АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
45
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
МИСАКОВ В.С.,
доктор экономических наук, профессор, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова,
e-mail: vsm.ov@inbox.ru;
РАСУМОВ В.Ш.,
соискатель,
Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН, e-mail: rasumoff@gmail.com
В статье рассмотрены проблемы формирования конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов регионального производственного комплекса.
Ключевые слова: конкурентные преимущества; хозяйствующие субъекты; региональные производственные комплексы.
FORMATION OF THE COMPETITIVENESS PRIORITY DIRECTIONS IN THE AGRICULTURAL PROCESSING INDUSTRY
MISAKOV V.S.,
Doctor of Science, Professor, Kabardino-Balkaria State Agrarian University named after V.M. Kokov,
e-mail: vsm.ov@inbox.ru;
RASUMOV V.S.,
Competitor,
Institute of Informatics and Problems of Regional Management Kabardino-Balkaria Scientific Center, Russian
Academy of Sciences, e-mail: rasumoff@gmail.com
In article problems of formation of competitive advantages of managing subjects of a regional industrial complex are considered.
Keywords: the competitive advantages; managing subjects; regional industrial complexes.
JEL classification: Q13, Q16.
Успех развития хозяйствующих субъектов регионов в условиях ВТО во все большей степени обусловлен необходимостью обновления технологий, занятия новых рыночных ниш и организационных нововведений, называемых институциональными инновациями. Одной из ключевых причин снижения конкурентоспособности перерабатывающих предприятий республик СКФО является их низкая инновационная активность.
Опыт западных стран позволяет говорить о том, что вмешательство государства в инновационные процессы необходимо лишь для того, чтобы в предпринимательской среде формировать инновационные стимулы, которые не генерирует в доста-
© В.С. Мисаков, В.Ш. Расумов, 2013
TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
точной степени несовершенная институциональная среда. Сегодня есть острая необходимость стимулирования внедрения прогрессивных технологий, выхода на новые рынки и запуска собственных технологических инноваций (Аристов, 2004).
В табл. 1 приведен макет реализации алгоритма государственной НТП поддержки инноваций, направленных на стимулирование роста конкурентоспособности хозяйствующих субъектов регионального АПК.
В республиках Юга России большое внимание уделяется формированию межотраслевых кластеров как ключевого фактора повышения отраслевой конкурентоспособности региональных агропромышленных предприятий. По определению (Туриева, Шогенов, 2010) под кластером понимается сеть независимых производственных, сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологии и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые центры), связующих рыночных институтов (брокер, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. Такая, и вместе с тем, очень сложная структура позволяет сокращать осуществляемые трансакционные издержки.
Таблица 1
Алгоритм государственной научно-технической политики поддержки инноваций
Государственные научно-технические программы Поддержка инфраструктуры регионального АПК и распространение технологий Институциональная поддержка Мотивация
Цели Развитие технологии до стадии их конкурентоспособности Посреднические функции, соединение различных участников инновационного процесса "Выращивание" и поддержка государственных НИИ Стимулирование технологических инноваций на частных предприятиях
Инструменты Отраслевые и региональные научнотехнологические программы Образование,техническая информация, стимулирование совместного использования оборудования для НИОКР Финансирование фундаментальных исследований и субсидирование операционных расходов институтов Освобождение от налогов, финансовая помощь, субсидирование
Влияние на предприятия пищевой промы шленности Расширение знаний и владение современными технологиями Поддержка эффективного последующего использования технологии промышленностью "Выращивание" партнеров для технологического развития промышленности Усиление технологического потенциала частных фирм
В связи с этим, среди экономистов довольно популярной стала модель М. Портера «правило ромба ("Даймонд"). Система взаимодействий, предложенная М. Портером определяет эмерджентность и базирующуюся на ней конкурентоспособность кластера. Здесь надо исходить из того, что условия и факторы производства формируются за счет оптимизации человеческих и природных ресурсов, административной и научно-технологической и иной инфраструктуры. Эта система факторов и условий выступает основополагающих при определении специализации и качества. Смежные и обслуживающие отрасли обычно обеспечивают внедрение инновационного оборудования, формирует конкурентные преимущества предприятия. Следующим фактором роста конкурентоспособности кластера является уровень организованности и требовательности местного потребителя. Эмерджентность взаимодействий в кластере сопровождается повышением производительности за счет инновации в технологической и организационной сферах и стимулированием появления новых бизнесов, расширяющих границы кластера.
