Научная статья на тему 'Разработка стратегии повышения отраслевой конкурентоспособности предприятий регионального производственного комплекса'

Разработка стратегии повышения отраслевой конкурентоспособности предприятий регионального производственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕГИОН / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИЯ / STRATEGY / A COMPETITION / THE ENTERPRISE / REGION / AN INDUSTRIAL COMPLEX / AN INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туриева Э. М., Шогенов А. М.

В статье рассмотрены проблемы разработки стратегии повышения отраслевой конкурентоспособности предприятий регионального производственного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Develop a strategy to improve industrial competitiveness of the regional industrial complex

In article problems of working out of strategy of increase of branch competitiveness of the enterprises of a regional industrial complex are considered.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии повышения отраслевой конкурентоспособности предприятий регионального производственного комплекса»

OACDAAIOEA NOOAOAAEE TlAUOAIEB IOOANEAAIE

EirEODArOlNIjNlAflNOE TOAATdEBOEE

OAAEIIAEUIIAI TOIECAIANOAAIIIAI EIU'EAENA

ТУРИЕВА Э.М.,

преподаватель,

ФГОУ ВПО «Горский государственный аграрный университет», 362000, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37;

ШОГЕНОВ А.М.,

аспирант,

ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова», 360004, Нальчик, ул.Чернышевского, 173

В статье рассмотрены проблемы разработки стратегии повышения отраслевой конкурентоспособности предприятий регионального производственного комплекса.

Ключевые слова: стратегия; конкуренция; предприятие; регион; производственный комплекс; инновация.

In article problems of working out of strategy of increase of branch competitiveness of the enterprises of a regional industrial complex are considered.

Keywords: strategy; a competition; the enterprise; region; an industrial complex; an innovation.

Коды классификатора JEL: R32, R38.

Успех развития регионального агропромышленного комплекса в современных условиях во все большей степени обусловлен обновлением технологии, освоением новых рыночных ниш и организационными нововведениями, которые принято называть институциональными инновациями. Одна из причин снижения конкурентоспособности промышленных предприятий АПК РСО-Алания — их низкая инновационная активность.

Опыт стран, сопоставимых с Россией по уровню развития, свидетельствует, что вмешательство государства в инновационные процессы нужно для того, чтобы в самом частном секторе создать те стимулы к инновациям, которые не генерирует в достаточной степени несовершенная институциональная среда. Речь идет о стимулах к внедрению новых технологий, выходу на новые рынки и запуску собственных технологических инноваций.

Макет модели государственной научно-технической политики поддержки инноваций в целях стимулирования роста конкурентоспособности перерабатывающих предприятий пищевой промышленности регионального АПК представлен в таблице.

© Э.М. Туриева, А.М. Шогенов, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

Таблица

Модель поддержки инноваций

Методы Государственные научнотехнические программы Поддержка инфраструктуры регионального АПК и распространение технологий Институциональная поддержка Мотивация

Цели Развитие технологии до стадии их конкурентоспособности Посреднические функции, соединение различных участников инновационного процесса «Выращивание» и поддержка государственных НИИ Стимулирование технологических инноваций на частных предприятиях

Инструменты Отраслевые и региональные на-учно-технологи-ческие программы Образование, техническая информация, сти мулирование совместного использования оборудования для НИОКР Финансирование фундаментальных исследований и субсидирование операционных расходов институтов Освобождение от налогов, финансовая помощь, субсидирование

Влияние на предприятия пищевой промышленности Расширение знаний и владение современными технологиями Поддержка эффективного последующего использования технологии промышленностью «Выращивание» партнеров для технологического развития про мышленности Усилениетехно-логического потенциала частных фирм

Одной из форм повышения отраслевой конкурентоспособности российских промышленных предприятий АПК может быть формирование межотраслевых кластеров. Кластер — это сеть независимых производственных, сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологии и ноу-хау (университеты, научноисследовательские институты, инжиниринговые центры), связующих рыночных институтов (брокер, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. Такая структура позволяет минимизировать трансакционные издержки.

В основу функционирования кластера может быть положена модель М. Портера «правило ромба («Даймонд»). Комплекс взаимодействий, предусмотренный в этом ромбе, определяет эмерджентность и базирующуюся на ней конкурентоспособность кластера. Условия производства создаются за счет удачного сочетания природных и человеческих ресурсов, капитала, физической, административной и научнотехнологической инфраструктуры. Эти условия выступают фундаментом факторов специализации и качества. Связанные и вспомогательные отрасли обеспечивают внедрение инновации по линии комплектующих и технологического оборудования, что делает их более конкурентоспособными. Для роста конкурентоспособности кластера важно наличие требовательного местного потребителя. Эмерджентность взаимодействий в кластере обусловливает повышение производительности за счет инновации в технологической и организационной сферах и стимулирования рождения новых бизнесов, расширяющих границы кластера.

