наряду с факторами, применяемыми в современной общей редакции производственной функции, двух факторов, отражающих специфические условия процесса модернизации: субъектного фактора, включающего в себя как рабочую силу, так и человеческий капитал, и информативного фактора.

Подобная логическая цепочка позволяет следующим образом определить специфические характеристики социальной подсистемы как особого профиля конфигурации приоритетных векторов развития и функциональных подсистем, складывающихся во внутренней среде регионов России:

1) формирование данной подсистемы на основе институционального упорядочивания и системной организации взаимосвязанной совокупности процессов воспроизводства и эффективного распределения трудовых ресурсов, локализованных в пространстве региона;

2) использование в качестве потенциала ее формирования и развития естественных сил притяжения (спецификации активов, контрактов, форм поведения) участников соответствующего локального рынка труда;

3) поэтапное становление механизма управления региональной подсистемой трудовых ресурсов как упорядоченной рыночной локализацией на основе делегирования ей части полномочий, осуществляемых заинтересованными участниками рынка;

4) возникновение и развитие потребности в специальном территориальном регулировании и институциональном оформлении соответствующего регулятора (территориальной службы, занимающейся мониторингом, анализом, оперативным и стратегическим регулированием развития рынка трудовых ресурсов как рыночной организации).

Последовательная реализация указанных принципов предполагает соответствующую инструментальную поддержку. Можно предложить следующие инструменты развития социальной подсистемы в условиях модернизации экономики регионов России, относящиеся к группе институциональных инструментов: территориальный фонд поддержки перспективных инноваций в воспроизводстве трудовых ресурсов (некоммерческая организация, участники которой сохраняют право ведения коммерческой деятельности, в том числе, микрокредитования, стартового инвестирования разработки инновационных идей и др.); территориальная ассоциация участников рынка труда, на основе которой могут сформироваться механизмы управления подсистемой; институционально-хозяйственная форма тройственного партнерства с участием государства, частного бизнеса и компетентных общественных организаций, обеспечивающая транспарентность отношений в подсистеме и снижение уровня бюрократических издержек и коррупции.

Выявление основных барьеров процесса развития социальной подсистемы в условиях модернизации экономики регионов Юга России. Результаты анализа динамики и характера становления и развития социальной подсистемы регионов Юга России свидетельствуют о наличии ряда существенных барьеров данного процесса, для оценки которых применительно к условиям модернизации экономики региона можно применить следующий алгоритм: определение доминирующих факторов развития производственной функции, адекватной данной региональной системе применительно к условиям модернизации; обобщение результатов оценки с целью выявления основных барьеров развития социальной подсистемы, для преодоления (снижения) которых необходимы специальные инструменты [2].

Обобщение этих тезисов позволяет определить основные барьеры процесса развития социальной подсистемы в условиях модернизации экономики регионов Юга России: институциональная инерция структуризации внутренней среды региона (институциональный фактор); отсутствие адекватного системного компонента в составе региональной экономической политики (институциональный и организационный факторы); высокий уровень бюрократических издержек территориального регулирования локального рынка труда (организационный фактор); дефицит элементов человеческого капитала и инновационных нематериальных активов в составе участников локального рынка труда (субъектный и информативный факторы).

На основе эвристичного потенциала институциональной экономики сущность инструментов управления социально-экономическим развитием региона раскрывается в виде элементов социально-экономического механизма, взаимоувязывающего государственное регулирование и региональное самоуправление на основе реального сочетания планово-регулирующих и рыночных методов[3]. Необходимость поддержания оптимального сочетания между административными и экономическими рычагами дает возможность представить социально-экономическое

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

212

Д.М. ВАСИЛЕНКО

развитие региона в качестве пространства реализации базисных принципов эффективного регулирования и взаимодействия составляющих элементов процесса использования ресурсного потенциала территории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дорошенко С.В. Институт стратегического планирования в условиях формирования саморазвивающихся регионов / А.И.Татаркин, С.В. Дорошенко //Экономика и общество. М. 2009. № 11-12.

2. Дружинин А.Г. Глобальное позиционирование Юга России: факторы, особенности, стратегии. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 2009.

3. Федеральные целевые программы. [Электронный ресурс] / Электрон. дан. М.: ФЦП 2009. иИ.: http://www.pro-grams-gov.ru, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.