В свою очередь, кластерная структуризация экономики существенно меняет вектор развития общей экономической политики государства. В первую очередь, это сопряжено с поддержкой науки, рискованных инноваций, экспортной деятельностью, созданием необходимой инфраструктуры и образованием. Развитие кластеров, бесспорно, ведет к повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, территорий и страны в целом (Мисаков, 2009).
На основе кластерного подхода мы разработали программу развития перерабатывающих предприятий Чеченской и Кабардино-Балкарской республик.
Общая структура кластера состоит из двух разделов: 1). координационный центр, 2). группы хозяйствующих субъектов (по отраслям).
Функциональными обязанностями координационного центра являются:
• выявление «базовых» хозяйствующих субъектов и определение их специализации;
• организация совместных проектов по разработке прогрессивных технологий;
• наладка деловых связей между «базовыми» предприятиями;
• анализ и диагностика финансово-экономического и технологического состояния производства; анализ качества продукции.
Анализ вектора развития региональной экономической системы республик Юга России свидетельствует, что в последние годы наметился рост прогрессивных технологий во всех сферах народного хозяйства, как ключевого инструмента экономии. Такое динамичное и эффективное преобразование стало возможным во многом благодаря прогрессу базы ее основных компонентов АПК.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ.
47
Одним из стратегических направлений развития перерабатывающих предприятий АПК Чеченской Республики стали модернизация и реконструкция основных фондов отрасли, что позволило не только продлить их ресурсы, но и заменить основное и вспомогательное оборудование на новые с улучшенными технико-экономическими характеристиками.
Ключевым рычагом, направленным на снижение дифференциации уровня развития хозяйствующих субъектов региональных производственных комплексов, на наш взгляд, должно быть эффективное стратегическое управление формированием конкурентных преимуществ региона.
Система стратегического управления конкурентоспособностью региональными производственными комплексами, в том числе, должна:
• быть ориентирована на постоянное возобновление производства с целью удовлетворения потребностей региона;
• стимулировать инновационное развитие хозяйствующих субъектов;
• учитывать социо-эколого-экономические и другие аспекты управления и их взаимосвязи;
• ориентирована на усиление взаимосвязей между различными подсистемами и компонентами региональной экономической системы;
• направлена на выбор оптимальных соотношений между стандартными и индивидуальными решениями при выборе объектов с учетом вероятности возникновения природных и технологических катастроф и разработки превентивных мер с целью смягчения ущерба от них.
С учетом методологии системного анализа территория как целое (система более высокого порядка) определяет характер региональных производственных комплексов, их виды деятельности, стратегическую направленность развития (Крепкий, 2008). Наряду с этим любое предприятие представляется особым по своей структуре, организации производства, способам достижения цели и т. п. Сосредоточение усилий хозяйствующих субъектов посредством кооперации, концентрации, специализации создает возможности возникновения синергетических эффектов, формирующих, в том числе, и инвестиционную привлекательность региона (рис. 1).
Рис. 1. Роль АПК в развитии Чеченской Республики
При этом, мы исходим из того, что повышение конкурентоспособности отдельных хозяйствующих субъектов адекватно способствует росту конкурентоспособности региона.
Образуемые в ходе кластерного процесса синергетические эффекты могут иметь следующие механизмы их создания:
• обобществление ресурсов и совместная деятельность;
• повышение эффективности маркетинга и НИР в виде результатов непрямого воздействия.