В свою очередь кластерная структуризация экономики оказывает существенное влияние на общую экономическую политику государства. Прежде всего это связано с поддержкой науки, рискованных инноваций, экспортной деятельностью, созданием необходимой инфраструктуры и образованием. Политика, опирающаяся на развитие кластеров, ведет к повышению конкурентоспособности предприятий, их объединений, регионов и государства в целом.

С учетом кластерного подхода проведем разработку программы развития предприятий пищевой промышленности РСО-Алания.

Общая структура кластера представлена двумя блоками: координационным центром, группой перерабатывающих предприятий (по отраслям).

В функции координационного центра включены:

♦ определение «базовых» предприятий и направлений их специализации;

♦ проведение совместных разработок новых технологий;

♦ налаживание связей между «базовыми» предприятиями — кооперация;

♦ диагностика состояния производства и уровня качества продукции. Анализ тенденций развития региональной экономики в последние годы свидетельствует о росте передовых технологий и проникновении ее практически во все сферы хозяйствования, как важнейшего инструмента экономии и эффективного использования всех видов ресурсов. Такое быстрое и динамичное развитие инновационной технологии стало возможным во многом благодаря прогрессу базы ее основных компонентов агропромышленного комплекса.

Рассмотрим прогноз емкости рынка продукции пищевой промышленности.

Одним из стратегических направлений развития предприятий пищевой промышленности РСО-Алания является техническое перевооружение и реконструкция эксплуатируемых основных фондов отрасли с продлением их ресурса и заменой основного и вспомогательного оборудования на новое с улучшенными технико-экономическими характеристиками.

Инструментом, позволяющим снизить дифференциацию уровня развития промышленных предприятий регионального производственного комплекса, по нашему мнению, может быть эффективное стратегическое управление конкурентоспособностью региона.

Система управления конкурентоспособностью региона должна:

♦ иметь ориентацию на постоянное возобновление производства для удовлетворения потребностей регионального рынка с меньшими совокупными затратами на единицу полезного эффекта;

♦ стимулировать развитие предприятия на основе активизации инновационной деятельности;

♦ учитывать технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты управления и их взаимосвязи;

♦ способствовать усилению взаимосвязей между отдельными подсистемами и компонентами региональной экономики, стадиями жизненного цикла продукции (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т.д.), уровнями управления по вертикали, субъектами управления по горизонтали;

♦ ориентироваться на выбор оптимального соотношения между стандартными и индивидуальными решениями при формировании объектов, разработку и внедрение системы стандартов соответствующей категории в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни и здоровья человека, имущества, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции, качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, единства измерений, экономии всех видов ресурсов, безопасности предприятий с учетом вероятности возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

♦ учитывать интересы внешних и внутренних потребителей посредством повышения качества объекта (выхода системы) в соответствии с их нуждами, экономии ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов, экономии ресурсов в производстве объ-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

екта за счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса, совершенствования системы менеджмента;

♦ способствовать формированию уникальных конкурентных преимуществ;

♦ обеспечивать непрерывность процесса управления как цепочки взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию;

♦ осуществлять выбор приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов, в том числе используя метод ранжирования;

♦ быть пригодной для конкретной ситуации в конкретном месте и в конкретное время;

♦ иметь нормативные методы при управлении социальной сферой;

♦ основываться на применении качественных оценок;

♦ способствовать более эффективному использованию человеческих ресурсов;

♦ учитывать влияние внешней среды, конкуренции на региональный рынок;

♦ обеспечивать развитие информационных связей (через Интернет и т.д.) организаций и физических лиц с поставщиками и потребителями;

♦ иметь правовое и методическое обеспечение процесса разработки и реализации управленческих решений, систему учета, контроля и мотивации качественного решения и др.

С учетом методологии системного анализа регион как целое (система более высокого порядка) определяет характер предприятий, их виды деятельности, стратегическую направленность развития. В то же время, каждое предприятие является индивидуальным по своей структуре, организации производства, способам достижения цели и т.п. Объединение усилий предприятий посредством кооперирования, концентрации, специализации способствует возникновению синергетических эффектов, усиливающих общую привлекательность региона, способствующих решению проблем региона с наименьшими затратами.

Вместе с тем повышение конкурентоспособности отдельных предприятий будет способствовать росту конкурентоспособности региона.

Возникающие при этом синергетические эффекты как результат деятельности кластера могут иметь четыре механизма их создания:

♦ обобществление ресурсов или деятельности, т.е. совместная деятельность, инжиниринг, закупки, производство, маркетинговые программы и т.п. для достижения эффекта масштаба;

♦ эффекты «разлива» маркетинга и НИР как результаты косвенного воздействия (внешних эффектов);

♦ «схожие» отрасли, например, знания и навыки могут быть обобществлены предприятиями родственных отраслей;

♦ общий имидж.