Таким образом, стратегическое управление конкурентоспособностью региона априори ориентировано на формирование и поддержание конкурентных преимуществ региональной производственно-экономической системы.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
Как видно из рисунка, цель системы стратегического управления конкурентоспособностью региональной экономической системы состоит в повышении эффективности функционирования его субъектов на основе разработки механизма системной диагностики и оценки и обоснованности всех принимаемых управленческих решений с позиций их воздействия на рост конкурентоспособности. Все это должно быть направлено на обеспечение достижения заданной стратегической цели устойчивого развития региона посредством улучшения качества жизни населения (Яновский, Жаворонков, Кочеткова, Мажуга, 2001).
Элементами данной системы являются:
• выработка целевой ориентации системы и границ ее функционирования;
• выработка конкретной цели, объектов, критериев и системы базовых показателей функционирования системы;
• разработка задач и функциональной структуры системы;
• разработка регламентов принятия УР при изменении показателей деятельности системы.
Центральная задача органов власти депрессивных республик Юга России состоит в нивелировании негативного
воздействия внешнего окружения среды функционирования субъектов региональной экономической системы.
Надо отметить, что качество системы управления является ростообразующим конкурентоспособности товаров и продукции хозяйствующих субъектов и региона в целом (в данном случае под качеством мы понимаем свойство или совокупность существенных свойств системы, обусловливающих их соответствие для использования по назначению и определяемых составом, структурой, организацией системы. В идеале это означает, что рост качества системы стратегического управления конкурентоспособностью региона (региональными производственными комплексами, предприятиями) должен привести к росту качества самой системы, ее конечных результатов.
Качество системы стратегического управления конкурентоспособностью региональной экономической системы можно рассматривать в виде комплексного показателя, определяющего возможности достижения и наращивания конкурентных преимуществ региона как эксклюзивной ценности, которой обладает регион. Особенностью данного вида преимуществ является невозможность их копирования или воспроизводства конкурентами, т. к. они вырабатываются практическим путем и адаптированы к конкретной системе конкретными личностями.
ЛИТЕРАТУРА
Аристов С.А. (2004). Имитационное моделирование экономических систем: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та.
Крепкий Л.М. (2008). Регулирование экономических циклов. М.: Экономика.
Мисаков В.С. (2009). Стратегическое управление развитием предприятий как основа формирования конкурентных преимуществ // TERRA ECONOMICUS. Экономический вестник Ростовского государственного университета. Ростов-н/Д: РГУ. № 2.
Туриева Э.М., Шогенов А.М. (2010). Разработка стратегии повышения отраслевой конкурентоспособности предприятий регионального производственного комплекса // TERRA ECONOMICUS. Ростов-н/Д. № 2. Ч. 3.
Яновский К.Э., Жаворонков СВ., Кочеткова О.В., Мажуга А.Ю. (2001). Политико-экономические проблемы российских регионов / Ин-т Экономики переходного периода. M.
REFERENCES
Aristov S.A. (2004). Simulation modeling of economic systems: the manual. Ekaterinburg : Publishing House Ural. gov.ekon.university. (In Russian.)
KrepkiiL.M. (2008). Regulation of economic cycles. Moscow: Economics. (In Russian.)
Misakov V.S. (2009). Strategic management of enterprise development as a basis of competitive advantage. TERRA ECONOMICUS. Economic Herald of the Rostov State University. Rostov-on-Don, Rostov State University. No. 2. (In Russian.)
Turieva E.M., Shogenov A.M. (2010). Strategies of the development to enhance the competitiveness of industry enterprises of regional industrial complex. TERRA ECONOMICUS. Rostov-on-Don. No. 2 . P. 3. (In Russian.)
Janowski C.E., Zavoronkov S.B., Kochetkova O.V., Mazhuga A.Yu. (2001). The political and economic problems of Russian regions. Institute of Economics of Transition. M. (In Russian.)