Для получения больших выгод в динамике следует обеспечить соответствие текущей и будущей стратегий развития регионов и ее хозяйствующих субъектов, что означает: текущая стратегия должна предполагать накопление и соответствующее изменение имущества предприятий с тем, чтобы иметь возможность реализовать стратегию будущего развития.

Системное управление конкурентоспособностью региона должно быть направлено на формирование и поддержание факторов и показателей конкурентоспособности производственно-экономической системы, обеспечивать формирование и развитие в ней устойчивых конкурентных преимуществ высокого уровня, в том числе и выпуск высококонкурентных товаров или услуг в условиях воздействия среды высокой степени неопределенности и изменчивости.

Целью системы управления конкурентоспособностью региона является повышение эффективности функционирования его субъектов на основе разработки механизма комплексной оценки и обоснованности всех принимаемых управленческих решений с точки зрения их влияния на увеличение конкурентоспособности, обеспечивая при этом достижение запланированных стратегических целей развития региона посредством наилучшего удовлетворения потребностей населения.

Элементами такой системы могут быть:

❖ установление целевой ориентации системы и рамок ее функционирования;

❖ определение конкретных целей, объектов, критериев и системы базовых показателей функционирования системы;

❖ формирование состава задач и функциональной структуры системы;

❖ установление регламентов принятия управленческих решений при изменении показателей деятельности системы:

❖ определение регламентов развития и совершенствования системы. Одной из задач региональных органов власти является нивелирование отрицательного воздействия внешнего окружения среды функционирования субъектов региональной экономики и поощрение желательного поведения.

Объектом управления системы конкурентоспособности выступает управляемая подсистема. Управляющая подсистема анализирует влияние внешних факторов на состояние региона и его субъектов. Через маркетинговую подсистему она получает информацию о производителях, потребителях, спросе на товар, требованиях по качеству и ценности товара, прогнозах новых запросов потребителей. На основании этой информации определяются цели, параметры и показатели инновационнотехнологической подсистемы; формулируются цели и показатели инвестиционной подсистемы, призванной обеспечить финансирование инноваций за счет собственных и привлеченных средств; определяются потребности в обновлении и модернизации имеющейся производственной подсистемы управления конкурентоспособностью. Весьма важным моментом является обеспечение оптимального, сбалансированного функционирования всех подсистем управления конкурентоспособностью. Только в этом случае обеспечивается синергетический эффект, достижение и воспроизводство устойчивых конкурентных преимуществ всей системы.

Управляемая система как объект управления включает: товары и услуги, ресурсы, предприятия и организации, систему управления конкурентоспособностью. Поэтому управляющие воздействия системы управления должны быть направлены на повышение конкурентоспособности: системы управления, качества стратегии повышения конкурентоспособности, рост потенциала региона и его субъектов, качества товаров и услуг, выпускаемых предприятиями и организациями.

Следует отметить, что качество системы управления является определяющим для роста конкурентоспособности товаров и услуг, предприятий и организаций, региона в целом. При этом под качеством понимается свойство или совокупность существенных свойств системы, обусловливающих ее пригодность (соответствие) для использования по назначению и определяемых составом, структурой, организацией системы. Что в идеале означает: рост качества системы управления конкурентоспособностью объекта должен вести к росту качества самой системы, ее результатов.

Качество системы управления конкурентоспособностью региона — комплексный показатель, определяющий возможность достижения и наращивания конкурентных преимуществ региона как эксклюзивной ценности, которой обладает регион. Формирование конкурентных преимуществ региона проходит под влиянием внешних и внутренних факторов. При этом к внутренним факторам можно отнести организации и предприятия, осуществляющие деятельность на территории данного региона.

Из всех видов внутренних преимуществ организационные конкурентные преимущества создаются самой системой управления и полностью зависят от уровня ее

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

развития и организации. Особенностью данного вида преимуществ является невозможность их копирования или воспроизводства конкурентами, так как они вырабатываются практическим путем и адаптированы к конкретной системе.

Исходя из вышеизложенного можно предположить, что органы региональной власти, реализующие особые подходы, формы, методы, использующие специфические инструменты управления конкурентоспособностью региона, имеют возможность получать дополнительные выгоды или ренту от «уникально эффективных действий», стимулируя тем самым субъекты региональной экономики к формированию новых комбинаций ресурсов и увеличению потенциала региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крепкий Л.М. Регулирование экономических циклов. М.: Экономика, 2008.

2. Кулагина Г.Д., Степанян Е.Я. Анализ региональной дифференциации показателей эффективности производства и определяющих ее факторов // Вопросы статистки. 1999. № 5. С. 23-28.

3. Мисаков В.С. Методологические аспекты территориального экономического развития. Нальчик: ЗАО «Насып», 2008.

4. Федосова Р.Н., Крюкова О.Г. Управление рисками промышленных предприятий: опыт и рекомендации. М.: Экономика, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.